ПРОПОВЕДИ
Сын Божий обнищал ради людей (на Рождество)
2Кор.8.9 «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою».
Упомянув выше о любви, ап. Павел приводит в пример Иисуса Христа, пример совершенно особый. Будучи богатым, Он отрекся от обладания всем, чтобы обогатить нас Своей земной нищетой. Христос богат, будучи Богом, во власти и руке Его находится всё во Вселенной. Он был богат всем блаженством и славой небесного мира. Кроме того, Он был наследником всего сущего во Вселенной. Бог Отец поставил Его выше всякого творения. Нищим же Он стал, когда воздержался от обладания всем этим и на время отказался от Своего права. Он не только стал человеком ради нас, но стал бедным человеком. Он был рожден в бедной обстановке, жил в бедности и умер в бедности. И всё это ради нас, чтобы нам обогатиться благоволением и любовью Бога, благословениями и обетованиями Ветхого и Нового Завета, получить надежду на вечную жизнь с Богом и стать наследниками Его Царства. Этим примером апостол призывает нас, чтобы мы не щадили себя, когда нужно помогать другим людям. Вот, почему мы должны быть милосердными к другим людям, потому что мы сами живем за счет милосердия Господа Иисуса Христа.
Вавилонский плен иудеев, кроме своего главного значения как наказания этому народу за его неверность завету с Богом, имел еще и другое важное значение для всего человечества. До пленения избранный Божий народ жил более или менее отчужденно от остального мира. И свет истинной религии лишь в отдельных случаях проникал за пределы Земли обетованной. С приближением времени прихода Спасителя свет этот должен был ярко засиять и для языческих народов, погрязавших во тьме идолопоклонства. И этому великому делу содействовали завоеватели иудеев. Переселяя их в свою страну, они в их лице переселяли себе миссионеров и проповедников истинной религии. Иудейский народ рассеялся по всему миру. Несмотря на это, иудеи не затерялись между иноплеменными народами. Общая вера в живого Бога, Который не переставал иметь попечение о Своем избранном народе, охраняла их от смешения с язычниками. А влияния их на языческий мир не отрицали даже сами язычники. Примеры: Правители имели иудея-консультанта по закону. В Венгрии до Второй мировой войны старались в каждом населенном пункте иметь еврея-магазинщика, который продавал товар дешевле всех (он считал оборот) и регулировал жадность местных торговцев.
К этому времени Римская империя сделалась властелином большей части известного в то время мира. Римское управление и общепринятый греческий язык сблизили между собой народы всего цивилизованного мира. Разнообразие языческих культов привело людей к убеждению, что языческие боги составляют лишь произведение фантазии самих народов, и они не в состоянии удовлетворять присущей человеку (заложенные Богом) потребности в религии (Сократа осудили на смерть фактически за то, что он утверждал, что может быть только один Бог). Но т.к. человек не может быть без религии, то началось томительное искание истинного Бога. В это время многие стали невольно обращать внимание на таинственного Господа Бога (Иегову), религия Которого поражала язычников тем, что она строго отвергла всякие символы для изображения этого Бога. Иудеи пользовались этим и приобрели себе сторонников и приверженцев. Этому движению еще более способствовало нравственное падение языческого мира. Не видя никакой отрады в настоящем и потеряв веру в будущее, люди задыхались от духовной пустоты. Искали себе исхода или в безумных оргиях наслаждений или же в самоубийстве, которое сделалось обычным явлением. Даже знаменитый философ Сенека, удрученный действительностью, указывал на самоубийство как на самый лучший способ избавиться от невыносимого положения. Но инстинкт самосохранения человека противодействовал принятию такого ужасного способа, и поэтому большинство искало другого исхода.
Лучшие язычники стали надеяться, что откуда-нибудь придет спасение: если не от людей, то свыше, с неба. И эта надежда как раз совпадала с тем ожиданием Избавителя мира, которое всё сильнее разгорелось в иудейском мире и всё шире распространилось через них среди языческих народов. По свидетельству римских историков Светония и Тацита, перед рождением Христа между языческими народами ходила распространенная молва (благодаря иудеям), что на Востоке скоро появится могущественный царь, который покорит себе мир. Поэтому пришли и волхвы с Востока покориться Младенцу Христу. Языческие поэты воспевали появление этого чудесного Избавителя. Вергилий воспевал младенца, который должен был восстановить золотой век, который снизойдет с неба. Среди иудеев предсказания пророков сделались предметом изучения и истолкования. Любимой книгой стала Книга пророка Даниила с ее точнейшими определениями касательно явления Мессии. Приведем из этой книги только один стих, слова архангела Гавриила пророку: Дан.9.25 «знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины». В Книге Ездры написано: Езд.1.1-4 «В первый год Кира, …». Многие люди чувствовали, что пришло исполнение времен. При появлении всякого выдающегося проповедника или пророка, все невольно спрашивали, не он ли Христос. Некоторые ожидали увидеть в Нем всемирного завоевателя. Но духовно просвещенные люди ожидали в Нем истинного Мессию, Который искупит человека от рабства греху. И Мессия пришел в определенное Богом время. Читаем из Послания к галатам: Гал.4.4 «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (единородного), Который родился от жены» (т.е. не сошел на Землю в величии и славе Божьего Сына).
Пришедший Царь явился с иной славой, чем та, к которой стремятся люди – со славой смирения. Бог, говоривший голосом громов к израильтянам с горы Синай, родился в Вифлееме Младенцем, не умевшим говорить и есть твердую пищу. Без человеческой родительской заботы Он не смог бы выжить. Его приход на Землю произошел в хлеву. И даже некуда было положить Младенца, новорожденного Царя, кроме кормушки для скота. Тот, Кто разделил историю Земли рождением Своим (исчисление времени: до Рождества Христа и после Рождества Христа), пришел в мир, не имея ни вида, ни величия. Некий поэт писал: «В тиши ночной дар неземной спустился к нам с высот. Людским сердцам Господь всегда дары в тиши дает». Бог не рекламирует Свои благодеяния. В большинстве религий страх является преобладающим чувством, сопровождавшим приближение людей к Богу. Во Христе Бог открыл людям путь, в котором нет страха.
В Париже ночью пятеро пьяных молодых людей вломились в музей и оставили большую дыру на бесценном полотне Клода Моне. Заголовок одной из газет писал: «Шедевр Моне испорчен». Впрочем, министр культуры Франции сказал, что, к счастью, картину можно восстановить. Испорченность – вот то слово, которое употребляется в Библии, когда речь заходит о человеческом сердце, зараженном греховностью. То же слово можно отнести к жизни и к плодам, производимым таким сердцем. Результат испорченности сердца человека – это всеобщее зло и всеобщий вред. Сын Божий родился на Земле как человеческий Младенец не для того, чтобы установить радостный семейный христианский праздник или дать доход делающим деньги на рождественских атрибутах. Ангел сказал Иосифу, мужу девы Марии о Младенце: Мф.1.21 «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Рождество – это бесценный дар Божий испорченному грехом миру. Вспомним стих из Послания к римлянам: Рим.6.23 «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Шедевр и венец Божьего творения – человек был испорчен из-за отступления Адама и Евы от Бога, своего Творца. Но он может быть восстановлен, если в его сердце войдет Спаситель Иисус Христос.
Рассмотрим некоторые моменты прихода на нашу Землю Спасителя Христа, в соответствии с повествованием в Евангелии от Луки Лк.2.1-20. Со времени сотворения мира не было такого чудесного рождения, как рождение Христа. Уже само по себе оно было чудом, ибо «Бог родился в плоти» (1Тим.3. 16). Трудно и долго описать словами, какое благословение принесло миру это рождение: оно открыло для человека дверь в вечную жизнь. Спаситель родился тогда, когда Август, первый император Римской империи, повелел «сделать перепись по всей Земле». Его настоящее имя было Кай Юлий Цезарь Октавиан. Он родился в 63г. до РХ, был воспитан Юлием Цезарем и стал его наследником. Он известен в истории под именем Август (Священный). Умер он в 14г. по РХ. Время переписи стало временем появления Мессии. Пусть нашу душу всегда успокаивает знание того, что время в Божьих руках. Он лучше всех знает, когда нужно послать Своим людям помощь. Никогда не переживайте из-за того, что события развиваются не так, как вам того хотелось. Не воображайте, что лучше Господа Бога знаете, когда должно наступить облегчение.
Обратим внимание на то, что Христос родился не в Назарете, где жила Его мать, дева Мария. Он родился там, где было предсказано. Читаем из Книги пророка Михея: Мих.5.2 «И ты, Вифлеем-Ефрафа (Ефрафа - прежнее название Вифлеема, оно тоже встречается в Библии), мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле , и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Управляющее всем провидение Божье проявилось в этом событии. Бог предопределяет всё на Земле и на небе. Он определил время, когда Август должен был провести перепись. И сделал так, чтобы Мария отправилась в Вифлеем именно тогда, когда «наступило время Ей родить». Римский император был всего лишь инструментом в руках Бога. Сердце верующего должно утешаться при мысли о том, что Бог (наш Небесный Отец) управляет миром. Настоящему христианину не надо тревожиться из-за поведения властей этого мира. К любому правителю он должен относиться как к творению, которое при всей своей власти может сделать только то, что позволит Бог. Ни один правитель не может противоречить своими действиями Его воле.
Христос появился в этом мире не под крышей дома Своей матери, а в чужом городе. Его положили не в колыбель, с любовью приготовленную, а в ясли. Если бы Он решил поселиться во дворце, обладать силой и властью, тогда у нас были бы причины для удивления. Но тогда в будущем вряд ли посмел бы кто Его пальцем тронуть и, тем более, распять. И мы остались бы без Спасителя. И все-таки стать нищим и простым человеком – такая любовь непостижима для нас. Невозможно ни выразить ее словами, ни понять. Мы всегда должны помнить, что Своим смирением Христос приобрел для нас славу небес. Он был нищим ради нас. Берегитесь презирать бедных за их нищету. Их положение освятил и прославил Сын Божий, добровольно согласившись оказаться в нем, чтобы некоторые верующие более не ужасались своей бедностью. Бог смотрит на сердце человека, а не на его доход. Не стыдитесь бедности, если Сын Божий посчитал ее достойной Себя. Стыдно быть нечестивым и жадным, а не бедным.
Первыми из сынов человеческих узнали о рождении Христа пастухи. Ни перед священниками и правителями, ни перед книжниками и фарисеями, а перед пастухами появился ангел Божий и сообщил, что «ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Обратим внимание на начальные слова ангела: «Лк.2.10 «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». Не стоит удивляться этим словам. Духовная темнота, которая господствовала в этом мире, должна скоро рассеяться. И тогда человечество получит Божье прощение и обретет мир с Богом.
Первыми прославили Бога после рождения Христа Божьи ангелы, а не люди. Это событие показывает, что ангелы знают, какой трагедией является грех для человеческого рода. И что какую глубокую любовь и сострадание испытывают они по отношению к погибшим в грехах людям. Вспомним слова гимна хвалы ангелов: «Слава в вышних Богу, и на Земле мир, в человеках благоволение». «Слава в вышних Богу», т.е. теперь Бог будет прославлен в высшей степени, потому что на Землю пришел Его Сын Иисус Христос. Своей жизнью и смертью на Кресте Он прославит святость, милость, справедливость и мудрость Бога так, как они прежде не были прославлены. «И на Земле мир». Ныне сошел на Землю мир Божий, превосходящий всякое разумение, совершенный мир между святым Богом и грешным человеком. Христу предстояло приобрести этот мир Своей Кровью и предложить его всему человечеству. Войдя в человеческое сердце, Бог побуждает жить в мире и согласии с другими людьми.
Боже! Дай нам помнить о вифлеемских яслях, ибо размышления об этом могут удержать нас от всякого зла. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой единородный Сын пришел с небес на нашу Землю, чтобы явить людям Свою любовь. Он, будучи богат, обнищал ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетой. Ему надлежало родиться не во дворце, а в хлеву; Он положен был не в золотую колыбель, а в деревянные ясли. Мы благодарим Тебя за Его воплощение, ибо рождество Христа – путь Бога к человеку, а Его Крест – путь человека к Богу. Мы благодарим Тебя за Твой дар спасения, который выше всех даров, за который Бог достоин вечной и непрестанной хвалы. Мы славим Тебя за могущественное присутствие Иисуса Христа в нашей жизни. Просим, помоги нам разделить с другими людьми свет Иисуса Христа. Открой нам глаза, чтобы видеть тех, кто нуждается в Спасителе, и дай нам смелость, чтобы рассказать о Нем. Аминь.