ПРОПОВЕДИ
Осуждение гнева и злобы
Прит.12.16 «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление».
Наше поведение должно соответствовать нашему внутреннему содержанию. Давайте постоянно упражняться в благочестии, ибо для этого у нас есть все основания. Свет внутренний проникает наружу. Жизнь сокровенная обязательно отражается в жизни повседневной. Благочестие упорядочит наши поступки, поможет построить нам правильные приоритеты. Благочестивая жизнь приносит блаженство. Мудрый царь Соломон часто повторял эту мысль. Крайне важно, чтобы люди, в особенности молодые, знали, что благочестие приносит радость. Окружающий нас мир считает, что от благочестия страдают, а не наслаждаются им. Но можно сказать наверняка: святость есть радость. Некий проповедник как-то сказал: «Если верующий человек, сражаясь с врагами своего спасения, может противопоставить мирскому удовольствию духовное, наслаждению богатством наслаждение святостью; веселью в пивной радость общения с Богом, значит, он прилежно исполняет свои обязанности. Как и любой человек, он стремится к радости, а благочестие привлекает его тем же, чем привлекает неверующих мир – возможностью получить удовольствие». Неверующие люди не видят реальный мир – и земной и духовный. Они не могут судить о том, чего не знают. Они видят наши немощи, но не благодать; обращают внимание на наш крест, но не на венец; знают о наших злоключениях, но не подозревают, что мы радуемся в Святом Духе, Который воздает во сто крат за все наши страдания.
Вернемся к нашему эпиграфу: «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». Глупца узнают по его гневу. Это не значит, что мудрый человек не может гневаться, когда у него для этого есть справедливое основание, но в таком случае он контролирует и направляет свой гнев. Он – господин своего гнева, в то время как гнев глупца господствует над ним. Тот, кто в случае провокации разражается неприличными выражениями, непристоен в словах или в поведении, чья страсть выводит его из себя, имя такого человека безумный. Глупец открыто заявляет о своем гневе, где бы ни находился. Он демонстрирует его сразу же, когда его провоцируют, т.к. не может сдержать свое негодование. Кто быстр на гнев и возгорается от малейшей искорки, тот не может управлять своим духом, как это должно быть. Благоразумный человек скрывает оскорбление. Он скрывает страсть, бушующую в груди, когда его дух возмущен. Мы оказываем себе милость и содействуем миру в сердце, смягчая и оправдывая нанесенные нам обиды и унижения, а не раздувая и делая их значительнее. Не позволяйте языку свободно разгуливать, когда вы в гневе. Гнев глупца представляет печальное зрелище. А вот самообладание, подавляющее гнев, доказывает благоразумие христианина.
Вспомним стих из Книги Екклесиаста (Проповедника). Еккл.7.9 «Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых». Мы должны научиться управлять своими чувствами. Не гневайся на притеснителей или на тех, кто является инструментом постигших тебя бед. Не будь поспешен на оскорбления и негодование, не торопись выразить сове возмущение. Не гневайся долго. Гнев может войти и в душу мудрого человека и пройти через нее. Но гнездится, устраивается надолго он только в сердце глупца.
Гнев – разрушительная эмоция. Позволяя гневу управлять нашими мыслями и поступками, мы рискуем причинить зло не только ближним, но и себе самим. Научные изыскания установили наличие ярко выраженной зависимости между гневом и развитием сердечнососудистых заболеваний. Раздражительность и гнев вредны как для физического здоровья, так и для духовного. В Книге псалмов дается предостережение: Пс.36.8 «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло». Мы терпеливо должны нести то, что Богом возложено на нас. И терпеливо ожидать того, что нам предназначено в будущем. Это служит нашим интересам и является нашей обязанностью, т.к. делает нас спокойными и это достоинство нам необходимо. В предыдущем стихе сказано: Пс.36.7 «Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавнующему». Давайте не будем расстраивать себя тем, что видим в этом мире. Не будем ревновать человеку, который, являясь плохим, становится богатым и великим в этом мире. Не расстраивайтесь из-за того, что обладающий властью и богатством творит зло и осуществляет свои нечестивые планы против благочестивых и хороших людей. Сдерживай уже первые ростки своего недовольства и не давай пристанища гневу. Не давай пристанища ни одной плохой мысли о Боге и Его провидении по этому поводу. Не гневайся, что бы Бог ни делал, ибо это самый плохой гнев, который может быть. Не завидуй процветанию лукавых людей, чтобы не подвергнуться искушению стать на тот же нечестивый путь для собственного обогащения и продвижения. Будем помнить, что недовольный раздражительный дух открывает дверь для многих искушений. И тот человек, кто потакает ему, подвергается опасности совершить зло.
В одной тюрьме произошел такой случай. В камеру, где сидели только христиане, втолкнули новичка. Сперва никто не узнавал его, но через некоторое время кто-то воскликнул: «Да это же капитан Н». Это был один из самых жестоких мучителей последователей Христа. Они окружили его и спрашивали, каким образом он попал сюда. Он рассказал им: «Несколько месяцев тому назад я сидел в моем кабинете. Вдруг вошел мальчик лет двенадцати с цветком в руке и сказал: «Это для вашей жены. Вы посадили в тюрьму моих родителей. Сегодня день рождения моей мамы. Я всегда покупал ей цветок в этот день. Теперь я не могу порадовать ее сегодня. Она научила меня любить врагов и воздавать добром за зло. Поэтому я решил принести цветок матери ваших детей. Пожалуйста, отнесите его вашей жене». Это было чересчур даже для преступника-мучителя. Он обнял мальчика. Он не мог продолжать мучить людей, и не мог больше занимать свое положение. Теперь он почитал преимуществом сидеть в тюрьме с теми, кого сам посадил туда. Прощающая любовь – это ключ к победоносной христианской жизни.
Гнев и злоба дают основание, чтобы прервать дружбу, потому что дружба с человеком, который не в состоянии управлять собой, может вызвать гнев и злобу у нас. В Книге притчей представлено предостережение против близкой дружбы с гневливым человеком. Прит.22.24 «Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым». Закон дружбы гласит, чтобы мы приноравливались к своим друзьям и были готовы оказать им услугу. Поэтому мы должны быть мудрыми и осторожными, выбирая друзей, чтобы не оказаться в зависимости от человека, приноравливаться к которому было бы безрассудством. Хотя мы должны быть ко всем дружелюбны, в то же время – осторожны, решая, с кем завязывать близкие отношения. Кто во гневе не беспокоится о своих словах и поступках, а становится еще яростнее, тот не годится в друзья или в компаньоны. Можем предположить, что он постоянно будет недоволен нами. Он также будет ожидать, что мы, подобно ему, будем гневаться на других.
Гнев и злоба открывают истинное состояние сердца человека. Лк.6.45 «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое».
Гнев и злоба – дела плоти, они противны Духу Святому. Гал.5.19-21 «Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, …, зависть, гнев, распри, . Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют». Апостол перечисляет дела плоти, подлежащие умерщвлению. Большинство из этих дел осуждается даже законами самой природы, и все они осуждаются Священным Писанием. Вне всякого сомнения, эти дела плоти не пустят человека в небо. Поступающие так не будут допущены в присутствие святого и праведного Бога, пока не оправдаются именем Иисуса Христа.
С помощью гнева и злобы никогда нельзя исполнять Божью волю. В Послании ап. Иакова тоже сказано о том, что мы должны научиться сдерживать проявления гнева. Иак.1.19-20 «всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божьей». Мы научимся этому, если действительно являемся возрожденными Словом истины. Ибо существует такая связь: гневливый и вспыльчивый нрав во время скорбей легко склоняется на зло. Но обновляющая благодать Божья и Слово истины учат нас подавлять их. Т.о., нашим долгом является слушать Слово Божье и стараться понять его, а не рассуждать, основываясь на своих собственных фантазиях и человеческих мнениях. Будьте всегда готовы слушать и принимать то, чему учит Слово Божье для нашего конкретного случая. Когда между христианами возникают разногласия, каждая сторона должна быть готова выслушать другую. Люди часто упорствуют в своем собственном мнении, потому что не желают выслушивать противоположных мнений. В Библии сказано, что должны говорить без гнева, ибо кроткий ответ отвращает гнев. Кроме того, из этих стихов мы можем заключить, что если человек хочет управлять своим языком, то он должен научиться управлять своим гневом. Приводится более чем веская причина, почему мы должны подавлять свой гнев: «Ибо гнев человека не творит правды Божьей». Люди часто, давая волю вспышкам гнева, претендуют на то, что они ревнуют о Боге и Его славе. Однако они должны знать, что Бог не нуждается в человеческих эмоциях. Его делу лучше служат кротость и смирение, чем гнев. Некий богослов так высказывается о некоторых собраниях: «Если бы мы были так скоры на слышание, как бываем готовыми говорить, тогда на наших собраниях было бы меньше гнева и больше пользы». Гнев это самое плохое, что мы можем привнести в религиозные споры. Хотя его можно извинять заботой о справедливости и правде, однако доверяться ему нельзя. Кто претендует на служение Божьему делу и проявляет чувства гнева, тем самым он показывает, что он не знает ни Бога, ни Его дела.
Проявляющий гнев напрасно нарушает 6-ю заповедь. Вспомним слова Христа. Мф.5.21,22 «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Многие думают, что они не нарушили 6-ю заповедь, т.к. в буквальном смысле слова не убили. Но Господь говорит, что требования данной заповеди должны пониматься более широко. Заповедь осуждает любую вспышку гнева, особенно если она ничем не была спровоцирована. Итак, можно никого не убив, быть виноватым в нарушении 6-ой заповеди. Т.о., гнев и злоба навлекают на нас суд Божий.
Гнев и злоба легко провоцируют нас взять суд в свои руки. Тем самым они забирают у Бога только Ему принадлежащее право судить. Рим.12.19 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»». Если кто-нибудь причинил вам какое-то зло, то не желайте ему зла и не воздавайте ему подобным злом. Эти слова запрещают личную месть, проистекающую из гнева. Этот запрет обоснован, ибо мы бываем очень некомпетентными судьями, когда дело касается лично нас. Своему гневу мы должны противостоять и подавлять его.
Христианский журналист рассказал в своем журнале о том, как однажды в ресторане он услышал, как рассерженный отец говорил своему семилетнему сыну: «Ну что в тебе хорошего?» Мальчик, который только что разлил молоко, опустил голову и тихо сказал: «Ничего». И дальше журналист рассказывает о том, как много лет спустя он однажды сам сильно рассердился на своего сына за какой-то незначительный проступок. Он задал ему самый жестокий вопрос, который отец может задать ребенку: «Ну, хоть что-нибудь хорошее в тебе есть?» Сын ответил: «Нет». Журналист немедленно пожалел о своей жестокости и, обняв сына, сам ответил на свой вопрос: «Я сам тебе скажу, что в тебе хорошего. Ты – любимый». Родители часто не понимают, как жестоки они бывают к своим детям. Любите своих детей и уделяйте им то внимание, которое им требуется, и особенно если они совершают ошибки. В конце концов, разве не так поступает с нами наш Небесный Отец.
Боже наш! Благодарим Тебя за то, что Ты сотворил нас такими, что мы должны проявлять любовь, а не гнев. Помоги нам быть Твоим достойным чадом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты открываешь нам суть гнева и злобы. Ты ясно говоришь, что наше поведение должно соответствовать нашему внутреннему содержанию. Ты призываешь нас постоянно упражняться в благочестии. Благодарим, что Ты даешь нам видеть реальный мир: как земной, так и духовный. Просим, помоги нам контролировать и направлять свой гнев. Помоги не позволять языку своему свободно разгуливать, когда мы в гневе. Помоги научиться управлять своими чувствами, не торопиться выразить свое возмущение, не гневаться долго. Помоги нам терпеливо нести то, что Богом возложено на нас. И терпеливо ожидать, что нам предназначено в будущем. Помоги не завидовать процветанию беззаконника. Помоги нам быть всегда готовым слушать и принимать то, чему учит Слово Божье. Помоги нам проявлять прощающую любовь, а не гнев. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.