КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 14 ПкР
В предыдущей главе апостол давал нам наставления о нашем поведении как членов общества, о наших гражданских обязанностях, предписывая соблюдение законов справедливости, миролюбия и порядка. В этой главе он касается наших взаимоотношений друг с другом как членов церкви. Он дает указания, как поступать в случае расхождения во мнениях по незначительным вопросам. Рекомендуемые им правила поведения носят общий характер, и должны соблюдаться в любой церкви ради сохранения той христианской любви, к каковой он так настоятельно призывал в предыдущей главе. Нет ничего более опасного и пагубного для христианской общины, чем споры и разделения среди ее членов.
14.1 «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». В этой главе апостол запрещает две вещи. Во-первых, как сильные так и немощные в вере не должны с пренебрежением относиться друг в другу. Во-вторых, духовно сильный не должен унижать духовно слабого, а слабый – осуждать сильного. Почвой для рассуждений на эту тему стало то, что Закон Моисея накладывал строгие ограничения на то, что можно и чего нельзя употреблять в пищу. Те, кто были необразованны и немощны в вере, не могли понять, что всё образное прошло и что всё сотворенное чисто. Они не могли оставить обрядов и традиций, к которым они привыкли. Они не должны были презираться, т.е. к ним должно проявляться терпимое отношение. С другой стороны, те, кто знали это, не должны были порицаться за то, что они поступают скверно, если употребляют в пищу всё, что хотят. Вокруг этих споров возникло множество противоречий. Первый церковный собор посвятил свою работу решению этой проблемы (Деян.15). «Немощного в вере». Апостол переходит к заповеди, наиболее необходимой для порядка в церкви. Чтобы тот, кто более преуспел в христианском учении, приспосабливал себя к духовно немощным членам церкви, и употреблял свою силу к тому, чтобы переносить немощь других. Ибо имеются и немощные люди в народе Божьем, которые, если не обращаться с ними с кротостью и милосердием, сохранятся в своем ущербном состоянии. Т.к. человек склонен от разности во мнениях переходить к спорам и распрям, апостол показывает, как могут сосуществовать без раздувания разногласий между собой те, кто подобным образом расходится во мнениях. Он предписывает наилучший способ, состоящий в том, чтобы сильные в познании заботились о поддержке немощных и помогали им. То, что если Бог укрепил нас более других, наша сила не означает, что мы должны подавлять слабых. Божьей, христианской мудрости не свойственно превозноситься и презирать других. По этой причине апостол адресует речь более опытным и уже утвержденным членам церкви. «Принимайте без споров о мнениях». Многие из иудеев еще были привержены тени Закона Моисея. Апостол признает, что это их недостаток. Но просит проявить к ним великодушие. Поскольку обращаться с ними более жестко означало бы повреждать их веру. Итак, апостол зовет высказывание мнения спорами, которые смущают еще не окрепшие умы и внушают им сомнения. Поэтому следует смотреть на то, к каким вопросам кто готов, и приспосабливать учение к восприятию каждого.
14.2 «Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи». В данном случае спор идет не по догматическим вопросам в более узком смысле этого слова. Разномыслие касается практического образа жизни христиан. Но именно это обстоятельство и делает эти различия очевидными, они ведь препятствуют совместной жизни христиан. Нам трудно сегодня сказать, почему здесь речь касается деталей. Эти короткие высказывания помещены не в учебнике, который отражал бы различные точки зрения, они в подлинном письме-послании, кратких указаний которого было бы достаточно для его получателей. Для сегодняшнего же читателя они не воссоздают полного образа тогдашней обстановки. Мы в состоянии лишь утверждать, что в Римской церкви существовала группа, которая не употребляла в пищу мяса (и вина, ст.21). Существовала и другая группа, которая наблюдала и выделяла особые дни. В Риме могло случиться так, как и в коринфской церкви (1Кор.8): всякое заклание считалось одновременно и жертвоприношением, поэтому всё мясо могли считать оскверненным идоложертвенностью, а вино – языческим подаянием. Но ведь у серьезного христианина не должно быть ничего общего с этими мерзкими вещами. Может быть и так, что в Риме шла речь о каких-то аскетических устремлениях, которые живы были как в греческом обществе (орфики, пифагорейцы), так и в иудейском (Дан.10.3, ессеи, жители Кумрана). Более неясным является соблюдение дней. «Иной уверен, что можно есть всё». Тот, кто имеет сильную и зрелую веру, уверен, что можно есть всё, что он хочет. Апостол твердо убежден в том, что закон о различении чистой и нечистой пищи потерял свою силу. Что всякое творение Божье хорошо (Деян.11.6-9) и ничто не следует отвергать. «А немощный есть овощи». Т.е. слабый в вере и в познании ест овощи. Он поступает так потому, что считает мясо, которое едят другие, нечистым.
14.3 «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест; потому что Бог принял его». Речь здесь о вещах, которые постоянно обнаруживаются в Церкви Христовой, причиняя бедствия. Нам известны из истории Церкви, а, может быть, также из собственного окружения христиане, которые считали и считают «грехом» то или другое, а потому и тщательно избегали всего того. Разлад в братстве налицо, и угрожает быть весьма прискорбным. Апостол разумно и уместно восстает против обоих пороков. Ибо крепкие в познании и вере страдают тем, что презирают, как суеверных, людей, обуревающихся пустыми сомнениями. И даже смеются над ними. Наоборот, последние едва могут удерживаться от необдуманного осуждения, чтобы не осуждать тех, кто не следует их обычаям. Они считают их нарушителями Закона, пренебрегавшими постановлениями Божьими. Значит, первых апостол удерживает от презрения, а вторых, от незаслуженного осуждения других. Добавленная же им причина (Бог принял его) относится и к тем, и к другим. Когда видишь ты, говорит апостол, человека, просвещенного познанием Бога, то уже имеешь достаточное свидетельство того, что он принят Богом. Если же ты осуждаешь и презираешь его, ты отвергаешь того, кого принял Бог.
14.4 «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». И сильных, и слабых верующих, если только они искренние, Бог не только принимает, но и восстанавливает. «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Считается признаком дурного тона, когда кто-то вмешивается в дела чужих (рабов) слуг. Как сильные, так и немощные христиане – это наши братья, а не наши рабы. Когда мы присваиваем себе право судить своих братьев, мы делаем себя их господами, посягаем на полномочия Бога как Судьи. Бог смотрит не так, как смотрит человек, и Он является господином, а не мы. Апостол обращается здесь к обеим сторонам, т.е. он говорит сильному в вере и в познании в отношении слабого, а слабому в отношении сильного. Ты будешь поступать нецивилизованно и, более того, надменно, если захочешь внушить чужому рабу твои собственные законы и потребуешь, чтобы все его дела соответствовали твоим правилам. Еще хуже поступишь, если будешь осуждать нечто в рабе Божьем из-за того, что это тебе не нравится. Ибо не тебе принадлежит предписывать ему, что делать и что не делать, и от него не требуется жить по твоим законам. Отнимая у нас право судить, апостол относит это как к лицам, так и к поступкам. Однако здесь имеется большое различие: ибо каким бы ни был человек, мы должны оставить его суду Божию. О поступках его следует судить не по нашему собственному мнению, но по Слову Божию. Итак, Павел хочет удержать нас от тех попыток судить другого человека, которые присущи людям, дерзающим говорить о поступках помимо Слова Божия. «Перед своим Господом стоит он или падает». Его положение определяется приговором его господина, а не нашим. Другими словами, эта власть в собственном смысле принадлежит Господу: власть или одобрять то, что делает раб, или не одобрять. Поэтому несправедлив к Господу тот, кто пытается присвоить эту власть себе. «И будет восставлен». Ты думаешь, что тот, кто ест, падет в своем превозношении. А тот, кто не ест, потонет под грузом своих страхов и терзаний. Но если они имеют истинную веру и благоговение перед Богом, то оба будут сохранены. Одни – в своей непорочности, а другой – в своем утешении. Этими словами апостол не только повелевает нам воздерживаться от споров, но и призывает к милосердию и человечности. Чтобы мы всегда надеялись на лучшее в отношении того, в ком видим нечто принадлежащее Богу. «Ибо силен Бог восставить его». Апостол не просто подчеркивает силу Божью, говоря, что Бог может это сделать, если захочет. Но, по обычаю Писания, связывает силу Божью с Его волей: «и будет восставлен». Апостол учит нас надеяться на лучшее и не сомневаться в то, что Бог, начавший в нас доброе дело, закончит его до конца.
14.5 «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума». «Иной отличает … равно». Считающие себя обязанными соблюдать обрядовые установления отличали день ото дня. Как Господь в Своем Законе различает между видами пищи, и некоторую пищу считает нечистой, Он устанавливает также торжественные и праздничные дни (речь не идет о субботе), заповедуя их соблюдение. Иудеи, наставленные с детства в учении Закона, не могли отойти от почитания дней, т.к. они к этому привыкли. Они не смели прикоснуться к пище, которой столь долго гнушались. То, что они были напитаны подобными мнениями, относилось к их немощи. Ибо они думали бы иначе, если бы было у них твердое и ясное знание о христианской свободе. Воздерживаться от того, что ты считаешь для себя недозволенным, относится к благочестию. Подобно тому, как было бы превозношением и дерзостью пытаться сделать что-либо против своей убежденности. Здесь апостол говорит о различении дней и пищи как о маловажных вопросах. Т.к. дело не заходило дальше мнений и практики отдельных лиц, которые были приучены соблюдать эти различия и поэтому заслуживали некоторого извинения в том, что никак не могли расстаться с ними. В Послании к галатам положение было иным: там апостол имел дело с христианами из язычников, которые подвергались влиянию иудействующих учителей и приняли их ложное учение. Даже считали это необходимым для своего спасения. И апостол обвинял их в извращении Евангелия, в отпадении от благодати. Римляне поступали неправильно по немощи своей, а галаты действовали из неоправданного заблуждения (они были научены), поэтому апостол совершенно по-разному обращается с ними. «Всякий поступай по удостоверению своего ума». Т.е. в соответствии со своим образом мышления, по своей убежденности. Он хочет сказать здесь: «Да будет каждый силен в своем самосознании (понимании) и не будет раздражаться поведением другого». В христианах должно быть такое усердие к послушанию, чтобы не делали они ничего, что не считали бы, или даже в чем не были бы уверены, что оно угодно Богу. Это иесть правильный принцип жизни верующего: не позволять себе шевельнуть пальцем с сомневающейся и колеблющейся убежденностью. Ибо не может быть так, чтобы необдуманность не перешла в надменность, если мы дерзаем идти дальше того, что считаем себе позволенным. Если кто возразит, что заблуждение всегда запутанно, и поэтому у немощных не может быть той уверенности, которой требует ап. Павел, ответ будет таким: таковых следует прощать, если только удерживаются они в своих рамках.
14.6 «Кто различает дни, для Господа различает; а кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Те и другие, если они истинные верующие, ходят перед Богом и перед Ним отчитываются в своих делах. «Кто различает дни, для Господа различает». Тот, кто озабочен выбором или различением дней, он делает это для почитания Господа, а не самого себя. Кто, побуждаемый совестью, соблюдает те или иные иудейские праздники (Речь идет не о Дне Господнем), считая, что необходимо воздерживаться в эти дни от дел мирских, посвящая их целиком Господу – хорошо делает. При этом он не должен стараться принуждать к этому других и не настаивать на этом. Если есть все основания предполагать, что он в этом чистосердечен, то Бог примет его честные стремления, хотя он и ошибается в этом вопросе. Господь не отвергает искреннего и правдивого сердцем из-за несовершенства и немощи его разума. Так благ Господь, Которому мы служим. «А кто не различает дней, для Господа не различает». Он поступает так не из духа противоречия или неуважения к своему брату. Если он добрый христианин, то не осмелится так поступать, поэтому мы можем сделать заключение, что он для Господа их не различает. Он не делает различий между днями только потому, что знает, что Бог тоже не различает их. Поэтому он считает своей честью каждый день посвятить Богу. Точно так же обстоит дело и в вопросе пищи. «Кто ест, для Господа ест и благодарит Бога». Тот, кто ест всё, что ему предложат, для Господа ест. Он познал свободу, каковую даровал ему Бог, и пользуется ею во славу Его. Он благодарит Бога за разнообразие пищи и за свободу вкушать ее. Ибо если он станет есть, сомневаясь, это означало бы не принимать благодеяние из руки Божьей, но посягать на запрещенное. Итак, пусть пользуется тем, что считает для себя дозволенным, и следует способу своего разумения. Так он будет благодарить Бога, чего не мог бы делать, если бы не был убежден, что питается от благодеяний Божьих. «И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Кто не ест пищу, запрещенную обрядовым законом, он делает это ради Бога, т.к. боится оскорбить Его, употребляя в пищу то, что однажды было запрещено Богом. Он благодарит Бога, за то, что и без того имеет достаточно пищи. И не будет абсурдом, если мы скажем, что поступок немощного человека одобряется Богом не потому, что он заслуживает этого, а по снисхождению. Итак, если и те и другие ходят перед Богом в своей непорочности, то почему кого-то из них надо осуждать или унизить? И поэтому Павел благоразумно предлагает каждому воззреть на Судью, на Бога. Что бы мы ни ели, мясо или овощи, наша благодарность Богу как Создателю и Даятелю всех благ очищает и освящает их. Чтобы лучше уяснить свои доводы против поспешных осуждений и унижения других, апостол показывает, что сущность истинного христианства состоит в том, чтобы угождать Богу, а не себе. Он описывает истинных христиан по их целям и устремлениям в земной жизни – ст.7,8.
14.7 «Ибо никто из нас не живет для себя и не умирает для себя». Кушать мясо или есть овощи, наблюдать определенные дни или совсем не наблюдать дней – всё это мелочи перед лицом глубокого контраста, образуемого жизнью и смертью. Жить – означает возбуждать все силы и действовать. Или умереть - потерять все силы, покинуть этот мир, с которым мы свыклись. Всё это значительнее удалено друг от друга, нежели всякие различия в образе жизни. И всё же живущие и умирающие христиане имеют нечто великое общее – то, о чем пишет апостол в этом стихе. Речь идет обо всех верующих во Христа, каким бы сильным или слабым он не казался себе в своих глазах. Неверующие живут для себя и умирают для себя, и принадлежат сами себе. И, т.о., они идут на вечную погибель. Все же надменные люди подражают им. А цель христиан – не наше я, но Господь. Если мы хотим знать, каким путем мы идем, то должны выяснить, какую цель мы преследуем. Во-первых, мы были научены отвергать себя. Никто из нас не живет для себя. В этом все дети Божьи единодушны, хотя в других вопросах между ними могут быть разногласия. Кто посвятил свою жизнь Христу, не должен искать своего, ибо это противоречит основам истинного христианства. Мы не являемся сами для себя господами и собственниками, не распоряжаемся собою. Дело всей нашей жизни – угождать не себе, а Богу. Дело нашей смерти, которой мы подвергаемся каждый день, не в том, чтобы заставить говорить о себе. Мы рискуем собой, ежедневно умирая, не из тщеславия. И когда мы умрем, то это будет не для себя, не ради того, чтобы совлечься своего тела, избавиться от бремени плоти, но чтобы разрешиться и быть с Господом.
14.8 «А живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем - всегда Господни». Это истинно по отношению к тем, кто верует. Христос – наша цель, к которой мы стремимся, живя или умирая. Христос – это центр, где сходятся все пути жизни и смерти. Кушать мясо или есть овощи, наблюдать определенные дни или совсем не наблюдать дней – всё это мелочи перед лицом глубокого контраста, образуемого жизнью или смертью. И всё же живущие и умирающие, да и живые и мертвые верующие имеют нечто общее, притом великое, что тесно соединяет их друг с другом. «А живем ли – для Господа живем». Жить для себя – это типичный образ жизни. Но такая жизнь заканчивается страшной вечной смертью. Мы искуплены от такой жизни Спасителем. Жить для Господа – это истинная жизнь. Жить для Господа здесь означает сообразовывать себя с Его волей и суждением, и всё принадлежащее нам предназначать к Его славе. «Умираем ли – для Господа умираем». И не только жить надобно для Господа, но и умирать. Несмотря на всю тяжесть процесса смерти, наше умирание становится блаженным. Мы живем, чтобы прославлять Его, и умираем, чтобы прославлять Его, надеясь, что и сами будем прославлены вместе с Ним. «И потому, живем ли, или умираем ли – всегда Господни». Апостол выше писал, почему мы, живем ли, или умираем ли, всегда принадлежим Господу. Ведь отсюда следует, что Он обладает властью над нашей жизнью и смертью. Хотя одни христиане немощны, а другие сильны, тем не менее, все они Господни, и поэтому будут признаны и приняты Им. Эта принадлежность Господу зависит не от них самих, не от качеств, которыми они обладают, не от соблюдении определенных дней и не от воздержания от определенной пищи. Использование этого учения вполне очевидно, ибо так за Богом утверждается господство над жизнью и смертью. И всякий должен терпеть свое положение как бремя, возложенное на него Господом. Ибо справедливо для Бога каждого наделить своим положением и образом жизни. Этим апостол заповедует проявить терпение во всех невзгодах и неудобствах. Т.о., нам передается правило жизни и смерти, чтобы, если тяготимся исполненной скорбей и испытаний жизнью, не стремились раньше времени ее покинуть. А если Бог неожиданно призывает нас в цветущем возрасте, мы всегда должны быть готовы к отходу из мира.
14.9 «Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми». Не то, чтобы Он Сам искал этим Своего, но скорее Он был покорен Отцу, Который пожелал, чтобы Он умер и снова воскрес с этой вышеизложенной целью. Апостол показывает, сколь заслуженно присваивает Себе Господь эту власть, искупив нас для Себя такой великой ценой. Иначе Он умер бы и воскрес бы не для Бога, но для Самого Себя. Он – Господь живых, чтобы вести и хранить их в этой жизни, и Господь мертвых, чтобы принимать и воскрешать их. Бог дал Ему имя выше всякого имени как награду за Его смирение (Флп.2.8,9). После того, как Господь Иисус умер и воскрес, Он сказал: Мф.28.12 «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Т.к. Христос так дорого заплатил за Свое владычество над душой и совестью людей, и имеет полное и неоспоримое право осуществлять это владычество, то мы не должны посягать на это право. Или вторгаться в Его дело, производя суд над разумением нашего брата. Когда мы готовы осудить или унизить имя или память своих братьев, уже отошедших в вечность, то должны вспомнить, что Христос есть Господь мертвых так же, как и живых. Слова же «воскрес и ожил» означают то, что через воскресение для Него началась новая жизнь. И поскольку жизнь, которой Он ныне обладает, не подвержена переменам, владычество Его над нами является вечным. И это приводит нас к другой причине, почему нельзя ни осуждать, ни унижать (Первая – всех принял Бог).
14.10 «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов». В этом стихе повторяется предостережение, изложенное апостолом уже в стихе 3. Т.е. слабый в вере и в познании ни в коей мере не должен осуждать сильного, так же как сильный не должен презирать слабого. Эти слова направлены против ошибок каждой из сторон. Потому что и сильные и немощные должны будут вскоре дать отчет Богу. Отсюда апостол выводит, что неуместной будет дерзость, если кто присвоит себе суд над братом. Во-первых, потому что глупо им судить тех, кто будет судим Самим Христом. И, во-вторых – для того, чтобы они не были судимы сами (что неизбежно в случае, если они судят, Мф.7.1). Апостол сдерживает страсть судить, употребляя слово «брат». Ведь если Господь установил между нами права братства, то надлежит следить за соблюдением равенства. Затем он призывает нас взирать на того единственного Судью, у Которого никто не может отнять Его власть или избежать Его суда. Итак, сколь абсурдно было бы, если бы виновный, который должен лежать ничком, заступил бы на место судьи. И так же абсурдно присваивать себе право судить мысли и поступки брата христианина. Таков аргумент Иакова (4.11): кто судит брата, судит Закон; кто же судит Закон, делает себя не блюстителем Закона, но его начальником. Фактически есть только один Законодатель, могущий спасти и погубить – это Бог.
14.11 «Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога». «Ибо написано». Написано в книге пророка Исаии Ис.45.22 и далее. В этом стихе апостол говорит о суверенитете и владычестве Христа, и это утверждается с клятвой. Данное пророческое свидетельство процитировано не только к доказательству положения о судилище Христовом, которое было несомненным для всех христиан, сколько для того, чтобы показать: этот суд всем следует ожидать с наивысшим смирением и покорностью. Всякой плоти надобно смириться в ожидании этого суда, что выражается коленопреклонением. «Живу Я, говорит Господь». Т.е. это истинно так же, как то, что Он живет. Он клянется Собой. Из того, что предшествует этому и следует за этим, ясно, что речь здесь идет о Христе, воплотившемся Боге. Ему подобают божеские почести, они должны быть оказаны Ему. «Предо Мною преклонится всякое колено». Преклонится всякое колено, которое придет на грядущий суд. Преклонение перед Ним и исповедание Его имени устами – это только внешнее проявление внутреннего поклонения и прославления. В свое время, добровольно или вынужденно, но каждое колено преклонится перед Ним, и каждый язык исповедует Его имя. Преклонение перед Ним включает в себя: преклонение разума перед Его истиной, воли – перед Его законами, преклонение всего человека перед Его авторитетом. Внешне это выражается преклонением колен – позой, которую мы принимаем во время поклонения и молитвы. Телесное поклонение, когда оно мотивируется внутренним благоговением, то принимается как угодное Богу. «И всякий язык будет исповедовать Бога». Исповедовать имя Бога – это значит признавать, с одной стороны, Его славу, милосердие и величие. А с другой – свое собственное ничтожество и испорченность, исповедовать свои грехи перед Ним. Ясно, что этого не происходит сейчас. Т.о., в этом выражении существует неопровержимое указание на воскресение мертвых – как порочных, так и благочестивых. Он использует выражения «всякое колено» и «всякий язык», которые обозначают части тела, чтобы более ясно выразить полную всеобщность (тотальность) воскресения. Т.о., суд Христа следует ожидать с наивысшим смирением и покорностью.
14.12 «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу». Данный вывод призывает нас к покорности и смирению. Даже все враги Христа будут вынуждены сделать это, захотят они или нет. Когда Он вернется на облаках, тогда все обетования о победе Господа Иисуса над Его врагами и об их покорности Ему найдут свое полное и окончательное осуществление. Мы не будем давать отчет за других, а также другие за нас. Но каждый будет отчитываться сам за себя. Отсюда апостол заключает, чтобы один не судил другого.
14.13 «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну». Апостол еще раз кратко обобщает содержание предыдущего отрывка. «Не станем же более судить друг друга». Т.е. не будем друг друга осуждать. Те, кто познал свободу во Христе, должны пользоваться осторожно свободой этой, не подавать слабому брату повода для соблазна. Апостол как бы говорит: «Достаточно того, что вы в прошлом много занимались осуждением других, не делайте же больше этого. Вместо того чтобы критиковать других, лучше следите за собой». «А лучше судите о том», т.е. позаботьтесь о том. Здесь он начинает рассмотрение вопроса, что сильный должен вести себя так, чтобы не вынуждать немощного в вере претыкаться. «Как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну». Из нашего познания свободы и веры не подавать повод впасть в грех. 1Кор.8.9 «Берегитесь однакоже, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных». Мы должны остерегаться говорить или делать то, что может послужить поводом для преткновения или соблазна нашему брату. Первое меньшее зло, второе – большее и это преступление. (1) Наше поведение может стать поводом к огорчению нашего брата. Немощный брат, считающий, что нельзя есть такую-то пищу, будет до крайности смущен, увидев, как вы едите его. Мы должны опасаться огорчать друг друга и печалить сердце слабых в вере (Мф.18.6,10). (2) Наше поведение может стать поводом к греху нашего брата. Выше говорилось о преткновении, которое может привести к большому потрясению нашего брата, послужить для него препятствием и поводом к разочарованию. Далее говорится о соблазне, т.е. о поводе к падению. Если твой немощный брат по твоему примеру и под твоим влиянием поступит против своей совести и разумения и, т.о., согрешит, то ты будешь виновен в том, что дал ему к этому повод (Смотри 1Кор.8.9,10).
14.14 «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». В этом стихе сказано о том, что нельзя поступать против ошибающегося разумения. Если мы, считая что-то грехом (хотя оно не является грехом для других и само по себе не греховно), тем не менее, если делаем это, то грешим. Т.к. поступаем против своего разумения, пусть даже ошибающегося, непросвещенного. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого». Апостол излагает нам свою личную убежденность. Он абсолютно уверен, без всякого смущения или сомнения, что никакая пища, считающаяся по Закону нечистой, не запрещается для употребления. Грех навлек проклятие на всё творение. Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя». Так что всё творение стало нечистым для человека (Тит.1.15), и в знак этого запретил Бог употреблять в пищу некоторые из творений. Но теперь, когда Христос снял проклятие с творения, этот запрет отменен. Поэтому апостол и говорит, что он уверен в Господе Иисусе, Который дал ему эту уверенность и Сам является основанием ее. Теперь нет ничего в себе самом нечистого. Всякое творение Божье хорошо, ничто не предосудительно, ничто не скверно. «Только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Апостол тем дает это предостережение, кто не имеет в этом вопросе той ясности, какую имел он. «Почитающему что-либо нечистым, тому» - хотя и ошибается в этом, «нечисто». Этот частный пример дает нам общее правило: тот, кто совершает поступок, который он сам считает неправильным, грешит, каким бы ни был этот поступок в действительности. Это исходит из того закона нашей природы, что в каждом нашем выборе наша воля должна следовать указаниям нашего разумения. Так устроена наша природа, таков порядок ее. И мы нарушаем этот порядок, если, получив предупреждение от нашего разумения о греховности нашего поступка (если даже оно и ошибается), всё же совершаем его. Воля наша в таком случае совершает зло. Поступая так, мы развращаем свою волю так же, как если бы делаемое нами было грехом в действительности. Следовательно, мы не должны этого делать. Это не значит, что разумение человека может менять сущность самого поступка вообще, меняется только его значение для него лично. Однако при этом следует помнить, что хотя человек своими суждениями и мнениями может сделать для себя зло из того, что само по себе есть добро, но он не может сделать добро из того, что само по себе есть зло.
14.15 «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». «Если же за пищу огорчается брат твой», т.е. смущается, видя, как ты ешь то, что запрещено Законом Моисеевым. Возможно, ты готов заявить: «Его возражения неразумны и неубедительны». Мы склонны в таких случаях перекладывать всю вину на своего духовно слабого брата. Ап. Павел в данной ситуации укоряет тех, кто сильнее духом и больше знает: «То ты уже не по любви поступаешь». Есть несколько причин, по которым апостол увещает римлян, по которым преткновение братьев портит употребление благих вещей. Первая причина состоит в том, что нарушается любовь. Если брат огорчается, а ты не хочешь уступать по столь незначительному поводу, то ты ценишь свою пищу более спасения брата своего. Т.о., апостол встает на сторону немощных, больше осуждая недостаток любви у одних, чем недостаток знаний у других. Делает он это в соответствии со своим принципом: путь любви есть путь превосходнейший (1Кор.12.31), знание надмевает, любовь назидает (1Кор.8.1-3). Милосердие к душе наших братьев – это наивысшее милосердие. Истинная любовь заставляет нас заботиться об их духовном мире и духовной чистоте. И побуждает уважать их разумение так же, как своего собственного. «Не губи твоею пищею того, за кого умер Христос». Вторая причина: когда ранится немощное разумение, уничтожается цена крови Христовой. Ибо даже самый презренный брат искуплен кровью Христовой, поэтому нельзя ему погибнуть ради удовлетворения твоего желудка. Мы будем постыдно привержены собственным прихотям, если предпочтем спасению брата пищу, пустяковую вещь. Вовлечение души в грех грозит ей гибелью. Смущая его веру, возбуждая в нем страсть, искушая его поступать против собственного разумения, ты содействуешь его погибели. Третья причина: если приобретенная для нас Христом свобода есть благо, мы должны прилагать усилия, чтобы она не хулилась людьми и не подвергалась поношению. А это случится, если мы ей несвоевременно будем пользоваться, т.е. будем злоупотреблять Божьими дарами. Итак, эти причины должны удерживать нас от того, чтобы необдуманно впадать в преткновения из-за своей вседозволенности. Как же можем мы презирать тех, кого Христос так высоко оценил? Он почел их достойными того, чтобы ради них отвергнуть Себя даже до смерти крестной, а мы не считаем их достойными даже того, чтобы ради них отказать себе в куске мяса. Ты оправдаешь себя тем, что это твоя пища, и что ты властен делать с ней всё, что хочешь. Однако помни о том, что хотя это твоя пища, но брат, которого она соблазняет, принадлежит Христу. Когда ты губишь своего брата, ты содействуешь сатане, губителю душ. Если рассматривать этот вопрос в отношении избранных, то хотя из дарованных Христу никто не погибнет, тем не менее, ты можешь, настолько это в твоих силах, губить его. И если они не погибнут, это будет не твоя заслуга. Делая то, что направлено к их погибели, ты становишься великим врагом Христа.
14.16 «Да не хулится ваше доброе». Т.е. не давайте язычникам повод говорить плохо о вас из-за этих ваших разногласий. Остерегайтесь совершать поступки, могущие дать повод для злословия либо учения Христа вообще, либо вашей свободы во Христе, в частности. Конечно, мы не можем помешать необузданным языкам злословить нас, говорить плохо о нашем добром. Но мы не должны давать повода к таким разговорам. Ради сохранения хорошей репутации необходимо во многом отказывать себе, воздерживаясь от поступков, о которых мы знаем, что они законны, но которые могут повредить нашему доброму имени. В таких случаях лучше поступиться своими убеждениями, чем быть постыженными. Мы должны исполнять все наши обязанности таким образом, чтобы никто не мог сказать о них ничего плохого. Если мы хотим сохранить добрую репутацию о том, что исповедуем и осуществляем в своей практической жизни, то должны это делать так, чтобы никто не мог похулить наше доброе.
14.17 «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Ап. Павел природу истинного христианства определяет здесь как царство Божие. Мы не должны осуждать своих братьев. Потому что вопросы пищи и пития не затрагивают основ христианства, они совсем несущественны для жизни христианина. Зачем нам тратить свои силы на борьбу за или против того, что незначительно и несущественно? Во-первых, «Царствие Божие не пища и питие». Оно не заключается в употреблении той или иной пищи и питья или в воздержании от них. Всё это не относится ни к созиданию, ни к сохранению царствия. Для сохранения царствия не следует рассматривать вопрос об употреблении пищи и пития, ибо это не важно для чести Божьей. Христианская религия не дает нам никаких законов относительно этих вопросов, но предоставляет полную свободу в них. 1Тим.4.4 «Ибо всякое творение Божье хорошо». Наша приверженность к тем или иным мнениям по второстепенным вопросам не определяет нашего положения перед Богом. Пища и питие слишком маловажные вещи, чтобы из-за них препятствовать делу Евангелия. Нет ничего более разрушительного для христианства, чем придавать большое значение форме, обычаям, внешним обстоятельствам, которые съедают его сущность. Во-вторых, Царствие Божие«праведность и мир и радость в Святом Духе». Апостол хочет показать, что это Царство состоит в духовных вещах, чтобы мы с доброй совестью успокоились в Господе. И наслаждались истинной радостью через обитающий в нас Святой Дух. Это самое важное в христианской жизни, и для достижения этого мы должны приложить все свои силы. Праведность, мир и радость – слова, очень многое вмещающие в себя. Перед Богом мы должны быть праведны, и это наша главная задача, ибо Бог Сам праведен и любит праведность. Что касается наших отношений с братьями, то Царство Божье – это мир. Мы должны жить с ними в мире, согласии, любви, быть милосердными к ним. Что касается нас самих, то Царство Божие – это радость в Святом Духе. Если мы находимся в полном согласии с Богом, то всегда будем радоваться в Господе. Итак, не то отличает коренным образом наше новое существование, что сейчас, не обремененный никакими постановлениями о пище и питие, я в состоянии всё есть и пить. По существу важно теперь совершенно другое, а именно то, что теперь мы обладаем праведностью перед Богом. И потому радость во Святом Духе озаряет всю нашу жизнь. И эта радость является непременным признаком истинного христианина. Кто обладает ею, тот легко может отказаться от других радостей, которые не являются радостью в Святом Духе, а только требуют удовлетворения капризов плоти.
14.18 «Кто этим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей». В греческом оригинале сказано следующими словами во множественном числе: «кто в этих отношениях», а это лучше. «Кто этим служит Христу». Слово «этим» указывает на всё внутреннее достояние, которым обладаем мы, как граждане Царства. Таковыми мы становимся не в силу свободы в использовании привилегий христианина, а благодаря служению Христу. Кто служит Христу тем, что делает всё из уважения к Нему как своему Господу, к Его воле как своему закону и к Его славе как своей цели. «Тот угоден Богу». Эти слова говорят о преимуществах такого служения. Кто исполняет всё это, а не то, кто служит едой и питием, тот угоден Богу. Бог любит его и благоволит к нему, хотя с нашей точки зрения он не во всем правильно поступает. И ни в каком большем счастье он не нуждается. Таковые изобилуют миром и радостью в Святом Духе. «И достоин одобрения от людей». Такой человек приятен и угоден людям и принимается ими, т.к. они не могут не засвидетельствовать о добродетели, которую видят своими глазами. Потому что иначе, без этих качеств люди справедливо обижаются. Т.о., он достоин одобрения и от мудрых и добрых людей. А мнения остальных не являются определяющими. Одобрением людей не следует пренебрегать, мы должны быть честными в глазах всех людей. А без этих качеств добрые люди не дадут нам положительной оценки. Не может быть так, чтобы в человеке, кто принят Богом и одобрен людьми, не процветало Царство Божие. Итак, где есть праведность и мир и духовная радость, там целиком и полностью имеется Царствие Божие. Ибо оно не состоит в телесных вещах.
14.19 «Итак, будем искать того, что служит к миру и к взаимному назиданию». Здесь излагаются еще два правила, которые носят общий характер. Это совокупность наших обязанностей по отношению к нашим братьям. (1) Мы должны стремиться к взаимному миру. «Итак, будем искать того, что служит к миру». Нам необходимо оставить всякое взаимное осуждение, потому что мы соединены друг с другом фактом принадлежности к Господу. А также, несмотря на противоположный образ действия, одной волей прославить Господа. Многие хотят мира и выступают за него, но не следуют тому, что служит к миру, а действуют совершенно противоположно. Кротость, смирение, самоотречение и любовь – вот источники мира, вот то, что служит к миру. Но не всегда нам удается достичь мира, ибо существует множество людей, даже среди христиан, кому нравится побеждать в спорах. Но Бог мира одобрит нас, если мы будем искать того, что служит к миру. (2) Мы должны стремиться к взаимному назиданию. «И к взаимному назиданию». Нам надлежит оберегать брата от всякого принуждения, которое побуждает его переступать меру своей веры и этим погубить его. Даже самая верная истина, но лишенная любви и проникновенного взгляда в положение брата, окажется опасной. Дело не в нашем познании и не в нашей свободе, а дело в брате и его жизни. Итак, будем искать того, что не смущает других, но назидает и успокаивает их. И что же это? Ответ таков: любовь учит нас этому; конкретные поступки зависят от времени и места. Это не может быть дано нам в виде конкретных наставлений или требований. Существует много способов, как назидать друг друга (если только мы серьезно стремимся к этому.): добрым советом, обличением, наставлением, примером, назидая не только себя, но и друг друга на святейшей вере нашей. Мы – Божий храм, и нуждаемся в назидании, поэтому мы должны содействовать духовному росту друг друга. Никто не силен настолько, чтобы не нуждаться в назидании, и никто не слаб настолько, чтобы быть неспособным назидать. Назидая других, мы назидаемся и сами.
14.20 «Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Не надо давать братьям повод ни для греха, ни для преткновения, ни для изнеможения. «Ради пищи не разрушай дела Божия». Не разрушай дела благодати, в частности дела веры в душе твоего брата. Не разрушай того, что соделал Бог. Дело благодати есть дело Божие; совершается оно Им и для Него. Ты должен сотрудничать с Богом, а не подрывать Его дело. Мы должны быть очень осторожными, чтобы не делать ничего такого, что может содействовать разрушению дела Божьего либо в нас самих, либо в других. Лучше воздержаться от своих наклонностей, вожделений, отказаться от своей свободы во Христе, чем повредить благодати и миру в своей жизни или в жизни ближнего. Некоторые из-за пищи и питья разрушают дело Божье как в себе, так и в других. И всё это делают ради того, что предназначено только для чрева. «Всё чисто». Ап. Павел уверен, что всё сотворенное Богом само по себе чисто. Мы вправе есть мясо, даже запрещенное Законом Моисея. Но если мы свободой этой злоупотребляем, то она оборачивается для нас грехом. «Но худо человеку, который ест на соблазн». Пища добра, но соблазн худ. Пища дана нам, чтобы мы питались ею, сохраняя любовь. Оскверняет употребление чистой пищи тот, кто из-за нее нарушает любовь. Вполне законные поступки могут совершаться противозаконным путем. «Ест на соблазн», т.е. либо по небрежности, либо преднамеренно соблазняет своего брата. Заметим, что ап. Павел направляет свой укор, в основном против тех, кто соблазняет. Это не значит, что не заслуживают укора те, что беспечно, легко соблазняются как по причине неведения своей свободы во Христе, так и по недостатку той любви, которая «не раздражается и не мыслит зла» (1Кор.13.5). Но апостол обращается к сильным, потому что они более способны принять обличение и исправиться. Для большего уяснения этого правила приводятся еще два следующих указания: смотри стихи 16 и 22.
14.21 «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». Сильным по вере следует убедиться, правильно ли они пользуются христианской свободой. Действительно ли они отстаивают веру или же просто привыкли к употреблению мяса и вина. Они легко могут убедиться в своем фактическом состоянии. Если он действительно свободен, то он свободен также «не есть мяса, не пить вина, …». «Лучше», т.е. добродетельнее и по любви, которая «не ищет своего» (1Кор.13.5). «Не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается». В 1Кор.8.13 ап. Павел пишет: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Наш поступок может привести к большому потрясению нашего брата, послужить препятствием к возрастанию в вере. Тогда как его следовало бы способствовать его духовному росту. «Или соблазняется». Лучше не делать для него ничего такого, что создает для него повод к греху, в то время, когда его следовало бы наставить на истинный путь. «Или изнемогает» в вере своей, в то время, когда его следовало бы поддержать, чтобы он мог укрепиться. Говорится, что изнемогает тот, у кого совесть начинает трепетать; претыкается тот, чья совесть находится в тяжком смущении; а падает (соблазняется) тот, кто неким образом отчуждается от усердия в делах религии. Правило для нас: лучше всего угождать Богу, приносить пользу братьям и не вредить себе.
14.22 «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Апостол показывает, в чем состоит благо христианской свободы. Откуда явствует, что ложно претендуют на свободу те, кто не умеет обуздывать себя в ее использовании. Т.о., апостол говорит, что правильно пользующийся христианской свободой прежде всего взирает на Бога. Поэтому тому, кто наделен такой способностью, надо довольствоваться спокойствием совести своей перед Богом. И не надо ему выставлять свою веру напоказ перед людьми. Отсюда следует, что по превратной похоти происходит то, что употреблением пищи мы соблазняем своих немощных по вере братьев. «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, перед Богом». Ты, сильный в вере, в своем познании, имеешь ясность в этом вопросе? Ты уверен, что можешь есть всё? Имей это сам в себе и не смущай других неблагоразумных проявлением своей веры, которым можешь соблазнить, дать повод к преткновению и падению твоего слабого брата. Хотя никогда не следует противоречить своим убеждениям, однако лучше не говорить о них открыто, если это приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые искажают это место, выводя отсюда, что не имеет значения, как кто ведет себя по отношению к глупым и суеверным братьям, лишь бы совесть оставалась чистой перед Богом. Как раз ап. Павел это меньше всего хотел сказать, о чем свидетельствует контекст его слов: обряды, установленные для почитания Бога, являются частью нашего исповедания веры. «Имей ее сам в себе», т.е. пусть она будет твоим правилом (не навязывай ее другим, не делай правилом для них), или радуйся о ней сам в себе. Ясность в сомнительных вопросах приносит много утешения в нашем хождении перед Богом. Так как избавляет от тех беспокойств совести, подозрений, опасений, в которых постоянно запутываются не имеющие этой ясности. Сам ап. Павел верил, «что нет ничего в себе самом нечистого», но верил про себя и не пользовался своей свободой к соблазну других. Какое счастье для церкви, когда имеющие ясность в спорных вопросах, считают, что имеют ее для себя перед Богом. Поэтому не навязывают другим своих мнений, не делают их условием для общения с ними. Нет ничего более пагубного, чем это, для жизни церкви и для совести. Золотое правило для всех: если в главном сохранять единство, во второстепенном держаться свободы, а в том и другом любви – всё будет хорошо. «Имей ее сам в себе перед Богом» Цель познания состоит в том, чтобы, наслаждаясь им, мы имели совесть, свободную от вины перед Богом. То утешение истинно, которым мы можем утешаться перед Богом. Тот прав, кто прав в глазах Божьих. «Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Апостол хочет научить нас следующему: во-первых, по какой причине для нас законно употреблять дары Божьи. Затем, чтобы мы не требовали от неопытных того, на что неспособно их немощное разумение. Он устанавливает общее положение, относящееся ко всякого рода поступкам. Блажен, говорит, кто не сознает за собой зла; разумеется, если он правильно судит о своих поступках. Ибо случается, что люди вынашивают худшие замыслы без угрызнения совести. Кто наслаждается теми или иными вещами, тот, если по рассмотрению тех вещей совесть не мучает его укорами, является блаженным. Ибо лишь такого рода уверенность может сделать так, что дела наши будут угодны Богу. Т.о., устраняется пустое извинение, на которое многие претендуют, ссылаясь на свое неведение.
14.23 «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех». «А сомневающийся», т.е. человек слабый в вере, который считает, что не всё можно употреблять в пищу. Апостол одним словом выразил чувство колеблющейся души, неуверенной в том, что надо делать. Ибо тот, кто сомневается, склоняется то туда, то сюда. Начало доброго дела состоит в уверенности спокойной души перед Богом, и как бы в ощущении безопасности. Ничто так не противоположно благости наших дел, как колебание и неуверенность. Ни к чему не следует приступать без уверенности души в том, что это угодно Богу. «Если ест, осуждается, потому что не по вере». Если ест вопреки своему собственному мнению, ибо это мнение пребывает, он осуждается. Потому что он поступает так, как, по его мнению, поступать не следовало бы. Его собственное сердце не может не осудить его как грешника. Нашим правилом должно быть: до чего мы достигли, по тому правилу мыслить и жить (Флп.3.15,16). «А всё, что не по вере, грех». Если у нас нет твердого убеждения в правильности нашего поступка, то, что бы мы ни сделали, будем грешить против совести. Кто осмеливается совершить поступок, пусть даже и правильный, но в правильности которого его разум сомневается, тот подвергает себя искушению ослушаться своего разума. Даже в том случае, когда она уверена и безошибочно указывает на неправильность выбора. Насилие над убеждением крайне опасно даже тогда, когда оно заблуждается. И Бог обращает внимание не на внешнюю показуху, но на внутреннее послушание убеждению. Слово «вера» здесь используется для обозначения твердой убежденности души, той, что порождается от божественной истины.
14.24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано». Стихи 24-26 в некоторых переводах помещены в конце гл. 16. Они не обладают вполне определенным местом в рукописях и у самых древних христианских писателей. Принадлежат ли они самому Павлу или являются более поздним добавлением, которое присоединил переписчик более позднего времени, чтобы сообщить Посланию к Римлянам торжественное заключение или чтобы подчеркнуть авторитет Павла в этом Послании? Мы не в состоянии прийти к окончательному решению. В этих стихах мы находим славословие благословенного Бога. Ап. Павел имеет обыкновение всё завершать к похвале и славе Божьей. Он научился всё возвращать Тому, из Которого и от Которого исходит всё. Апостол хочет в своем славословии Бога, бывшем целью всей его жизни, вложить всю свою душу. Это славословие содержит в себе: описание сущности Божьего благовествования и прославление Бога, давшего нам Евангелие. Описание сущности благовествования Божьего дано в виде вставки: «Могущему утвердить вас по благовествованию моему». Бог может совершить то, что Он начал в нас по Евангелию. Бог обладает силой укреплять нас во всех бедствиях и искушениях, которым особым образом подвержены христиане. Ап. Павел называет Евангелие своим, потому что он проповедовал его и много содействовал его прославлению. Его разум и сердце были настолько поглощены этим благовествованием, что он не мог, упомянув его, не изложить его сущность и не подчеркнуть его превосходство. Благовествование есть «проповедь Иисуса Христа». Слово «проповедь» используется здесь в пассивном смысле, а именно – открывается деятельность, посредством которой провозглашается Христос. Суть и содержание всего Евангелия – это Иисус Христос и Его крестные страдания и смерть. Мы проповедуем не себя, говорит апостол, но Господа Иисуса Христа. Именно проповедь об Иисусе Христе утверждает души. Это есть «откровение тайны, о которой от вечных времен было умолчано». Апостол использует выражение «от вечных времен» потому, что в Библии этот термин используется обычно для обозначения неопределенного периода времени в прошлом или в будущем. Однако это может быть понято в том смысле, что тайна была сокрыта «от вечных времен» потому, что об этом не было открыто от основания мира до настоящего времени. Содержание Евангелия – это тайна. Наше искупление и спасение через Иисуса Христа, без всякого прекословия, является великой тайной благочестия (1Тим.3.16). И, тем не менее, да будет благословен Бог, эта тайна открыта нам вполне достаточно. Открыта для того чтобы привести нас в небо, если только мы умышленно не пренебрегаем этим великим спасением. (1) Эта тайна была сокрыта от начала мира. Об этом сказано: «о которой от вечных времен было умолчано». Прежде основания мира эта тайна была сокрыта в Боге (Еф.3.9). В ветхозаветные времена эта тайна была скрыта в прообразах и тенях обрядового закона, в туманных предсказаниях пророков. Пророки указывали на нее, но так, что они не могли взирать на конец преходящего (2Кор.3.13). Т.о., она была сокрыта от веков и родов, даже от иудеев. Тем более от язычников, которые сидели во тьме и совершенно ничего не знали о ней. Даже ученики Христа находились в неведении относительно тайны искупления. Их понятия о ней были туманными и путаными, пока Христос не воскрес и не вознесся.
14.25 «Но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере». «Но которая ныне явлена, и через писания пророческие». Пришла полнота времени. Завеса разодралась, Евангелие принесло с собой свет бессмертия, над миром взошло Солнце правды (Одно из имен Христа). Ап. Павел не претендует на то, что эта тайна была явлена ему одному, что он имеет монополию на откровение ее. Нет, она явилась многим. Но каким образом она была возвещена через писания пророческие? Когда пророчества исполнились, их предсказания стали фактом, то это было наилучшим их толкованием. Предсказания пророков, относящиеся к этой тайне, были в большинстве своем малопонятными в то время, когда пророки жили. Но оставленные ими писания теперь стали не только понятными сами по себе, но через них эта тайна сделалась известной всем народам. Новый Завет не только заимствует свой свет из откровений Ветхого Завета, но и возвращает его ему. Новый Завет объясняет Ветхий, а Ветхий очень хорошо иллюстрирует Новый. Таким образом, ветхозаветные пророки теперь, когда их предсказания исполнились, опять пророчествуют перед многими народами и племенами (Откр.10.11). И Христос явился в мир, как сокровище, которое было до времени скрыто на поле Ветхого Завета. О Нем несут свидетельство все пророки (Лк.24. 27). Оно явлено «по повелению вечного Бога». Чтобы кто-нибудь не возразил: «Почему так долго была скрыта эта тайна, и почему она явлена теперь?», ап. Павел ссылается на волю Божью. Бог обладает абсолютным суверенитетом, и Он не дает отчета ни в каких Своих делах. Слова «вечный Бог» указывают на следующее: хотя Он скрывал эту тайну от начала мира и лишь недавно открыл ее, тем не менее, она была у Него в проекте от вечности, прежде сотворения мира. Мы не должны искать какого-то нового откровения, но пребывать в том, что нам дано, ибо оно соответствует заповедям вечного Бога. Евр.13.8 «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же». Она «возвещена всем народам для покорения их вере». Ап. Павел часто отмечает, как широко распространилось это откровение. Если до сих пор истинный Бог был известен только иудеям, теперь Христос есть спасение для всех народов. Цель такого широкого охвата очевидна: покорение народов вере. Евангелие открыто не для того, чтобы говорить и дискуссировать о нем, но чтобы подчиняться ему. Истинная вера – это вера, проявляющаяся в послушании. Истинное послушание – это послушание, рожденное верой. И цель Евангелия – привести нас к вере и послушанию.
14.26 «Единому премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь». В этом стихе прославляется Бог, давший нам Евангелие. Когда мы благодарим Бога, то приобретаем Его благоволение к себе, а когда восхваляем Его и поклоняемся Ему, то возвещаем о Его совершенствах. В наших заключительных стихах отмечены два главных атрибута Бога: его могущество и Его мудрость. Именно благодаря этим атрибутам мог Он создать великий охватывающий весь мир план спасения грешных людей, а также исторически осуществить его через Иисуса Христа. (1) Его могущество. Ст.14.24 «Могущему же утвердить нас». Ничто не может утвердить святых, кроме божественной силы. Склонность святых к падению, усердие их духовных врагов, которые ищут низложить их и время, в которое им суждено жить – всё это подтверждает, что ничто, кроме всемогущей силы Божьей, не может утвердить их. Могущество Божье, утверждающее святых, должно быть предметом нашей хвалы Богу. Как сказано в Иуд.24 «Могущему же соблюсти нас от падения». Воздавая славу Богу за Его могущество, мы получаем большое утешение. Каковы ни были наши сомнения, трудности, страхи, Бог наш, Кому мы служим, силен утвердить нас (1Пет.1.5; Ин.10.29). (2) Его мудрость. Ст.26 «Единому премудрому Богу». Сила при отсутствии мудрости так же тщетна и бесплодна, как и мудрость без силы. Но то и другое вместе, особенно когда они бесконечны, творят совершенство. Бог один совершенно и безгранично премудр. Он – источник всякой мудрости для Своего творения. Посредником в этой хвале является Христос. Ст.26 «Единому премудрому Богу, через Иисуса Христа». Именно во Христе и через Христа Бог явился миру как единый премудрый Бог, ибо Он есть мудрость и сила Божия. Вся слава, каковую падший человек возносит Богу, должна приноситься через нашего Господа Иисуса, чтобы быть угодной Богу, приемлемой для Него. Только в Нем одном как мы сами, так и наши дела могут быть угодными Богу. Мы всегда должны ссылаться на Его праведность как нашего Посредника не только в наших прошениях, но и в наших хвалениях.
Пастор Золтан З. Тырык