ПРОПОВЕДИ
Плодовитость христиан (на Праздник урожая)
Ин.15.1-2 «Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает. И всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принести плода».
«Я есть истинная виноградная лоза». Виноградная лоза – это ветвистое, широко распространяющееся растение. И Христос тоже будет известен, как «спасение до края Земли». Он «есть истинная виноградная лоза», т.к. истина противостоит притворству и обману. Он есть истинное плодовитое растение, славящееся своими плодами. Смысл этого подобия в следующем: в духовном плане мы бесплодны и сухи по природе. Поэтому мы должны привиться к Христу, и от Него черпать духовную силу. Изучая отрывок Ин.15.1-8, можем выделить следующие главные моменты: В нас нет никакой способности к истинному (неэгоистичному) деланию добра, кроме как от Христа. Укоренив нас в Нем, Бог Отец продолжает возделывать (улучшать) Его учеников путем очищения. А бесплодные ветви Он отсекает, чтобы бросить в огонь и сжечь. Большинство людей постыдится отрицать, что всё то истинное добро, которое в нем есть, происходит от Бога. Но впоследствии люди выдумали, что им дана как бы врожденная всеобщая благодать. Христос же особенно настаивает на том, что животворная влага проистекает только от Него. Откуда следует: человеческая природа в духовном плане бесплодна и лишена всякого истинного блага. Ведь никто не демонстрирует свойства лозы, пока не привьется к Христу. Однако эта особая благодать дается только обратившимся к Христу. Итак, первый Творец всякого блага – это Бог Отец, насаждающий нас Своей рукой. А начало нашей духовной жизни находится во Христе, корне, через Которого мы начинаем творить добро. Христос как бы говорит: «Люди напрасно утруждают себя, ища вне Меня какую-то духовную силу».
«Отец Мой есть Виноградарь», в дословном переводе – «Возделыватель земли». Земля не будет приносить Господу никакого плода, если Он не будет возделывать ее. Он наблюдал за Христом, Лозой, укреплял Его и дал расцвести Ему «из сухой земли». Он наблюдает и ухаживает за всеми ветвями. Он также охраняет их, чтобы ничто не повредило им. Никогда еще не было виноградаря, такого мудрого и внимательного по отношению к своему винограднику, каким является Бог по отношению к Своей Церкви, т.к. она должна преуспевать.
Посредством сравнения, изложенного в стихе 1 и рассмотренного нами, нам преподается долг: мы (христиане) должны приносить плод и для этого пребывать во Христе. От лозы ожидают виноградных ягод, а от христиан – истинного христианства. Плод христианина – это его характер и наклонности, его жизнь и поведение, благочестие и устремления. Мы должны чтить Бога и Его волю, творить истинное добро, быть примером чистоты и силы той религии, которую исповедуем. Вот что означает в общих чертах приносить плод. Ученики Христа должны были, как христиане, приносить всякий «плод праведности». И, как апостолы, распространять приятное благоухание познания о Христе. Чтобы убедить их в этом, Он указывает им на участь бесплодных: их отсекают. Под этими словами подразумевается, что существует много похожих на ветви Христовы, но они не являются таковыми и поэтому не приносят плода. Если бы они на самом деле были соединены верой с Христом, то, несомненно, приносили бы плод. Они же, будучи соединены с Ним только нитью внешнего исповедания (только на словах, только по мнению людей), хотя и кажутся ветвями, но обнаруживают, что в действительности являются сухими. Бесплодные исповедники веры суть неверные исповедники. Они не имеют ничего, кроме пустого, ничем не подтвержденного исповедания. Этим ветвям дается предостережение, что они будут отсечены от Лозы, от Церкви Христа. А плодоносящим ветвям дается обетование: Бог их очищает, чтобы они приносили еще больше плода, чтобы истинно верующие не выродились. От нас будет происходить мало добра, если Бог не продолжит протягивать руку помощи. Для нас недостаточно однажды стать причастниками усыновления, если Бог не будет продолжать в нас дело благодати. Из вышесказанного можем заметить, что даже плодоносящие ветви нуждаются в очищении для того, чтобы и впредь приносить плод. Бог отсекает излишнее, избыточное, всё то, что мешает плодоношению. Даже самые лучшие из людей не лишены того, что является греховным, что должно быть отсечено. Пороки будут без конца прорастать, если нас не продолжит очищать Божья рука. К таковым можно отнести ошибочные взгляды, устремления и наклонности. Христос пообещал делать это Своим Словом, Духом Святым и провидением. Всё это будет удаляться постепенно, каждое из них в свое время. Очищение плодоносящих ветвей Бог делает ради собственной славы.
Ст.3 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Каждый из апостолов был очищен, т.е. освящен истиной Христа. Вера, которой они приняли слово Учителя, очистила их сердце. Дух Святой посредством слова очистил их от примеси мира и плоти. Это применено ко всем верующим. Слово Христа и к нам обращено. В этом слове заключена очищающая сила, т.к. оно изгоняет ветхую греховную природу человека и насаждает новую, стремящейся к святости. Мы только тогда доказываем, что очищены этим словом, когда приносим плод святости. Христос не имеет в виду, что апостолы очищены от всех пороков. Он предлагает им осознать, сколь необходима им постоянная помощь благодати. Он восхваляет евангельское учение, указывая на его плод, чтобы Его ученики еще усерднее размышляли о нем. Ведь слово Христа очищает от скверны.
Христос снова увещает учеников усердствовать в стремлении сохранить дарованную им благодать. Ст.4 «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне». Для того, чтобы приносить плод, мы должны верой сохранять наш союз с Ним и совершать силой этого союза (т.е. силой Христа) всё, что относится к благочестию. Он хочет лишь одного: словно курица стеречь нас под Своими крыльями, чтобы мы по легковесности не улетели от Него к собственной погибели. Он не для того начал дело нашего спасения, чтобы прервать его на середине. Христос обещает нам действенность Святого Духа, если только мы не будем Ему (Духу) противиться. Пребудьте во Мне верой, и Я в вас пребуду Моим Духом. Общение между Христом и верующим никогда не нарушается по Его вине. Мы должны пребывать в Слове Христа, постоянно обращаясь к нему. И тогда оно будет для нас светильником ногам нашим. Мы должны пребывать в уповании на заслуги Христа как нашу праведность. И тогда они будут для нас спасением.
Стих 5 «Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» – это заключение и вывод из всего сказанного. Итак, верующие суть ветви этой виноградной Лозы. Это означает, что Христос есть ствол винограда. Ствол держит ветви, доставляет им сок и является всем для их цветения и плодоношения. Верующие, подобно ветвям винограда, слабы и не способны держать самих себя. Без Христа мы не можем делать не только великое, как исцелять больных или воскрешать мертвых, но и ничего угодного Богу. Ведь мы совершенно не пригодны для всего этого. Во всех вопросах духовной и божественной жизни нам необходимо находиться в постоянной зависимости от Посредника-Христа. Пренебрегая заслугой Христа, мы ничего не можем сделать для нашего оправдания перед Богом. Без Святого Духа мы ничего не можем достичь в деле нашего освящения. Без Христа мы не можем делать ничего правильно, ничего того, что могло быть плодом, угодным Богу.
Господь Иисус указывает ученикам на славу, которую наш плод доставит Богу. Ин.15.8 «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками». Обильный плод апостолов, прилежно исполняющих свое служение, прославил Бога в деле обращения язычников. Обилие плода, всеми христианами приносимого во все времена, тоже имеет целью прославить Бога. Добрые дела христиан приводят многих, даже неверующих, к прославлению Бога. Если мы имеем много плода, то это докажет, что мы на самом деле ученики Христа, что мы действительно то, чем называем себя. Мы на деле докажем наше ученичество, и будем украшением учения и славою и хвалою нашего Учителя Иисуса Христа, т.е. истинными христианами. В великий день мы будем признаны нашим Учителем и получим награду учеников.
Одна верующая женщина рассказывает: «Мой муж умер от рака, когда ему было всего48 лет. Он был полон сил и прямо рвался на служение. И когда мужа не стало, многие задавали мне один и тот же вопрос: «А почему Бог забрал его таким молодым, когда он так много делал для Господа?»» Она очень долго не могла найти вразумительного ответа на этот вопрос. Но когда она размышляла о жизни и смерти Христа, ей многое становилось ясно. Иисус Христос умер, когда Ему не было еще и тридцати пяти, и перед смертью молился Отцу Своему: Ин.17.4 «Я прославил Тебя на Земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить». Смысл человеческой жизни не связан с ее продолжительностью так примитивно, как это нам порой представляется: больше прожил – значит, больше сделал. Христос мог бы еще творить и творить чудеса, если бы Ему не нужно было идти на Крест. Но никакие чудеса не могли бы ничего добавить к подвигу всей Его земной жизни – крестной смерти Христа. Ибо она принесла нам спасение. И тот подвиг, который Он совершил, по сей день приносит плоды Святым Духом. Один человек сказал: «Важно помнить, что плоды мы не всегда пожинаем в этой жизни». Дело Божье, которое Бог совершает в нашей жизни, будет плодоносить еще долго после того, как нас не будет. Это одновременно и утешает, и не дает расслабиться. Потому что, сколько бы нам ни осталось лет жизни, у нас есть возможность сделать что-то для вечности.
Вот два великих человека: евангелист Джон Уэсли и писатель Марк Твен, который был неверующим. Когда Уэсли умирал в возрасте 87 лет, сохранив радость, силу и способность трудиться, он вдруг приподнялся на постели и сказал: «Как же хорошо, что с нами Бог». Марк Твен умирал в 75. К старости писатель стал уж совсем угрюмого нрава. Он писал: «На свет рождаются мириады людей. … И они исчезают из мира, где они никому не были нужны. Из мира, который один день над ними поплачет и забудет навсегда». Если мы верим Богу и живем ради Него, то будем как Уэсли, походить на плодоносящие деревья. Если же мы Бога отвергнем, наша жизнь будет пуста и не принесет нам счастья. Для выбора у нас только два варианта: или вера и вечная радость, или неверие и вечные сожаления. Каждый час наполняй смыслом вечным, каждым мигом своим дорожи! Плод быстротечной земной жизни вкусишь в вечности так, как здесь на Земле жил.
Коротко скажем о земном плоде. Человечество обладает в три раза большим количеством оружия, чем ему нужно, и только половиной необходимой пищи. Каждый третий человек на Земле либо плохо питается, либо вовсе голодает. Забастовки, бунты и революции не умножают производства пищи. Более того, они наносят вред и ущерб нашим ближним. Примените для таких обстоятельств предлагаемые Богом в Библии средства. 1. Молитесь постоянно словами Господа Иисуса: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». 2. Будьте послушны Богу, ибо написано: Лев.26.3-5 «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, … вы будете есть хлеб свой досыта». 3. Смотрите, как вы едите. 1Тим.4.3 «Бог сотворил пищу, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». Первые христиане принимали пищу «с весельем и в простоте сердца» (Деян.2.46). 4. Будем помнить слова Бога, сказанные через пророка Малахию. Мал.3.10 «Приносите все десятины в дом хранилища … и хотя бы в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф, не изолью ли Я на вас благословения до избытка». 5. Если нужно, примените ваше отношение и взгляд в соответствии с Божьим обетованием, которое говорит: Ис.33.15,16 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла. Тот будет обитать на высотах. Убежище его – неприступные скалы. Хлеб будет дан ему, вода у него не иссякнет». Мы все много расточаем и мало думаем о других. Будем поступать иначе уже сегодня, ради нашего духовного здоровья и ради тех, кто голодает.
Боже! Просим, помоги нам приносить много плода, изобиловать добрыми делами, чтобы Ты больше прославился! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Твоего Сына Иисуса Христа, помогающего нам приносить обильные духовные плоды. Благодарим, что Он Сам призывает нас обращаться к Нему за помощью. Ибо в нас нет никакой способности к истинному деланию добра, к духовному плодоношению. Благодарим, что, укоренив нас в Нем, Ты продолжаешь нас улучшать. Благодарим, что животворная сила проистекает только от Него. Благодарим, что Ты верой соединяешь нас с Иисусом Христом. Благодарим за предостережение, что даже самые лучшие из людей нуждаются в очищении. Благодарим, что общение между Христом и верующим никогда не нарушается по вине Христа. Просим, помоги нам жить в постоянной зависимости от Христа. Помоги нам приносить много плода, изобиловать добрыми делами, чтобы Ты больше прославился. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.