ПРОПОВЕДИ
Исследование своей религиозности
1Тим.4.16 «Вникай в себя и в учение, занимайся этим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
Ап. Павел советует Тимофею быть предельно бдительным. Обратим здесь внимание на последовательность наставлений. В первую очередь Тимофей должен вникать в себя и только потом в учение. Это подчеркивает важность личной жизни каждого служителя Христа, каждого христианина. Если в его жизни не всё в порядке, он, в лучшем случае, может стать в своем служении богословом, но не служителем Христа. Некий проповедник сказал: «Служение становится западней и злом, если в нем забывают поклониться Богу и думать о росте духовной жизни». Постоянно делая то, о чем здесь пишет ап. Павел, Тимофей спасет и самого себя и всех, кто его слушал. Слово «спасешь» в этом стихе, скорее всего, не имеет отношения к спасению души. Глава начинается с разговора о лжеучителях, которые вносили в жизнь верующих людей опустошение. Апостол говорит Тимофею, что, оставаясь верным благочестивой жизни и Слову Божьему, он спасет себя и слушающих его от лжеучений.
Говорить будем о том, как проверить, как исследовать тот жизненно важный фактор, что как обстоят дела между нами и Богом. Здесь надо учитывать, что никто не может созерцать себя, не обратившись сразу же к созерцанию Бога, Которым живет и движется. Обращать взор на себя нас заставляет то бедственное положение, в которое вверг всех людей мятеж первого человека Адама. Нам необходимо знать, не являемся ли мы только номинальным верующим, наше исповедание не является ли внешним, а не религией сердца. Для осуществления вышеупомянутого самоисследования зададим себе несколько вопросов.
1.Думаю ли я о своей душе? В наши дни много таких людей, которые не отводят места в своих мыслях религии. Они поглощены преследованием интересов бизнеса, политики и потворством различным своим желаниям. Живут они так, как если бы они никогда не должны умереть и воскреснуть вновь, чтобы предстать перед судом Бога и получить вечный приговор. Подобно израильтянам древности, они не размышляют над своими путями, над своей судьбой. Об израильтянах Бог говорит через пророка Исаию: Ис.1.3 «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет». И еще одно предостережение Бога: Втор.32.29 «О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет». В Библии сказано, что всё земное – временно. 2Кор.4.18 «Видимое временно, а невидимое вечно». Тем не менее, люди часто выбирают временное. Компания, выпускающая косметику, в рекламе омолаживающего крема для лица утверждала, что крем уничтожает морщины. Поэтому кто-то подал на компанию в суд. И проведенные исследования показали, что этот крем кожу подтягивает только на время, а потом морщины снова возвратились. Но миллионы покупателей пользовались и в дальнейшем этой косметикой, потому что главное было для них – временная видимость. Трудно себе представить более недостойную жизнь человека с бессмертной душой, чем та, которую мы только что описали. Она низводит человека до уровня животного.
2. Делаю ли я что-нибудь для блага своей души? Есть и такие люди, которые время от времени думают о религии, но не выходят за рамки раздумий и разговоров. После волнующей проповеди, или после похорон, или во время болезни, или когда они встречают пример истинного христианина, или когда они увлечены хорошей христианской книгой или программой по радио или ТВ – в это время они будут размышлять о своей душе. Но затем, как эмоции прошли, они останавливаются, как если бы одни размышления и разговоры достаточными были для их спасения. В их христианстве нет действительного отделения от служения миру и греху, нет реального взятия креста и следования за Христом.
3. Не пытаюсь ли я удовлетворить свою совесть только формальной религией? Есть христиане, которые посещают богослужения, участвуют в Вечери Господней, являются яркими защитниками своей церкви. И они готовы спорить со всеми, кто не согласен с ними в вопросах религии. Тем не менее, их религия не затрагивает сердца. Каждый, кто знакомится с ними близко, может с первого взгляда увидеть, что их привязанности направлены на земное, а не на небесное. И что они пытаются компенсировать недостаток внутреннего христианства чрезмерностью внешней формы. Такая формальная религия им реально ничего не приносит. Они не имеют понятия о внутренней радости и мире. Не будем довольствоваться внешней оболочкой религии. Вспомним слова нашего Спасителя об иудейских формалистах Его дней. Мф.15.8-9 «Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Если у вас возникло подозрение, беспокойство относительно своего духовного состояния, надо взывать к Богу, обратиться к Нему о спасении. Ибо Божье обетование заключает: Иоиль 2.32 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение».
4. Получаю ли я прощение грехов? Немногие здравомыслящие люди стали бы отрицать, что они грешники. Возможно, некоторые сказали бы, что они не такие плохие, как многие люди, что они не являются настолько испорченными и т.п. Но немногие стали бы утверждать, что они всегда жили, как ангелы Божии и никогда за свою жизнь не согрешили, не произнесли и не подумали злое. Короче говоря, все мы должны признаться, что мы в большей или меньшей степени грешники и, как таковые, виновны перед Богом. И, будучи виновными, мы должны или искать и получить прощение или быть осужденными навеки и погибнуть. Славой христианской религии является то, что она обеспечивает нам то же самое прощение, которое нам необходимо: полное, бесплатное, совершенное и окончательное. Это прощение было приобретено для нас вечным Сыном Божьим Иисусом Христом. Но это прощение, каким бы великим, полным и славным оно ни было, не становится достоянием каждого человека. Его каждый мужчина или женщина должна получить для себя своей собственной личной верой. Об этом мы читаем из Библии только один стих из многих: Ин.3.36 «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Многие знают, что нет прощения грехов, кроме как во Христе Иисусе. Но они не исследуют свое сердце, овладели ли Христом посредством веры. В действительности мы можем знать и чувствовать, что прощены.
5. Мое духовное состояние свидетельствует ли о моем обращении? О необходимости изменения человека в духовном плане после его обращения сказано во многих местах Библии. Приведем из них. Ин.3.3 «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». 2Кор.5.17 «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое». По своей природе мы духовно настолько слабые, настолько мирские, настолько склонны к греху, что без радикального изменения мы не можем служить Богу и не смогли бы Им наслаждаться после смерти. Подобно тому, как утята сразу же после выведения естественно тянутся к воде, так и уже дети человеческие, как только они становятся на что-то способными, тянутся к эгоизму, злу, хитрости и лжи. И никто из них не будет любить Бога, если Сам Бог не побудит их к этому. Наше духовное рождение и дальнейшее воспитание является особым служением Святого Духа. Вот признаки и доказательства, которые всегда сопровождают наше обращение: чувствительность к греху и ненависть к нему; вера во Христа Иисуса и любовь к Нему; удовольствие в святости и стремление к ней; любовь к народу Божьему и отвращение к греховным делам мира.
6. Как обстоит дело с моей душой в вопросе практической святости? Библия утверждает, что без святости никто не увидит Господа (Евр.12.14). Святость является неизменным плодом спасительной веры. Различают святость позиционную (святость по положению), практическую и абсолютную. Т.о., практическая святость – это не абсолютное совершенство, не свобода от недостатков. Это необходимо знать, чтобы в уме верующего не порождались ожидания, не основанные на Библии и причиняющие вред. Абсолютная святость – это для небес, а не для Земли, где мы имеем греховную плоть, порочный окружающий мир и дьявола, который постоянно хлопочет вокруг нашей души. Реальная, практическая святость не обретается и не поддерживается без постоянной борьбы. Как ни слаба и несовершенна практическая святость самых лучших святых, но она всегда есть, она проявляется, ее характеристики безошибочны. Подлинная практическая святость заставляет человека выполнять свой долг дома и на работе, вести себя достойно христианина в испытаниях повседневной жизни. Она будет делать человека смиренным, благородным, добрым, неэгоистичным, уравновешенным, внимательным к другим, любящим, кротким и прощающим. Она будет побуждать его выполнять свой долг на том месте, куда Бог поставил его, на основе христианских принципов.
7. Наслаждается ли моя душа средствами благодати? Под средствами благодати имеем в виду: чтение Библии, личная молитва, таинство Вечери Господней и Господень день покоя. Эти – средства, которые Бог милостиво назначил, чтобы сообщать благодать сердцу человека через Святого Духа и поддерживать духовную жизнь после того, как она началась. Состояние человеческой души в значительной степени будет зависеть от того, каким образом и в каком духе использует он средства благодати. Формальное, механическое употребление святых ценностей является полностью бессмысленным и бесполезным.
Одна христианка рассказывает: «В детстве я не могла понять, почему должна благодарить Бога за еду, которую не хотела есть. В моем понимании благодарность являлась откликом на что-то желанное, напр., шоколад или мороженое. Но никак не на кашу. Так почему же я должна быть благодарной за то, что мне не нравится, что омрачает жизнь?» По-человечески она рассуждала логично. Не всё, что люди нам дают, служит к благу. Однако с Богом дела обстоят по-другому. Получая от Бога то, что нам не особо нравится, мы должны быть благодарными, поскольку знаем, что Бог имеет о нас благие намерения. То, что кажется нам нежеланным, на самом деле может быть орудием, с помощью которого Бог делает нас совершенными.
Некоторые люди чрезмерно озабочены своим физическим состоянием. Их только интересует, что ежедневные упражнения, витамины и экологически чистая пища. А тело всё равно стареет и стремится к неизбежному концу. Однако, хотя в физическом измерении возраст неизбежно связан с ухудшением здоровья, это вовсе не должно распространяться на духовный мир. Хотите верьте, хотите нет, но годы могут принести с собой улучшение духовного состояния. Об этом писал ап. Павел: 2Кор.4.16 «Мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Утрачивая то, что принадлежит внешнему человеку, мы начинаем уделять больше внимания Богу. Чтобы не одряхлеть душой, упражняйтесь в духовной жизни.
В ранние годы своего служения английский проповедник Чарльз Симеон (1759-1836) был напористым и грубым. Однажды он посетил своего друга, пастора деревенской церкви, где тоже проявил себя не лучшим образом. После того, как он уехал, дочери пастора пожаловались отцу на его манеры. Вместо ответа пастор повел девочек в сад и попросил принести ему недозревший персик. Дочки удивлялись: зачем отцу понадобился такой зеленый, терпкий плод? Тогда отец ответил: «Сейчас он еще невкусный, но стоит подождать, чтобы солнышко погрело его, а дождик полил – и персик станет спелым и сладким. То же будет и с мистером Симеоном». И, правда, со временем Симеон изменился. Тепло Божьей любви, дожди разочарований и непонимания сделали его кротким и ласковым. Бог всякой благодати трудится над Своими детьми, смиряя гордых и вознося смиренных, преображая каждого в образ Христов. А нам нужно принимать всё, что Господь посылает нам, со смирением и благодарностью, не ожесточаясь и не ропща. Со временем Он утвердит нас, укрепит и сделает непоколебимым. Будем надеяться на Господа, укрепляясь сердцем.
Боже! Просим, помоги нам размышлять над своими путями, над своей судьбой. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты предлагаешь нам вникать в себя и только потом в учение. Это подчеркивает важность жизни каждого служителя Христа, каждого христианина. Благодарим Тебя за это предостережение. Мы сознаем, что порой мы чрезмерно озабочены своим физическим состоянием. Некоторые боятся старости из-за всех связанных с ней тягот. Благодарим Тебя за то, что, утрачивая понемногу то, что принадлежит внешнему человеку: здоровье, силу, красоту, мы начинаем уделять больше внимания Богу. И, тем самым, лучше будет наше духовное здоровье. Благодарим, что Ты имеешь о нас благие намерения. Просим, открой ставни нашего сердца и пролей нам в душу яркое сияние небесной благодати. Благодарим за обетование соблюсти нас от падения и поставить перед славой Своей непорочными в радости. Благодарим, что Ты трудишься над Своими детьми, смиряя гордых и вознося смиренных, преображая каждого в образ Христа. Дай нам надеяться на Господа Иисуса, укрепляясь духом. Во имя Христа. Аминь.