ПРОПОВЕДИ
Нам дарованы великие и драгоценные обетования
2Пет.1.4 «Которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью».
Божьи обетования – это многие заявления Бога, в которых Он обещает послать какие-то блага или удалить какое-либо зло. В этом смысле они являются наиболее благословенным проявлением Божьей любви к Своему народу. Божьи обетования открывают нам благую Божью волю к Своим детям и Его желание излить на них богатство Своей благодати. Божьи обетования – это внешние свидетельства Его сердца, сердца Того, Кто вечно любит Своих чад и всё предопределил для них. Говоря о Божьей любви, можно рассматривать три ее ступени. Вначале – внутренне желание Бога проявить ее; затем откровение этого намерения тем, кого оно касается; в конце – действительное осуществление этой цели. Пока любовь скрывается, она не может утешить нас. Бог же, являющийся Богом любви, не только любит Своих, не только проявляет Свою любовь к ним в нужное время, но Он желает, чтобы мы были информированы о Его замыслах, с тем, чтобы мы могли успокоиться в Его любви, положиться на Его надежные обетования. И тогда скажем вместе с псалмопевцем Давидом: Пс.118.103 «Как сладки гортани моей слова Твои! Лучше меда устам моим».
Бог в Своем Слове нам дал сотни обетований (обещаний) и все их или уже сдержал или обязательно сдержит. Если уж кому можно было сомневаться, сдержит ли Бог Свои обещания, то это был Авраам. Бог обещал Аврааму сына, когда ему и его жене было уже за 90. Но про Авраама написано: Рим.4.18 «он сверх надежды поверил с надеждою». В соответствии с обычным порядком природы у Авраама не было никакой надежды на то, что он может стать отцом, поскольку и он, и Сарра были так стары. Но, вопреки человеческой надежде, всегда ищущей естественные основания, он поверил в ту надежду, которую внушало слово Божия обетования. Выражение «с надеждой» указывает на сущность и природу веры Авраама. Следовательно, вопреки всему, что видишь и чувствуешь, поверить в речение всемогущего и истинного Бога – это и есть повседневная борьба и упражнение спасительной веры. Какое чудо благодати эта вера! Какие прекрасные дары мы получаем через веру! Если нам хочется на что-то надеяться, и надеяться не напрасно, тогда лучше всего изучать Библию. Там найдем обещания, которые касаются лично нас. Без обещаний жить нельзя, а Бог Свои обещания всегда держит.
В первой главе книги Бытие несколько раз повторяются слова «И стало так». Что бы ни сказал Бог, всегда так и происходило. Читая о сотворении нашего мира, мы можем вспомнить о других словах, сказанных Богом Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Это те слова, на которые мы можем положиться. Господь Иисус, говоря о Своих последователях, сказал: Ин.10.28 «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки моей». Возложив упование на Него, мы можем быть уверены, что у нас здесь и сейчас есть спасение, и мы будем вечно жить с Господом. Одно из самых утешительных обетований Христа гласит: Ин.14.3 «Приду опять и возьму вас к Себе». И в это обетование нужно поверить и ждать с надеждой. Он сказал – и станет так.
Вернемся к нашему эпиграфу «Которыми дарованы нам великие …». Блага, даруемые обетованиями, чрезмерно велики. Одно из подразумеваемых здесь благословений – прощение грехов. Каждый человек, хотя бы отчасти познавший силу гнева Божьего, готов признать, как велико это благословение. Прощение многочисленных и отвратительных грехов, каждый из которых заслуживает вечного Божьего гнева и проклятия – это одно из чудес Его Евангелия. Благословения, обетованные в Евангелии, весьма драгоценны. Насколько великим было обетование Ветхого Завета о Семени жены, т.е. о Христе Иисусе, настолько же велико обетование Нового Завета о Духе Святом. Перед Своим вознесением Господь Иисус сказал ученикам: Лк.24.49 «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас». Как драгоценен должен быть Дух Святой, оживляющий, просвещающий и освящающий душу человека. О принявших обетования Евангелия написано, что они соделались причастниками Божеского естества. Они обновились духом ума своего в познании по образу Божьему, в праведности и святости. Их сердце представлено Богу, на служение Ему. Они имеют Божий нрав и характер. Те, в ком Святой Дух производит Божеское естество, освобождены от рабства тлению. Люди, пережившие по действию Святого Духа духовное возрождение, введены в свободу детей Божьих. Ибо растление похотью господствует в мире. Кто не от Бога Отца, но от мира, тот находится во власти греха. Грех господствует над людьми мира сего через их похоти. Их желания влекут их к нему, и поэтому он управляет ими.
Божьи обетования можно разделить на две группы. 1. Общие обетования, относящиеся ко всему человеческому роду. 2. Ограниченные обетования, данные отдельным лицам. Примеры общих Божьих обетований: обетование Спасителя Быт.22.18 «И благословятся в семени твоем все народы земли»; обетование жизни во Христе Иисусе (слова Спасителя) Ин.6.47 «верующий в Меня имеет жизнь вечную»; обетование вечного наследия Евр.9.15 «Он (Господь Иисус) есть Ходатай Нового Завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетование». Пример ограниченного обетования – обетование сына Аврааму: Быт.18.14 «В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын».
Ниже рассмотрим, кто может пользоваться Божьими обетованиями и как пользоваться ими. Библия учит, что обетование Бога будет исполнено только для тех, кто получит его через веру. С другой стороны, она объявляет, что если в сердце гнездится некое сомнение или неуверенность, то обетование становится тщетным. Наконец, она (Библия) объясняет, что обетования основаны не на делах, достоинствах или заслугах человека, а лишь на милости Бога. Т.е. Господь твердо держится всего того, что обещает нам по своей благости. Но человек, его совесть никогда не перестанет тревожиться, пока не убедился в том, что Бог благосклонен к нему. А Бог благосклонен только к тем, которые приняли Его Сына Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа. Т.о., Божьи обетования доступны только тем, кто пребывает во Христе. 2Кор.1.20 «Ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» – во славу Божию». И обетования и обещанные блага отданы Иисусу Христу, Который передает их Своим последователям. Если человек обращается к Богу за обетованиями, но при этом пренебрегает Христом, то тщетны его молитвы. Человек без Христа не пользуется благоволением Бога, а находится под Его гневом. И тогда его удел будет не Божьи обетования, а Его предостережения. Только дети Божьи являются детьми обетования.
Мы должны прилагать усилия к тому, чтобы обетования стали нашими. Тот, кто хочет пользоваться обетованиями, должен не просто исследовать Библию, чтобы узнать, что даровано ему Богом по вечному завету. Но ему необходимо также размышлять над данными обетованиями, взывая к Господу о даровании ему духовного разумения. Бог не обещал питать ленивых, но провозгласил, что «душа прилежных насытится» (Прит.13.4). Святой Дух напоминает нам о Божьих обетованиях в том случае, если мы храним их в глубине нашего сердца.
Мы должны научиться четко различать Божьи обетования. Некоторые христиане невнимательны к ним. Они пытаются присвоить то, на что они не имеют права, что им никто не обещает. Речь идет о том, что некоторые авторитетные обещания Господа содержат определенные ограничения, которые мы должны учитывать, если мы хотим обрести благословение. Бог исполнит данное нам обетование в том случае, если мы выполним свою часть завета. Примеры условных обетований: Амос 5.14 «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых». Ис.1.19-20 «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас». Втор.6.18 «И делай справедливое и доброе перед очами Господа, чтобы хорошо тебе было, и чтобы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвой обещал отцам твоим». Мы часто читаем или слышим слова: Пс.49.15 «И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». Не все обращают внимание на то, что этот стих начинается с «И». А перед этим сказано: «воздай Всевышнему обеты твои». Многие верующие знают стих: Пс.31.8 «око Мое над тобою». При этом не все обращают внимание на контекст. А ведь это обетование дано тому, кто «исповедал Господу преступления» (стих 5). Поэтому если я имею неисповеданный грех на моей совести, тогда я не имею никакого права рассчитывать на то, что око Господне будет надо мною.
Мы должны научиться терпеливо ждать исполнения Божьих обетований. Бог обещал дать Аврааму сына, но прошло около 25 лет, прежде чем обещание было исполнено. Симеону было обещано, что увидит Христа, но он увидел Младенца Христа только в глубокой старости. Эти не единичные примеры в Библии. Многие цели достигаются Богом в промедлении исполнения обетования. Благодаря этому не только испытывается вера, не только совершенствуется терпение, не только дается место для проявления надежды, но и воспитывается послушание Божьей воле.
Мы должны научиться правильно применять Божьи обетования. Когда мы молимся, мы можем вспоминать о любом из Его обетований. Предназначены они не только для того, чтобы служить фундаментом нашей веры, но также они должны быть основой наших прошений. Если мы хотим быть услышанными Богом, то должны просить в соответствии с Его волей, а Его воля открывается в обетованиях, которые Он дал нам. Мы можем ссылаться на них и просить: 2Цар.7.25 «исполни то, что изрек» (молитва Давида). Патриарх Иаков так обратился к Богу: Быт.32.12 «Ты сказал: Я буду благотворить Тебе». Вспомним, как Моисей сделал это: Исх.32.13 «Вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою». Соломон: 3Цар.8.25 «И ныне, Господи, Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему то, что говорил Ты ему».
Прочитаем стих 2Кор.7.1 «Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем». В этом стихе содержится наставление возрастать в святости. Это увещание делается с нежной любовью и подкрепляется очень сильными доводами: ссылкой на великие и драгоценные обетования. Обетования Божьи являются сильными средствами, побуждающими к освящению. Они побуждают к двум составным частям освящения: 1. К смерти для греха, или умерщвления похотей. Грех есть скверна, причем существуют скверны тела и духа. Существую грехи плоти, совершающиеся в теле, и грехи духа, духовная нечистота. Мы должны очищать себя от тех и других, т.к. должны прославлять Бога и в телах и в душах наших. 2. К жизни в праведности и святости. Если мы хотим иметь Бога своим Отцом, то должны стараться быть участниками в Его святости. Мы должны стремиться к безгрешному совершенству, хотя и не можем достичь его, пока живем в этом мире. И делать это следует «в страхе Божьем».
Наш Отец Небесный, Который обещал носить Свой народ Израиль от утробы матерней до старости (Ис.46.3-4), обещал и нас никогда не оставить (Евр.13.5). Его искупительная благодать во Христе Иисусе действует и всегда будет действовать. Его сила никогда не может иссякнуть. Всемогущие руки нашего Небесного Отца могут надежно носить всех, кто к Нему приходит.
Боже! Помоги нам находить в Библии и использовать Твои великие и драгоценные обетования. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты всегда даешь то, что обещаешь в Своем Слове. А обещаешь Ты великое и драгоценное: Духа Святого, нас любить и быть с нами, всё больше и больше открывать нам Себя. Благодарим, что мы можем доверять Твоему учению, обещаниям и предостережениям, что на Тебя действительно можно положиться. Ибо верность Твоя велика. Мы благодарим Тебя и за то, что Ты обещал носить Свой народ. Ибо Твои всемогущие руки могут надежно носить всех, кто к Тебе приходит. Особенно благодарим за благословения, обетованные в Евангелии, весьма драгоценные и великие. Просим, укрепи нашу веру в Твои обетования, чтобы мы устояли, когда дуют ветры злые и тревожные. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.