ПРОПОВЕДИ
Доказательства божественной природы Христа в Ветхом Завете.
(на Адвент 1)
Евр.1.5 «Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет мне Сыном».
В стихах Евр.1.1-4 провозглашается божественная природа Христа. А в этой же главе, в стихах Евр.1.5-14 автор послания намеревается доказать ее. Здесь цитируется несколько отрывков из Священного Писания, в которых о Христе говорится то, что никогда не говорилось об ангелах. Автор говорит не агностикам или атеистам или людям других вероисповеданий, не принимающим Ветхого Завета в качестве Слова Божьего. Прежде всего, не им, хотя то, что ему предстоит сказать, может быть даже для них внушительным свидетельством того, что Иисус – Сын Божий. Прежде всего, он пишет для евреев-христиан, чтобы укрепить их веру и помочь им ответить на критические замечания своих собратьев-иудаистов, отрицавших божественную природу Иисуса Христа. И, считавших поклонение Иисусу как Богу языческим богохульством. Бесполезно было бы ожидать, что евреи-нехристиане признают божественность Иисуса, исходя из авторитета христианских апостолов. Но евреи, как христиане, так и не христиане, признавали богодухновенность Ветхого Завета, его авторитет как Слова Божьего. Поэтому, чтобы доказать свою правоту, автор обращается именно к Ветхому Завету.
Дело было не в победе над оппонентом в богословском споре. Речь шла, не больше и не меньше, как о самой сути объявленного в Ветхом Завете спасения мира и о достоверности этого плана. В Ветхом Завете миру предлагается больше, нежели учение монотеизма (единобожия), сколь бы жизнетворным оно ни было. Предлагается больше, нежели данный Богом разумный свод заповедей, сколь бы необходимым для нравственного здоровья мира он ни являлся. Ветхий Завет представляет план спасения мира, предусматривающий низвержение зла и установление Царства Божьего. Мир, безусловно, нуждался в таком плане.
Наиболее важным моментом в этом плане является пришествие Мессии. Обратимся к одному из многих пророчеств. Ис.11.1-10 «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень… Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев Земли решать по истине. И жезлом уст Своих поразит Землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда… Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники – и покой его будет слава». Люди задаются вопросом: «Кто эта отрасль от корня Иессеева, эта ветвь, к Которой обратятся язычники?» Иессей был отцом Давида. Описание Мессии как ветви от корня Иессеева указывает, что это должен быть царь из царского рода Давидова. Но при этом в Ветхом Завете совершенно ясно говорится, что Мессия будет не только потомком Давида – Он будет его Господом. Вспомним слова Давида из псалма. Пс.109.1 «Сказал Господь Господу Моему: сядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Конечно, Мессия – человек, как и Давид, но Он – больше чем человек. Он – не кто иной, как Сын Божий, воплощенный Бог. Обратимся к пророку Исаии:
Ис.9.6-7 «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам. Владычество на раменах Его. И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». Эта сверхъестественная составляющая ветхозаветного пророчества вселяет в людей твердую надежду на его исполнение.
Автор Послания к евреям не испытывает затруднений, когда показывает, как Ветхий Завет описывает грядущего Мессию. В стихе псалма Пс.2.7 Бог говорит о Мессии: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Автор послания цитирует Пс.44.7-8, в котором Бог говорит Мессии (устами богодухновенного псалмопевца-пророка): «Престол Твой, Боже, вовек …». Наконец, он приводит цитату из Псалма 109.1, в котором Бог приглашает Господина Давида, т.е. Мессию, воссесть одесную Бога, пока Бог не положит врагов Его «в подножие ног его». Стиль этих высказываний по своей возвышенности значительно превосходит всё, относящееся к Давиду или к любому из обычных наследников его престола. Вдохновленные Богом сочинители этих псалмов были не просто поэтами – они были пророками. Они использовали образы царя Давида или кого-либо из его наследников, чтобы помочь людям представить себе обещанного Богом Спасителя-Царя. Но говорили об этом Царе в таких высоких выражениях, которые нельзя было бы использовать применительно к царю Давиду, не допустив при этом вопиющих преувеличений. Поэтому вполне понятно, что в своем глубоком значении эти выражения могли относиться только к Мессии.
Автор Послания к евреям ветхозаветные цитаты выстраивает в определенной последовательности. И сразу становится ясно, что он хочет показать, в первую очередь, что Мессия–Сын Божий несравненно превосходит ангелов. Этим он предупреждает возражение, готовое возникнуть у иудейских ревнителей Закона, что Евангелие было дано не только через человека, но и через ангелов, как и Закон. Ангелы присутствовали при передаче Закона, т.к. воинства небесные были призваны сопровождать Бога в тот знаменательный момент. Поэтому Закон требовал почтения. Ангелы более славные и превосходные, чем люди. Но Мессия (Христос) превосходит ангелов во всем. Об ангелах в Писании иногда говорится как о «сынах Божьих», но никому из ангелов в отдельности в Писании Бог не говорил те слова, которые в этом послании приводит автор. Сами эти вопросы наталкивают нас на правильный ответ. Являясь Сыном Божьим, Мессия единствен в своем роде. Сказанное Ему Богом о Нем в Ветхом Завете никогда не относилось и не могло относиться к кому-либо из ангелов.
Все отрывки из Ветхого Завета, применяемые автором послания, утверждают или подразумевают божественную природу Мессии. Здесь следует нам обратить внимание на два очень важных момента. Во-первых, это не просто выдержки из Писания, вырванные из контекста и предназначенные для доказательства правоты автора, в то время как в исходном контексте они значат нечто противоположное. Как раз напротив. Именно путем изучения контекстов этих выдержек мы сможем увидеть, настолько сильно эти контексты подкрепляют позицию автора. Во-вторых, утверждения о божественной природе Мессии в приводимой серии выдержек не просто повторяются. Они обнаруживают логическую последовательность и описывают в общих чертах различные этапы Божьего замысла установления Его Царства на Земле. Эти библейские отрывки, рассматриваемые в своем исходном контексте, ведут нас от воскресения Мессии к Его второму пришествию, к созиданию Церкви и установлению Его Царства. А также к раскрытию характера и сущности Его царствования и судьбы Его истинных последователей.
Приводя выше упоминаемые цитаты, автор послания преследует две цели. Его первая цель – показать, что Мессия является Сыном Божьим. Эту задачу он выполняет легко. Если в стихе Пс.2.7 Бог возвещает, что Мессия является Его Сыном, а в стихах Пс.44.6-7 через псалмопевца-пророка Бог обращается к Мессии как к Богу, то этого достаточно. Божественная природа Мессии доказана и утверждена. Всё, что говорится о Мессии в других частях Ветхого Завета, следует читать и воспринимать в этом свете. Вторая цель автора – показать, что Мессией, о Котором говорит Ветхий Завет, является Иисус. Многие проповедники первых веков христианства использовали для этого из Ветхого Завета Псалом 2. Слова «возвещу определение» принадлежат не псалмопевцу, а Мессии. Именно Его представляет здесь автор псалма. Т.о., здесь не рассматривается вопрос, когда Бог сказал Мессии: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» Здесь сказано о том, что имело место такое выказывание Бога Отца. В связи с этим псалмом встает вопрос: «Какое событие в истории человечества является исполнением данного пророчества?» Первым христианам потребовалось немного времени, чтобы убедиться, что картина, изложенная в Псалме 2, является живой реальностью тогдашнего Иерусалима. Они молились, встречая противодействие со стороны правителей: «Владыка Боже! … Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его». Ибо по истине собрались в городе этом на святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским. Чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4.24-29). А завершили они свою молитву призывом к Господу Богу подтвердить воскресение и вознесение Иисуса Христа «соделанием знамений и чудес именем … Иисуса». Эта история заканчивается словами: Деян.4.31 «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением». В глубине души каждый необращенный человек восстает против Бога. И, сталкиваясь с Его единородным Сыном, утверждающим, что Он по праву является нашим Господом и Царем, такой человек отказывается Ему подчиняться. Мы должны хорошо запомнить предостережение Псалма 2. Пс.2.12 «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем».
Вспомним отрывок из 2Цар.7.11, 16 «И Господь возвещает Тебе, что Он устроит тебе дом. … И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки перед лицом Моим, и престол твой устоит во веки». Прежде всего, это обетование относилось к первому преемнику Давида Соломону. Но оно по своему замыслу не могло относиться лишь к Соломону, но и к другим его преемникам. Более того, оно не могло относиться лишь к обыкновенным людям. Та часть Божьего завета с Давидом, которая касалась обычных людей, преемников Давида, не была исполнена, ибо своим вопиющим отступничеством некоторые из них нарушили завет. Но завет в его высшем смысле остался в силе и исполнился в Иисусе Христе. Христос родился как потомок Давида, и Его воскресение показало, что Он Сын Божий. Но есть еще одно существенное свидетельство в том, что касается исполнения обетования «Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном». Христос не имел Себе равных по ощущению Бога как Своего Отца и самого Себя как Сына Божьего. Будучи еще мальчиком двенадцати лет, Он потряс слышавших Его, говоря о храме как о доме «Отца Моего» (Лк.2.49). Богословы отмечают тот факт, что ни один из основателей мировых религий (Будда, Магомет и др.) не посмел назвать себя сыном Божьим. На протяжении всех глав Евангелия от Иоанна, свидетельствовавших о божественности Христа, Он более ста раз говорит о Боге как об Отце. Эти Его высказывания приводили в ярость Его врагов, говорящих: Ин.5.18 Он «Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».
Если посмотреть, кем Господа Иисуса Христа выставляют в наши дни, то почти невозможно в этих образах узнать библейского Христа. Одни придумывают, добавляют к Библии, другие отнимают, превращая Христа просто в человека – мудрого учителя. Некоторые же хотят, чтобы Его вообще не было. И всё это не ново. Так продолжается вот уже почти две тысячи лет. Когда Господь спросил Своих 12 учеников, что говорят о Нем люди, ученики ответили, что одни Его принимают за Иоанна Крестителя, другие за пророка Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков (Мф.16.14). Но все эти ответы были неправильные. Прав оказался только один Петр, который сказал: Мф.16.16 «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Можно подумать, что ничего особенного в словах апостола Петра нет. Люди забывают, что одно дело верить в божественность Христа, находясь в окружении христиан, а совсем другое – признать Его Богом в среде неверующих иудеев. Ап. Петр исповедал свою веру в Иисуса Христа, когда Он был в образе раба, без богатства, без царского достоинства. Чтобы в то время признать Христа Богом, надо было обладать великой верой и большой смелостью. Именно поэтому Господь Иисус сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин». Возможно, мы иногда недооцениваем этого апостола из-за того, что он три раза отрекся от своего Господа. Но это величайшее заблуждение. Несмотря на все свои ошибки, ап. Петр был искренним, ревностным и преданным рабом Христа.
Господь! Помоги и нам быть искренними, ревностными и преданными рабами Твоего Сына и нашего Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что уже в Ветхом Завете представляешь нам, людям, Спасителя человеческого рода, план спасения мира, предусматривающий низвержение зла и установление Царства Божия. Нам сказано, что наиболее важным моментом в этом плане является пришествие Мессии. Вечный Бог пришел на нашу Землю, чтобы мы обрели вечную жизнь. Он исполнил Свое служение, приняв смерть за нас и воскреснув из мертвых. Благодаря этому мы ожидаем блаженного будущего, не скованного рамками времени. Дай нам поверить в то, что Он – Господь Вселенной и дай принять Его нашим Господом и Спасителем. Дай нам благодать поддерживать тех, кто нуждается в нашей помощи. Господь Иисус! Просим, помоги нам в Твоей ласковой любви жить, каждым шагом Тебе служить. Ибо только Ты есть жизнь, и нет другой. Только жить с Тобой значит жить. Дай лишь такой жизнью дорожить. Аминь.