ПРОПОВЕДИ
У искреннего христианина язык под контролем
Иак.1.26 «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие».
Здесь апостол объясняет нам, как мы можем отличить пустое благочестие от чистого и непорочного, которое одобряет Бог. По этому вопросу в мире ведутся жаркие споры: какое благочестие ложное и пустое, а какое – истинное и чистое. А ведь Бог через Библию дает ответы на этот вопрос: это сделано и в данном месте ясно и определенно. Сказано о том, что такое пустое благочестие. Здесь следует выделить три момента: (1) В пустом благочестии много притворного, стремления показаться благочестивым в глазах других. Это сформулировано таким образом, что нам надо сосредоточить наши мысли на слове «думает» из эпиграфа. Когда люди более озабочены тем, чтобы показаться благочестивыми, чем быть таковыми в действительности, то это признак того, что их благочестие пустое. Люди могут сделать благочестие пустым, если оно имеет только вид, а не силу благочестия. (2) В пустом благочестии много осуждения, злословия и унижения других. Под необузданием языка здесь, главным образом, подразумевается невоздержание именно от этих грехов. Порой мы слышим людей, готовых говорить о недостатках других, или осуждать их как причастных к позорным грехам, или преуменьшать мудрость и благочестие окружающих их, чтобы самим показаться мудрее и лучше. Но именно это показывает, что благочестие этих людей не искреннее. Человек со злым языком не может иметь действительно смиренного и доброго сердца. Тот человек, кто находит удовольствие в том, чтобы обижать другого человека, тщетно претендует на любовь к Богу. Поэтому злой язык свидетельствует о лицемерии. Осуждение – грех, доставляющий удовлетворение нашей греховной природе, поэтому оно доказывает плотское, невозрожденное состояние человека. (3) Грехи языка были величайшими грехами того времени, когда Иаков писал свое послание (Это хорошо показано в других частях этого послания). Ведущим грехом лицемеров всегда было то, что чем больше они стремились показаться хорошими, благочестивыми, тем более свободно осуждали и унижали других. Между языком и сердцем существует такая связь, что по одному из них можно узнать о другом. Основываясь на этом, апостол определяет необузданный язык как несомненный признак притворного благочестия. Благочестие, которое не может сделать человека способным обуздывать свой язык, не может быть признано истинным. Человек с показным благочестием обманывает свое собственное сердце. Он так старается принижать других и возвышать себя, что, в конце концов, его показное благочестие приводит к обольщению собственного сердца.
Апостол Иаков в первых 12-и стихах 3-ей главы этого послания показывает, что обуздывать язык есть долг христианина. И что это служит ему во благо, т.к. язык обладает силой творить зло. И даже лучшие из людей нуждаются в предостережении против диктаторского, критического и злого языка. «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» – говорит пословица. А многие слова, которые вылетают из наших уст, больше похожи не на воробьев, а на хищных птиц. Сколько боли причиняют люди друг другу словами, сколько семей из-за злых слов разрушено, сколько друзей разругались насмерть, сколько было начато войн. Многие беды в мире объясняются двумя причинами: у кого-то слишком узкие мозги и слишком длинный язык.
Мы должны научиться употреблять свой язык так, чтобы не пытаться с его помощью господствовать над другими людьми. Иак.3.1 «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению». Навязчивое учительство самозваных богословов было иудейским навыком. Слова этого стиха не запрещают нам делать всё, что в наших силах, с целью направить и наставить других людей следовать по пути долга. Или обличать других в ошибках, допущенных ими на христианском пути. Но мы не должны поступать и говорить так, как будто мы стремимся постоянно председательствовать. Мы не должны ничего предписывать другим, делая свое личное мнение мерилом для оценки всех остальных. Перефразируем слова апостола: «Не держитесь с видом судей, учителей и повелителей, но высказывайтесь со смирением. Не критикуйте других, как если бы все должны соответствовать вашим стандартам». Это увещание усиливается двумя доводами: (1) Выступающие в роли судей и критиков подвергнутся большему осуждению со стороны Бога. Вспомним слова Иисуса Христа: Мф.7.1,2 «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы». Кто любит замечать недостатки других и высокомерно судит их, тот может ожидать, что Бог будет так же строго отмечать всё, что он говорит и делает неправильно. (2) Другой довод против такого поведения в роли учителя состоит в том, что все мы грешники: Иак.3.2 «ибо все мы много согрешаем». Если бы мы больше думали о собственных ошибках и поступках, то меньше были бы склонны учить других. Строго осуждая в других то, что считаем обидным, мы не замечаем в себе самих того, что действительно обижает других. Превозносящиеся над слабостями и недостатками других забывают о том, как много греховного в них самих. Научимся строго судить самих себя, но быть милостивыми в наших суждениях о других.
Мы должны научиться управлять своим языком, если хотим стать праведными и совершенными людьми, способными управлять всем своим существом. Иак.3.2 «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело». Тот, чья совесть чувствительна к грехам языка и кто старается избегать их, является человеком праведным, имеющим в себе несомненный признак истинной благодати. Тот, кто не согрешает в слове, доказывает, что является не только искренним христианином, но и продвинутым, совершенным. Ибо Божья мудрость и благодать, сделавшие его способными управлять своим языком, сделают его также способным управлять и всеми своими действиями.
Я читал книгу о жизни знаменитого скрипача Паганини. Язык у него был злой и грубый. Не все могли с ним общаться. К одной из тех, кто мог, относилась его сестра. Она поступала следующим образом: прежде, чем ответить на слова брата, она считала до шести. Может быть, и нам надо применять такой или подобный способ в разговоре с некоторыми людьми.
Подсчитано, что разговорчивый человек может наговорить в день до 30 тысяч слов. Но вопрос не в том, сколько слов мы произносим, а в том, что мы сказали людям. Один древнегреческий мудрец попросил своего раба приготовить самое лучшее блюдо в мире. Раб у мудреца тоже был мудрым и сварил хозяину язык, обосновав это так: «Это лучшее из всех блюд, ибо оно напоминает нам, что языком можно благословлять, делиться счастьем, облегчать горе, прогонять прочь отчаяние и нести людям радость». Тогда хозяин попросил раба приготовить самое плохое блюдо. Раб опять подал на стол язык и сказал: «Это худшее из всех блюд, ибо оно напоминает нам, что языком можно проклинать, разбивать сердца, губить репутации, сеять вражду, стравливать семьи и народы». Чтобы всё это понять, не обязательно лакомиться языком. Но порой «проглотить язык» было бы неплохо, чтобы не говорить того, о чем потом приходится жалеть. Конечно, сам по себе язык ничто. Быть мудрым – значит знать, когда и что должно быть только на уме, а когда и на языке. Многие люди были поражены острием меча, но еще большее число пало от острия языка.
В стихах Иак.3.7,8 говорится о том, что обуздывать язык чрезвычайно трудно. «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». Ап. Иаков говорит об обычном укрощении человеком творения. Однако язык человека укрощается хуже зверей, птиц, пресмыкающихся и морских животных. Ни один человек не в состоянии укротить язык без сверхъестественной благодати и помощи. Апостол не представляет эту задачу как невозможную, но как трудную, требующую огромных усилий и молитв. Диких зверей можно удерживать в каких-то определенных границах. Но язык способен прорываться через все границы и правила. И изливать свой яд. Так что надо не только бодрствовать, быть на страже и управлять языком, как буйным животным или ядовитой змеей. Но необходимо прилагать гораздо больше забот и стараний, чтобы предотвратить его пагубные вспышки со всеми вытекающими из них последствиями.
Женщина, оклеветавшая пастора, говорила ему: «Что мне для вас сделать? Я готова исполнить всё, что вы мне скажете». Пастор ответил: «Вот тебе небольшая подушка, возьми ее, распори, выйди на людскую улицу города, вытряхни из нее все перья, а потом попробуй тщательно собрать всё до единой перышки». Женщина с болью в сердце поняла значение сказанного. Легко пустить дурную молву о человеке, но очень трудно восстановить его доброе имя.
Мы должны постоянно помнить, что язык наш мы используем в служении Богу. И, учитывая это, стараться удерживать его от недостойных христианину выражений, проклятий, критики и всякого зла. Иак.3.9,10 Им благословляем Бога и Отца и им же проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие; не должно, братия мои, этому так быть». На самом деле – какой абсурд! Тот же самый язык, которым человек молится и славит Бога, он использует для проклятий, злословий и т.п. Если мы прославляем Бога как Отца, то это должно научить нас доброжелательно говорить с теми и о тех, кто носит Его образ. Язык, благоговейно обращающийся к Богу, не может, без чудовищной непоследовательности, обрушиваться на подобных Богу с бранью и криком. Если люди укоряют тех, кто имеет не только образ Божий по своим природным данным, но и обновлен евангельской благодатью по образу Божьему (т.е. других верующих), то это самым позорным образом противоречит всем притязаниям на то, что они чтут великий Оригинал, т.е. Бога. Вспомним эпизод из Послания апостола Иуды: Иуда 1.9 «Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит Тебе Господь»». Несомненно, сатана заслужил укоризненного суда, может быть, даже проклятия, но оно не должно было прозвучать из уст Архангела. Святой Иероним учит: «И мы да не дерзаем проклинать: то, что возбранено даже Архангелу, тем более запрещено для нас». Есть человек, лицемерный язык, который, с одной стороны, как будто прославляет совершенства Божии и всё приписывает Ему. Но, с другой стороны, осуждает даже добрых людей только за то, что они не используют те же самые слова и выражения, какие использует он. Тем самым он доказывает свою неправоту. Апостол наставляет нас: «Не должно этому так быть». Если бы мы всегда помнили об этом, то, конечно, такое бы не случилось. Если нет в нас милосердия, то благочестие, во всех его видах, постыжается.
Чтобы закрепить мысль, изложенную в стихах 9 и 10, апостол показывает, что противоположные действия не могут иметь один и тот же источник. Это абсурд, такого не бывает в природе. И, следовательно, это несовместимо с христианином, получившим Божью благодать. Иак.3.11,12 «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду». Искренний дух не допускает противоречий. Истинно благочестивый христианин никогда не допустит их ни в словах, ни в своих поступках. Если бы люди старались быть последовательными, то избавились бы от множества грехов и предотвратили бы много недостойных поступков.
Да поможет нам Господь, чтобы слова, сказанные нами, приносили людям утешение и радость.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за предостережение относительно человеческого языка, как члена нашего тела, которого трудно контролировать. Благодарим также за напоминание, что обуздывать язык есть долг христианина. И это служит ему во благо, т.к. язык обладает силой творить зло. Мы в смирении признаем, что порой мы готовы говорить о недостатках других людей, или осуждать их как причастных к позорным грехам, или преуменьшать мудрость и благочестие окружающих, чтобы самим показаться мудрее и лучше. Порой мы необоснованно злословим, осуждаем и унижаем других. Мы забываем, что тот человек, кто находит удовольствие в том, чтобы обижать другого, тщетно претендует на любовь к Богу. Просим, помоги нам научиться управлять языком, чтобы могли стать праведными людьми. В нашем мире, где слова становятся грозным оружием, пусть то, что говорим мы, приносит людям утешение и радость. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.