ПРОПОВЕДИ
Как пользоваться человеку земными благами
1Тим.6.17 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они … уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения».
Ранее в этой главе ап. Павел говорил о тех людях, кто желает быть богатым. В ст.17-19 он ведет разговор о тех, кто уже богат. Тимофей должен предостерегать этих людей, чтобы они не были слишком высокого мнения о себе. Подобное искушение свойственно многим, кто обрел процветание. Они склонны смотреть на людей, не имеющих богатства, сверху вниз, как на непутевых, неумных, некультурных. Конечно, на самом деле это не всегда так. Большое богатство в Новом Завете, в отличие от Ветхого Завета, совсем не свидетельствует о Божьем благословении. В Ветхом Завете признаком Божьего благоволения часто является богатство. Во время Нового Завета, т.е. во время Церкви и благодати, тяготы и лишения есть великое благословение. Богатые не должны доверять, в буквальном смысле, «богатству неверному». Деньги приходят и уходят. В то время как материальные блага дают чисто внешнее ощущение безопасности, единственно верным и неизменным в этом мире остается Слово Божье. Поэтому нужно уповать «на Бога живого», Который в изобилии дает всё, что необходимо для жизни и благочестия, чему мы всегда можем радоваться. Одной из коварных особенностей материальных богатств является то, что, оберегая их, человек начинает полагаться только на них. Это, можно сказать, является одной из форм идолопоклонства, при которой неизбежно отвергается истина, что Бог является Тем, Кто дает нам истинные богатства, в т.ч. и истинную радость. Тимофей должен увещать богатых беречься искушений и правильно использовать возможности, какие им дает их материальное благосостояние.
Древнегреческий философ Сократ (469-399 до РХ) считал, что истинно мудрый человек не будет себя отягощать земными благами. В своем учении он доходил до крайности, отказываясь даже носить обувь. Но при этом Сократ очень любил ходить на рыночную площадь и с интересом рассматривал товары, выставленные на продажу. Когда его спросили, почему его так тянет на рынок, он ответил: «Мне нравится видеть, какое великое множество вещей мне абсолютно не нужно для счастья». Этот рассказ учит нас тому, что все блага есть не у того, кто богат, а у того, кому мало нужно. Ап. Павел в этом же послании учил своего духовного сына Тимофея: 1Тим.6.6-8 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». А если мы с ума будем сходить по вещам, предупреждал здесь же ап. Павел, то отойдем от веры и обречем себя на постоянные муки неудовлетворенных желаний.
Отношение человека к земным благам определяется его и жизненной позицией. Известный американский евангелист 19-го века Д. Муди потерял в пожаре всё свое имущество. На следующий день пришли его знакомые и друзья утешить его. Он встретил их, как всегда, с сияющим лицом и был удивлен их сочувствию. Он сказал: «У меня еще много богатств, так что сгоревшее недостойно того, чтобы о нем и говорить. О моем наследии написано в Книге откровений Отк. 1.7 «Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном»».
Так могут высказаться не только великие Божьи люди. Приведем пример. Большое несчастье постигло делового человека – его предприятие сгорело. Он в отчаянии приехал домой, сел за стол и, опустив голову, начал плакать. К нему подошла маленькая дочурка и спросила: «Папа, почему ты плачешь?» Отец ответил: «Деточка, я всё потерял». Дочурка с недоумением посмотрела на него и спросила: «Как это ты всё потерял? А я? А мама? Мы не потерялись. А Бог?» Отец понял, что он преувеличивал свое горе, и ему стало стыдно перед дочерью. Преклонив колена, он за всё поблагодарил Бога и успокоился.
Христиане помнят, что Бог, сотворив небо и Землю, признает Свое творение благом. Земля полна красоты и добра, ибо она порождена любовью святого Бога. Духовные и земные блага включены в единый поток жизни, и антагонизма между ними нет. В Иисусе Христе всякое земное благо чисто и не менее чем духовное благо, достойно уважения. Материальные блага призваны обеспечить нам изобильную и благополучную жизнь. Христианин воспринимает материальные блага не как противоположность духовным, а как средство, позволяющее нам стать в полной мере людьми. Пользуясь земными благами, мы приучаемся отличать низкие страсти плоти от чистых желаний духа. Такой христианский подход делает наше отношение к земным благам свободным и побуждает нас помогать обездоленным, чтобы приблизить приход Царства Божьего.
Некоторые говорят, что изобилие материальных благ мешает нам помнить о Боге и наслаждаться Его дарами. Аврааму и Иову, которые были очень богаты, не мешало. Вспомним слова мудреца Агура, автора Пр.30. Он знал, что как нищета, так и богатство могут нам помешать следовать за Богом. Он обращается к Богу словами: Прит.30. 8,9 «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» И, чтобы обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Так что надо научиться с материальными благами решать нашу ежедневную христианскую жизнь. Бог через Библию учит нас, как правильно пользоваться земными благами. Недопустимо пренебрегать этими наставлениями, т.к. речь идет о правильном устроении нашей жизни. Так что нужно соблюдать библейские принципы, чтобы с чистой совестью и здравым рассудком пользоваться земными благами, как по необходимости, так и для удовольствия.
Существовали и существуют немало добрых и святых людей, которые так возненавидели нашу человеческую невоздержанность, что не позволяли людям пользоваться плотскими утехами, если только они не требовались по необходимости. Их намерения происходили от хороших чувств, однако в своей строгости они заходили слишком далеко. И они допустили весьма опасную вещь: связали совесть человека более тесными узами, чем связывает ее Бог. Если следовать им, то едва ли позволительно добавлять что-либо к хлебу и воде.
В наши дни имеются немало людей, которые, желая оправдать излишество в использовании окружающих их вещей и разнузданность плоти, говорят, что не следует ограничивать свободу человека никакой мерой. Они утверждают, что следует позволить совести каждого человека решать, что для нее допустимо. Считают, что фактически мы не можем и не должны ограничивать совесть в этом деле какими-то определенными формулировками и предписаниями. Но раз Бог через Библию дает правила законного пользования земными благами, то наш долг установить для себя ограничения, соответствующие этим правилам.
Многие вещи Бог дает нам не только для удовлетворения наших нужд. Если мы задумаемся, для какой цели Он создал пищу, то обнаружим, что Он хотел не только удовлетворить нашу нужду, но и дать нам удовольствие. Также и в отношении одежды. Он, помимо необходимости, принял во внимание приличие и достоинство. Что касается растений, деревьев и плодов, то кроме пользы, которую они нам приносят, Господь пожелал порадовать наш взор их красотой и доставить удовольствие их ароматом. Задумаемся, дал бы Господь такую красоту цветам, которая предстоит нашему взору, если бы не было позволено испытывать радость и удовольствие, разглядывая их? Дал бы Он им столь приятный аромат, если бы не желал, чтобы человек вдыхал его? Дал бы Он такую красоту золоту, серебру, слоновой кости или мрамору, если бы не хотел представить их более ценными и благородными, чем другие материалы? Когда мы видим, что Бог изобильно одаривает нас сверх необходимости, то порадуемся Его доброте и поймем, что Он позволяет нам пользоваться всем этим с чистой совестью, вознося Ему благодарение и молитву. Поэтому мы считаем бесчеловечной ту философию, которая позволяет человеку пользоваться Божьими творениями лишь по необходимости. Она без всяких оснований отбирает у нас законные плоды Божьих благодеяний, отнимает у нас человеческие чувства, уподобит человека деревяшке.
Некоторые люди до такой степени подчинили свои чувства наслаждениям, что похоронили в них разум. Напр., аромат пищи настолько завораживает иных людей, что они становятся нечувствительны к духовному. То же самое можно сказать о пристрастиях любого иного рода. Отсюда следует, что пользование земными благами ограничено. Надо руководствоваться правилом ап. Павла, что попечение о плоти нельзя превращать в похоти. Рим.13.14 «облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти».
В Библии даны два общих правила по нашему вопросу: (1) относиться со святым безразличием к земным благам; (2) научиться с терпением и спокойным сердцем переносить бедность и умеренно пользоваться изобилием. Рассмотрим пункт 1. В отношении земных благ ап. Павел дает следующую рекомендацию: 1Кор.7.31 «И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего». Эти слова означают: пользоваться миром, т.е. земными благами мира можно и нужно, но нельзя злоупотреблять ими. Мы злоупотребляем мирскими благами тогда, когда не используем их для предназначенных Богом целей и для прославления Бога, когда они становятся горючим для разжигания наших похотей. Если наше сердце сверх меры привязано к земным благам, тогда, вместо того, чтобы быть нам слугой, они становятся нашим господином, нашим идолом. И занимают то место в нашем сердце, которое должно принадлежать Богу.
Пункт 2 означает, что бедные должны научиться терпеливо пребывать в нужде и не изводить себя несбыточными желаниями. Те, кто способны к такой умеренности, немало преуспели в школе Господа. И, напротив, кто не преуспел в этом, едва ли приобретет нечто такое, что позволит ему именоваться учеником Христа. Ведь, помимо того, что алчность к земным вещам сопровождается многими другими пороками, почти всегда каждый, кто не умеет терпеливо переносить бедность, обнаруживает противоположный порок в изобилии. (Полагаем, что именно поэтому Бог не дал ему изобилия.) Напр., стыдящийся бедного платья возгордится в богатом. Не довольствующийся скудной пищей и сгорающий от желания иметь лучшую, не сможет соблюдать умеренность, оказавшись за обильным столом. Не мирящийся с низким положением или лишениями, но мучающийся от них и озлобляющийся, не избежит гордыни и высокомерия, если добьется почестей. Поэтому все, кто желает непритворно служить Богу, должны, по примеру ап. Павла, учиться жить и в скудости и в изобилии, т.е. быть долготерпеливыми в скудости и умеренными в изобилии. Вспомним слова апостола: Флп.4.12 «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке».
Дожил христианин до преклонных лет. Жил он праведно. Богатство он собирал честным трудом. Сыновья его стали взрослые. Но пришло время умереть старику. Душа его понеслась к вратам небесным. Долго стояла она там и ждала – врата не открывались. Стал христианин вспоминать свою земную жизнь: не согрешил ли в чем, но ничего не нашел за собой худого. Наконец, отворились врата, вышел ангел Божий и говорит ему: «Твоего имени нет в книге жизни, ты виноват перед Богом». «В чем?» – с удивлением спросил христианин. Ангел объяснил ему: «Ты грешен перед своими детьми, ты оставил их ни с чем». Христианин возразил: «Как ни с чем? Столько богатства и всякого добра оставил для них. Неправеден суд Божий». Ангел Божий берет его и спускается с ним на Землю. «Посмотри!» Взглянул христианин, а сыновей его нет. Старший сидит в тюрьме, он убил брата своего во время дележа имущества. Самый младший таскается по свету. В доме царит страшная нищета. Сидит невестка в изорванном платье, вокруг нее полунагие и голодные дети. «Видишь, ты заботился обогащать не душу своих детей, а заботился только о проходящем и суетном» – сказал ему ангел. Христианин понял свой грех и признал праведным суд Божий.
Боже! Научи нас пользоваться земными благами и богатеть в Боге. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты учишь нас пользоваться земными благами. В том числе говоришь, что богатые не должны смотреть на людей, не имеющих богатства, как на людей низшего сорта. Просим, дай нам осознать, что материальные блага дают только чисто внешнее ощущение безопасности дают. Единственно верным и неизменным в этом мире является только Слово Божие. Просим, дай нам не полагаться на земные блага. Мы благодарим, что Ты в изобилии даешь нам всё, что необходимо для жизни и благочестия. Научи нас быть благочестивыми и довольными. Научи нас воспринимать материальные блага, как средство, позволяющее нам стать в полной мере людьми, отличать низкие страсти плоти от чистых желаний духа. Научи нас решать с материальными благами нашу ежедневную христианскую жизнь: с чистой совестью пользоваться земными благами, как по необходимости, так и для удовольствия. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.