ПРОПОВЕДИ
Характерные особенности и причины появления зависти
Пс.72.3 «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых».
Зависть – это болезнь воли, вызванная преимуществами в положении других людей. Она греховна, т.к. свидетельствует о неудовлетворенности провидением Божьим. Зависть противоречит принципу любви к ближнему, т.к. любовь радуется благам других людей.
Рассмотрим наш эпиграф. Словом «безумцы» псалмопевец обозначает всех нечестивых людей. Из всех видов безумия нечестие – самое отвратительное. Псалмопевец Асаф обратил внимание на то, что нечестивые безумцы иногда заметно процветают. Они действительно являются безумцами и поступают против разума и своих истинных ценностей. Но, в то же время, люди видят их процветание. Псалмопевец тоже проявлял безумие, потому что в течение некоторого времени завидовал этим людям. Своей показной роскошью богатые нечестивцы возбуждают во многих сердцах зависть. И те, чья духовная жизнь оставляет желать лучшего, нередко заражаются этой губительной болезнью. Печально, когда Божье чадо, наследник небес признается в том, что сердце его полно зависти. Но еще хуже, когда он завидует нечестивым богачам-безумцам. Между тем, на самом деле подобная исповедь необходима большинству из нас. Очи псалмопевца первоначально видели только благоденствие нечестивых. Очи его были прикованы к их настоящему, но не видели их будущего. Он видел их внешнее благополучие, но не замечал внутреннего смятения и отсутствие душевного покоя. Кто станет завидовать быку, откормленному на убой? И, тем не менее, некоторые дети Божьи в час скорби и страданий завидуют нечестивым грешникам, наслаждающимся временным изобилием.
Характерной особенностью зависти является то, что она хочет иметь почести и преимущества, которыми наслаждаются другие. Вспомним стих из книги Бытие, написанный про Исаака. Быт 26.14 «У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей. И филистимляне стали завидовать ему». Исаак всё богател и богател. Зажиточность его не оставила филистимлян равнодушными: они начали завидовать ему. Это является примером мирского тщеславия: чем больше люди имеют, тем сильнее им завидуют, отчего они подвергаются осуждению и риску понести убытки. Это свидетельствует о духовном тлении человеческого естества. Ибо сама позиция печалиться по поводу чужих успехов изначально безнравственна. Как будто мне будет плохо от того, что у другого человека всё хорошо.
Еще одной характерной особенностью зависти является то, что она не способна понять, что один Бог распоряжается дарами, почестями и способностями людей. Втор.8.17-18 «И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство это». Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство». Остерегайтесь говорить даже в своем сердце гордые слова. Мы никогда не должны хвалить себя за процветание или относить его на счет собственного ума или трудолюбия. Когда надмевается сердце, то человек забывает Бога. Кто восхищается собой, тот пренебрегает Богом. Мы забываем Бога, если не соблюдаем Его заповеди. Мы забываем о Его власти над нами, о своих обязанностях перед Ним. Мы забываем о своих ожиданиях от Него, если не будем послушны Его законам. Когда люди становятся богатыми, то появляется искушение полагать, что могут жить без Бога. Мудрец Агур не сомневается в том, что Бог дает ему всё, что он имеет. Поэтому просит Его: Прит.30.8 «нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом». Агур молится, чтобы божественное благоволение содействовало его благу, но не наносило вред его душе. Слова «питай меня насущным хлебом» означают: тем хлебом, который Ты считаешь подходящим.
Еще одной характерной особенностью зависти является то, что она грустит, когда другие радуются. Прочитаем отрывок из Притчи о блудном сыне. Лк.15.25-28 «Старший же сын его был не поле. И, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И призвав одного из слуг, спросил, что это такое? Он сказал ему: «брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он осердился и не хотел войти». Мы видим здесь недовольство и зависть старшего брата. Какое безумие, раздражение и зависть проявил старший брат. Младший брат вернулся не только телесно здоровым, но покаялся, вернулся к здравомыслию. Иначе отец не считал бы, что принял его здоровым. Это сообщение возмутило старшего брата и вызвало зависть у него.
Характерной особенностью зависти является и то, что она делает нас врагами тех, кто ни разу не причинил нам вреда. Такой пример мы находим в книге Бытие. Быт.37.3,4 «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его; и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его. И возненавидели его, и не могли говорить с ним дружелюбно». Израиль (Иаков) продемонстрировал свою привязанность к Иосифу, одевая его лучше, чем других своих детей. Он не проявил благоразумие и рассудительность, чтобы не выделять одного ребенка перед другими. А другие его дети возненавидели Иосифа (не отца своего) и стали завидовать ему. Вспомним, что мир часто ненавидит тех, кого любит Бог.
Характерной особенностью зависти является и то, что она желает другим не счастья, а горя. Мк.15.10 «Ибо знал (Пилат), что первосвященники предали Его из зависти». Пилат понял, что первосвященники предали Иисуса Христа из зависти, потому что Он приобрел среди народа такую славу, которая затмила их собственную. Сравнивая пыл гонителей (первосвященников, книжников и фарисеев) со слабостью их доказательств, легко было понять, что их раздражало в Нем не Его преступление, а Его благость; не что-то вредное и позорное, но нечто похвальное и славное.
Характерной особенностью зависти является и то, что она может пойти на всё, чтобы уничтожить того, кому завидует. Вспомним историю с убийством первого человека. Быт.4.3-8 «Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел, Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Каину: почему огорчился ты? И отчего поникло лицо Твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». Каин ничего не ответил на слова Бога. Он не раскаялся, не изменил свое отношение к Авелю. Через некоторое время оба брата оказались вместе в поле, там, где родители не могли за ними наблюдать. Горечь обиды переполняла Каина и, захлебываясь завистью, он убивает своего брата. В этом грехе просматривается то, что в результате вытекает из зависти, ненависти, злобности и жестокости.
Зависть возникает из-за того, что нас прельщают достоинства других. Ап. Иоанн, зная, что одним из отличительных признаков детей дьявола является зависть и ненависть к братьям, из этого берет повод, чтобы предостеречь нас от того, что противоречит братолюбию, от недоброжелательного отношения к братьям. С этой целью он приводит пример Каина. 1Ин.3.12 «Не так, как Каин, который был от лукавого, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». В детях дьявола царит ненависть и зависть, как бы главенствуя над их жизнью. Каин был раздражен тем, что Авель превзошел его в служении Богу, и позавидовал благоволению, которое тот обрел у Бога. Зависть внушает чувство мстительности к тому, что должно вызывать у нас восхищение и чему нам следует подражать. Между тем, всё это способствует утешению верующих, поскольку апостол в следующем стихе заключает: 1Ин.3.13 «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас». Люди часто заблуждаются в отношении правила жизни, помещают святость в придуманных ими делах и думают, будто дважды угодны Богу. Подобно тому, как монахи горделиво именуют свой образ жизни состоянием совершенства. Поэтому в некоторых случаях нет иного поклонения Богу, кроме загромождения суеверий. Но апостол говорит, что Богу угодна лишь та праведность, когда мы взаимно друг друга любим. И наоборот, дьявол царствует там, где царят ненависть, соперничество, зависть и вражда.
Успех других в некоторых людях рождает зависть. Деян.13.45 «Но иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел». Вовсе не ново, что неистовство нечестивцев возрастает при приближении евангельского света. И, видя успех здравого учения, они ему противятся с большой яростью и напором. Иудеи завидовали тому вниманию, с которым народ был готов слушать апостолов. Им было мучительно видеть людей, заполнивших синагогу с целью послушать проповедь апостолов Павла и Варнавы. Они перечили из одного только духа зависти и отрицали очевидное. Они сочли большим позором, что сокровище Божьего учения, будучи их наследием, без них преподается всем. Надо остерегаться того, чтобы во время предложения истины Божьей нас не поглотила страсть к прекословию.
Гордость часто рождает зависть. 1Тим.6.4 «Тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, …». Люди, о которых пишет апостол, делают вид, что обладают хорошим знанием, но на самом деле они даже не знают, о чем говорят. Они очень любят всё подвергать сомнению и впадать в словопрения. Слово «заражен», которое здесь используется, подразумевает, что такие люди духовно больны. Поскольку многое, о чем говорят эти люди, не является учением Библии, они не могут учить истине. Как результат, их учения приводят к зависти, распрям, злословию, подозрительности.
Какими жалкими рабами являются грешники, воображающие себя свободными. Об этом прочитаем в стихе: Тит.3.3 «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, …». Каждодневная рутина обычного не спасенного человека в офисе, на заводе, в магазине, на улице, в транспорте и т.п. очень хорошо свидетельствует об истинности этих слов. «Жили в злобе», которая желает другому человеку вреда и радуется ему. «И зависти», раб греха завидует благу другого человека, раздражается на его благополучие и успех. Злоба и зависть – это горький корень, из которого произрастает много зла.
Бабушка с удовольствием согласилась посидеть с внуками, пока их родители ушли по своим делам. Придя и обняв ребят, они спросила, что они делали на выходных. О своих впечатлениях начал рассказывать трехлетний внук. Он долго и оживленно рассказывал, как он гостил у дяди с тетей. Они угощали его мороженным, катали на карусели, а потом вместе смотрели кино. Следующий был пятилетний внук. Когда бабушка поинтересовалась, что происходило с ним, он коротко ответил: «Поход». «Тебе понравилось?» - спросила бабушка. «Не очень» - уныло ответил он. Бабушка заметила, что у него сработало известное чувство зависти. Он забыл, как весело было ему с папой в походе, когда услышал про мороженое и карусель. Все мы можем стать жертвой зависти. Царь Саул подпал под влияние этого чудовища, когда услышал песни в честь Давида: «Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч». Зависть настолько поразила его, что он больше всего на свете хотел убить Давида. Зависть безрассудна и разрушительна. У кого-то обязательно будет то, чего у нас нет. Но Бог уже даровал нам множество благословений, включая жизнь на Земле и обетование вечной жизни для всех верующих. Лекарство от зависти – благодарение Богу.
Боже! Мы благодарим Тебя за то, что Ты всегда готовь оказать нам помощь и просим, помоги нам победить зависть. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за одно из лучших проявлений Святого Духа в нашей жизни – благодарность и удовлетворенность тем, что имеем. Которые проявляются таким образом, что, вместо того, чтобы предаваться искушающей зависти, мы сможем щедро делиться своими благословениями с окружающими. Мы видим, что Ты так благ! Ты восполняешь все наши нужды и даешь сверх того. Просим, помоги нам быть довольными тем, что есть у нас, зная, что без Тебя у нас не было бы ни жизни, ни дыхания. Нашему сердцу легко увлечься ненужным. Научи нас не прилепляться к мирскому и материальному, а богатеть в Тебе и служить Твоему Царству. Мы верим, что в Тебе обретается истинное удовлетворение. Но мы слабы и грешны, легко увлекаемся блеском мира. Мы просим, помоги нам приближаться к Тебе и храни нас от зла. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.