ПРОПОВЕДИ
Пророчества Ветхого Завета о неизменности и сущности царствования Мессии.
(на Адвент 2)
Пс.44.7,8 «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».
«Престол Твой, Боже, вовек» – эти слова нашего эпиграфа могут быть сказаны здесь только о Господе Христе. Глаза пророка узрели в царственном Женихе Бога, достопоклоняемого Иисуса Христа, царствующего вовек. Как благословенны очи пророка! Кто не видит во Христе Господа Бога, тот слеп. Кто не хочет признавать Его настоящим Богом, делает это на свою погибель. Пока мы не постигнем познание славы и божественной сущности Господа Иисуса Христа (Мессии), мы не сможем до конца оценить той великой милости, которую Он даровал нам, восприняв человеческую плоть и посадив нас с Собой на небесах. Какая милость явлена нам в том, что наш Спаситель – Сам Господь Бог! Кроме Него никто не смог бы спасти нас (смотри Гейдельбергский катехизис). Какое благословение, что Царству Христа нет конца и что престол Его вовек! Ведь для нашего счастья требуется как всемогущая благодать, так и вечная любовь. Если бы Царству Христа мог бы прийти конец, то наше блаженство не было бы вечным. Кроме того, если бы Христос не был Богом, то и Царство Его не могло бы быть вечным. Только престол Господа Бога может пребывать вовек. Все прочие царства преходящи.
Рассмотрим отрывок «Жезл правоты – жезл царства Твоего». «Жезл царства Твоего», т.е. администрация Твоего царствования. «Жезл правоты» - она (эта администрация) соответствует вечной воле Бога, которая является вечным правилом и основанием для добра и зла. Господь Иисус – законный Царь над всей Землей (точнее – над всей Вселенной). Закон Его – истинен, власть Его справедлива. Наш Царь – не узурпатор и не тиран. Даже когда Он поражает врагов жезлом железным, то поступает праведно. Божественная справедливость включает в себя как благодать, так и наказание злодеев. Мы доверяем Богу всем сердцем, ибо Он не может ошибиться. Ни одно испытание от Господа нельзя называть слишком тяжелым, ни один вердикт Его уст нельзя отвергнуть как чрезмерно суровый. Жезл царской власти покоится в руках Иисуса Христа. Все праведники радуются Его владычеству, царствующего в праведности.
«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие». В великой битве между добром и злом Христос отнюдь не бесстрастен. Он ненавидит зло ровно настолько, насколько любит добро. Он любит тех, которые праведны в своих поступках, и ненавидит беззаконников. Нет качества, которое было бы царю более к лицу! Нет более прочного основания для надежды у народа Божьего, чем эти качества Христа. Земная жизнь Иисуса Христа подтверждает истину этих слов. Смерть Господа за Свой народ, освободившая избранных от греха, доказывает Его ненависть к греху и любовь к праведности. А день последнего суда явит эти Его качества во всей их славе и полноте. Любовь и ненависть должны проявляться в нас так же, как во Христе. И то, и другое необходимо истинному христианину.
«Поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Христос, наш великий Посредник, всецело отдал Себя Богу Отцу. Он сделался Ему покорным, стал по виду как человек. За Свою праведную жизнь и за Свое служение на Земле Он получил от Отца великое воздаяние – помазан елеем радости более всех Божьих служителей. Он – первый среди них, Он – источник всякой их радости. На востоке было принято возливать елей на самых желанных и почитаемых гостей, приходивших на пир. Бог Отец Сам помазал Иисуса Христа, когда Он пришел на небесный пир, в награду за Его благословенный труд. Т.о., Бог Отец вознаградил Сына за все Его страдания. Он был помазан «более соучастников Своих», более всех верующих, которые являются Его братьями и соучастниками в помазании. Бог помазал их, т.е. они получили Святого Духа, по мере необходимости. Христос же имеет Духа Святого свыше всякой меры, без всяких ограничений.
Мы можем быть уверены, что все эти преувеличенные характеристики в Псалме 44 давались не из восточной лести, а в силу того, что любой царь считался лишь временным предтечей идеального Царя израильского, Мессии. Подобные слова могли относиться к одному только Мессии и Его мессианскому правлению. «Будущая Вселенная, о которой говорим» (Евр.2.5), будет установлена Мессией, Который уничтожит великие сонмища злых сил. Эти силы достигнут наивысшего могущества в конце нашего времени (смотри 2Фес.1.5-2.12). О действии Христа в эти дни прочитаем из Второго послания к фессалоникийцам. 2Фес.1.8-9 «В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его». Царство, которое Он затем установит, будет непреходящим. Его правление станет торжеством абсолютной справедливости. В Его Царстве увенчается дело искупления: Царь-Мессия возьмет в жены Свою «Невесту», прославленное сообщество искупленных людей. И состоится, по выражению Нового Завета, брак Агнца (Отк.19.6-10 и обратите внимание на финал в отрывке Отк.19.11-21). Наступит время великой невинной радости, увенчающей долгие века человеческой истории.
Но как можно быть уверенным, что этот образ непреходящего Царства абсолютной справедливости и безграничной радости достоверен и не является всего лишь выдумкой, продуктом религиозной фантазии? Его достоверность основана на двух моментах. Во-первых, что Мессия – Человек и, во-вторых, на том, что Он более чем человек. Псалом 44 объясняет, что именно благодаря Его исконно божественной сущности, правление Его будет вечно: Пс.44.7 «Престол Твой, Боже, вовек». Воскресение Иисуса-Мессии показало, что Он является Сыном Божьим. Это, уже совершившееся событие, и придает пророческому образу из Псалма 44 определенность и достоверность. Обещание же того, что однажды наступит Царство абсолютной справедливости, псалом основывает на любви Мессии к правде, с одной стороны, и ненависти к беззаконию – с другой. Поэтому, как сказано в стихе 8, Бог и вознес Его. Т.о., Его вознесение на престол основано не просто на абсолютной власти, вытекающей из Его божественной природы, благодаря которой Он может поступать, как пожелает, но и на Его совершенном нравственном характере и образе действий.
Обычно люди испытывают пиетет (глубокое уважение, благоговение) перед властью, а не перед нравственной чистотой и истиной. Когда Господь Иисус сказал Пилату: Ин.18.37 «ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине», Пилат спросил: Ин.18 38 «что есть истина?» и затем перевел разговор в другую плоскость, казавшуюся ему более практической. Ин.19.10 «не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Большинство из нас может вспомнить примеры того, как ведущие политические деятели боготворили власть, стремясь построить на их основе свои империи. И сегодня политическая борьба чаще всего ведется не во имя истины, а во имя власти. Не таким был Иисус Христос. Его страстная любовь к истине и правде и ненависть к беззаконию – не плод воображения Его приверженцев, а исторический факт. На протяжении столетий свидетельства о Его жизни оставались открытыми для критического изучения. Вопрос Господа Иисуса: Ин.8.46 «Кто из вас обличит Меня в неправде?» звучит до сих пор.
Он лучше, чем кто-либо, понимал, что этот мир невозможно превратить в рай, исполненный справедливости, мира и радости лишь при помощи силы, пусть даже и божественной. Необходимо было обратиться к проблеме уничтожения греха человеческого и вины за грех. Как можно говорить о движении к мирному и справедливому будущему, поступая при этом так, как если бы прошлые и нынешние грехи этого мира не имели бы значения? И их можно было бы просто, образно говоря, замести под ковер. Христос не пытался поступать подобным образом. Он любил правду и понимал, что необходимо отстаивать божественную справедливость. Но использование божественной силы и власти для утверждения божественной справедливости означало бы уничтожение грешников. К этому Он прибегнет при Своем втором пришествии. Сколько же людей смогли бы тогда получить жизнь вечную и войти в рай? Ни один, т.к. Бог Сам говорит, что нет праведного, нет ни одного. Господь Иисус знал, что их следовало разоблачить, убедить их, что грех и беззаконие не заслуживают снисхождения Бога. И Он нашел возможность для нашего прощения. Христос пришел, чтобы спасти грешников: привести их к покаянию и открыть для них путь в рай.
Некий король преподнес своему другу поистине царский подарок. Но друг отказался принять его, сказав: «Для меня это слишком дорого». Король ответил другу: «А для меня нет». Если хорошенько подумать, что какие мы грешники и богохульники, то Божий «неизреченный дар» (2Кор.9.15) прощения в Иисусе Христе покажется нам, недостойным грешным людям, бесценным. Но Бог так богат благодатью, что Он готов был дать нам даже такой подарок. Самое доброе и ценное из всего, что сделал Бог для людей – это то, что Он стал человеком в лице Иисуса Христа. Мы даже не в состоянии представить себе, какое великолепие небесной славы покинул Христос. Нам дано было Богом только видеть, какое унижение Он претерпел, чтобы сделать нам уникальный, самый необходимый подарок – спасение. Нам не дано до конца осознавать это: человеческий разум не способен постичь, что значит для нас получить Его дар, стать Божьими детьми и проводить с Христом блаженную вечность. Всё, что мы в силах сделать сейчас и в вечности – это пасть на колени перед Господом, благодаря и восхваляя Его за чудесное спасение, доставшееся нам даром.
В имени человека заключено многое. Имена, данные нам вроде бы случайно, живут в нас. Писатели хорошо знают, как важно подобрать персонажам книги подходящие имена. Имена говорят о человеке больше, чем десятки страниц текста. Для христиан превыше всех имен – имя Иисус. Ангел возвестил Иосифу, мужу девы Марии: Мф.1.21 «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Это имя стало самым возвышенным и значимым именем на Земле и на небе. В нем вся Божья благодать, всё чудо искупления, всё, во что мы верим и всё, на что мы надеемся. Мы с нетерпением ожидаем того дня, когда вся Вселенная преклонится перед этим именем.
Т.о., открыв путь примирения, прощения и спасения для любого человека, согласного по нему пойти, Христос вправе вершить суд Божий, когда наступит час. «Агнец Божий», умерший Искупителем, окажется достойным судить. Тем самым, Он очистит Землю от греха и грешников. Затем будет праздноваться венчание Мессии – брак Агнца. Несомненно, верующих интересуют вопросы: «Как должна Его Невеста (Церковь) подготовиться к тому, чтобы разделить с Ним Его жизнь и престол? Как ей следует поступать, как украсить себя, чтобы Жених возжелал ее красоты?» Ответ на эти вопросы мы находим в Библии, в стихе Пс.44.12: Он любит правду и ненавидит беззаконие. Жена Его, искупленная Его жертвенной Кровью, должна поступать так же. В Книге откровений говорится: Отк.19.7-8 «И жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Царствование Христа и брак Агнца – не миф. Неуклонно приближается их час. Мало времени отведено на подготовку к этому часу.
Господь! Просим, помоги нам облечься в прекрасные одежды праведной жизни и праведных дел, чтобы очаровать Христа-Царя в день Его венчания. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что нашим Спасителем и Царем является Твой единородный Сын Иисус Христос. Мы благодарим, что Ты дал Ему вечное Царство. Благодарим Тебя за Твое Слово, которое помогает нам увидеть Его как Твоего Сына. Помоги нам понимать Твое Слово и верить тому, что написано в Библии. Помоги нам видеть себя и друг друга. Даруй нам милостивое отношение Твоего Сына. Научи нас радоваться в чудесном сознании, что Он восполняет все наши нужды. Мы доверяем Ему все наши заботы, ибо Он понимает всё, с какими трудностями мы сталкиваемся в этой жизни. Он лишил силы сатану и избавил нас от страха смерти. Господь Иисус! Мы ожидаем, когда Ты придешь и установишь Свое Царство, Свой мир. Мы хотим увидеть, как весь мир наполняется Твоей любовью. Просим, помоги нам ненавидеть беззаконие, как возненавидел его Ты. Помоги нам преклониться перед Тобой, повиноваться Тебе, уповать на Тебя, смиряться перед Тобой и радоваться в Тебе. Аминь.