ПРОПОВЕДИ
Повеление Бога Израилю отделиться от нечестивых народов
Втор.7.1-2 «Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, …семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их».
В этих стихах звучит строгое предостережение не дружить и не иметь общения с идолопоклонниками. Кто имеет общение с Богом, тот не должен иметь общения с представителями тьмы. И здесь Моисей призывает их придерживаться особых правил, чтобы не попасть в расставленную для них сатаной сеть. Им предстоит кровавая работа, необходимая для того места и того времени. Здесь перечислены семь народов, чтобы Израиль знал границы и пределы своей задачи. Если Бог прогонит их, то Израиль не должен вступать с ними в союз в качестве арендаторов, слуг или народа, платящего дань. С ними нельзя заключать никакого соглашения или быть к ним милостивыми. Израильтянам велено наказать эти народы за их порочность. Чаша беззаконий их теперь наполнилась. Бог обязывает израильтян исполнять это, чтобы предотвратить зло, которое они причинят Божьему Израилю, если их оставить в живых. Народы, совершавшие эти мерзости, не должны смешиваться со святым семенем, чтобы не развратить его. Пусть лучше все эти народы исчезнут с лица земли, чем истинное поклонение Богу в Израиле прекратится. С одной стороны, мы являемся очевидцами благости Божьей к Израильскому народу в силу завета, заключенного Им с Авраамом, Исааком и Иаковом. С другой стороны, мы видим правосудие Божие в судах, постигающих народы Ханаана за их нечестие. И в том и в другом случае мы становимся свидетелями Божьей славы. Подобным образом должны и мы обращаться со своими похотями, если они восстают на нашу душу.
Вот в каком духе нам надлежит созерцать пути Бога – Творца и Царя Вселенной. Некоторые души под влиянием ложной сентиментальности с ужасом читают повеления, данные Богом Израилю относительно хананеев. Им кажется, что Бог, всеблагой и милосердный, не может приказать Своему народу истреблять таких людей, как они, в том числе женщин и детей. Эти люди не считают возможным согласиться с мнением небожителей, которые говорят Богу: Отк.15.3 «праведны и истинны пути Твои, Царь святых». Они не одобряют Бога во всех Его путях. Они готовы осудить Его за некоторые из них. Они дерзают применять свою мерку к действиям Божьим, судить о них по своим несовершенным мыслям. Одним словом, они судят о Боге по себе самим. Это великое заблуждение с их стороны. Мы не способны судить о путях Божиих, а потому жалкий смертный человек впадает в великую гордость, пытаясь судить Бога. Вспомним стих из Послания к римлянам. Рим.3.4 «Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих, и победишь в суде Твоем». Не будем этого забывать и откажемся от ложных рассуждений нашего разума. Нам, детям Божьим, дано преимущество оправдывать Бога, утверждать и защищать Его справедливость, Его истину и Его благость, во что бы то ни стало. И с благоговением преклониться перед неисследимыми судами Его, и пребывать в твердой уверенности, что все они праведны. Предначертания Божии и действия Его по отношению к миру насколько выше ума человеческого, насколько Творец выше творения. Читаем слова Бога из книги пророка Исаии. Ис.55.8,9 «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше Земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Поэтому предлагаем всем не только не критиковать, но даже не пытаться анализировать действия Бога. Если в невежестве и безумном ослеплении своем мы начинаем рассуждать о непроницаемых для нас тайнах Божьих действий, то мы неминуемо впадаем в полное заблуждение и даже неверие.
Теперь вернемся к рассмотрению повелений Бога относительно хананеев, данных Им израильтянам. Читаем стихи 3-5 этой же главы. Втор.7.3-5 «не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам. И тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем». Они не должны были вступать в брак с теми, кто избежит меча. Семьи хананеян были древними и, возможно, некоторые из них почитались. Это могло быть искушением для израильтян, особенно для тех, кто был незначителен в своем колене. Они могли вступить в союз с ними и облагородить свою кровь. Но религия и страх Божий должны брать верх над этими размышлениями. Некий толковник этого отрывка говорит: «Кто вступает в брак с идолопоклонниками, тот фактически вступает в брак с их идолами». Они должны были уничтожить все предметы идолопоклонства из святого негодования к идолопоклонству и для его предотвращения.
В шестом стихе Моисей указывает народу нравственную причину, по которой Израиль должен был полностью отделиться от хананеев и истребить их. Втор.7.6 «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего. Тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на Земле». Бог избрал этот народ, чтобы он принадлежал Ему. Между Богом и Израилем был заключен особый завет и установилось особое общение, как ни с каким другим народом в мире. Так неужели израильтяне будут позорить идолопоклонством своим Бога – Того, Кто особым образом выделил их? Неужели они пренебрегут Тем, Кто многократно засвидетельствовал о Своей милости к ним? Неужели они поставят себя на один уровень с другими народами после того, как Бог особым образом отличил и возвысил их больше других? Раз Бог выделил именно их, как особый народ, то неужели они не будут чтить своего великого Бога?
В словах Бога изложен принцип необыкновенной важности: народу Божьему (Израилю) следовало совершенно отделиться от хананеев, отказаться от всякого союза с ними, уничтожить их предметы идолопоклонства потому, что они были святым народом. Создал его святым Сам Бог: Он избрал их, Его любовь покоилась на них, Он спас их из египетского рабства и отделил их для Себя. Поэтому Он мог предъявить Свои требования. Он мог им предписывать те или другие действия, даже такое как «Будьте святы, потому что Я свят».
Моисей сказал народу: они должны знать и помнить, что все их преимущества, всё их высокое положение были дарованы им не ради того, что они сами из себя что-то представляли. Но ради любви Бога к ним, Который заключил с их отцами (Авраамом, Исааком и Иаковом) вечный, нерасторжимый завет. Это должно было предохранить их от всякой гордости и самонадеянности. Всё основывалось на непреложной благодати Божьей. Человеческому тщеславию здесь не было места. Бог хочет, чтобы народ Божий говорил словами псалмопевца Давида: Пс.33.3 «Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся». Бог не хочет, чтобы человек превозносился перед Ним (для этого нет причины у него). Бог смиряет всякое превозношение ума человеческого, всякую гордость человеческого сердца. Израиль должен был помнить свое происхождение, свое прежнее положение (рабство в Египте), свою малочисленность по сравнению со многими народами. Он никогда не был лучше окружавших его народов. И поэтому свое возвышение он мог приписывать исключительно верности Бога Его клятве, считать его незаслуженным даром Божьим. Ничто в них самих или сделанное ими не могло сделать Бога должником перед ними. Бог Сам сделал Себя должником Своего собственного обетования, которое Он хотел исполнить, несмотря на их недостойность.
В стихах 9 и 10 сказано об особых взаимоотношениях с Богом. Втор.7.9,10 «Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их. Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст». В этих стихах нам представляются два важных факта. Один из них содержит утешения и вносит ободрение в сердце человека, искренне любящего Господа. Другой факт имеет большое значение для людей, презирающих Бога. Итак, все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, могут рассчитывать на верность Господа и на Его милость во всякое время и во всех обстоятельствах жизни. Об этом сказано и в Послании к римлянам: Рим.8.28 «Любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу». Будем помнить, что Бог может пребывать в тесном общении только с теми, которые стараются жить достойно Его, жить так, как приличествует сынам и дочерям Господа всемогущего.
Может случиться, что, подчиняясь святому приказанию отделиться от нечестивых, мы рискуем быть обвиненными в ханжестве, в узости, в нетерпимости, в гордости. Может быть, нам будут говорить, что нам не следует судить других, сделаться лучше и святее их. Пусть говорят и думают о нас, что угодно. Пусть нам дают то или другое прозвище, нам необходимо отделиться от неверующих (жить не такой жизнью, как они живут), если мы хотим быть принятыми Богом. Если верующие души живут в союзе с неверными (так же, как они), как можно признать в них сынов и дочерей святого Бога?
Кто-то может сказать: «Как мы узнаем, кто не верит? Ведь многие называют себя христианами». Да, во времена Моисея было проще – Израиль был окружен одними язычниками. Даже во времена ап. Павла люди делились на Церковь Божию, иудеев и язычников. Но неверующих, людей из мира можно узнать и в наши дни. Мир всегда остается миром, живет по своим законам, правилам. Он может измениться в некоторых отношениях, но дух, характер, принципы остаются теми же. Отказываться вдумчиво относиться к нашему духовному состоянию – значит отказываться повиноваться Богу.
Рассмотрим грозное предостережение, выраженное в стихе 10 «ненавидящим Его самому лично воздаст». Как странно и страшно подумать, что существуют люди, ненавидящие Бога. Ненавидящие Того, Кто есть Даятель всех наших благ, ненавидящие единственно премудрого, безусловно святого Бога. Бога великого и могущественного, Творца и Царя всей Вселенной. Существуют ненавидящие Того, Кто имеет власть ввергнуть душу и тело человека в геенну огненную. Чаще всего люди не демонстрируют свою ненависть к Богу. Но мы знаем, что те, которые Его не любят, должны Его ненавидеть. С этим, может быть, многие не согласятся. Мало найдется людей, признающих, что они ненавидят Бога. Но безразличия, нейтральности нет в этом вопросе. Мы должны быть или за Бога или против Него. Мы должны подчиняться или Богу или сатане. Другого варианта для человека нет во Вселенной. Чаще всего ненависть человеческого сердца к Богу выражается в ненависти к Его народу, к Его Слову (Библии), к поклонению и служению Ему. Мы часто можем слышать высказывание в адрес истинных верующих: «Я ненавижу этих лицемеров». В сущности же люди ненавидят Самого Бога. Во всяком не возрожденном сердце таится определенная вражда против Бога.
Многие люди отвергают или не придают значения предостережению Бога, что Своим врагам Он лично воздаст. Они стараются уверить себя и других, что Бог слишком благ, слишком милосерден, чтобы с такой строгостью относиться к Своему творению. Они забывают, что пути правосудия Божия так же совершенны, как и пути Его благодати. Если люди отвергают Божью благодать, если пренебрегают Крестом Христовым, то их ожидает следующее: Ин.3.36 «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Люди никогда не решились бы приписать хорошему человеческому правительству то, что они дерзают приписывать правлению Божию. Что подумали бы мы о земном правителе, не могущем или не хотящем наказывать злых или преступных людей? Захотели бы мы жить в стране, управляемой подобным правительством? Повеление народу Божьему отделиться от мира не устарело (2Коринфянам глава 6). Оно звучит для нас и сегодня.
Боже! Благослови нас, открой уши нашего сердца, чтобы мы услышали призыв отделиться от нечестивых людей и приняли к исполнению. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы находим основание для великой радости в том, что Твое Царство зиждется на правосудии и справедливости. Ибо все великие деяния Твои совершаются сообразно с этими двумя божественными качествами. Ты, будучи абсолютным Владыкой Вселенной, никогда не поступаешь несправедливо или не мудро. Ты свят, и потому не можешь быть несправедливым. Ты мудр, и потому не можешь ошибаться. Справедливость и суд – утверждение престола Твоего. Благодарим, что милость и истина являются глашатаями Господа Бога. С их помощью Ты спасаешь греховного и непостоянного человека, он может свободно пребывать в присутствии праведного Господа. Твоя милость проявляется в обетованиях, а истина – в их совершении. Просим, запиши Закон Твой в нашем сердце и дай, чтобы мы исполняли его с удовольствием. Просим, дай, чтобы каждый человек мог в нас заметить свет святости и милости Твоей. И чтобы мы могли любому ответить не только словом, но и всей своей жизнью. Во имя Иисуса Христа. Аминь.