ПРОПОВЕДИ
Результаты гордости
Пс.9.24,25 «Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; … В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет», во всех помыслах его: «нет Бога»».
Нечестивцы горды, горды и тщеславны, поэтому в предыдущих стихах этого же псалма Давид справедливо удивляется, почему Бог сразу же не восстает против них. Давид знает, что Бог ненавидит гордость. Грешник с гордостью хвалится своей похотью (в некоторых переводах Библии – желаниями сердца). Такая похвальба – большая глупость, ибо он хвалится всего лишь желанием. Великое бесстыдство, что его желание – похоть, нравственное падение. Их похотливые желания настолько аморальны, что до их воплощения в жизнь дело не доходит. И, тем не менее, эти желания становятся темой для самовосхваления. Далее, читаем ужасное заявление: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа». Гордое сердце порождает надменный вид. Как удивительно, что лицо человека всегда отражает состояние его сердца. Надменное лицо несовместимо с сокрушенным сердцем. Ведь порой по выражению лица человека можно понять больше, чем из его слов. Так, честность сияет на лице человека, а беззаконие отражается в его глазах. Смотрите, к чему приводит гордыня: она удерживает человека от поисков Бога. Гордому человеку очень трудно молиться. «Во всех помыслах его: «нет Бога!»» Помыслов у него было немало, однако о Боге он не помышлял совсем. В груде мякины не оказалось ни единого зернышка пшеницы. Это поистине страшное обвинение, ибо там, где нет Бога небес, пребывает сатана – безжалостный властелин ада. Если в наших мыслях нет Бога, то, в конце концов, они ввергнут нас в погибель.
Пастору сказал один из членов его церкви об одном верующем: «Он слишком высоко думает о себе». Сам пастор тоже считал, что этот человек не был чужд гордости. Впоследствии они с грустью узнали, что он был уличен в серьезных нарушениях. Возвышая себя, он приобрел лишь проблемы на свою голову. Впрочем, мы все склонны к тому, чтобы принижать серьезность греха гордости. Чем больше мы знаем и чем успешнее наши дела, тем больше вероятность того, что мы возгордимся. Такова наша человеческая природа. В Библии сказано о Ездре, что «он был книжником, сведущим в законе Моисеевом» (Езд.7.6). Царь Артаксеркс назначил его главой иудеев, возвращающихся в Иерусалим. Какой замечательный повод для гордости! И всё же Ездра остался смиренным. Он не только знал Закон Божий, но и жил им. Его мыслями и поведением руководила высшая цель – любовь к богу и Его народу. Вспомним слова Клайва Льюиса (1898-1963; англиканский ученый и писатель, христианский апологет): «Гордость – начало всех других грехов; это безбожное состояние ума».
Муж с женой, отдыхая в горной местности, увидели на лугу двух медведей, которые, стоя на задних лапах, щедро угощали друг друга затрещинами. Неподалеку оказался турист, и муж спросил, из-за чего происходит этот бой. Он ответил: «Из-за медведицы». «И где же она?» – поинтересовался муж. Турист усмехнулся: «Ушла минут двадцать тому назад». Из этого муж заключил, что на данную минуту причиной конфликта была не медведица, а вопрос, кто тут главный. Так и большинство конфликтов совершаются не ради принципов или правого дела, а из-за банальной гордости. Об этом точно сказано в Книге притчей: Прит.13.10 «От высокомерия происходит раздор». Здесь четко сказано, в чем первопричина раздоров. Всё зло в мире, включая новые вероучения, рождающиеся в высокомерном разуме, производит раздоры. Некоторые люди насмехаются над старым, проверенным путем. Они считают, что надо прокладывать новую дорогу. Их манит шанс прославиться чем-то необычным. Такие люди готовы ссориться с любым, кто ценит их мнение не так высоко как они сами. И высокомерие завладевает человеком, который только говорит, что хочет прославить Бога. Некий богослов (епископ Холл) высказался о гордости так: «Гордость – это нижнее белье. Мы надеваем его первым и снимаем последним». Это гордый человек хочет всегда быть правой, всё делать по-своему, над всеми возносить себя. Отсюда и происходят соперничество и распри.
Гордость приводит к чрезмерному самомнению и к ложному ощущению своей значимости. 1Кор.4.6 «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим». Апостол объясняет причину, почему он использовал в этом рассуждении свое собственное имя и имя Аполлоса. Он приложил это к себе и Аполлосу ради них. Он предпочел упоминать свое имя и имя верного своего сотрудника, а не кого-то из возглавлявших их группы, чтобы не вызвать недовольства среди них. Апостолов должно почитать не более как насаждающих и поливающих на ниве Божьей. Мы должны быть очень осторожны, чтобы честь и власть, принадлежащие Богу, не передавать Его служителям. Причиной подобных ссор обычно бывает гордость. Если мы помним, что все служители – это орудия, используемые Богом на Его ниве в строительстве Церкви, и что он одарил их талантами и способностями, то не будем превозносить одного перед другим. В Первом послании к Тимофею ап. Павел пишет о том, что служитель Божий не должен быть из новообращенных, из тех, кто только лишь поверхностно знаком с христианством, ибо таковые склонны к гордости. 1Тим.4.6 «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом». Мы должны остерегаться гордости, потому что дьявол пал через гордость. Именно этот грех превратил ангелов в демонов.
Гордость ведет к самообману. Иер.49.16 «Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя». Нас обманывает гордость нашего сердца. Прит.26.12 «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него». Человек, мудрый в глазах своих, ходит с напыщенным видом в полнейшем обольщении. Ложная уверенность в том, что он обладает мудростью, не дает ему искать истинную мудрость. Он считает себя мудрым, потому что не знает, что значит быть им. Итак, здесь представлена духовная болезнь – самомнение. «Видал ли ты человека?» Да, мы видим многих людей, мудрых в своих глазах. Они имеют мало разума, но гордятся им и считают, что его больше, чем на самом деле. Возможно, имеют больше разума, чем у близких, и поэтому думают, что имеют достаточно им и не нужно больше. Они настолько уверены в своих возможностях, что становятся самоуверенными, категоричными и придирчивыми. Свои знания они используют лишь для того, чтобы важничать. Или, если под мудрым мы понимаем религиозного человека, то здесь описан характер тех, кто, демонстрируя свою религиозность, приходит к выводу, что его духовное состояние в порядке. Когда, на самом деле, оно может быть и очень плохое. Далее сказано об опасности, которую несет эта болезнь. В словах «На глупого больше надежды, нежели на него» звучит отчаяние. Лучше надеяться на человека, который признает себя глупым, чем на такого. Соломон (автор притчи) не только был мудрым человеком, но и учил мудрости. И, наблюдая за учениками, пришел к выводу, что сложнее и менее успешно работать с теми, которые имеют о себе высокое мнение. И не понимают, что сами нуждаются в наставлениях. Многие не могут стать воистину мудрыми и знающими богословие из-за ложного и беспочвенного самомнения.
Люди, обладающие исключительными возможностями или приобретениями (силой, интеллектом, богатством и т.п.), склонны думать о себе больше, чем следует. Впрочем, нет нужды быть особенно умным, сильным или богатым, чтобы жаждать похвалы. Однако всякая ли похвала обращена по адресу? Обращаясь к гордым израильтянам через пророка Иеремию, Бог сказал: Иер.9. 23-24 «Да не хвалится мудрый мудрость своей, да не хвалится сильный силою своей, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня». Бог желал, чтобы Израиль ценил своего Создателя и Его совершенства превыше всего. Если мы ищем славы себе, то забываем, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца» (Иак.1.17). Всю славу следует воздавать Богу. И не только потому, что так мы сохраним себя от гордости, но и потому, что Он поистине того достоин. На самом деле всё то, чем мы гордимся, это дар от Него.
После победы на соревнованиях по гольфу в Пасхальное воскресенье к спортсмену подошел журналист и сказал: «Это, должно быть, величайший день в вашей жизни». Спортсмен без заминки ответил: «Победить в чемпионате – замечательно, но для меня особое значение имеет то, что это произошло в праздник воскресения моего Господа и Спасителя». Спортсмен мог похвалиться собой. Но вместо этого он обратил всеобщее внимание на Божьего Сына. Об этом писал ап. Павел: Рим.5.11 «Хвалимся Богом через Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили наше примирение». Многие стремятся привлечь внимание к собственным достижениям, составляют списки своих достоинств. Даже ап. Павел признавал, что в прежней жизни собрал достаточный багаж заслуг, чтобы иметь право на похвалу. Но всё это он почел за «сор» ради познания Христа (Флп.3.8). Мы хорошо сделаем, если последуем его примеру. Если вы хотите чем-то похвастаться, хвалитесь Христом и тем, что Он сделал для вас. Ищите возможности перевести внимание на Него.
В книге «Письма Баламута», написанной Клайвом Льюисом, старший бес учит своего молодого подопечного, как уводить мысли христиан от Бога и обращать их на недостатки верующих. Однажды во время воскресного богослужебного собрания некий верующий никак не мог настроиться на благочестивый лад из-за человека, разместившегося неподалеку. Он и пел невпопад, и выбивался из общего хора во время чтения Библии вслух. Однако когда все склонились в молитве, наш верующий подумал, что Господу его молитва не угодна, т.к. сердце его исполнено суждений и недовольства. Несколько дней спустя он читал Книгу притчей. Особое внимание обратил на следующие стихи: Прит.8.13 «Гордость и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу». В этой главе мудрость (Бог) призывает человека научиться благоразумию и разуму (Прит.8.5), найти жизнь и обрести благодать (Прит.8.35). Альтернатива незавидна: укрывшись за гордым видом, человек искалечит собственную душу (Прит.8.36). Гордость лишает нас всего, что желает даровать нам Господь.
Когда древнеримский генерал возвращался домой с победой, «вечный город» (Рим) встречал его парадом. По улицам шествовали победители, осыпаемые цветами, восхваляемые торжественными криками. За ними брели побежденные пленники, свидетельствуя своим видом о триумфе Рима. А больше всего восторженные толпы приветствовали героя-полководца, празднуя его успех. Вместе с ним на колеснице стоял раб. В то время как победителя осыпали почестями, поздравлениями и цветами, раб беспрестанно шептал ему на ухо: «Ты тоже смертен». Будучи успешными, мы можем легко забыть о том, как слабы мы на самом деле, и исполниться разрушительной гордостью. Ап. Иаков предостерегает нас от этой опасности. Он указывает на ценность смирения, в особенности перед лицом Господа Бога. Он пишет: Иак.4.6 «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Нашими достижениями, успехами или возвышением мы обязаны вовсе не самим себе. Они – плод Божьей милости, от которой мы бесконечно зависим. Божья рука посылает нам милости каждое утро: силы для жизни и свет на пути, чтобы мы могли по жизни идти.
Боже! Просим, помоги нам осознать, что всякое даяние доброе нисходит от Тебя. Освободи нас от греховной гордости. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, помоги нам осознать, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Тебя. Поэтому всю славу следует воздавать Тебе. И не только потому, что так мы сохраним себя от гордости, но и потому, что Ты поистине того достоин. Ты Бог, Который творит дела великие и неисследимые, чудные без числа. Просим, Господь Иисус, помоги нам в том, чтобы мы победой в борьбе никогда не хвалились, а отдали всю славу Тебе. Помоги, чтобы мы без Тебя желали быть ничем. Сохрани нас от самообмана, от ложной уверенности в том, что мы обладаем мудростью. Сломи нашу гордыню и развенчай ложную мудрость. Исцели от духовной слепоты глаза наши, чтобы нам знать, какими мы являемся в Твоих глазах. Облеки нас смирением от головы до подошвы ног. Исполни нас такой любви, чтобы мы, прежде всего, думали о том, что угодно Тебе, а не нам. Помоги нам побеждать гордость. Так легко перевести взгляд с Твоего Сына на себя. Но пусть этого не случится с нами. Даруй нам смиренное сердце. Во имя Иисуса Христа. Аминь.