ПРОПОВЕДИ
Превосходство евангельского строительства Церкви над ветхозаветным
Евр.1.1-3 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни эти говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. Который, будучи сиянием славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте».
В Гейдельбергском Катехизисе о святой вселенской Церкви написано (воскр.21): «Верую в то, что через Свой Дух и Слово Сын Божий от начала и до конца мира собирает Себе из всего человеческого рода народ, избранный к вечной жизни и единомышленный в истинной вере, который Он защищает и хранит».
О превосходстве евангелического строительства Церкви над ветхозаветным подробно написано в Послании к евреям. Цель и назначение этого послания очевидны: просветить умы иудеев и убедить их в несравненном превосходстве Евангелия над Законом. И отвратить их от его обрядов, к которым они были так привязаны и так ослеплены любовью к ним. У некоторых из них даже после обращения в христианство оставалось много этой привычки. И они нуждались в очищении от нее. Цель послания состояла также в том, чтобы убедить верующих иудеев быть верными христианской вере и стойкими в ней, несмотря на все страдания, встречавшиеся им на пути. С этой целью апостол много говорит о превосходстве Автора Евангелия, славного Иисуса Христа, воздавая Ему честь и по справедливости предпочитая Его всем другим людям. Апостол показывает, что Христос есть всё во всем. Основная задача автора послания заключалась не в том, чтобы убедить иудеев, что Иисус, Сын Марии, есть Христос и обетованный им Искупитель. Ведь он писал людям, уже принявшим христианскую веру. Он считал этот факт самоочевидным. Главная его задача была в том, чтобы показать, в чем состоит служение Христово. Автор послания хочет доказать, что принесенное Христом учение является венцом всех пророчеств. Поскольку здесь могло помешать почтение, которое иудеи испытывали к Моисею, он учит, что Христос сильно превосходит всех учителей Божьей истины, в т.ч. и Моисея.
Апостол начинает с общего заявления о превосходстве евангельского строительства Церкви над ветхозаветным строительством. Он доказывает это на основании различия путей и методов, какими Бог открывал людям Себя, Свои мысли и Свою волю в том и в другом случае. Оба домостроительства были от Бога и оба были добрыми. Но в том, каким путем они пришли от Бога, существует большая разница. Итак, в стихе 1 сказано о том, каким образом Бог открывал Себя и Свою волю людям во времена Ветхого Завета. Здесь говорится о тех, через кого Бог в то время открывал Свои мысли. Это были пророки, т.е. люди, избранные и подготовленные Богом для служения Ему, состоявшего в откровении воли Божьей. Никакой человек не мог сам себе присвоить эту честь, не будучи призван Богом. И всякий призванный Богом готовился Им Самим. Здесь говорится и о тех, кому Бог говорил через пророков: отцам, т.е. всем истинно верующим Ветхого Завета. Бог благоволил к ним и удостоил их более ясного света, чем свет природы (рассматривание творений в природе), каким обладали все остальные народы. В стихе 1 сказано и о том, каким образом Бог говорил людям в те далекие времена, предшествовавшие евангельскому веку. Он говорил Своему древнему народу многократно и многообразно. Слово «многократно» может означать либо отдельные этапы ветхозаветного строительства Церкви: этапы патриархов, Моисеева Закона и пророков, либо ряд последовательных откровений относительно происхождения Мессии: Адаму – о том, что Мессия родится от семени жены. Аврааму, что Он произойдет от чресл его. Иакову, что Он будет из колена Иудина. Давиду, что Он произойдет из дома его. Пророку Михею, что Он родится в Вифлееме. Пророку Исаии, что Он будет рожден от девы. «Многообразно», т.е.разными путями, какие Бог находил подходящими для сообщения пророкам Своих намерений.
Слово «многократно» прославляет Христово учение. Автор учит, что в нем и только в нем надо полагать свое упование. Чтобы лучше понять эту мысль, отметим антитезис между отдельными частями фразы. Во-первых, Сына Божия автор сравнивает с пророками, а затем – нас с отцами. В-третьих, многократную и разнообразную речь Божию, обращенную к отцам – с последним откровением, принесенным через Христа. Но при всем этом различии нам проповедуется Тот же самый Бог, чтобы кто не подумал, что Закон воюет с Евангелием. Или – что автор Евангелия отличен от автора Закона. Изложим суть стиха 1: 1. Бог говорил некогда через пророков. 1а. Теперь Он говорит через Сына. 2. Бог обращался к отцам. 2а. Теперь Он обращается к последователям Христа. 3. Тогда Бог говорил многократно.3а. После пришествия Христа Он говорит, как в конце времен. Автор показывает согласие между Законом и Евангелием. Ведь Сам Бог, будучи всегда подобен Самому Себе, речь Которого – неизменная и непоколебимая истина, говорил через оба эти откровения. Но следует отметить: между нами и отцами имеется разница. Ведь некогда Бог обращался к ним иначе, чем ныне обращается к нам. Во-первых, к отцам Он посылал пророков, а к нам – собственного Сына. Значит, наше положение в этой части уже превосходнее. Далее, в числе пророков находится и Моисей, и даже он сильно уступает в чести Божьему Сыну. Но мы превосходим отцов и в отношении способа откровения. Ведь различие видений и обустройства в Ветхом Завете служило доказательством того, что еще не настал постоянный и надежный порядок, способствующий наилучшему строительству. Сюда относятся и слова «многократно и многообразно». Ведь Бог сохранил бы эту форму обращения до конца, будь она совершенной.
Говоря, что Бог говорил нам «в последние дни», автор имеет в виду, что нет больше причин ожидать какого-то нового откровения. Ибо слово, принесенное Христом, не частичное, а завершающее. Именно в этом смысле апостолы говорят о последнем времени и последних днях. Это разумел и ап. Павел, написав в 1Кор.1.11: «Всё это происходило с нами как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Если же Бог говорил теперь в последний раз, значит, надо идти ровно до этой точки и, дойдя до нее, остановиться. Теперь мы должны ожидать не новых откровений, а большей меры Духа Святого, Который поможет нам лучше понять уже данные нам Божьи истины. Всё это необходимо понять. Ведь иудеи не подумали о том, что Бог перенес более полное откровение на более позднее время. И это сильнейшим образом им помешало. Поэтому, довольствуясь своим Законом, они не спешили к конечной его цели (к Христу). С того момента, как явился Христос, в мире стало процветать противоположное зло. Ибо некоторые люди желают идти дальше Христа.
Превосходство евангельского откровения над ветхозаветными заключается в следующем. 1. Это окончательное, завершающее откровение, к нему ничего более не должно добавляться. Канон Божьего Слова должен быть установлен и запечатлен. Люди не должны ожидать новых откровений, но должны радоваться полноте откровения Божьей воли, как в заповедях, так и в Его провидении. Они даны нам в той мере, в какой нам необходимо их знать для того, чтобы исполнять их и утешаться ими. 2. Это есть откровение, данное Богом через Своего Сына, самого превосходного из всех посланников, какие когда-либо были посылаемы на это служение. Он намного превосходит всех древних патриархов и пророков, через которых Бог открывал Свою волю людям Своим в прежние времена.
Автор украшает Христа в этом послании титулами, чтобы внушить нам уважение к Его личности. Поскольку Бог Отец покорил Ему всё, мы также находимся под Его властью. Одновременно автор показывает: вне Христа для нас нет никакого блага, т.к. Он – вселенский Наследник. Отсюда следует, что мы, люди, лишены всяких благ, если нас не обогатит Христос. Сказано и о том, что честь властвовать над всей Вселенной по праву принадлежит Христу, ибо через Него сотворено всё. Отсюда выводится Его вечность, ведь Ему надлежало существовать до того, как через Него сотворилась Вселенная. Т.о., мы не получим наследство, пока не соединимся с Ним. Слова «Который, будучи сиянием славы» частично относятся к божественной сущности Христа, а частично к Нему же, облеченному в нашу плоть. Всё это сказано для прославления Его достоинства. Надо отметить следующее: здесь нас учат не пустым мудрствованиям, но надежному учению веры. Поэтому мы должны найти употребление приведенному здесь восхвалению Христа в том смысле, в каком оно имеет отношение к нам. Итак, когда ты слышишь, что Божий Сын есть сияние Отчей славы, думай про себя так: слава Бога Отца невидима для тебя, пока не воссияет во Христе. Другими словами, Бог является нам не иначе как в лице Иисуса Христа. То же самое надо думать и о слове «образ». Поскольку Бог Сам по Себе для нас непостижим, образ Его является нам в лице Христа. Нас поучают, что твердо и истинно Бог познается лишь в Нем. В Нем запечатлена сущность Божия, поскольку у Бога Отца и Бога Сына одна и та же неделимая сущность. И всякий, имеющий Сына, одновременно имеет всё, находящееся в Отце. В выражении «и держа всё» слово «держать» означает сохранять, делать так, чтобы творения пребывали в присущем им состоянии. Автор имеет в виду, что всё исчезнет, если не будет поддерживаться силой Христовой. Бремя всего творения лежит на Нем. Он поддерживает весь мир в целом и все его отдельные части. Никто из древних пророков не исполнял такого служения, как Он, никто из них не был способен к этому.
От славы личности Христа автор переходит к славе Его благодати. Поистине славной была Его снисходительность. Великая слава Его страданий состояла в том, что они полностью искупили грехи Его народа. Об этом здесь сказано так: «совершив Собою очищение грехов наших», совершив заслугой Своей смерти и пролитой Крови, за счет их бесконечно великой духовной ценности. Т.к. это были Его собственные страдания, то Он Собою искупил наш грех. Он Сам, слава Его личности и природы придали такую ценность Его страданиям. Поэтому они были вполне достаточны, чтобы восстановить честь Бога, Кому грехи людей причинили бесконечное оскорбление и бесславие. Поэтому Христа, наделенного верховной властью, следует слушать более всех остальных посланников Бога. Говоря «Собою», автор подразумевает антитезис: Христу не помогли в деле очищения грешников заповеди Моисеева Закона. Кроме того, указывается на различие между Ним и левитскими священниками. О них также говорится, как об очищающих грехи. Однако силу эту они заимствовали из отличного от себя источника. Автор, помещая цену и силу очищения в Самом Иисусе Христе, хочет тем самым исключить все прочие средства или вспомоществования.
Словами «воссел одесную» (по правую сторону) автор как бы говорит: совершив спасение человеческого рода, Он был принят в небесную славу, чтобы управлять всем. Сидеть одесную – то же самое, что править вместо Отца. Теперь Отец всё делает через Него и через Него же принимает всякое служение Своего народа.
Такова личность Христа, Того, через Кого Бог говорил людям, верующим в Спасителя. Т.к. достоинство Христа сообщает авторитет и Божьему посланию, то поэтому евангельское строительство Церкви должно быть несравненно превосходнее ветхозаветного.
В 1856г. Чарльз Сперджен, великий английский проповедник, основал колледж, готовивший христианских служителей. Герб этого заведения венчает надпись: «Держусь и поддержан». Сперджен так объяснял значение этих слов: «Мы держимся за Крест Христов дерзновенной рукой, … потому что Крест влечет нас непреодолимой силой. Мы желаем, чтобы каждый человек держался истины и был поддерживаем ею, особенно истиной о Христе распятом». Мы, последователи Христа, распространяем весть о Кресте, а Он Сам поддерживает нас Своей силой и благодатью.
Господь Иисус! Просим, поддерживай нас каждый день Своей любовью и помоги нам передать эту любовь другим людям. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты объединил Твоих детей из всех поколений, чтобы они чтили и славили Тебя, несли свидетельство другим людям о Твоей любви. Благодарим и за то, что, хотя различия всегда будут влиять на наши отношения, но вера в Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя, соединит нас в едином уповании. Каким бы ни был наш возраст и внешний вид, мы нужны друг другу. К какому бы поколению мы ни принадлежали, мы можем многому научиться друг у друга и вместе прославлять Господа. И дать знать людям о могуществе Твоем и славном величии Царства Твоего. Господь Иисус! Ты достоин наивысшей славы, Ты высок и превознесен, Твое имя выше всякого имени. Однажды всякое колено преклонится перед Тобой и всякий язык исповедует, что Ты - Господь. Благодарим за Твою помощь и неизменное присутствие. Мы признаем Тебя Творцом, знающим и любящим Свое творение. Помоги нам знать Тебя и жить с Тобой. Просим, держи нас крепко у Твоего Креста и распространи через нас Свою любовь и Евангелие в окружающем мире. Аминь.