ПРОПОВЕДИ
Гнев часто приводит к грехам
Прит.29.22 «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит».
Мы рассмотрим гнев, как выражение нашего негодования или недовольства, вызванное поступками, словами или намерениями людей. Он не всегда греховен, т.к. иногда он является справедливым ответом на зло. Но часто гнев является грехом, то ли из-за того, что он вызван нашим эгоизмом, то ли из-за того, что, хотя гнев и оправдан, он все-таки выходит из-под контроля и приводит к неправедным словам или действиям. Чувства, вызывающие наш гнев, иногда пропадают так же быстро, как и появляются, а иногда остаются в нашей душе в виде злости. В Библии гнев и злоба почти синонимы. Слово «злоба» употребляется тогда, когда надо показать, что гневные чувства не исчезают сразу. Чаще всего грех гнева и злобы человек совершает с помощью языка. Об этом подробно написано в Послании апостола Иакова – Иак.3.3-18. Вспомним только стих Иак.3.8 «А язык укротить никто из людей не может; это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда». Ни один человек не в состоянии укротить язык без сверхъестественной благодати и помощи. Так что надо не только бодрствовать, быть на страже и управлять языком, как буйным животным или ядовитой змеей. Но необходимо прилагать гораздо больше забот и стараний, чтобы предотвратить его пагубные вспышки со всеми вытекающими из них последствиями. Гнев и злоба проявляются в словах и поступках, а гнездятся они в сердце человека. Об этом прочитаем из книги Екклесиаст: Еккл.7.9 «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых». Кто торопится в своих ожиданиях и не терпит отлагательства, тот гневается, если его желание не удовлетворяется мгновенно. Не будь скор на гнев и поспешен на оскорбления и негодование. Не торопись выразить свое возмущение. Гнев может войти и в душу мудрого человека и пройти через нее, как прохожий. Но гнездится он только в сердце глупых людей, там он занимает главенствующее место. Там не желают расстаться с ним.
Мы должны гневаться, когда о добре забывают, а злое превозносят. В Библии мы находим примеры праведного и святого гнева. Когда израильтяне сделали золотого тельца, Моисей разгневался на них за недоверие Богу и отступничество. Об этом написано в стихе Исх.32.19 «Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук скрижали, и разбил их под горою». Неемия рассердился, когда услышал о злоупотреблениях израильского народа. Читаем из его книги: Неемия 5.6 «»Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился». Наш Господь Иисус гневался, когда смотрел на безразличие людей к нуждам ближних. Мк.3.5 «И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их». Его гнев показывает гнев Божий. Святой и праведный гнев Божий по-разному описывается в Библии. В Библии мы находим, что Бог медлен на гнев, и Он полностью владеет Своим гневом.
Человеческий гнев чаще всего неправеден, потому что вызван человеческими пороками. Гордость, особенно ужаленная гордость, у человека вызывает гнев. Дан.3.9,11-13 «Они сказали царю Навуходоносору: … Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, … пал и поклонился золотому истукану. А кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. … эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат, и золотому истукану, который ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор в гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго».
Гнев и злоба приносят вред и часто приводят к разным грехам. Когда в гневе мы теряем над собой контроль, грех стучит в двери. Вспомним эпизод из книги Бытие. Быт.3.6-8 «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо Твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». Вспомним наш эпиграф. Прит.29.22 «Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит». Как мы уже сказали выше, гневаться не значит грешить. Но человек пал в Адаме, и поэтому ему крайне тяжело не согрешить в гневе. Гневливый и вспыльчивый нрав провоцирует людей к ссоре. Такой нрав приносит беспокойство и ссоры в семью и к соседям, втягивает в раздоры даже тех, кто желает жить тихо и мирно. Подобным нравом люди раздражают Бога. Гневаясь, нельзя забывать, что главное – прославлять Бога. Гнев не только препятствует людям призывать имя Божье, но и приводит к тому, что они начинают проклинать и позорить Его имя. Чрезмерный гнев приводит ко многим грехам.
Гнев и злоба разделяют людей. Амос 1.11 «Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечем, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно в гневе своем и всегда сохранял ярость свою». Здесь речь идет о том, что потомки Исава (Едома), брата-близнеца Иакова, неоднократно преследовали потомков Иакова.
Гнев портит христианское общение и жизнь в церкви. Вспомним назидание ап. Павла. 2Кор.12.20 «Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете; чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков». Ап. Павел не хотел уклоняться от своего долга из страха не угодить коринфянам. Поэтому он решительно осуждает грех, несмотря на то, что они могли найти его таким, каким не желали. Апостол перечисляет некоторые грехи, слишком распространенные среди верующих и заслуживающие самого сурового порицания. Источник всего этого перечня – недостаток любви. Хотя виновные в этих грехах едва переносят обличение в них, тем не менее, верные служители Христа не должны бояться обидеть грешника острым обличением, в публичной проповеди или в личной беседе.
Гнев может стать первым шагом на пути к убийству. Приведем слова Господа Иисуса: Мф.5.22 «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду». Здесь Господь объясняет шестую заповедь. Многие думают, что они не нарушили эту заповедь, т.к. никого в буквальном смысле слова не убили. Однако Он говорит, что требования данной заповеди должны пониматься более широко. Заповедь осуждает любую вспышку гнева, особенно если она ничем не спровоцирована. Итак, можно никого не убив, быть виноватым в нарушении шестой заповеди. Гнев и злоба часто являются причинами убийства, потому что убийство – это злоба, выросшая до невероятных размеров.
Гнев и ярость часто приводят к жестокости. Прит.27.3,4 «Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. Жесток гнев, неукротима ярость». Эти стихи показывают, какое невыносимое зло причиняет неуправляемый гнев. Гнев спровоцированного глупца, который не думает о том, что говорит и что делает, вынести тяжелее, чем тяжелый камень или множество песка. Он тяжелой ношей ложится на него самого. Тот, кто не управляет своими страстями, иногда даже изнемогает под их тяжестью. Гнев глупца ложится тяжелой ношей на тех, против кого он направлен и кому в ярости он может причинить зло. Поэтому мы поступим мудро, если не будем провоцировать глупца. А если он в ярости, то лучше уйти с его пути. Гнев жесток и совершает много жестоких поступков.
Гнев – страшная сила, в особенности, если она направлена прямо на нас, да еще от близкого человека. И пусть он недолог, но его последствия могут быть разрушительными. Печально, что порой люди, которых мы любим, становятся главной мишенью нашего гнева. Но даже если нас они провоцируют, мы должны остановиться и ответить не гневом, а добротой. Бог через Библию убеждает нас сдерживать гнев и раздражение, быть друг к другу сострадательными и прощать, как и Бог во Христе простил нас. Читаем стих Еф.4. 32 «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Раздражительности и гневу ап. Павел противопоставляет милосердие. Милосердию противоположна бесчувственность, когда люди проходят мимо страданий других. По словам апостола, мы должны прощать с готовностью и охотой, а не гневаться. Чтобы придать своему наставлению больший вес, апостол приводит в пример Самого Бога. Бог простил нам во Христе много больше, чем каждый человек может простить своему брату. Если гнев стал у вас хронической болезнью, передайте эту плохую часть вашего характера силе Христовой. Просите Бога простить вас и научить вас управлять своими чувствами. С Божьей помощью мы тоже можем укротить гнев восстающих против нас. Ищите помощи и у членов церкви, которые также могут помочь вам справиться с собой.
Некий христианин вспылил на работе из-за несправедливого с ним обращения. Его товарищ внимательно выслушал все жалобы, а потом дал мудрый совет: «Не руби сгоряча». Конфликты неизбежны, ведь у каждого из нас особенный, порой сложный характер. Люди, искренне желающие мира, забудут о своей обиде, о своем гневе. И будут пытаться разрешить проблему в общих интересах. Мудрец из Книги притч говорит, что разумный выдержан в своих словах (Прит.17.27). Это означает способность проанализировать всё множество различных мнений и воздерживаться от тех, которые могут вызвать ссору. Мудрый человек подумает, прежде чем выскажет свою мысль, а также постарается помочь окружающим своим советом. Книга притч также дает нам разумный совет, как справиться с эмоциональным напряжением: «Благоразумный хладнокровен». Человек, который может совладать с собственным гневом, не потеряет голову во время перепалки, а попытается разрешить спор без излишнего напряжения. Когда вам покажется, что с вами обходятся несправедливо и пора встать на защиту своих прав, остановитесь и помолитесь. С осуждением спешить ни к чему. Попросите у Бога, чтобы Он даровал вам спокойствие духа и нужные слова.
Горели горные леса на большой территории. Поэтому пожарные не могли потушить огонь, а лишь перекрыли путь огню с помощью специальных заграждений. И объявили, что пожар блокирован, хотя и не потушен до конца. До той поры, когда Бог окончательно удалит из Своего творения (в том числе и из человека) всякое зло, пребудем в Его благодати и силе, чтобы противостоять всем испытаниям и быть готовым к Его пришествию.
Некий известный актер часто говорил: «Говорите меньше, говорите тише, и лучше пореже». Т.е. он предлагал способ контролировать свою речь. Контролировать речь – важное качество, особенно когда приходится иметь дело с гневом. В Библии сказано, что всякий человек должен быть медлен на слова (Иак.1.19), а также она свидетельствует, что «кроткий ответ отвращает гнев» (Прит.15.1). Множество подтверждений тому мы можем найти как в собственной жизни, так и в Священном писании. С Божьей помощью мы можем укротить гнев людей, восстающих против нас. Кроткий добрый ответ отвратит гнев и укрепит единство во славу Божию.
Агрессивное вождение, вспышки гнева и нецензурная брань среди водителей такси часто являются причиной аварий в городе Аккра (Гана). Но один из таких случаев, свидетелем которого был проповедник, принял неожиданный поворот. Такси едва не врезалось в автобус. Проповедник ожидал, что водитель автобуса выскочит и начнет кричать на таксиста. Однако вместо этого он широко улыбнулся виновнику. И улыбка сотворила чудо: таксист, подняв руки, извинился, улыбнулся в ответ и дал задний ход. Инцидент был исчерпан. Улыбка производит благотворное действие на биохимию мозга. Исследователи обнаружили, что, когда мы улыбаемся, в организме вырабатывается вещество, оказывающее расслабляющий психологический эффект. Улыбка не только гасит напряженную обстановку между людьми, она также снимает напряжение внутри нас.
Боже! Дай нам не гневаться, а жить в любви Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты нам говоришь через Библию, что последствия гнева могут быть длительными и разрушительными. Гнев – страшная сила, в особенности, если она направлена прямо на нас. Просим, дай, чтобы люди, которых мы любим, не становились главной мишенью нашего гнева. Даже если нас они провоцируют, помоги нам остановиться, ответить не гневом, а добротой. Помоги нам сдерживать гнев и раздражение, прощать, как и Бог во Христе простил нас и быть друг к другу сострадательными. Если гнев стал у нас хронической болезнью, помоги нам передать эту часть нашего характера силе Христовой. Научи нас управлять своими чувствами. Светом Своим нас озари, сотвори в нас новую жизнь, чтобы мы сеяли любовь и обуздывали гнев. Храни наши уста, язык наш в узде держи. Очисти речь нашу от глупости и лжи. Помоги нам остановиться, когда нам кажется, что с нами обходятся несправедливо и пора встать на защиту своих прав. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.