ПРОПОВЕДИ
По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы
1Пет.1.13-16 «Посему (возлюбленные), препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы, во всех поступках, Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»».
Здесь ап. Петр обращается с увещаниями к верующим, чье славное положение он описывал выше. И этим самым он учит нас, что христианство – это учение о благочестии, имеющее целью сделать нас не только мудрее, но и лучше. Он призывает их к бодрствованию и святости. Словами «Посему, препоясавши чресла ума вашего» он как бы хочет сказать: «Поскольку вы удостоились такой чести, такого отличия, описанных выше, вам надлежит пройти большой путь и совершить большой труд. Подобно тому, как путник, или бегун, или воин, или труженик подбирают и подпоясывают свои длинные одежды, чтобы они не стеснили их движений, так и вы должны препоясать свой ум. Препояшьте свой ум, своего внутреннего человека с его наклонностями, обуздайте их крайние проявления. И пусть чресла, т.е. сила и энергия вашего ума, будут напряжены при исполнении вами вашего долга. Освобождайтесь от всего, что может вам препятствовать. Бодрствуйте, т.е. будьте бдительны против всякой духовной опасности и всех духовных врагов. Будьте целомудренными как во взглядах, так и в практической жизни, смиренными в суждениях о самих себе. Уповайте совершенно, без всякого сомнения, на благодать, предлагаемую вам в Евангелии». Главная задача христиан заключается в правильном управлении своим сердцем и умом. Труд христианина не завершается вступлением в состояние благодати, ему надо подвизаться овладеть ею. Нам воистину подобает быть тем более прилежными в принятии Божьей благодати, чем более щедро Бог изливает ее на нас. Необходимо совлечься образа Адама, отбросить этот мир и все его помехи, чтобы, избавившись от этого, устремиться ввысь к Иисусу Христу.
Слова стиха 14 «Как послушные дети …» могут рассматриваться, как правило святой жизни, включающее в себя позитивную часть – вы должны жить, как послушные дети, принятые Богом в Его семью и возрожденные Его благодатью. Т.е. ап. хочет сказать, что Господь через Евангелие призывает нас к чести этого усыновления. Хотя послушание не делает людей детьми Божьими, поскольку дар усыновления незаслужен, он отделяет детей Божьих от всех прочих. И ап. Петр учит, до какой степени простирается это послушание, запрещая детям Божьим сообразовываться с похотями века сего. Негативная часть стиха 14: «Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем». Эти слова можно понимать и как аргумент, побуждающий к святости на основании сопоставления того, какими они были в прошлом (жили в похотях и в невежестве). И того, какими стали теперь – послушными детьми. Дети Божьи должны доказать, что действительно являются таковыми, своей жизнью, своими поступками и словами. Самые лучшие из детей Божьих когда-то жили в похотях и неведении. Было время, когда все свои жизненные планы они приспосабливали к своим нечестивым желаниям и порочным похотям. После обращения люди становятся совершенно другими по сравнению с тем, какими они были прежде. Их внутренний настрой, манеры, речь и поведение очень отличаются от прежних. Итог всего, что от нас требует Бог, состоит в том, чтобы в нас воссиял Его образ, чтобы мы не оказались выродившимися детьми. А это обязательно произойдет, если мы не обновимся, не изменится наша греховная природа. Отсюда мы делаем вывод, какую цель должны ставить перед всей своей жизнью христиане, а именно: подражать Богу в святости и чистоте. Но поскольку все чувствования нашей плоти, все наши инстинкты противятся Богу, и природа нашего разума Ему враждебна, ап. Петр начинает свои рассуждения с отречения от мира. «Временем неведения» апостол называет время, прошедшее до того момента, как их призвали к вере во Христа. Отсюда мы узнаем, что неверие есть корень всех зол. Неверующие блуждают, словно слепые, т.к. не придерживаются правильного пути и лишены истинного света. Там, где не царит познание Божие, царствует тьма, заблуждение, суета, отсутствие света и духовной жизни. Между тем нас учат: мы для того просвещены к познанию Божию, чтобы больше не увлекаться суетными пожеланиями. Обратим внимание на один любопытный факт. Здесь апостол обращается к иудеям, всегда жившим под руководством Закона, воспитанным в поклонении единому Богу. Почему он осуждает их как мирских людей в неведении и слепоте? Ответ таков: отсюда становится совершенно понятным, сколь неразумно всякое знание, находящееся вне Христа. Если ап. Петр приговаривает к тьме как мирских людей даже учеников Закона, пока они не знают Христа, единственную премудрость Божию, то нам тем более необходимо усердствовать в Его познании.
В ст.15 апостол рассуждает, исходя из цели призвания. Ст.15 «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках». Бог отделил нас Себе в особый народ. Значит, нам надлежит быть чистыми от всякой скверны. В стихе 16 он цитирует слова Бога, часто повторяемые Моисеем: «Будьте святы, потому что Я свят». Народ Израиля окружали племена, не знающие истинного Бога, от которых израильтяне готовы были черпать худшие примеры жизни и бесчисленные извращения. Бог как бы говорит: «Вы имеете дело со Мной, вы – Мой народ. Поэтому не берите пример с язычников. Вы склонны оглядываться на других, желая следовать общему для всех образу жизни». Во фразе, велящей детям Божьим уподобиться Ему, нет указания на равенство с Богом. Мы никогда не можем сравняться с Ним. Но мы должны стремиться к Божьей святости, к наивысшей степени святости, достижимой для нас, насколько хватает у нас сил. И, поскольку даже совершеннейшие люди далеко отстоят от этой цели, ежедневно надо наращивать свои усилия. Апостол пишет: «во всех поступках», чтобы все стороны нашей жизни благоухали этим ароматом святости. Божья благодать, призвавшая грешника, является сильным мотивом, побуждающим его к святости. Великая милость Божия, что Его благодатью мы были действительно призваны из состояния погибших грешников к обладанию всеми благословениями Нового Завета. А великие милости должны вызвать в нас великих обязательств. Здесь подразумевается двойное правило святости: она должна быть всеобъемлющей и мы должны подражать Богу. Мы должны быть святы во всех гражданских и духовных вопросах, в любых условиях – благоприятных и неблагоприятных. Мы должны быть святы в отношениях со всеми людьми: с друзьями и врагами. Мы должны быть святы во всех взаимоотношениях и деловых связях.
Святость наша подтверждает то, что вера наша в Иисуса Христа неподдельна. Ап. Иаков в своем послании предостерегает, что есть такая вещь, как мертвая вера. Истинная вера приносит плод и свидетельствует о нашей святости. Святая жизнь подтверждает, что наша любовь к Господу искренна. Вспомним слова Господа Иисуса: Ин.14.21 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня». Мир смотрит на верующих, наблюдает за ними. Поэтому наша святая жизнь всегда будет добрым примером для мира. Святая жизнь верующего – это благословенная проповедь, которую читают другие. Вспомним слова ап. Павла: 2Кор.3.2 «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками». Печально, если наша бессловесная проповедь, наше поведение идет на пользу сатане, а не Богу. Давайте стремиться к святости хотя бы ради других людей. Вспомним часть из призыва ап. Петра: 1Пет.3.1,2 «чтобы … без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Наш внутренний мир тоже зависит от нашей святости. Без святости на Земле мы никогда не приготовимся к святости на небе. Смерть не изменит наши характеры.
Оказывается, что стать святым – это вполне реально. Бог сложных действий, подвигов никогда не требует от человека. Ап. Петр описывает путь приобретения нами святости. 1Пет. 1.1,2 «избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа (Святого), к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа». Избрание бывает либо на служение, либо к тому, чтобы принадлежать к Церкви, к обладанию особыми привилегиями. Здесь раскрывается божественное домостроительство через действие Святой Троицы. Избрание Бога Отца – это начало. Освящение Бога Святого Духа заключается в том, что Он делает человека духовно живым, побуждает его покаяться и обратиться к Богу. Уверовав в Иисуса Христа, как Спасителя своего, как единственную надежду на прощение, мы очистились, освятились. Точнее, Бог Сам очистил нас. Т.о., каждый избранный человек, каждый верующий во Христа, освящается Духом Святым. Он уже свят. Это так называемая позиционная святость, святость по положению. Далее, Святой Дух работает в сердце обращенного человека, чтобы в нем стремление к греховному заменить стремлением к святости. У верующего начинается процесс, который продолжается всю жизнь – процесс его освящения.
Тот, кто почти всегда живет в согласии с волей Божьей – один из наиболее святых. Человек, стремящийся к святости, старается избегать любого известного ему зла и пытается соблюдать каждое известное ему требование Бога. Такой человек имеет разум (дар от Бога), который любит пути Бога. Освящающийся христианин стремится быть похожим на Иисуса Христа, жить жизнью веры в Него. Такой человек должен быть кротким, смиренным, добрым, терпеливым, не спешить отстаивать свое мнение. Освящающиеся люди не потворствуют своим греховным желаниям. Они не позволяют, чтобы плохие желания, привязанности или похоти контролировали их жизнь. Господь Иисус предупреждал Своих последователей: Лк.21.34 «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими». В наши дни это предупреждение можно смело отнести к сексуальной распущенности, алкоголю, наркотикам и всему, что порабощает человека. Святой человек будет стремиться иметь чистое сердце и помышления. Он будет избегать всякой скверны духа и всего, что может привести его к нечистоте. Святой человек имеет страх Божий: он с глубоким почтением относится к Богу и Его путям. Как ребенок, который желает вести себя так, чтобы угодить родителям, так и чадо Божье из-за любви и почтения к Богу желает угодить Ему. Мы рассмотрели характерные особенности тех, кто на практике доказывает свою святость. Но пусть из верующих никто не падает духом при анализе этих требований. Ту святость, какими нас хочет видеть Бог, мы в этом греховном теле достичь не можем. Но пока мы обременены слабой и греховной человеческой природой, картина святости, данная нам, должна оставаться целью каждого верующего. Это то, к чему они стремятся, а не то, кем они становятся. А чтобы подойти ближе к этому эталону, чтобы возрастать в святости, нам нужно жертвовать своими кратковременными желаниями в пользу долговременных обязанностей, которыми мы можем прославить Бога.
Однажды утром христианин обнаружил, что его машина пропала. Только после этого он понял, что ошибочно припарковался в запрещенном месте. Поразмыслив над положением, он понял, что надо ему выложить большую сумму: эвакуация плюс штраф. Он, хотя и был расстроен, решил не поддаваться плохому настроению. Вместо этого он написал шуточное стихотворение о происшествии и прочитал его работнику штрафной стоянки. Стихотворение тому понравилось, и обычной в таких случаях перебранки не произошло. Бог дал нам способность мирно уживаться с другими. Его Слово заверяет, что можно чувствовать гнев, но не впадать в ярость. Дух Святой помогает угасить искры раздражительности, побуждающие нас оскорблять и мстить. А Христос показал нам пример поведения в разных жизненных ситуациях.
Боже! Научи нас управлять своим сердцем, чтобы оно не приводило к греху. Даруй нам самообладание силой Святого Духа! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, даруй нам благодать на путь прямой и узкий стать. И дай лишь достойное Тебя творить, дай любить истину. Помоги нам в том, чтобы каждый человек мог в нас заметить свет святости и милости Твоей. Помоги и в том, чтобы мы могли любому человеку ответить не только словом, но и своей жизнью. Бог Святой Дух! Ты в нашем сердце светом Божьим воссияй, рассей тревожных теней, духовную тьму в ясный день обращай. Помоги нам верить и молиться, всецело положиться на Тебя, не оставлять веру никогда и в сердце своем о горнем помышлять. Сердце чистое в нас сотвори. Проведи нас по пути вечной правды Твоей. Словом живым Ты к нам говори и нашу замерзшую душу любовью согрей. Помоги нам злое и безнравственное отвергать. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.