ПРОПОВЕДИ
Если бы вы ныне послушали гласа Его.
Пс.94.7,8,11 «Ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его. «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне. … И потому Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой»».
Обратим внимание на обязанность, которая требуется от тех, кто является народом паствы Христа и овцами руки Его. Господь говорит, что они слышат Его голос: Ин.10.27 «Овцы Мои слушаются голоса Моего». Овцы Христа открываются через свою веру. Имя «овцы» потому переносится на верующих, что они через верховного Пастыря Христа передают себя Богу для управления и являют себя послушными и кроткими. Сколь бы многие ни отвергали Христа, у Него всегда есть овцы, которых Он знает. И, которые, в свою очередь, знают Его. Если вы называете Его Господином или Господом, тогда делайте, что Он говорит, и будьте Его послушным народом. Послушайте голос Его доктрины, Его заповедей и Его Духа. Послушайте и покоритесь. Так вы поступите мудро и хорошо для себя. Глас Христа должен быть слышен «ныне», в евангельские дни. Пока Он говорит вам, будьте внимательными, ибо день ваших возможностей не будет длиться всегда. Поэтому пользуйтесь им. Слышать голос Христа – то же самое, что веровать. Слово «ныне» означает, что если вы верой примите предложение Евангелия, то поступите разумно, правильно, т.к. завтра может быть слишком поздно. В таких важных вопросах нет ничего опаснее откладывания.
Грех непослушания, ожесточения сердца, против которого нас предостерегают в нашем эпиграфе, несовместим с верующим ухом, которое здесь требуется. Иудеи не поверили Евангелию Христа, т.к. их сердце было ожесточено. Поэтому они не откликнулись на предложенное Им спасение. Если сердце грешника ожесточено, то это результат его собственных действий, он сам ожесточает его. Он один будет виновен в этом. Грешники предостерегаются на примере израильтян в пустыне. Они так часто провоцировали Бога своим неверием и ропотом, что всё время их пребывания в пустыне можно назвать днем искушения. После того, как они периодически видели чудеса Бога, они посмели высказаться так: Исх.17.7 «есть ли Господь среди нас, или нет?» Это происходило в пустыне, где кроме Бога никто не мог им помочь, и они были предоставлены Его милости. Дни искушения явились для них днями провокации. Ничто не обижает Бога больше, чем неверие Его обетованиям. Чем больше мы познали силу и милость Бога, тем больше мы грешим, не веря в Него. В пустыне израильтяне были не только неблагодарными, но еще и глупыми, жестокосердными. Корнем и нашего недоверия Богу и нашего недовольства Им является жестокосердие. Ожесточенное сердце не принимает открытий божественного проявления. Мы не можем смягчить собственного сердца, но можем его ожесточить. Последствия этого шага будут для нас фатальными. Отнесись к увещаниям Божьим со всей серьезностью.
Израильтяне, вышедшие из Египта и странствовавшие 40 лет по пустыне, были образом видимой Церкви живого Бога, всех тех, кто называет себя христианином. Они кое-как верили в Бога, когда видели Его чудеса, но как только оказывались в затруднительной ситуации, тут же начали сомневаться в Его силе и отбрасывали всякий страх перед Его величием. Из-за этого они впадали в другой грех, который со временем стал частью их природы. Они стали упрямыми, непослушными и жестокосердечными. Их сердца настолько ожесточились, что, хотя они и видели великие дела, совершаемые Богом ради них, но ради египетского мяса были готовы вновь возложить на себя иго фараона и умереть ничтожными рабами. Тем же великим грехом – неверием больны и некоторые христиане. Неверие очень легко проникает в нас и вызывает гнев Бога. Мы радуемся в Боге, пока у нас всё в порядке, но когда мы лишены привычных условий жизни, тогда мы проявляем недоверие Богу и начинаем сомневаться в Его верности. Иногда спуск в ад – как крутой обрыв, но обычно он похож на пологий склон. Сложно сказать, в какой момент человек перешагивает черту и Бог наказывает его духовной слепотой.
Как правило, сожженная совесть – это результат долгого процесса. Этот ужасный путь начинается обычно с того, что человек лишается первоначальной осторожности и чуткости. Когда вы обратились, вы боялись сделать шаг из-за страха оступиться. Вы беспокоились о том, чтобы благодать Божья не отступила и не лишила вас своей защиты. По утрам вы горячо и ревностно молились о том, чтобы у вас не было ни одной неверной мысли, чтобы вы не сказали ни одного недостойного своего звания слова. А вечером вы ощущали беспокойство при мысли о том, что в какой-то мелочи вы могли поступить неугодно Господу и огорчить Святого Духа. Возможно, вы теперь равнодушно слушаете разговор, при котором раньше затыкали уши. Теперь вы более терпимы к грехам, которых раньше страшились. Больших грехов вы стараетесь избегать, но тайные грехи не беспокоят или почти не беспокоят вас. Отсутствие той благословенной чуткости души, которая появилась вместе с вашим возрождением, является одним из признаков духовного упадка. На первый взгляд, нет большого вреда в том, что мы меньше ненавидим зло. Но на самом деле это не так. Грех ожесточает сердце человека, т.к. он знает, что, согрешив, он нарушил Закон Божий. И вызывает гнев Божий на себя. Не грешить он уже не может, поэтому его сердце ожесточается.
Следующий признак растущего ожесточения – это пренебрежение или легкомысленное отношение к молитве и чтению Библии. Такое пренебрежение, которое не вызывает у нас беспокойства. Молитва со временем перестает быть ежедневной. Время, отведенное для чтения Библии, такой человек отдает работе или мирскому развлечению. Поначалу было так: если из-за обстоятельств вы были лишены возможности прочитать запланированный отрывок из Библии, то, как только представилась возможность, вы сразу же восполнили потерю. Но со временем стали пропускать чтение Библии и молитву всё чаще и не пытались найти оправдание своей лени в духовной жизни. И порой как жалко звучат оправдания тех, кто их все-таки придумывает!
Когда душой овладевает ожесточение, то грех не вызывает былого огорчения. Многие верующие могут вспомнить, как они со слезами смиряли себя перед Богом, осознав свою греховность. Из-за этого верующий просыпался иногда и по ночам. Даже драгоценные обещания Бога не могли полностью успокоить его взволнованную душу. И только когда Сам Спаситель Иисус Христос утешил его и вновь очистил его совесть Своей драгоценной Кровью, только тогда душа его обрела покой. А теперь он согрешил намного хуже, чем тогда, но он не мучается от этого и вполовину от того, как мучился раньше от меньшего согрешения. Жизнь его не так чиста, как раньше, но его сердце находится в покое, ибо злой дух, дух бесовский успокаивает его. Человек забывает, что немедленные результаты греха не всегда видны в этом мире. И что, хотя ожесточение сердца нельзя увидеть глазами, от этого оно не становится менее реальным.
Некий богослов рассказывал историю об одном человеке, которого считали верующим. Он однажды напился и был сильно огорчен своим недостойным поведением. Но дьявол подбросил ему искушение: «Сделай это снова, и тогда ты уже больше не будешь расстраиваться из-за этого греха». Этот человек поддался искушению и с тех пор никогда не сожалел о пьянстве. Он дальше жил и умер как последний пьяница, хотя было время, когда он жил как ревностный христианин. Т.о., мы должны сделать всё возможное, чтобы не повторить греха, если мы уже однажды совершили его. Потому что второе падение может стать серьезным препятствием для покаяния и возвращения на Божий путь. Если мы беспечно болтаем о грехе, оправдываем его, спокойно смотрим на него в жизни других и не испытываем жгучего стыда за собственный грех, то это является печальным признаком пришедшего духовного упадка. Если процесс ожесточения продолжается, то однажды наступит день, когда Слово Божье не оказывает никакого влияния на человека. То ли он читает его, то ли слушает, но оно перестанет быть для него гласом обличения, исправления.
Переходим к лекарству от ожесточения, о котором говорится в Послании к евреям: Евр.3.13 «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «Ныне»,чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Вне всяких сомнений, многие верующие были бы спасены от больших грехов, если бы в церквах люди больше наставляли бы друг друга в силе Святого Духа. Обязанность наставлять лежит, в первую очередь, на пасторе и служителях церкви. Но эта обязанность лежит и на всех верующих, особенно на верующих с большим духовным стажем. Факт церковного членства, участие в одном Святом Причастии не только дает право каждому члену церкви наставлять и быть наставляемым, но и возлагает на него обязанность заботиться о душе ближнего. Они могут использовать свой духовный опыт для того, чтобы с любовью и терпением наставлять нуждающихся в этом.
Предположим, что чье-то сердце ожесточилось. Что делать тогда? Некоторые верующие находятся в таком положении, что некому наставить их, никто не решается что-то сказать им. В таких случаях часто наши враги хорошо справляются с этой задачей, нисколько не заботясь о наших оскорбленных чувствах. Сообщают нам неприятную, но нужную правду и, тем самым, фактически приносят нам благо. Мы должны благодарить за враждебность некоторых людей к нам. Но если христианин лишен даже такого горького лекарства, что тогда? Остается нам научиться заниматься объективным самоисследованием. Проверьте себя, не стали ли в духовном плане более беспечными и бесчувственными? Не стали ли для вас богослужебные собрания скучными, не так интересными, хотя проповедник тот же самый. Вы редко появляетесь на библейских уроках. Ваши тайные молитвы хромают на оба колена. Библию почти не открываете, общение с Христом уходит в прошлое. Святую радость в своем сердце уже не испытываете. В таком случае начните истинный пост в своей душе, оплакивая ожесточение сердца вашего. Выход есть даже для тех, кто сильно ожесточился, кто боится, что никогда не сможет смягчиться и покаяться. Выход единственный: придите к Иисусу Христу. Да поможет вам Святой Дух повиноваться этому призыву. Он всегда готов спасать тех, кто приходит к Богу через Него. Вы еще не в аду, врата небесные перед вами еще не закрылись. Есть надежда, потому что у людей есть Спаситель, умерший за нас на Кресте.
Некая христианская писательница отмечает интересную особенность. Чаще всего Слово Господа звучало к человеческой душе во время самых повседневных дел. Она приводит в качестве примера историю Захарии (отца Иоанна Крестителя), которому явился ангел Божий при исполнении священнических обязанностей. И пастухов, содержащих ночную стражу у стада на вифлеемских полях. Они даже не подозревали, что скоро произойдет самое памятное событие в их жизни. Освальд Чеймберс в книге «Всё что могу, во славу Его» пишет: «Господь редко приходит тогда, когда мы Его ждем. Он является неожиданно и зачастую в самое неподходящее время. Единственный способ встретить Его достойно – это быть готовым во всякое время». Сегодня еще один обычный день, но, возможно, Господь приготовил для нас особое слово водительства, утешения или назидания. Мы должны быть готовы услышать и повиноваться.
Вернемся к нашему эпиграфу, к последнему стиху псалма 94. Бог говорит через этот псалом: Пс.94.11 «И потому Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой». Приговор этот пришел от справедливого и святого гнева Божьего. Провоцирование Бога людьми является великим злом, которое заслуживает возмездия. Приговор гласил, что они не войдут в покой, который Бог приготовил и предназначил для них. Клятва Бога лишала надежды заслуживающих Божьего приговора. Этот пример Израиля можно применить к их потомкам, жившим во время Давида, когда этот псалом был написан. Они должны были услышать голос Божий и не ожесточить свое сердце, как это было с их отцами в пустыне. Для того, чтобы Бог не рассердился и не лишил их привилегий Своего храма в Иерусалиме. Но эти слова можно применить и к нам, христианам. Здесь представлен духовный и вечный покой, который обещан нам и прообразом которого был Ханаан. Мы все, согласно нашему исповеданию, стремимся к этому покою. Но некоторые могут оказаться недостойными и не войдут туда.
Господь! Просим, умножь нашу веру, чтобы мы поверили Тебе, Твоей силе и милости и вошли в покой Твой. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты предостерегаешь нас через Библию против ожесточения сердца и указываешь нам на тот способ, которым мы можем защититься от этого великого зла. Да не отступит от нас Твоя благодать и не лишит нас своей защиты. Да не будет у нас ни одной неверной мысли, да не скажем ни одного поспешного слова. Прости, если мы поступили недостойно звания христианина и огорчили Святого Духа. Дай нам не быть равнодушными к тайным грехам. Дай нам не оставлять первую любовь к Тебе. Сохрани нас от пренебрежения или легкомысленного отношения к молитве и чтению Библии. Дай нам смирения выносить справедливые обличения. Бог Дух Святой! Просим, пробуди нас от духовного сна, помоги нам стряхнуть с себя духовную дремоту. Мы знаем, что для Тебя нет ничего невозможного. Пусть Твоя всемогущая благодать вмешается. Исцели ожесточение сердца нашего и исцелены будем. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.