ПРОПОВЕДИ
Мир Божий сохранит верующих
Флп.4.7 «Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Под термином «мир Божий» понимаем плод твердого упования и призывания Бога, утешительное сознание того, что мы имеем мир с Богом и Его благоволение к нам, упование на небесное блаженство и сладостное общение с Ним за гробом. Сначала поговорим о крепости, которую нам нужно охранять, соблюдать – о нашем сердце. Библия делит душу человеческую в отношении способностей на две части: разум и сердце. Разум означает понимание, а сердце – все чувства или же волю. Божье обещание говорит, что сердце можно уберечь с помощью мира Божьего, «который превыше всякого ума». Он является величайшим благом, какое невозможно выразить или оценить. Мир Божий сохранит верующих, чтобы они не отошли от Бога из-за превратных мыслей и желаний. Ап. Павел говорит об истинном мире Божьем, не зависящем от обстоятельств, не шатающихся из-за разных мирских тенденций, но прочно утвержденном на Слове Божьем. Сатана, пытаясь причинить зло человеку, главные свои силы направляет на атаку сердца. В сердце человека, уже и без того злое по природе, он бросает семена зла. По этой причине мы должны прилежно охранять свое сердце. Поэтому заповедь «больше всего хранимого храни сердце свое» (Прит.4.23) вдвойне важна.
Итак, средство охраны сердца и помышлений, которое Бог дарует Своим детям – это «мир Божий, который превыше всякого ума». Этот мир превосходит всякое человеческое понимание и разумение. Ведь больше всего человеческой природе трудно надеяться в полном отчаянии; видеть богатство в полной нищете; в полном изнеможении не сдаваться и т.п. И всё это из-за одной благодати Божьей, познаваемой через Священное Писание и внутренний залог Святого Духа. Божий мир – это тот мир, который защитит сердце наше в Иисусе Христе. Слово «мир» нужно понимать в двух смыслах. 1. Это мир Божий, который существует между дитем Божьим и Богом. Иисус Христос полностью удовлетворил все требования божественной справедливости, и поэтому сейчас Бог не имеет никаких претензий к Своим детям. Бог не гневается на Своих детей за их грехи, искупление Христа установило между ними мир. 2. Вторая составляющая мира с Богом – это мир с совестью. Совесть, которая прежде была в сердце самым главным нарушителем спокойствия, теперь выносит оправдательный приговор и в этом плане не тревожит его. Даже если совесть осуждает, то делает это очень нежно, как будто нас упрекает любящий друг. Но не угрожает нам Божьим наказанием. Совесть прекрасно знает, что между душой и Богом царит мир.
Чувствуем ли мы лично, что между нами и Богом установился вечный мир? Если всё это так, то исследуй себя: пребывает ли в мире твоя совесть? Ибо если мое сердце не осуждает меня, если совесть уверяет меня, что я стал причастником драгоценной благодати спасения, тогда я самый счастливый человек. Вспомним отрывок из Первого послания Иоанна: 1Ин.3.19-23 «И вот, по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем перед Ним сердца наши. Ибо если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог; потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним. А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя сына Его Иисуса Христа и любили друг друга».
Мы читали, что «мир Божий превыше всякого ума». Что это значит? Ап. Павел имеет в виду, что этот мир своим умом мы никогда не поймем и, следовательно, не достигнем. Тот, кто пытается при помощи философии постичь тайну Божьего (христианского) мира, потерпит полную неудачу. Философ скажет примерно так: «Я не понимаю, как он возможен и почему он существует. Христиан гонят и гнали во все времена, их иногда гнали до самой смерти. Многие из них бедные, страдающие, больные, но лица их светятся спокойствием. Я не могу понять, почему же христиане обладают этим покоем и миром».
Диоген утверждал, что ему ничего не надо, что он может жить в бочке и при этом думать, что он счастливее Александра Македонского. Он уверял, что достиг мира в душе. Но мы всё равно смотрим на него, как на жалкое создание и, даже восхищаясь где-то его храбростью, мы неизбежно будем думать, что он глупец и управляет им гордыня. Мы не верим ему, когда он утверждает, что, расставшись со всем, он обрел покой ума, полный и всеобъемлющий мир в сердце. Такой, какой есть у настоящего христианина. Великие философы прошлого изрекали правила жизни, которые непременно, с их точки зрения, должны были привести к счастью. Но оказывалось, что даже они сами не могли жить по этим правилам. Но христианин при помощи веры делает то, что другому человеку сделать не под силу. В то время как слабый человеческий ум пытается взобраться на гору, вера стоит на ее вершине. Вера идет дальше ума, и духовный мир, который есть у христианина, мирские люди не могут ни постичь, ни достичь.
Сказано, что этот мир «соблюдает помышления во Христе Иисусе». Без Господа Божий мир не смог бы долго просуществовать. Ежедневно взирайте на Крест Спасителя, помните о Его заслугах, прибегайте к Его никогда не иссякающему источнику милости и благодати. И ваш мир будет крепким, долгим, постоянным. Но если уберете Иисуса Христа из вашей жизни, вашего источника Божьего мира, то этот мир исчезнет, перестанет существовать.
Если вы никогда сами не испытывали этого мира, мы не можем вам объяснить, что это такое. Мы иногда можем увидеть его в других людях. Приведем только один пример. Мартин Лютер стоит посреди зала, где собрался Вормский сейм. Вокруг сидят короли, принцы и приспешники папы римского, жаждущие крови Лютера. Утром он встал в полном спокойствии, он пошел на заседание сейма, чтобы отстоять истину и то, во что он верит. Он был уверен, что его жизнь в руках Божьих, что Бог помогает ему, и поэтому он будет стоять до последнего. Еще не развеялся полностью запах сожженного тела Яна Гуса. Лютер помнил, что князья, находящиеся здесь в зале, уже не раз коварно обманывали тех, кого обещали защитить от казни или костра, всё же он стоит перед ними в полном спокойствии. Он не боится людей, их нечего бояться. Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает его сердце и помышления во Христе Иисусе.
Смерть не страшит человека, если у него есть мир Божий. Понять, что это такое, может только тот, кто обладает им – дитё Божье. Однажды вы почувствуете его, вы сможете сохранить спокойствие во время паники, быть уверенными в победе, петь среди бури, улыбаться в окружении врагов. Вы будете доверять Богу, каким бы тяжелым ни был ваш путь; вы полностью уверитесь в мудрости и благости Бога. Это значит, что у вас «мир Божий, который превыше всякого ума».
Далее попробуем подсказать, как же достичь мира Божьего. Обратимся к 4-ой главе Послания к филиппийцам, где находим рекомендации для обретения мира. Во-первых, мы должны всегда радоваться. Это наша обязанность и честь. Флп.4.4 «Радуйтесь всегда в Господе и еще раз говорю: радуйтесь». Жизнь искренних христиан порой тревожна. Отовсюду им могут угрожать опасности. Их могут одолевать нетерпение и скорбь. Несмотря на это, ап. Павел велит им радоваться в Господе. Действительно, духовные утешения, которыми нас подкрепляет и веселит Господь, тогда должны больше всего показывать свою силу, когда мир склоняет нас к отчаянию. Апостол, который был в это время в узах, в самом пекле гонений, перед лицом смерти, не только радуется, он пытается других ободрить. Вывод таков: верные, имея Господа на своей стороне, имеют также достаточный повод для утешения и радости. Повторение служит здесь усилению смысла. Ап. как бы говорит: пусть радость в Господе будет у вас постоянной и незыблемой. Пусть продолжается всегда, не только сейчас и сегодня. Этим наша радость и отличается от радости мирской, которую мы видим преходящей, лживой, шаткой. Радость, т.е. мир Божий, это – мир, никогда не покидающий нас. Впуская в свою жизнь пагубные сомнения, мы разрушаем свой мир.
Следующее наставление, помогающее нам достичь мира Божьего, звучит так: Флп.4.5 «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Слова «кротость ваша» можно толковать двояко. Ап. Павел или велит им скорее уступить в своем праве, чем дать кому-то повод жаловаться на их жестокость и суровость. Тогда он как бы говорит: пусть все, с кем вы имеете дело, почувствую вашу справедливость и человечность. Или же он увещает их сносить всё с мужеством и великодушием. Полагаем, что последний смысл ближе к истине. Ведь кротостью греки (оригинал послания написан на греческом языке) называют также уравновешенность души, когда не смущаются от обид, не волнуются из-за плохих обстоятельств, но сохраняют спокойствие и самообладание. Цицерон (древнеримский философ и государственный деятель) говорит: «Спокойна душа моя, считая, что всё для нее одинаково добро». Такую уравновешенность, представляющую собой как бы мать терпения, требует здесь апостол от филиппийцев: ты должен быть кротким и умеренным в своих желаниях и тогда обретешь мир Божий. Не гневайся на своих ближних, усмиряй свою раздражительность.
Последнее наставление, которое нужно исполнить, чтобы достичь мира Божьего, таково: Флп.4.6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом». То же самое говорит и Христос: Мф.6.25 «не заботьтесь … что вам есть и что пить, … во что одеться». В период трудностей и нужды избегайте чрезмерных забот и удручающих мыслей. Ибо мы не столь тверды, чтобы не колебаться от искушений, которые появятся, если сами будем бороться с трудностями. Утешение наше состоит в том, что нам предлагается переложить или, точнее говоря, сложить с себя на плечи Господни всё нас тяготеющее. У нас не будет Божьего мира, если мы не расскажем Богу о своих проблемах. Если мы поделимся своими проблемами с родными, близкими и друзьями, мы иногда можем избавиться от них, но, чаще всего, лишь на миг. А после они снова вернутся. Если же мы расскажем о них Богу, они никогда нас больше не беспокоят. Никогда не держите свою проблему при себе – отдавайте ее сразу же Богу. Как только она появляется, немедленно расскажите об этом своему Небесному Отцу в молитве. Чем дольше мы скрываем ее от Бога, тем слабее становится наш мир. Приносите Ему болезни членов семьи, приносите всё: и мелкие семейные проблемки и тяжелые коммерческие неудачи. Изливайте Ему свое сердце. Некоторые молятся Богу неправильно. Требуют и ропщут так, будто имеют справедливый повод на Него жаловаться. Другие не могут терпеть, если их желания не выполняются сразу же. Поэтому ап. Павел соединяет с прошением благодарение, как бы говоря: надо желать от Господа необходимого для нас, но одновременно покорять Ему наши желания и, выпрашивая, воздавать Ему благодарение. Оно приводит к тому, что воля Божья становится главным итогом наших желаний.
Нам осталось показать, как мир Божий сохраняет сердце. Мир Божий обогащает душу человека. Он соблюдает сердце и помышления во Христе Иисусе. А этот мир существует только благодаря Христу. Он делает сердце миролюбивым, наполняет его праведностью. Если сегодня вечером вы убедитесь, что находитесь в мире с Богом и с остальным миром, то можете лечь спокойно. Вы выстоите в любом искушении: ни лжеучение, ни дурной пример, ни плохое слово не соблазнят вас. Ибо тот, у кого есть мир Божий, вооружен, он облачен в доспехи с ног до головы. Чтобы сохранить сердце, вы должны развивать этот мир Божий и радоваться ему.
У кого в сердце нет мира Божьего, тот пусть вспомнит отрывок из: Ис.48.22 «Нечестивым же нет мира, говорит Господь». Наш совет таковым: избавьтесь от своего старого сердца как можно скорее и обретите новое. Покайтесь, обратитесь к Иисусу Христу и Он всё сделает для вас.
Бог Святой Дух! Просим, помоги нам иметь в сердце мир Божий и пребывать в вечном мире Божьем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мир Божий сохранит верующих, чтобы они не отошли от Бога из-за превратных мыслей и желаний. Благодарим, что между Твоими детьми и Тобой установился вечный мир. Благодарим, что источником и основанием этого мира является наш Спаситель Иисус Христос. Благодарим, что смерть не страшит человека, если у него есть мир Божий. Благодарим, что мир Божий никогда не покидает детей Божьих. Просим, дай, чтобы мы могли поверить в превосходящую разумение любовь Христову. Если жизнь нас пугает, если жить что-то мешает, если кажется, что мы терпим поражение, дай нам помнить, что Ты за нами следишь, сочувствуешь и хочешь помочь. Просим, будь нам домом прибежища. Поставь нас на скалу истины, не дай идти по зыбкому песку. Избавь от страхов и уныния, прогони тоску. Дай нам доверяться Твоей силе. И увидеть, что Ты защищаешь нас даже тогда, когда нам кажется, что нас защищать не нужно. Просим, помоги нам развивать мир Божий, радоваться ему и пребывать в нем. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.