ПРОПОВЕДИ
Христос присутствует среди верующих.
(на Адвент 3)
Мф.28.20 «Вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Христос завершает Свою прощальную речь замечательным обещанием. Он говорит Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века». Сложно найти слова более утешительные, ободряющие, вселяющие радость и побуждающие к святости, чем эти. Ученики, оставленные в этом духовно темном и злом мире, не должны были думать, что они покинуты. Их Учитель будет всегда с ними. Хотя задача, возложенная на апостолов, была тяжелее, чем задача Моисея, когда он был послан к фараону, они не должны были отчаиваться: с ними будет их Учитель – Сын Божий. Это весьма великое и драгоценное обетование начинается словом «вот». Оно должно было привлечь их внимание к нему. Перефразируем слова Господа Иисуса: «Обратите внимание: это обетование таково, что вы можете убедиться в его верности и отважиться положиться на него».
Обратим внимание на обещанное Господом благоволение. Он не говорит: «Я буду с вами», а заявляет апостолам: «Я с вами». Ибо Он Бог, для Которого как прошлое, так и настоящее и будущее суть одно. Теперь Он телесно покидает их. Его телесное присутствие должно было быть отнято у них, и это их огорчало. Однако Он заверяет их в Своем духовном присутствии, которое было для них лучше, нежели Его телесное присутствие. Слова Христа означают: Я с вами, чтобы разделять вашу участь и поддержать вас. Я с вами во всех ваших трудах, во всех ваших страданиях, чтобы проводить вас через них утешившихся. Я с вами, чтобы делать ваше служение Богу успешным для научения народов, для разрушения твердынь сатаны и воздвижения твердынь Церкви. Я с вами, и потому вы достигнете своей цели.
Его присутствие среди учеников будет постоянным: «Во все дни». Каждый день Я буду с вами: в дни покоя и в дни труда, в благоприятные дни и в ненастные дни. Не бывает такого дня и такого часа, в которые Господь Иисус не присутствовал бы рядом со Своими. Если бы такой час настал, то верующие христиане уже давно бы исчезли с лица Земли. Его присутствие среди верующих будет нескончаемым и продлится даже «до скончания века». Впереди нас ждет вечность, которая не будет иметь конца, но прежде должен завершиться этот век. До того же времени христианская вера должна сохраниться на Земле, и поэтому Христос будет находиться среди Своих последователей беспрерывно.
В нашем эпиграфе остается еще одно слово, которое нельзя упустить из виду – это слово «аминь». Это не ничего не значащее слово, назначение которого – лишь служить завершением литературного произведения (Евангелия от Матфея), подобно слову «конец», которое пишется в заключение книги. Слово «аминь» имеет свое значение. Здесь оно выражает подтверждение Христом обетования Своего и согласие Церкви с этим обетованием. Это – «аминь» евангелиста Матфея, тем самым говорящего: «Да будет так, благословенный Господь».
Христос через другой стих Евангелия от Матфея ободряет тех, кто собирается вместе с Ним ради имени Его. Он говорит: Мф.18.20 «где двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Эти слова – неопровержимое доказательство Его божественности. Только Бог может находиться в разных местах в одно и то же время. Они – утешение для всех верующих, кто любит встречаться вместе, чтобы прославить Бога. На каждом собрании, где проходит поклонение Богу, где есть прославление и молитва, на каждой миссионерской встрече и везде, где проходит изучение Библии, присутствует наш Спаситель, Сам Христос. Нас порой расстраивает, что на такие собрания приходит людей намного меньше, чем на различного рода мирские увеселения. Иногда нам трудно выносить насмешки мира, который кричит, как некогда кричали враги иудеев: Неем.4.2 «Что делают эти жалкие иудеи?» Но нам не следует огорчаться, т.к. в нужде мы можем смело обратиться к этим словам Спасителя и утешиться мыслью, что на каждой такой встрече присутствует Он Сам. Но эти слова и упрек тем, кто часто пренебрегает собранием в церкви и редко посещает религиозных встреч. Они чураются общества Спасителя, они упускают возможность встретиться с Самим Царем Вселенной. И бесполезно оправдать себя тем, что все эти религиозные собрания совсем не духовные и что лучше остаться дома, чем идти в церковь. Слова Господа Иисуса низводят на нет все эти доводы. Человек поступает глупо, когда презрительно относится к собраниям, на которых присутствует Сам Христос. Мы должны помнить об этом. Если вы и раньше поклонялись Богу вместе с людьми Божьими, продолжайте это делать и не стыдитесь. А если нет, тогда подумайте и поступите мудро. Это присутствие Христово не являлось особой привилегией первых церквей. Оно присуще всем церквам верующих до конца мира.
Христос дает грешникам добрый совет, состоящий в том, чтобы они избавились от своих пустых и ложных мнений относительно самих себя и постарались стать действительно такими, какими пытались казаться. Отк.3.18 «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». В следующих стихах этим грешникам добавлено великое и драгоценное обетование. Отк.3.19,20 Кого Я люблю, Тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». В то время, когда были сказаны эти слова, личность Христа была на небе. Его телесное присутствие в этом земном мире прекратилось примерно за 60 лет до того, как были написаны эти стихи. Ссылка ап. Иоанна на остров Патмос, согласно Евсевию, опиравшемуся на свидетельства Иринея и Климента Александрийского, произошло в14-й год правления императора Домициана, во время его второго гонения. И всё же Христос говорит: «Вот, стою…». Не только Мои посланники и служители, но также Я Сам нахожусь среди вас Своим духовным присутствием. Вы не видите никого, кроме людей, но веруйте в то, что Я реально и истинно нахожусь с вами.
«Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». Раскроем более широко слова Господа. Вы, вероятно, считаете Мои слова, сказанные выше, жестокими и Мои обличения – суровыми. Но всё это сказано из любви к вам. Я бы не укорял вас так и не обличал бы вашу греховную жизнь и тщетную самоуверенность, если бы не беспокоился о душе вашей. Если бы Я питал к вам ненависть, то предоставил бы вам продолжать идти путем греха. Запомним, что грешники должны принимать укоры Божьего Слова и удары Его жезла (тяжкие жизненные обстоятельства) как знаки Его благоволения к ним. И проявить ревность в покаянии. Если они примут Его воспитательные действия, то Он готов дать благо их душе: «Вот, стою у двери и стучу…». Христос великодушно приближается к двери сердца грешника через Свое Слово и Духа Святого. Он находит эту дверь затворенной, т.к. сердце необращенного человека по своей природе закрыто от Христа. Закрыто оно невежеством, неверием и предрассудками. Христос использует разнообразные средства, могущие пробудить грешника и заставить его открыть сердце. Он его призывает через Свое Слово и через прикосновение Духа Святого к его совести. Тот, кто отворит Ему свое сердце, будет наслаждаться Его присутствием, к своему величайшему утешению и к Своей пользе. Как много теряют беспечные, упорные грешники, отказываясь открыть дверь своего сердца Христу!
Мы должны поразмыслить о тройственном способе присутствия Христа. 1. Его телесное присутствие. После того, как Его труд на Земле завершился, Его телесное присутствие в мире перестало быть необходимым. 2. Его представительное присутствие. Он в этом мире представлен Своими служителями. В Библии мы находим такие слова: 2Кор.5.20 «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Эти слова учат нас, какими мудрыми, духовными и святыми должны быть служители, представляющие Христа миру. 3. Есть также и духовное присутствие Христа. Оно осуществляется через Святого Духа. Из этого духовного присутствия получают Его служители и простые верующие всю ту духовную силу и действенность, с которыми они воздействуют на человеческие души как при их обращении, так и в процессе их освящения (духовного роста).
Может возникнуть вопрос: «Каким образом явствует, что Христос духовно присутствует среди верующих?» Доказательством этого является то, что и церкви, и служители, и верующие не могут поддерживаться и сохраняться без Его присутствия. Ибо все они находятся в окружении большого количества свирепых и могущественных врагов. Не будь среди верующих Христа, их бы неизбежно они уже давно уничтожили. У меча Евангелия имеется и острие и лезвие. Но сердце ожесточенного грешника не будет ранено им, если его не направит Дух Христов. Руффин (один из отцов церкви) сообщает, что на соборе в Никее благочестивый муж невысокого образования послужил орудием обращения ученого философа, которого эпископы со всеми их доказательствами так и не могли убедить. Об этом сам философ сказал так: «Пока спорили со мной, я выставлял слова против слов, и сказанное я опровергал искусством умело говорить. Но когда вместо слов из уст говорившего изошла сила, слова больше не могли противиться истине, и я не мог противостоять силе Божьей».
Коротко остановимся на причинах, пользе и тех целях, из-за которых духовное присутствие Христа необходимо. Во-первых, чтобы уберечь и поддержать верующих среди большого числа врагов. Присутствие Христа создает вокруг них словно огненную стену. Во-вторых, чтобы помогать Его служителям в их труде, т.к. этот труд превосходит их силы. Когда апостолы, будучи необразованными людьми, были посланы обратить мир, Христос обещал дать им «премудрость и уста» (Лк.21.15). Уста, чтобы говорить, а премудрость, чтобы управлять устами. Их противники не могли противостоять силе Святого Духа, Который говорил через них. Этот факт изложен в словах: Мк.16.20 «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии». Чудесно и плодотворно работать в общении с Христом. Дух Святой подает многообразную помощь как служителям Христа, так и простым верующим в их трудах на благо Царства. Он направляет их разум в выборе слушателей (избранных), среди которых их труд будет благоуспешен. Он управляет их устами и делает так, что их учение пользуется успехом среди данной аудитории. В-третьих, от духовного присутствия Христа верующие получают воодушевление среди многочисленных трудностей и разочарований, с которыми сталкиваются. Кроме всех разочарований, возникающих в их собственном сердце, они также имеют дело с противостоянием извне со стороны врагов и с отверделостью сердца тех, кому они проповедуют.
Нам следует запомнить, что потеря Евангелия, учения Христа является большой утратой, т.к. Сам Христос приходит и уходит вместе с ним. Когда оно уходит, т е. пренебрегают учением Христа, Дух Святой уходит вместе с ним из среды людей. В таких церквах, в таких случаях более не следует ожидать обращений. Поэтому Господь справедливо говорит: Осия 9.12 «Горе им, когда удалюсь от них». Если Христос присутствует Своим Духом (Духом Святым) и силой среди верующих, то нет причин отчаиваться по поводу обращения и спасения даже величайших грешников. Пусть их сердце ожесточено, их разум находится во тьме, а их воля извращена и упряма. Всё это уступит и сдается в день Христовой силы, когда Его Дух соединит Себя с Его Словом. У Бога есть избранные даже среди самых падших людей. Поэтому не отчаивайтесь по поводу ваших грешных и духовно мертвых родственников. Надежда на их спасение не должна в вас угаснуть.
Господь Иисус! Просим, будь с нами, согласно Своему обещанию, во все дни до скончания века! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за обещание нашего Спасителя, Твоего Сына Иисуса Христа: «Я с вами во все дни до скончания века». Трудно найти слова, более утешительные, ободряющие, вселяющие радость и побуждающие к святости, чем эти. Мы можем быть уверены, что мы не покинуты Богом – Он всегда с нами. Просим, помоги нам хранить эти слова в сердце. Благодарим Тебя и за другое Его обещание: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Эти слова доказывают, что человек поступает глупо, когда презрительно относится к собраниям, на которых присутствует Спаситель наш. Благодарим, что Он проведет нас через всю жизнь, оберегая и направляя нас в пути, и продолжит водить и питать нас в вечности. Дай нам идти за Ним с верой, куда бы Он ни пошел. Господь Иисус! Твой Крест – центр истории человечества и поворотная точка в нашей жизни. Просим, держи нас крепко у Твоего Креста и распространи через нас Свою любовь в окружающем мире. Аминь.