ПРОПОВЕДИ
Только Священное Писание (на праздник Реформации)
2Тим.3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
Под реформацией понимаем движение религиозного возрождения, охватившее Европу в 16-ом веке. Оно подготовлено более ранними реформатскими идеями вальденсов в Альпах, Уиклиффа и лоллардов в Англии и гуситов в Богемии. Утренней звездой реформации считается Эразм Роттердамский. Деятели нового движения были образованными гуманистами, знавшими древние языки, Библию и сочинения отцов Церкви; Они были просвещены новаторским изданием Нового Завета, которое было осуществлено Эразмом в 1516г. Реформация боролась с вырождающимся католицизмом позднего средневековья, которому деятели Реформации противопоставляли веру апостолов Иисуса Христа и первых отцов Церкви. Можно выделить несколько направлений борьбы реформаторов: злоупотребление пап; ложные основания папской власти; церковное пленение Слова Божьего; превосходство монашеской жизни; пороки духовенства и узурпация посредничества.
Сегодня мы постараемся рассказать о главенстве Священного Писания. Библия была пленена папским учительством, церковной догмой или софистикой ученых мужей. Это пленение стало главной мишенью лютеровских «Трактатов о Реформации» (1520г.). В 1519г. Лютер оспорил безошибочность вселенских соборов. Деятели Реформации сделали Библию доступной для простого народа. Библия была объявлена главным судьей церковного предания и единственным источником подлинного вероучения. Реформаторы его воспринимали как живую силу Бога, вершащую суд и дарующую благодать.
Используя отрывки из Библии, постараемся доказать, что только Библия может быть главным христианским документом. Вернемся к нашему эпиграфу: 2Тим. 3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Во время написания ап. Павлом посланий к Тимофею людям были доступны в письменной форме только книги Ветхого Завета. Поэтому этот стих, в первую очередь, относится к книгам Ветхого Завета. Однако Святой Дух так сформулировал и передал его ап. Павлу, что он относится ко всему богодухновенному Писанию и Ветхого и Нового Завета. Это один из самых важных стихов Библии, говорящий о ее богодухновенности. Он учит нас, что Священное Писание вдохновлено Богом. Неким чудесным образом Бог донес Свое Слово до людей и побудил их записать его, чтобы сохранить для последующих поколений. И то, что эти люди написали, оказалось Словом Самого Бога, вдохновленным и безошибочным. Литературный стиль каждого из них оказался ненарушенным, но слова, которые они при написании использовали, были им даны Святым Духом. Об этом сказано и в Библии: 1Кор.2.13 «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным». Этот стих говорит о том, что люди, вдохновленные Святым Духом, использовали те слова, которые Святой Дух им диктовал. Вот что называется дословной богодухновенностью. Те, кто непосредственно писал книги Библии, не вносили в текст свои собственные мысли. Неверно предположение, что Бог просто вложил в головы этих людей мысли, а потом позволил изложить их так, как им заблагорассудится. Истина состоит в том, что сами слова Библии первоначально были даны людям от Бога. Это доказывает единство терминологии по всей Библии. Я долгие годы подрабатывал переводами. И испытал, что автор даже небольшой статьи порой для обозначения одних и тех же понятий использовал разные термины. Поэтому правильно переводить текст (особенно технический), может лишь тот, кто знаком с данной тематикой. А в 66-и книгах Библии, при множестве авторов, единство терминологии соблюдается. Это свидетельствует о том, что фактически Автор Библии один – Бог Святой Дух.
Библия полезна, поскольку является Божьим Словом. Это значит, что в каждой ее части заключена польза. Человек может сомневаться в пользе родословий или других мест Библии. Но духовно настроенный ум всё равно поймет, что в каждом слове, исходящем из уст Самого Бога, содержится духовное назидание. Библия полезна «для научения». Она передает людям мысли Бога о многих духовных понятиях. Библия полезна «для обличения». Она говорит нам о таких сторонах нашей жизни, которые огорчают Бога. Кроме того, Библия полезна, потому что помогает нам избегать ошибок и помогает правильно ответить на искушений сатаны. Библия полезна «для исправления» – она не просто указывает нам на недостатки, но и говорит о том, как мы можем стать лучше. И, наконец, Библия полезна «для наставления в праведности». Божья благодать учит нас жить благочестивой жизнью, а Божье Слово в деталях говорит о том, как жить.
В начале Второй мировой войны бомбардировки уничтожили значительную часть Варшавы, столицы Польши. Битый кирпич, куски штукатурки и стеклянные осколки покрывали улицы большого города. Но в его центре упорно стояло пострадавшее, но не рухнувшее здание Библейского общества. На уцелевшей стене можно было прочитать надпись: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24.35). Эти слова Христос сказал Своим ученикам. В повседневной жизни эта драгоценная истина может придать нам мужества. Когда человеческие замыслы и мечты рушатся, мы обретаем уверенность в несокрушимом Божьем Слове. Псалмопевец писал: Пс.118.89 «Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах». Но это не только Слово Божье, это откровение Его сущности, Его воли и Его характера. Поэтому автор этого псалма мог также сказать: Пс.118.90 «Истина Твоя – в роды родов». Переживая невзгоды, мы можем смотреть на Божье Слово либо с отчаянием, либо с надеждой. Т.к. Бог никогда не оставит и не покинет нас, мы с уверенностью можем выбрать надежду. Его вечное Слово свидетельствует о Его неувядающей любви. Его Слову можно доверять.
Некий журналист написал статью о высокой литературе. В частности, он писал: «высокая литература меняет вас. После чтения вы становитесь другим человеком». Если это действительно так, то Библия должна считаться высокой литературой номер один. Читая Библию, мы становимся лучше. Повествования о библейских героях вдохновляют нас быть мужественными и верными. Через Библию Бог предупреждает об опасностях греха. Благодарим Тебя, Господь, за Твое Слово и его могущественное влияние в нашей жизни!
Коротко расскажу историю, которую я сам слышал от героя этой истории. Его товарищ в унизительном тоне говорил о Библии. Он сказал своему товарищу: «Ты наступи на Библию» и положил ее на землю (они беседовали во дворе). У его собеседника уже пропало желание бороться с Библией, но хозяин Библии настаивал, чтобы он наступил обеими ногами. Не успел он наступить на нее таким образом, полетел на 2-3 метра и упал на землю. Вид у него был испуганный.
Главную тему 2-ой книги царств в Ветхом Завете можно выразить словами: «Жизнь – хаос». В ней есть все элементы увлекательного телевизионного мини-сериала. Став царем Израиля, Давид должен был преодолеть военную агрессию, политические интриги, предательство друзей и членов семьи. И сам он оказался не без греха (случай с Вирсавией). И всё же в конце книги мы находим воспетую Давидом песнь хвалы Богу за Его милость, любовь и освобождение. 2Цар.22.29 «Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою». В трудностях Давид обращался к Господу: 2Цар.22.30 «С Тобой я поражаю войско; с Богом моим восхожу на стену». Мы можем увидеть в Давиде самих себя, поскольку он, как и мы, не был совершенным. Но, вопреки всему, он знал: Бог силен исправить хаос, который порой творился в его жизни. Вместе с Давидом мы можем сказать: 2Цар.22.31 «Бог! Непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него». Мы тоже должны быть в числе этих надеющихся. В наше время жизнь тоже по большей части хаос, но Бог силен разобраться с ним.
Под руководством Неемии израильтяне восстанавливали стены вокруг Иерусалима. Когда почти половина работ была выполнена, стало известно, что враги собираются напасть на город. Эта новость встревожила и без того уставших строителей. Неемия помолился и расставил стражей по важным местам. Затем он вооружил строителей. Они в одной руке держали копье. Мы, строители Божьего Царства, должны вооружиться против нападок духовного врага, сатаны. Наша защита – духовный меч Слова Божьего. Заучивая отрывки из Библии и размышляя над ними, мы сможем «стать против козней дьявольских» (Еф.6.11). Труд для Господа тоже крайне важен, потому что он последует за нами в вечность (1Кор.3. 11-15) Если мы боимся, что слишком много нагрешили, чтобы Господь мог употребить нас, то вспомним, что наше прощение куплено великой ценой – кровью Христа. А если мы переживаем, что что-то у нас не получается, вспомним слова Господа Иисуса, что, пребывая в Нем, мы принесем много плода.
На восходе солнца Ездра начал читать Закон Моисея (т.е. первые 5 книг Библии) иудеям, вернувшимся из плена. Стоя в Иерусалиме на возвышении, он громко читал вслух на протяжении шести часов. Читаемое Слово Божье вызвало у людей четыре отклика. Они благоговейно встали, внимая словам Закона (Неем.8.5). Они прославляли Бога, поднимая руки и говоря «Аминь» (Неем.8.6). Они внимательно слушали Писание, которое вначале читалось, затем истолковывалось для них. Каким удивительным был этот день, когда книга, которую дал Господь Израилю, читалась! «Марафонское чтение» Ездры может напомнить нам, что Божье Слово по-прежнему остается источником хвалы, поклонения и научения. И только она является самым лучшим и авторитетным в этом плане. Открывая Библию, мы лучше узнаем Иисуса Христа. Будем же славить Бога, поклоняться Ему и стремиться узнать, что Он хочет нам сказать.
У одного журналиста была странная нелюбовь к синим чернилам. Однажды коллега, собираясь в магазин, спросил его, не нужно ли чего купить. Он ответил: «Ручки, только не синие, я не люблю синие чернила. Синий цвет меня угнетает. Поэтому, купи, пожалуйста, 12 шариковых ручек любого цвета, кроме синего». На следующий день коллега принес 12 синих ручек. Он оправдывался словами: «Ты всё повторял: «синий, синий», вот мне и запало в память». Многократные повторения возымели действие, только, обратное. Моисей, законодатель Израиля, также пользовался повторением, уча народ. Более 30-и раз он побуждал людей оставаться верными Закону своего Бога. К сожалению, Израиль не внял увещаниям своего законодателя и пожал горькие плоды своего непослушания. Если мы любим Бога, то ходим Его путями. Не только потому, что боимся последствий, а более, потому, что хотим угодить Богу, Тому, Кого мы любим.
Некий пенсионер, живущий в США, предлагает выпустить новое издание Библии, которое, по его мнению, будет пользоваться большим спросом. В шутливой форме он советует издать электронный вариант библейского текста, в который можно будет вносить изменения прямо на церковной скамейке. Тогда пасторы и верующие в Священном Писании могут дописать всё, чего там, по их мнению, не хватает, а также «исправить неточности». А назвать новую библию следует так: «Приспосабливаемое к местности, адаптируемое к верующим издание». Конечно же, всё это шутка. Однако в ней, как и во многих шутках, есть доля истины. Многое в учении Спасителя Христа звучит оскорбительно для человеческого самолюбия. Но вспомним слова из Книги откровений: Отк.22.18,19 «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей». Итак, Слово Божье дано нам для соблюдения, а не для исправления. Изменяться должны мы, наши слова, дела и сердце.
Боже! Просим, дай нам понять, что жить нам, людям, нужно только по Библии, исключая предание старцев, решения вселенских соборов и всякую другую ересь, не соответствующую Твоему святому Слову. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за великий дар человечеству, за Библию и за ее сохранение через века. Благодарим Тебя за могущественное влияние Твоего Слова в нашей жизни. Просим, помоги нам научиться пребывать в нем и исполнять его. Ибо Божье Слово в деталях говорит о том, как можно жить благодатной жизнью. Благодарим, что Библия указывает на Твоего Сына как на единственного источника живой воды. Мы признаем, что наш разум способен отвлекаться. Просим, помоги нам быть внимательными, слушая тех, кто учит нас Твоим путям. Помоги нам ценить Библию, словно сокровище и каждый день радоваться Твоему Слову. Благодарим за его истинность и вечность, а также за водительство, которое Ты даруешь через него. Помоги нам верить и полагаться на то, что Ты говоришь. Просим, помоги нам помнить его, когда нам страшно или тревожно, когда нам нужно ободрение и вдохновение. Открой нам глаза, чтобы видеть Тебя. Открой нам уши, чтобы слышать Твой голос. Открой уста, чтобы возносить Тебе хвалу. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.