ПРОПОВЕДИ
Цена души человека
Мк.8.36,37 «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»
«Дорогая гонка за деньгами» – так называлась статья, в которой сообщалось о том, что 29-летний мужчина забыл в телефонной будке свои документы и тысячу долларов. Заметив пропажу, он тут же развернул машину и помчался назад по встречной полосе, что привело к лобовому столкновению. В результате он и другой водитель получили очень серьезные травмы, а машины не подлежали восстановлению. К тому же деньги, оставленные в телефонной будке, пропали. Мы можем только представить, какая паника охватила этого человека. Между тем, этот случай иллюстрирует истину, представленную в нашем эпиграфе стихом из Библии. С одной стороны – тысяча долларов, с другой – риск попасть в аварию; действительно, ему не следовало бы так поступать. Но особенно, когда дело касается души человека, нельзя гнаться за деньгами, рискуя при этом погубить ее. Об этом говорит Сам Спаситель нашей души Иисус Христос: «какая польза человеку, если они приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
Частое упоминание в Новом Завете о том, что к Христу за помощью приходило великое множество народа, делается для того, чтобы мы поверили в Него как великого врача не только тела нашего, но и души нашей. И обратились к Нему за исцелением и подчинились Его правлению (иначе мы не исцеляемся). Он сделает для нашей души то же самое, что сделал для многих слепых, глухих, хромых, прокаженных и т.п. В Евангелии от Марка Мк.8.34-38 Господь говорит нам, на каких условиях мы можем получить исцеление души. Он «подозвал народ», который скромно стоял в отдалении, пока Он беседовал со Своими учениками, чтобы и народ послушал об этом. Это следовало знать и учитывать всем, кто надеялся, что Христос исцелит его душу.
Желающие стать учениками Христа не должны потакать прихотям тела, ибо Господь сказал: ст.34 «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Все, кого Господь принял, усыновил, должны быть готовы к тяжкой жизни. Небесному Отцу угодно подвергнуть такой жизни Своих чад, чтобы воспитать и испытать их. Он установил такой порядок в отношении Своего единородного Сына Иисуса Христа и накладывает его на всех Своих детей. Хотя Господь Иисус был Его возлюбленным Сыном, в Котором Бог Отец всегда находил благоволение (Мф.3.17;17.5), мы видим, что Отец относился к Нему в этом мире не с нежностью и мягкостью. Он относился к Нему так, что, можно сказать, что вся жизнь Господа Иисуса была крестом. Мы не можем быть избавлены от несения креста, от страданий, если им подвергся наш Господь Иисус. Тем более что Он страдал ради нас, чтобы подать нам пример терпения. Поэтому ап. Павел провозглашает, что Бог предназначил этот путь всем Своим детям, чтобы они стали подобны Иисусу Христу. Рим.8.29 «кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего». Отсюда к нам приходит утешение: претерпевая страдания, несчастья, которые считаются вещами явно дурными и противными человеческому естеству, мы приобщаемся к кресту Христову. Подобно тому, как Господь, пройдя через страдания, вошел в небесную славу, и нам «многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). Чем сильнее мы скорбим, тем надежнее подтверждается наше общение с Ним. Несчастья становятся для нас благословениями.
Обратим внимание на то, что нам необходимо страдать не за Христа, а за имя Христа, за веру во Христа. Со времени основания христианской церкви тысячи и тысячи христиан погибли за веру в Спасителя. Один из первых отцов церкви Поликарп (69-155) был предан за свою веру суду. Когда римский проконсул предложил ему отречься, Поликарп ответил: «Я служу Господу уже 86 лет, и Он ни разу не оставил меня. Как же я могу отречься от Господина моего?» Когда проконсул пригрозил кинуть Поликарпа на растерзание диким зверям, старец ответил: «Зови их». Тогда ему стали угрожать сожжением заживо, но даже эта угроза не испугала Поликарпа. Он отвечал: «Вы грозите мне огнем, который жгет один лишь миг, и не знаете об огне, в котором суждено вечно гореть нечестивым». Последними словами Поликарпа в этой жизни были: «Отец Небесный, пославший Сына Своего, благословенного Иисуса Христа! Будь благословен за то, что счел меня достойным дней этих и этого часа, и дал мне испить свою долю мученичества из чаши Христовой». Его осудили на сожжение. Пламя обходило его тело. Убили копьем, кровь его погасила пламя. Тело его сожгли, чтобы христиане не могли похоронить.
Нам необходимо переносить скорби этой жизни по нескольким причинам. (1) Потому что мы по природе слишком склонны превозноситься и всё приписывать себе. Если наша немощь не явлена нам наглядно, мы сверх всякой меры ценим собственную добродетель и силу. С этим безумием можно совладать, только показывая нам на опыте, до какой степени мы не только неразумны, но и уязвимы. Тогда, страдая, мы учимся молить о пришествии Божьей силы, которая одна способна нас поддержать и укрепить под тяжестью всех этих несчастий. Мы познаем истинность и надежность Божьих обетований. (2) Бог сокрушает детей Своих еще и для того, чтобы испытать их терпение и научить их послушанию. Об этом говорит ап. Петр: 1Пет.1.6,7 «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота». Бог наставляет верующих жить не по своим желаниям (которые являются греховными), а так, как угодно Ему. (3) Крест нам необходим, чтобы мы не хвалились изобилием благ и не гордились почестями. И чтобы красоты души и тела не побуждали нас превозноситься над прочими людьми. Поскольку все мы больны разными болезнями (недостатками), то нет и одинакового для всех лечения. Вот почему Господь Бог возлагает на одних людей один крест, а на других иной. Но, желая выздоровления всем, Он использует щадящие средства для одних и более сильнодействующие для других. Однако без них не остается ни одно чадо Божье, потому что Господь знает, что больны все. (4) Крестом наш добрый Небесный Отец часто исправляет наши ошибки и провинности. Поэтому, как только с нами случается какое-то несчастье, мы должны припомнить наши прошлые дела, поступки, что мы делали не так. Бог наказывает нас не для того, чтобы погубить и уничтожить, но чтобы спасти от осуждения этого мира. Об этом сказано в Библии: 1Кор.11.32 «будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром».
Но пусть нас не пугает крест, даже если он будет очень тяжел. Господь Иисус дает нам достаточно благодати, чтобы нести его. Вспомним слова ап. Павла: Флп.4.13 «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Тысячи, родившиеся до нас, могут засвидетельствовать, что Бог дает силы для несения нашего креста.
Из стихов Мк.8.36,37 (наш эпиграф) мы узнаем, что душа человека обладает огромной ценностью. Господь Иисус говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» Мы должны бояться потерять душу свою, даже если таким образом приобретем весь мир. Эти слова Господа должны звучать в наших ушах с раннего утра и до позднего вечера. Пусть же они навсегда запечатлятся в нашей памяти. Не дадим дьяволу и миру стереть их из нашей памяти. У каждого человека есть душа, которая будет жить вечно. Знаем ли мы об этом или нет, но душа наша будет жить и тогда, когда мы окажемся в могиле. Спасти ее человек сам не может, спасает только Господь Иисус, но погубить может, возлюбив грех и суету мира. Он может отравить ее, поверив в лжеучение или человеческие суеверия. Он может заморить ее голодом, пренебрегая Словом Божьим. У человека есть много способов погубить душу. И весь мир не в силах восполнить человеку эту потерю. Даже если он приобретет все сокровища Земли, и это не заменит потерянную душу. Возможно, он будет наслаждаться ими некоторое время, но однажды они отнимутся у него. В могилу он не возьмет их с собой. Самый глупый поступок, который человек может совершить – это обменять душу свою на сокровища этого мира. Люди на том свете раскаиваются в содеянном, но будет слишком поздно. Будем обращаться к этим стихам в трудное для нас время, в искушении и печали, когда нам будет казаться, что душа – это ничто по сравнению с тем прекрасным и заманчивым, что есть в мире. И особенно надо помнить эти слова в час преследования, когда люди будут запугивать нас и склонять к предательству Христа. Все другие утраты можно пережить, о них со временем забываем, но если потеряна душа – это навсегда. Потеря души – это утрата Бога, Христа, небес, вечной славы и блаженства. Это – вечное изгнание в ад. Епископ Хупер в ночь перед своей мученической смертью сказал тому, кто уговаривал его отречься от Евангелия: «Верно, что жизнь сладка, а смерть горька; но насколько горче вечная смерть и насколько слаще вечная жизнь».
Читая слова Господа: «Или какой выкуп даст человек за душу свою?» вспомним Псалом 48: Пс.48.8,9 «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него; дорога цена искупления души их, и не будет того вовек». Одна женщина заявила: «Я не могу понять, почему у человека, старавшегося жить честно, шансов попасть на небеса не больше, чем у преступника. Разве для Бога действительно не существует различий в этом вопросе?» Пастор дал ей следующее объяснение: «Представьте, что вы с приятелем решили пойти на выставку, билет на которую стоит триста рублей. При этом лично у вас есть только сто, а у вашего приятеля нет ничего. У кого из вас больше шансов попасть на выставку? Ясно, что ни у кого. Точно так у честного человека шансов попасть на небеса не больше, чем у того, чья жизнь полна нечестия. А теперь представьте, что один очень хороший ваш друг купил вам два билета. Вот тогда вы сможете попасть на выставку. Так обстоит дело и со спасением. Иисус Христос пришел для того, чтобы умереть на кресте и заплатить за то, что мы смогли получить доступ на небеса. Он предлагает нам «билет», потому что мы не в состоянии заплатить сами. Не надейтесь на свои собственные дела».
«Человек никак не искупит брата своего», поглощенного земными интересами. Он с радостью сделал бы это, надеясь, что в другой раз тот сделает для него что-то хорошее. Но их слова не будут приняты Богом в учет, как и их богатство, в качестве выкупа за душу другого человека. Для Бога всё это не представляет ценности, а истинную ценность имеет состояние нашей души. Его справедливость не примет это даже для смягчения наказания. Ибо Господу принадлежит и жизнь нашего брата и наше имущество. Поэтому, если Ему угодно, Он может забрать и то и другое без труда. Многие богословы считают, что стихи 8 и 9 определенно говорят о Христе. Христос совершил для нас искупление, то, что не мог сделать ни брат, ни друг, ни самый влиятельный человек. Эти стихи также демонстрируют безрассудство мирских, неверующих людей, которые продают свою душу за то, что впоследствии не поможет им выкупить ее.
Известный американский евангелист девятнадцатого века Муди, которого Господь обильно благословил в его служении, проповедовал в англоязычных странах. Его постоянно сопровождал певец Сэнки. Во время их поездки по Великобритании один студент случайно оказался там, где был установлен шатер для евангелизации. Над входом было написано: «Муди и Сэнки». Больше ничего не требовалось, поскольку и так знали, кто эти. Молодой человек вошел в шатер. Собрание началось молитвой местного проповедника. Он молился очень долго. (Дома мы можем молиться столько, сколько нам нужно, но длительная публичная молитва бывает неуместной.) Атмосфера стала какой-то напряженной. Внезапно Муди встал и воскликнул: «Пока наш брат завершает свою молитву, мы исполним гимн …». Студент был поражен столь рассудительными словами Муди и сказал сам себе: «Этого человека стоит послушать». Он сел и стал внимательно слушать. Несомненно, что для спасения нашей души надо слушать то, что говорит нам Бог. Через ап. Петра Он говорит следующее: 1Пет.1.13 «Бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать». Апостол намекает, что люди, направляющие свой ум к суете, не надеются на благодать Божью так твердо и искренне, как подобает. Ведь в Библии определенно сказано: 1Тим.1.15 «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников».
Боже, благодарим Тебя за Твою благодать и просим, помоги нам принять ее. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты дал человеку душу, которая обладает большой ценностью. Ты говоришь, что приобретение всего мира, лежащего во грехе, совершенно недостаточно, чтобы компенсировать гибель души, вызванную грехом. Мы благодарим, что Крест Христа – основание жизни души для всех, уверовавших в Него. Благодарим, что в Нем Ты благословил нас всяким духовным благословением, в Нем мы получили прощение грехов, искупление, усыновление, новую жизнь, радость, любовь и еще много всего. Господь Иисус! Пусть наше сердце воздаст Тебе хвалу всякий раз, когда мы видим Твой Крест, потому что Ты умер на нем из любви к человеку. Твоя удивительная благодать изумляет нас. Просим, помоги нам жить, постоянно радуясь Твоему совершенному подвигу и живому общению с Тобой. Благодарим Тебя за свет Твоего присутствия в нашей жизни. Помоги нам находиться во свете Твоей истины, что бы мы ни делали. Аминь.