КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 15 ПкР
В этой главе ап. Павел продолжает беседу о взаимном снисхождении во второстепенных вопросах, не касающихся сути христианского учения. Это не маловажный вопрос, как могли бы полагать мы, люди, проявляющие интерес к догматике. Этот вопрос достигает сущности Евангелия. Даже глубочайшее богословское понимание учения об оправдании окажется тщетным, если отсутствует братолюбие. Поэтому апостол опять излагает нам отношение сильных в вере и в познании к немощным, каким оно должно быть в каждой церкви. На этот раз он не касается особого вопроса употребления в пищу мяса и наблюдения дней. И не так важно знать, имеем ли мы в вопросе немощных верующих дело с иудейско-христианским меньшинством, которое в силу своего происхождения из синагоги находилось в состоянии постоянного страха преступить Закон. А потому не решалось на исполненные силы свободного шага веры. Местные и обусловленные временем особенности существуют в каждой церкви. В каждой церкви имеются сильные и немощные члены, обремененные разными слабостями. Эти немощные в действительности являются бременем для церкви. Могут возникнуть вопросы: (1) Не гораздо ли более легкой была бы жизнь церквей, если бы все члены состояли в вере свободно? Как бы церковь продвигалась вперед, если бы она состояла только из сильных! (2) Предоставлено ли определенное место в Церкви Христовой немощным или там только терпят их? (3) Не лучше всего движутся сильные и немощные разными путями?
15.1 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, и не себе угождать». В первых четырех стихах главы ап. Павел дает наставление сильным верующим, обязывая их снисходить к немощным. Чтобы те, кто больше других преуспели в познании Божьем, не посчитали недостойным возлагать на себя большее бремя, апостол показывает, для какой цели следует употребить ту силу, которой они превосходят других. Любовь переносит всех и всё. Моисей и пророки переносили (терпели) израильский народ. «Мы, сильные» – сильные в познании и в вере. Ап. Павел причисляет себя к ним. Мы видим, что он далек от всякого ложного смирения. Эта сила налагает на нас обязанности. Каждый из нас имеет свои немощи, но бессильные более подвержены им, чем другие. «Должны сносить немощи бессильных». Именно должны сносить немощных, чтобы те не пали. Ибо тех, кого Бог укрепил, Он предназначил для их укрепления. Т.о., чем более крепок кто-либо во Христе, тем более обязан он сносить немощных. Мы должны уважать таковых (они тоже приняты Богом), не попирать их, но снисходить к их немощам. Если они по своей немощи осуждают и критикуют нас, мы должны терпеливо сносить это, сострадая им, а не отвращаясь от них. Христос терпеливо переносил слабости учеников и защищал их. Больше того, мы должны служить им своей силой. Это и называется носить бремена друг друга. «И не себе угождать». Мы должны угождать не себе, но своему ближнему. Мы должны отказываться от собственных наклонностей, учитывая слабости и немощи наших братьев. Мы не должны ставить своей целью удовлетворение всех малейших прихотей и требований своего сердца. Иногда полезно действовать наперекор себе, чтобы было легче перенести, когда другие будут действовать наперекор нам. Если нас всегда будут ублажать, то мы испортимся. Каждый человек больше положенного привержен самому себе и, отложив попечение о других, следует своим советам и чувствам. Самый первый урок, который мы должны усвоить – это научиться отвергать себя.
15.2 «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». «Каждый из нас должен угождать ближнему». Мы обязаны служить другим. Эта обязанность возлагается на каждого: как на сильного, так и на немощного. И для тех, и для других предлагается одно направление жизни. Какой дружной и мирной семьей была бы Церковь Христова, если бы ее члены старались угождать друг другу! Только не надо стараться угождать тем, кого не устраивает ничего, кроме зла. «Во благо, к назиданию». Каждый из нас должен угождать ближнему не во всем, а только в том, что служит ему «во благо», особенно во благо души его. «К назиданию», т.е. не только для его пользы, но и для пользы других, чтобы созидалась Церковь. Чем плотнее укладываются камни в здании, и чем лучше они подогнаны друг к другу, тем прочнее будет здание. Добавляемое «во благо» напоминает о том, что предлагаемое апостолом правило не отдает меня на произвол притязаний или настроений ближнего. Мой ближний должен обрести во мне свое удовлетворение, однако, взирая только на благое и с целью назидания. Ап. Павел знает из личного опыта о спорах в Коринфе и в Галатии, как можно оказаться отвергнутым и оклеветанным как раз именно тогда, когда христианин стремится жить с чувством любви к ближним. В промежуток какого-то времени апостол не нравился ни коринфянам, ни галатам, и всё же он вынужден был угождать им во благо, к назиданию. Словом «к назиданию» апостол хочет напомнить о том, что ближний, которому мне необходимо угождать, не является одиноким изолированным, но он является членом Церкви. А что Церковь должна назидаться, это уже несомненная задача. Ради этой цели сильные должны нести бессильных, и каждый должен стремиться к тому, чтобы угодить ближнему.
15.3 «Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня»». «Ибо и Христос не Себе угождал». Ап. Павел приводит Христа в качестве примера. Как сильно отражает он этим коротким предложением дивную основную черту во всем существе Христа. Когда бы мы ни глядели на Него, когда бы ни прислушивались Его словам, мы никогда не обнаружим в Нем ничего того, что называют «обращенным к самому себе сердцем». И что Мартин Лютер называл нашей греховной испорченностью. Сердце Господа всецело обращено к Богу и человеку. Он угождал не Себе. Он не заботился о человеческой похвале, о Своем покое и безопасности, о Своих удовольствиях. Он не имел, где приклонить голову, жил на подаяния, не хотел, чтобы Его сделали царем, с величайшим отвращением отверг предложение Петра «будь милостив к Себе, Господи». Он умывал ноги Своим ученикам, терпел поношения от грешников, не искал Своей чести. И всё это ради нас, ради нашего оправдания, и ради того, чтобы дать нам пример. Вся Его жизнь была жизнью самоотречения, жизнью угождения не себе. «Но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». Это цитата из Пс.68.10. Это именно то «несение» Христово, на которое апостол обращает внимание сильных в церкви, как на задачу, которую им предстоит выполнять. Они должны видеть, что Христос – Господь славы, поистине сильный, не смотрел на Свою свободу и не думал о Своих правах, силе. Он не заботился о сохранении Своей славы, а смотрел только на нас, на наши бремена, беды и несчастья. И всё это Он тихо возложил на Себя и понес. Он в высшей степени был немилостив к Себе. Он отказался от всякого угождения природным наклонностям. Наше благо Он предпочел Своим собственным страданиям. «Злословия злословящих Тебя пали на Меня» это позор злословий, что пали на Христа. Всякое бесчестие, оказанное Богу, причиняло скорбь Господу Иисусу. И каждый грех – это разновидность злословия Бога. Ничто не было так противно божественной природе Христа, как сделаться проклятием за нас, принять на Себя злословия в адрес Бога. Особенно если учесть, за кого Он это всё переносил – за чуждых Богу, за Его врагов. Это и является основной причиной, почему мы должны сносить немощи бессильных. Он перенес оскорбления грешников, а мы призываемся лишь сносить немощи бессильных братьев.
15.4 «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». «А всё» - и в отношении Христа и в отношении кого бы то ни было еще. «Что писано было прежде». Апостол борется против скрытого возражения своих читателей, а именно: «Какое нам до этого дело? Это сказано только о Христе». Ответ на это заключается в следующем: написанное о Христе, написано нам в наставление, для того, чтобы мы могли подражать Ему. «Написано нам в наставление». Мы должны понимать, что это не только как нечто касающееся Христа, но и пример для нас. Если Он отрекся Себя (оказал предпочтение служению), то и мы должны отречься себя. Делать это должны из уподобления Его образу. То, что написано в книгах Ветхого Завета, написано не для истории, а нам в наставление. То, что Давид писал о себе, ап. Павел применил к Христу. Чтобы это не показалось искажением Священного Писания, он дает нам это общее правило, что все писания Ветхого Завета (тем более Нового Завета) написаны были для нашего наставления. Апостол говорит: «В Библии нет ничего, что не могло бы научить вас и упорядочить вашу жизнь». Итак, будем же стремиться научиться всему, что преподано нам в Библии. Ибо было бы оскорблением Святого Духа, если бы мы думали, что Он учит чему-то такому, чего нам не надо знать. Всё, написанное в Библии, направлено на возрастание в благочестии. Поэтому мы должны стараться не только понять буквальное значение Библии, но и извлечь из нее полезное для себя. Практическое применение Слова более важно, чем критическое толкование его. «Чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Апостол охватывает не все стороны той пользы, которую можно извлечь из Библии, но кратко отмечает ее главную цель. Ибо Библия, прежде всего, дана для того, чтобы людей, подготовленных к терпению, и укрепленных в утешении, воздвигнуть к надежде вечной жизни. Библия написана для того, чтобы мы знали, какую надежду дает нам Бог, на каких основаниях и каким путем она приобретается. Достигается эта надежда путем терпения и утешения из Библии. Терпение и утешение предполагают наличие трудностей и скорбей. Такова участь всех истинно верующих в этом мире, в противном случае мы не имели бы повода для терпения и утешения. Но терпение и утешение поддерживают надежду, которая является жизнью для нашей души. Чем больше терпения мы обретаем в скорбях, тем с большей надеждой будем переносить скорби. Ничто так не разрушает надежду, как нетерпение. «Утешение из Писаний», т.е. утешение, исходящее из Слова Божьего – это твердая опора для надежды, т.к. оно является залогом всего того, что мы надеемся иметь в будущем.
15.5 «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собой, по учению Христа Иисуса» Преподав два наставления, апостол останавливается, чтобы совершить молитву об осуществлении того, что он сказал. Верные служители поливают свои посевы-проповеди молитвами, ибо кто бы ни сеял слово, возрастать его может только Бог. Мы говорим для ушей, а к сердцу сказать может только Бог. «Бог же терпения и утешения». Бог является источником и основанием всякого терпения и утешения детей Своих. Потому что их Он внедряет в наше сердце через Свой Дух. Пользуется же для этого Своим Словом. Он дает нам благодать терпения, и Он же поддерживает и сохраняет ее Своими утешениями. Намереваясь призвать к проявлению духа любви и единства, апостол обращается к Самому Богу, как к Богу терпения и утешения. (1) Т.е., как к Богу, Который терпит нас и готовь утешать того, кто споткнулся. Чтобы научить нас любить своих братьев и поддерживать единство. (2) Или, как к Богу, дающему нам терпение и утешение. Ничто так не разрушает мир, как нетерпеливый, ворчливый характер. «Да дарует вам быть в единомыслии между собой». Призвав римлян к исполнению их обязанностей, апостол теперь обращается к молитве. Ибо знает, что бесполезно рассуждать о чьих-то обязанностях, если Бог Духом Своим не усовершит изнутри то, что сказано через человеческие уста. Основанием христианской любви и мира является единомыслие, т.е. согласие в суждениях, насколько это достижимо. Мы ясно видим в основе вопросов о пище и соблюдении дней, что под единомыслием не подразумевается унификация наших познаний и мыслей. Слово «в единомыслии» в греческом оригинале выражается термином, обозначающим сокровенное жизненное побуждение сердца, с помощью которого мы стремимся к достижению цели жизни. В этом отношении, несмотря на все прочие различия, мы должны составлять единство. Главной нашей целью должна быть жить по воле Божьей. И этому должны подчинить все наши разногласия. В этом отношении мы будем едины, если Христос объемлет нас. И если преобразование в Его образ окажется подлинным желанием нашего сердца. Итог молитвы его таков: чтобы Бог привел их душу к истинному согласию, и произвел в них истинное единомыслие. Одновременно он указывает на то, каковы должны быть те узы единства. «По учению Христа Иисуса». Плохо то единомыслие, которое вне Бога. А вне Бога оно будет тогда, когда отчуждает нас от Его истины. Это единомыслие должно быть в полном соответствии с заповедями Господа Иисуса, с главным законом любви. И тем примером, который Он оставил нам для подражания.
15.6 «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа». Цель, которую апостол преследует в своей молитве – чтобы был прославлен Бог. Каждая наша молитва должна быть направлена к прославлению Бога. «Дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога». Чтобы еще больше похвалить единомыслие во Христе, апостол учит, насколько оно необходимо. Ведь Бог не будет воистину нами прославляться, если сердца всех не соединятся в Его восхвалении, и не будут петь ему единым сердцем. Итак, ни у кого нет причины хвалиться, что он якобы по своему прославляет Бога. Ибо для Бога важно единодушие Его детей. Он не хочет, чтобы слава Его воспевалась среди разногласий и раздоров. «И Отца Господа нашего Иисуса Христа». Таков новозаветный порядок: Бога должно прославлять как открывшего Себя в Иисусе Христе, в Ком Он сделался нашим Отцом. Единство христиан прославляет Бога как «Отца Господа нашего Иисуса Христа», потому что это единство их прославляет. Или является копией единства между Отцом и Сыном. Ин.17.21 «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе».
15.7 «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас во славу Божию». Апостол возвращается к своим наставлениям. Он продолжает ту же тему, о которой говорил в начале главы – пример Христов. Это повторение обнаруживает, как сильно беспокоила его сердце эта проблема. «Посему принимайте друг друга». Он велит нам принимать друг друга, если мы хотим оставаться в лоне Христовом. Так мы подтвердим наше призвание, если не будем отделяться от тех, кого с нами соединил Господь. Принимайте друг друга в ваше сердце, в ваши общения при всякой возможности. В первом стихе апостол увещает сильных принимать немощных, здесь же он говорит: «принимайте друг друга». Иногда предубеждения духовно слабых христиан заставляют их избегать сильных в вере и в познании, а гордость сильных – пренебрегать слабыми. А этого не должно быть. Христиане должны вмещать друг друга. Христос возлюбил нас всех, поэтому и мы должны принимать всех своих братьев. «Как и Христос принял вас». Это самый сильный аргумент. Если Христос так благ к нам, то неужели мы будем немилосердны к тем, кого Он принял? Христос принял нас в самое близкое родство с Самим Собой. Он принял нас в Свою семью, в общение с Собой. Несмотря на то, что мы были Ему даже врагами. «Во славу Божию». Эти слова можно отнести как к Христу, Который принял нас, подавая этим пример для нас, так и к нам. К нам, принимающим друг друга и, т.о., подражающим этому примеру. Христос принял нас во славу Божию. Он принял нас с тем, чтобы мы могли прославить Бога в этом мире и быть прославленными вместе с Ним в мире грядущем. Мы призваны Иисусом Христом к вечной славе (Ин.17.24). Мы должны принимать друг друга во славу Божию. Целью всех наших деяний должна быть слава Божия, а единство способствует ей.
15.8 «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных – ради истины Божьей, чтобы исполнить обещанное отцам». «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных». Теперь апостол показывает, каким образом Христос принял всех нас. Ибо и иудеев и язычников Он собрал и привел в Царство Своего Отца. Чтобы быть им одним стадом в одной овчарне, и под одним Пастырем. Отсюда апостол выводит, что подобает им быть между собой единомысленными. И не презирать друг друга, потому что Христос не презрел никого. Сначала апостол говорит об иудеях, указав на то, что Господь был послан к ним. Чтобы исполнить истину Божью и осуществить обетования, данные отцам. Он считал, что послан был, главным образом, «к погибшим овцам дома Израилева», для того, чтобы «воспринять семя Авраамово» (Евр.2.16) и через них принять весь человеческий род. Его личное служение совершалось среди иудеев, но апостолам Своим Он повелел расширить сферу служения. «Ради истины Божьей». Он сделался служителем для иудеев ради того, чтобы исполнились данные патриархам обетования об особой милости Божьей к Израилю. «Чтобы исполнить обещанное отцам». Самое лучшее подтверждение обещаний – это их исполнение. Эти обетования, казалось бы, ослаблялись некоторыми промежуточными действиями Божьего промысла, угрожающими полным истреблением иудейского народа. Однако когда пришла полнота времени, явился Мессия-Царь как служитель обрезанных. Все обетования получили полное подтверждение, и открылась истинность их. Ибо во Христе Иисусе все обетования Божьи «да и аминь».
15.9 «А для язычников – из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя (Господи) между язычниками, и буду петь имени Твоему»». Христос также принял и язычников. (1) В стихах 9-12 отражено Его благоволение к язычникам, выразившееся в принятии их, чтобы они славили Бога. Славить Бога – это задача Церкви на Земле. Одним из намерений Христа было, чтобы язычники вместе с иудеями составили одно мистическое тело – Церковь. Никто не должен думать плохо ни о каком христианине только потому, что он из бывших язычников, т.к. Христос его принял. Теперь обратим внимание на то, как здесь описано обращение язычников. «А для язычников – из милости, чтобы славили Бога». Чтобы среди язычников воспевалось имя Божье, их необходимо наделить познанием и ввести в сообщество народа Божия. Ибо в Библии во многих местах можно прочесть, что проповедовать славу Божью нужно только среди верных. Язычникам есть за что славить Бога – за милость Его. Учитывая то жалкое духовное состояние, в котором находился языческий мир, можно сказать, что в принятии язычников проявилось большее милосердие Бога, чем в принятии иудеев. Самой большой милостью Божьей для человека является принятие его в завет с Богом. Хорошо, когда мы сознаем милость Божью к себе в том, что Он нас принял. (2) Из стихов 9-12 следует и то, что язычники должны иметь благодарное сердце, они должны прославлять Бога за Его милость. Необращенные грешники ничего не делают для славы Божьей, а обращающая благодать производит в душе желание говорить и делать всё во славу Божию. (3) Стихи 9-12 свидетельствуют и об исполнении пророчеств Библии. Божье благоволение к язычникам было не только проявлением милости Его к ним, но и исполнением пророчеств. Несмотря на то, что Бог не давал язычникам прямых обетований, как праотцам иудеев, но существовало множество пророчеств об их будущем призвании. Некоторые из них апостол упоминает в этом Послании. Обращаясь к Ветхому Завету, апостол стремится ослабить неприязнь иудеев к язычникам и примирить их. Псалмопевец Давид предсказал, что язычники услышат проповедь Евангелия. «За то буду славить Тебя (Господи) между язычниками и буду петь имени Твоему». Т.е. Твое имя будет известно и признано в языческом мире. Через Своих апостолов и служителей, которых Он послал учить все народы, Христос прославил имя Божье среди язычников. В Пс.21.23 читаем: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя». Давид говорит эти слова, когда был уже стар и близок к смерти. И маловероятно, чтобы он мог еще возвещать имя Божье среди язычников. Но когда язычники читают или поют псалмы Давида, восхваляя и прославляя Бога, то можно сказать, что сам Давид славит Бога между язычниками и поет имени Его. Псалмопевец Израиля стал псалмопевцем язычников. Возрождающая благодать произвела в сердце язычников любовь к псалмам Давида. Если кто-то среди язычников славит Бога и поет имени Его, то это делает не только он, но и Христос и Его благодать в нем.
15.10 «И еще сказано: возвеселитесь, язычники, с нардом Его». Эта цитата взята из песни Моисея, Втор.32.43. Некоторые иудеи хранят предубеждение против язычников, и никак не хотят допускать их к своим радостным торжествам. Ибо, говорят они, «в радость его не вмешается чужой», Прит.14.10. Но стена разделения разрушена, язычники приглашаются возвеселиться с народом Божьим (с израильтянами). Приведем особое мнение Кальвина по этому стиху. «Мне не по душе, что этот стих везде толкуется как взятый из песни Моисея. Ибо в той песне Моисей хочет скорее устрашить противников Израиля его величием,нежели пригласить к общему ликованию. Итак, я думаю, что место это скорее взято из Пс.66.5, где сказано: «Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно, и управляешь на земле племенами». Добавив же от себя «с народом Его», Павел как бы дает толкование. Ибо в том месте пророк хорошо соединил язычников с израильским народом, приглашая и тех, и других к веселию, состоящему лишь в познании Бога».
15.11 «И еще: «хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы»». Может быть, благодаря различному образу мышления, в Риме появились различия между христианами из иудеев и язычников. Но если Христос принял Израиля и язычников в славу Божию, тогда эти группы христиан должны принимать друг друга и не судить более друг друга. А единодушно, едиными устами прославлять правду Божию и Его милосердие.
Этот стих взят из Пс.116.1. Возрождающая благодать побуждает народ хвалить Бога. В течение многих веков язычники поклонялись своим идолам, сделанным из дерева, камня и других материалов. Но теперь они должны возносить славу живому Богу. Как будут хвалить Бога те, кто не познал Его величие? Итак, имеется наилучшее пророчество для подтверждения призвания язычников. И это еще лучше явствует из приведенной там причины, ибо пророк велит благодарить Бога за истину и милость: Пс.116.2 «Ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек».
15.12 «Исаия также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут»». Здесь ап. Павел цитирует Исаию 11.10. Данное пророчество самое ясное из всех. Ибо в нем пророк утешает остатки верных в вещах почти что безнадежных. Он говорит, что из сухого и мертвого корня колена Иессеева (отца Давида) восстанет поросль. И из презренного корня процветет ветвь, которая восстановит народ Божий в прежней славе. Эта поросль есть Христос, Искупитель мира, что явствует из приведенного там описания. «Исаия также говорит: «будет корень Иессеев». Здесь говорится, во-первых, об откровении Иисуса Христа как Царя всех народов. Он назван «корнем Иессеевым». Подобным же образом в Книге откровения сказано: Отк.22. 16 «Я есмъ корень и потомок Давида». Он был Господом Давида и в то же время Сыном его (Мф.22.45). Т.о., по плоти Христос укоренен в Давиде и в праотцах, от которых Он произошел телесно. Но по Духу Он Сам является корнем, от Которого произошла вселенская Церковь. Как Бог Христос был корнем Давидовым, а как человек – потомком Давида. «И восстанет владеть народами». Господь Иисус восстал из мертвых и вознесся на небо для того, чтобы владеть народами. Во-вторых, здесь говорится об обращении язычников к Христу: «на Него язычники надеяться будут». Вера есть доверие Христу и зависимость от Него. Путь веры состоит в том, чтобы искать Христа как Спасителя наших душ, а, найдя Его и убедившись в том, что Он может и хочет спасти нас, возложить на Него свое упование. Итак, будучи объединенными в Христовой любви, почему бы им, иудеям и язычникам, не объединиться во взаимной любви друг к другу?
15.13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою». Апостол, как и прежде, завершает свою речь молитвой, в которой просит Господа дать римлянам всё, что он им заповедал. Отсюда явствует: Бог не меряет Свои заповеди нашими силами. И не заповедует нам для того, чтобы мы, исполненные собственной силы, сами приготовились к послушанию. Но заповедует то, для исполнения чего необходима Его помощь. Дабы пробудить нас к усердной молитве. «Бог же надежды». Бог есть Зачинатель и Свершитель нашей надежды. Он есть основание, на котором строится наша надежда. Он и цель, и источник нашей надежды. Надежда, не связанная с Богом и не произведенная в нас Самим Богом – это всего лишь мечта, плод воображения. «Да исполнит вас всякой радости и мира в вере». Апостол просит Бога не для себя, но для римлян. Радость и мир – это две составляющие Царства Божьего (гл.14.17). Радость в Боге и мир совести возникают из сознания нашего оправдания перед Богом (гл.5.1,2). Радость и мир в нашем собственном сердце производят радостное единство с нашими братьями. Мир и радость Царства Божьего безмерно желанны, потому что они насыщают душу. Плотские радости «раздувают» душу, но насытить ее не могут. Поэтому и при смехе душа бывает печальна. Да исполнит вас радостью, т.е. спокойствием совести, а затем единением и согласием. И при этом в вере, ибо Богу угоден наш мир тогда, когда мы соединены чистой и совершенной верой. Вера потому соединена здесь с миром и радостью, что представляет собой узы святого и законного согласия, а также служит основой будущей благочестивой радости. Хотя под «миром» можно разуметь и тот мир, который каждый имеет с Богом внутри. «Дабы вы, силою Святого Духа, обогатились надеждою». Ибо надежда таким образом возрастает в нас и подтверждается. Нашими собственными силами мы никогда не достигнем ее. Слова «силою Святого Духа» означают все дары Божьей благости, а термин «сила» делает ударение на восхвалении того могущества, с которым Дух Божий производит в нас веру, надежду, радость и мир. Поэтому если надежда есть, то вся слава за это должна быть приписываема Святому Духу.
15.14 «И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Цель апостола состоит в том, чтобы под видом уступки смягчить римлян, если бы они сочли, что их слишком сильно отягощают многочисленные апостольские увещания. И что, т.о., им причиняется несправедливость. «И сам я уверен о вас, братия мои». Апостол извиняется за то, что посмел принять на себя роль учителя и увещателя. Говорит, что сделал это не потому, что не доверяет их доброте и постоянству, но потому, что так положено ему по должности. Ибо так он уничтожает всякую зависть, которая чаще всего бывает тогда, когда кто-либо берет на себя чужую должность. И заботится о том, о чем ему не подобает заботиться. В этом следует усмотреть скромность его святой души, которая была согласна считаться за ничто, лишь бы ее учение имело авторитет. В римлянах, возможно, было много превозношения. Имя их города надмевало даже низшие сословия. Что давало им повод плохо относиться к учителю-чужестранцу. И ап. Павел не хочет сражаться с этой гордыней, но говорит, что принял такую честь из-за апостольского служения. «Что вы полны благости». Апостол не пытается присваивать себе одному полноту и благость, и приписывать римлянам порочность. Это дает ему основание надеяться, что они примут то доброе, что он написал им, как проявление его доброжелательности к ним. И не только примут его назидания, но и будут следовать им в своей практической жизни. Особенно тем, которые направлены на удаление разногласий между ними. Взаимопонимание и доброе расположение друг к другу положат конец всяким раздорам. «Исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга». Два дарования особо важны для увещателя: человечность, а также правильность совета, или благоразумие. Человечность делает его слова и внешний облик дружеским. Благоразумие придает ему авторитет, чтобы мог он помочь тем, кому адресует свою речь. Ибо ничто так не противоположно дружеским устремлениям, как злоба и надменность. Мы превозносимся над заблуждающимися, и предпочитаем скорее насмехаться над ними, чем их исправлять. Суровость также лишает увещания плода. Ап. Павел уступает римлянам, свидетельствуя им, что и сами они без посторонней помощи способны к взаимному увещанию.
15.15 «Но писал вам, братия, с некоторой смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати». Апостол оправдывает себя от обвинений во вмешательстве в то, что его не касалось. «Но писал вам, братия, с некоторой смелостью». Обратим внимание на то, как он нежно обращается к ним: «братия мои» (ст.14) и «братия» (ст.15). Апостол умел сам и учил других быть любезными в обращении с людьми. Он называет их братьями, чтобы научить их братолюбию. Он признает, что писал с некоторой смелостью. Потому что он писал тем людям, которые не только познали себя, но также были способны учить других. Ибо смелость заключается в том, что человек наставляет также и учителей других. «Отчасти», т.е. не в полной мере. «Как бы в напоминание вам». Не намереваясь учить, но только для того, чтобы напомнить. Хотя ап. Павел имел большие познания и большой духовный опыт, он не претендовал на то, что преподает им нечто новое, чего они не знали до него. Он говорит, что только напомнил им то, в чем они были уже наставлены другими. Обычно люди оправдывают своё нежелание слушать слово тем, что служитель не может им сказать ничего нового. Даже если и так, то разве они не нуждаются в углублении своих знаний и в напоминании того, что они уже знают? «По данной мне от Бога благодати». Т.е., выполняя свои апостольские обязанности в рамках служения, дарованного по благодати Божьей. Апостол рассматривал это как великое благоволение Божье и как великую честь. Поэтому, получив эту благодать, он так ревностно трудился среди язычников, чтобы показать, что благодать Божья не тщетно была принята им.
15.16 «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу». «Быть служителем Иисуса Христа», будучи избранным и посланным Им самим на это служение. Служителям надо почаще вспоминать о той благодати, которую они получили от Бога. «У язычников». Ап. Павел был служителем у язычников, будучи посланным к ним. Полагают, что христиане Рима были в большинстве язычниками. Перефразируем слова апостола: «Я господствовать не хочу над вами. Я назначен на это служение. Если вы считаете меня дерзким смельчаком, то я могу оправдаться тем, что лишь исполняю возложенные на меня обязанности. Потому что я «учитель язычников»»(1Тим.2.7). И с этого момента, он начинает восхвалять свое служение, как бы говоря тем самым: «Поскольку вы – язычники, вы относитесь к моему служению». «Совершать священнодействие благовествования Божия». Апостол намекает на святые таинства, совершаемые священником, который приносит в жертву Богу приобретенный для Него народ. Именно так совершаются священные евангельские таинства. В этом и состоит священнодействие христианского пастора: покорять людей евангельскому послушанию, как бы приносить их в жертву Богу. Цель евангельского вестника в том, чтобы приносить Богу души, очищенные верой. Апостол добавляет, что подобные действия приятны Богу. «Дабы сие … Богу». Чтобы содействовать прославлению Бога через обращение язычников. Апостол старался принести нечто благоприятное для Бога. Он делает это не только для похвалы своего служения, но и для утешения тех, кто предает себя в жертву (приношение). Подобно тому, как ветхозаветные жертвы освящались внешними освящениями и омовениями, так и эти жертвы посвящаются Господу через Святого Духа, действующего изнутри. Ибо чистота души рождается из веры в Слово Божие, потому что человеческое слово само по себе бездейственно и как бы мертво. При этом язычники могут рассматриваться: (1) Как священники, приносящие жертву хвалы и прошения. Долгое время только иудеи были святым народом, царством священников, но теперь и язычники стали священниками Богу. (2) Или как жертва, которую Павел приносит Богу во имя Иисуса Христа как жертву живую, святую, благоугодную Богу (гл.12.1). Освященная душа есть жертва, принесенная Богу в огне любви на жертвеннике, коим является Христос. Ап. Павел приобретал души проповедью Евангелия не для себя, но для Бога. И, т.о., они становились благоприятной Богу жертвой, освященной Святым Духом. Именно освящение сделало их приемлемой для Бога жертвой. И это было не его дело, но Святого Духа. Только освященная жертва благоприятна Богу, несвятое не может быть угодным для святого Бога.
15.17 «Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу». Ап. Павел в общем удостоверил свое призвание, чтобы римляне признали в нем истинного апостола Христова. Упомянув выше о своем служении в апостольстве, теперь он характеризует свое служение и прославляет Христа за его успех и чудеса, совершаемые им. Этот успех был прекрасным подтверждением истинности учения Христа. «Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе». Этим выражением он хочет сказать, что это не он сам говорит или совершает дела, но через него всё делает Христос. Апостол говорит таким образом для того, чтобы исключить всякую надменность и всякое высокомерие. Он как бы говорит, что хотя он и прославлен перед Богом во Христе, всё же он не смеет славиться тем, чем славятся лжеапостолы. А именно: чем-то таким что Бог не совершает через них. Ибо они хвалятся тем, чего они не совершили, и чего Бог не совершил в них. У меня есть причина, по которой я могу гордиться и торжествовать в Иисусе Христе. Потому что он не искал славы среди людей. Далее добавляет несколько фраз, в которых доказывает, что он не только принял апостольское служение, по велению Бога на него возложенное, но и его украсил. Мы должны в своем служении удовлетворять своим обязанностям. И апостол делает это не ради своей славы, но потому что ничего не хотел упускать из того, что могло возвысить авторитет его учения в глазах римлян. «В том, что относится к Богу». Могу похвалиться не в том факте, что я такой служитель язычников, а в том, что относится к Богу. Апостол рассказал римлянам об успехах своего служения с благоговением перед властью Христа и работой Святого Духа, совершающего всё во всем. Итак, он хвалится в Боге, а не в себе, ибо стремится лишь к тому, чтобы слава воздавалась одному только Богу. Он говорит, что сама истина дает ему повод для похвальбы. И нет ему нужды присваивать чужие и ложные заслуги. Возможно, что тем самым он хотел упредить распространяемые злыми людьми известные ему клеветнические слухи. Поэтому и говорит он, что собирается вести речь лишь о вещах, относящихся к Богу.
15.18 «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом». Апостол хвалится, но для этого у него имеется действительное основание. Он заверяет, что всё сказанное им истинно. То, что говорит он через отрицания, является знаком его скромности. Но при этом он также способен утвердить веру в то, о чем он ведет речь. «Ибо не осмелюсь сказать». Он не хочет хвалиться чужим трудом, он никогда не осмелился бы на это, как поступают многие ловкачи. Он отбрасывает всякое высокомерие и надменность, в отличие от лжеапостолов, которые скорее проповедуют из амбициозных соображений, чем по призванию Богом. «Что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня». Христос действовал через него, это факт, которого нельзя отрицать. Какое бы доброе дело, угодное Богу, мы ни сделали, сделано оно не нами, но Христом через нас. Апостол всегда подчеркивает эту мысль. «В покорении язычников вере». Эти слова говорят о его цели, а именно: сделать свое служение многоценным в глазах римлян, чтобы учение его не лишилось успеха. Итак, знамениями он показывает, что Бог дал свидетельство присутствия собственной силы во время его проповеди, и неким образом запечатлел его апостольство. Так что ни у кого уже не должно было быть сомнений, что он поставлен и послан Самим Богом. Цель Евангелия – привести людей к послушанию Богу. Евангелие есть не только истина, в которую надо поверить, но и закон, которому надо подчиниться. Эту истину апостол доказывал во всех путешествиях своих. «Словом и делом», т.е. проповедью и чудесами, которые совершал. Или проповедью и собственной жизнью. Только те служители, которые проповедуют и словом и делом, способны приобретать души. Апостол утверждает, что в учении и в делах сила и действенность заключалась для него в проповеди имени Христова, в котором была явлена чудесная сила Божья.
15.19 «Силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика». Здесь мы видим неутомимое усердие апостола в его служении. «Силою знамений и чудес, силою Духа Божия». Знамения и чудеса являются для людей свидетелями божественной силы, пробуждающими их. Они, пораженные силой Божьей, удивлялись и поклонялись Богу. Т.о., знамения и чудеса вовсе не лишены смысла, но возбуждают нас к уразумению чего-либо о Боге. Цель их в том, чтобы привести людей к почитанию и послушанию Богу. Господь Иисус через чудеса свидетельствовал о проповеди Своей благодати. Как чародеи, так и лжехристы могут порождать знамения и чудеса, но они делают это не «силою Духа Божия». Знамения и чудеса делали проповедь Евангелия удивительно эффективной. Слова «силою Духа Божия» можно понимать: (1) Силою Святого Духа, действовавшего через апостола, как и через других учеников Христа, совершались чудеса. (2) Сила Святого Духа действовала в сердцах тех, кто видел эти чудеса. Без содействия Духа Святого апостол не привел бы к послушанию вере ни одной души. Это хорошее ободрение тем, которые трудятся, сознавая собственное бессилие и помощь Святого Духа. «Так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика». Апостол широко распространил «благовествование Христово». Он не прямо направился из Иерусалима в Иллирика (который находится в Далмации на Адриатическом море). Этим он как бы говорит: «Теперь наступает время, когда я приду в Италию, поскольку я подойду так близко к ней». Потому что Иллирия или Иллирик простирается на протяжении всего пути в Италию и Венецию, от границ Греции. В действительности он совершил огромные дуги. Карта его миссионерских путешествий наглядным образом докажет нам это. Он добавляет доказательство, взятое из следствий, ибо успех, который следовал за его проповедью, превосходит все человеческие возможности. Ибо кто смог бы создать для Христа столько церквей, если бы не был наделен силой Божьей. Обращенные народы были радостью апостола, венцами его радости. Он приглашает римлян разделить с ним эту радость.
15.20 «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании». Ап. Павел соблюдал в своем труде особое правило. Знать это римлянам надо, они должны быть уверены, что он не хочет присвоить их себе каким-то образом. Безусловно, он не может, посетив Рим, оставаться бездеятельным. И в Риме он может приобрести плод, как и среди прочих язычников. Но он уже заранее уточнил: «утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (гл.1.12). «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово». Ап. Павлу необходимо было не только представить себя церкви Рима слугой и пастырем Христовым, но и отстоять свой апостольский титул. Чтобы его апостольская слава не умалялась, что было бы помехой для веры язычников. Для которых он и был рукоположен апостолом. Ведь служение апостола – сеять Евангелие там, где еще не было сеяно. Это относится только к апостольскому служению, и не следует распространять на другие служения. Благовестники закладывают как бы основание церкви, пасторы же, последовавшие им, должны оберегать и достраивать то строение, которое благовестники заложили. Он сеял Евангелие там, где еще не было сеяно из-за своего желания спасти как можно больше людей. Он не хотел проповедовать в том месте, где Христа уже знали. И при этом не иметь возможности проповедовать тем, кто не знал Его. Если проповедовать там, где уже знают о Нем, то может быть упущено время, отведенное для такой проповеди другим. Немаловажно также и то, что он не говорит: «Я не проповедовал там, где проповедовали другие апостолы». Это было бы признаком амбициозности и надменности, как будто он брезгует проповедовать там, где уже проповедовали другие. «Дабы не созидать на чужом основании». Апостол старался «не созидать на чужом основании». Это унижало бы апостольское служение, поскольку апостолы были посланы для учреждения церквей.
15.21 «Но как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают»». Здесь апостол цитирует стих из Ис.52.15 «Так многие народы приведет Он в изумление. Цари закроют перед Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». Он знал, что ему предстоит осуществлять сказанное пророком Исаией Слово Божие. Что через него и через его служение люди, которые до сих пор ничего не знали о Христе, «увидели и узнали». Апостол не только читал Библию, но применял ее к настоящему. В этой же главе, говоря о Царстве Мессии, пророк предсказывает, что оно распространится на весь мир. Ис.52.10 «Обнажил Господь святую мышцу Свою перед глазами всех народов. И все концы земли увидят спасение Бога нашего». Познанию Христа надлежит перейти к язычникам, ранее не слышавшим о Его имени. И это должно произойти через апостолов, которым особым образом было вверено это поручение. Итак, апостольство Павла явствует из того, что данное пророчество исполняется именно в нем.
15.22 «Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам». В ст. 22-29 апостол пишет о своем намерении посетить христиан Рима. Он объясняет, почему не может сделать это сейчас же. Причина, препятствовавшая ему посетить Рим, заключалась в том, что у него было много труда в других местах. Бог широко открывал перед ним двери для благовествования в различных областях империи, и таким образом отводил его от Рима. Евангелие никуда не приходит случайно, оно приходит только по воле и плану Бога. Ап. Павел не искал своего, но шел туда, куда его направлял Дух Святой. Поэтому он не хотел оставлять своей работы по насаждению церквей даже на время, ради посещения Рима.
15.23 «Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам». Апостол находился в то время в Греции. Церкви в этой стране были насаждены в большинстве городов, и служители были поставлены в них, чтобы продолжать начатое им. Так что ему не оставалось больше труда на востоке империи. «Ныне же, не имея такого места в сих странах». Некоторых удивляют эти слова апостола. Неужели у него нет в тех местах больше никаких задач. Ведь тянется только отдельная цепочка миссионерских церквей по востоку империи. У нас скорее такое впечатление, будто дело евангелизации там только началось. Однако апостол не мыслит индивидуалистически и арифметически. Его цель не в том, чтобы привести к Господу каждого отдельного человека или чтобы все жители какой-то провинции услышали весть об Иисусе. Решающим для него является тот факт, что уже в каждой провинции, в каждом народе существуют светильники Евангелия. И цепь этих светильников тянется от Иерусалима до Иллирика. Именно это он и должен был выполнить. Т.о., закончено его служение в «сих странах». «А с давних лет имея желание прийти к вам». Чтобы римляне не думали, что до этого он пренебрегал ими, апостол устраняет это подозрение, сказав, что и прежде было у него такое желание. То, что он не посетил Рим до сих пор, было вызвано справедливым препятствием. Если бы в коринфской и галатийской церквах было всё хорошо, он уже давно появился бы в Риме.
15.24 «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти». «Как только предприму путь в Испанию, приду к вам». Из этого места некоторые выводят ненадежное заключение о походе апостола в Испанию. Но отсюда не следует, что он уже совершил этот поход. Ведь он говорит только о своей надежде, которая могла и не сбыться. Нет ничего удивительного в том, что Испания представлялась ему следующим полем деятельности. Он когда думал о западе Римской империи, то эта римская провинция была первой страной, на которую он должен был обратить свое внимание. В Испании существовали иудейские общины с синагогами. Она находилась в оживленных торговых связях с востоком. Вот поэтому не нужно было Павлу особенно доказывать, почему план его простирается как раз на Испанию. Но точно неизвестно, осуществил ли он это намерение и был ли он в Испании. Многие из наиболее известных толкователей предполагают, что он не был там. Но есть и такие, которые утверждают обратное. Он действительно посетил Рим, но в качестве узника, и содержался там под стражей в течение двух лет. И куда он ходил по прошествии их, неизвестно, но его послания, написанные во время заключения в Риме, дают основание предполагать, что он собирался посетить восток, а не Испанию. «Ибо надеюсь, что, проходя, скоро увижусь с вами». Обратим внимание на благоразумие Павла. Он не говорит: «Я решил увидеться с вами», но «Я надеюсь». Мы тоже должны строить все свои планы и давать обещания, подчиняясь промыслу Божьему. Он остановится в Риме только «проходя», так что римлянам не следует о чем-либо заботиться. Апостол выбирает скромное выражение «приду к вам», и не говорит «я буду учить вас». «И что вы проводите меня туда». В этом отрывке и ниже апостол говорит о том, чего он ожидал от своего визита в Рим. Он надеялся, что римские христиане проводят его в Испанию. При этом он рассчитывал не на торжественные проводы, какие устраивают князям, а на такие, какие делают обычно любящие друзья. Павел рассчитывал, что они будут сопровождать его не только из уважения к нему, но и из уважения к тем душам в Испании, которым он хотел проповедовать Евангелие. Но римляне не должны думать, что он станет пользоваться ими как средствами к достижению своей цели. Вот почему он и добавляет: «Как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти». Общение со святыми доставляет наслаждение. Павел был человеком больших достижений в благодати и познаниях. Однако его радовала мысль о добром общении. Нет такого верующего, даже слабого в познании, который не мог бы что-то ценное сказать другому верующему. Он намекает, что намерен задержаться у них на некоторое время, чтобы не только увидеть их мимоходом, но насладиться общением с ними.
15.25 «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым». Апостол объясняет, почему он сейчас не может посетить их. Объясняет, чтобы римляне не ожидали его скорый приход и не сочли себя обманутыми, если придет он позже их ожиданий. Он говорит о том, что многочисленность его настоящих забот мешает ему сразу же предпринять это путешествие. Сначала он должен идти в Иерусалим как посланник милосердия от церквей Македонии и Ахаии. Возможно, он говорит об этом римлянам тем, чтобы и их побудить участвовать в подобной благотворительности. Добрые примеры обычно трогают людей, а Павел был на удивление изобретателен, когда надо просить не за себя, но за других. Он уточняет, что хочет служить святым, а не себе.
15.26 «Ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме». «Ибо Македония и Ахаия». Подаяние было собрано верующими Македонии (главными из который были филиппийцы) и Ахаии (главными из них были коринфяне). Это были две процветающие церкви, хотя и состояли из новообращенных. Бог в премудрости Своей предусмотрел так, что святые (верующие) в Македонии и Ахаии были богаче, чем в Иерусалиме, чтобы таким образом сохранилась зависимость христиан друг от друга. Слово «усердствуют» говорит об их готовности помочь нуждающимся. «Некоторым подаянием», в знак своего общения со святыми и единства с ними, подобно членам физического тела, которые при необходимости поддерживают друг друга. «Для бедных между святыми в Иерусалиме». Апостол говорит, для кого была предназначена помощь. Бедность святых – это явление не странное. Земное богатство – это не самое лучшее для человека, а бедность – вовсе не проклятие. Видимо, святые в Иерусалиме были беднее остальных из-за того, что голод, который во времена Клавдия Цезаря был во всем мире, особенно поразил Иудею, т.к. она была засушливой страной. Или же потому, что святые Иерусалима больше пострадали от преследований, чем другие. В стихе Евр.10.11 также отмечается, что еврейские христиане претерпели особенно большой вред от гонений. Хотя верующие Иерусалима жили далеко от верующих Македонии и Ахаии, но щедрость последних преодолело это расстояние.
15.27 «Усердствуют, да и должники они пред ними. Ибо, если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном». «Усердствуют». Это выражение происходит от греческого слова, которое в Новом Завете переводится как «добрая воля» или «доброе благоволение» (соизволение). В данном случае оно означает: им понравилась идея, они сделали это с радостью или желанием. «Да и должники они пред ними». Язычники многим обязаны иудеям и в знак благодарности должны были проявить к ним милосердие. От иудеев произошел Христос по плоти как свет к просвещению язычников. От них же произошли пророки, апостолы и первые проповедники Евангелия. «Ибо, если язычники …». Иудеям было вверено Слово Божье, и они были хранителями христианской библиотеки. Их церковь-государство была разрушена, они были отвергнуты, чтобы язычники могли быть приняты. Т.о., язычники сделались участниками в духовном наследии иудеев и приняли Евангелие спасения от них. И поэтому должны и им послужить в телесном. Это то малое, что они в состоянии сделать. Несомненно, что сказанное здесь апостолом о долге сказано не столько ради коринфян, сколько ради римлян. Ибо коринфяне и македоняне не были большими должниками иудеев, чем римляне. Обратим внимание на слово «послужить». В переводе с греческого оригинала оно означает «исполнять общественный долг, нести ношу своего призвания». Выполняя долг любви, верные приносят Богу благоугодную жертву.
15.28 «Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию». «Исполнив это», т.е. совершив работу для них. «И верно доставив им сей плод усердия». Передав приношения и сборы, апостол показывает римлянам и нам что добропорядочен и достоин доверия. Он называет подаяние «плодом усердия», ибо это один из плодов праведности. Он произрастает из корня благодати в том, кто дает, и способствует благу и утешению того, кто получает. Решение апостола верно доставить этот плод усердия свидетельствует о его озабоченности тем, чтобы сохранить доверенное ему в целости, ничего не растратить. Но распоряжаться подаянием согласно намерениям тех, кто пожертвовал его. Ап. Павел стремился показать себя и в этом вопросе верным служителем. Отправится в Испанию послужить там также.
15.29 И уверен, что, когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова». Здесь апостол говорит о том, чего он ожидал от Бога для них. Он научился не быть излишне уверенным в лучшем исходе событий. Заметим, что эти самые люди впоследствии отошли от него, когда он особенно нуждался в них: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили» (2Тим.4.16). Он имеет в виду, в первую очередь, римлян. Но относительно того, что апостол ожидал от Бога, он с уверенностью говорил. Он не был уверен, придет он или не придет, но был уверен, что когда придет к ним, то придет с полным благословением. Мы никогда не ошибемся, если будем ожидать от человека очень мало, а от Бога – очень много. Апостол надеялся, что он будет орудием свершения великих дел среди них. «Благословение благовествования Христова» – это самое лучшее и самое желанное благословение. Только тогда будет оно результативным, когда сопровождается духовными благословениями.
15.30 «Между тем, умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». В ст.30-33 ап. Павел просит римлян, чтобы они вместе с ним подвизались в молитвах за него. Хотя он был великим апостолом, однако он просит молиться о нем простых верующих не только в этом, но и в других посланиях. Он много молился за них и теперь желает, чтобы они в ответ на его доброту молились за него. Взаимная молитва – это знак взаимной любви. «Между тем … Христом». Он с большой настойчивостью просит их молиться за него: «я умоляю вас, братия». Его слова означают: «Иисус Христос – мой Господин, я пекусь о Его деле и об успехе Его ради Его славы. Если вы имеете какое-нибудь уважение к Иисусу Христу, к Его делу и Его Царству, то молитесь за меня». Призывает на помощь себе Церковь, чтобы, подкрепленный ее молитвами, почувствовать утешение, по обетованию Господню: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди них». «Любовью Духа». Как доказательство любви, каковую Дух Святой производит в сердцах верующих друг к другу, молитесь за меня, как плод общения, которое мы в Духе имеем с вами, хотя и не виделись никогда. Если когда-то вы переживали любовь Духа в себе и хотели бы ответить Ему своей любовью, то проявите свою любовь в этом служении. «Подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу». Здесь апостол говорит о том, как они должны молиться за него. Словом «подвизание» он показывает, какими тяготами стесняется он со всех сторон. В исполнение этого долга они должны вложить все свои внутренние силы, молиться с постоянством, верой и усердием. Истинная любовь к нашим братьям заставит нас так же переживать о них, как сознание наших собственных нужд заставляет нас переживать о самих себе. Те, кого провидение Божье разделило друг с другом, могут встречаться у престола благодати.
15.31 «Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым». Возможно, он помышляет теперь о путешествии в Иерусалим с большим опасением. Апостол говорит о своих конкретных нуждах, о чем они должны просить Бога за него. Это хорошо, когда, молясь о себе или о других, мы бываем конкретными. «Что ты хочешь, чтобы Я сделал тебе?» Так говорит Господь, простирая к нам Свой золотой скипетр. Хотя Он совершенно знает о нашем состоянии и о наших нуждах, однако хочет услышать о них от нас самих. Ап. Павел, обращаясь к римлянам с просьбой о поддержке в молитве, упоминает о трех нуждах. (1) Об опасности, которой он подвергался. «Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее». Ему известна фанатическая ненависть неверующих в Иудее. Ап. Павлу необходимо спасение от этой ненависти. Он знал, что подвергает себя смертельной опасности. Он знал о столкновениях, преследованиях, которые ожидали его, которые описаны в книге Деяний апостолов, начиная в 21-й главы и до конца книги. Поэтому римляне должны были просить Бога, чтобы Он избавил его от их рук. (2) О его служении. «Чтобы служение … святым». Почему он опасался, что его служение не будет благоприятно святым? Неужели деньги могли быть неблагоприятными для бедных? Для опасений Павла были некоторые основания. Он был апостолом язычников. Неверующие иудеи ненавидели его за это, что было их грехом. А верующие иудеи избегали его, боялись его как бывшего фарисея и гонителя Церкви, в чем проявлялась их немощь. Он не говорит: «Если хотят, пусть принимают подаяние, а если не хотят, и не надо, найдется лучшее применение для него». Нет, он просит: «Молитесь, чтобы мое служение святым было благоприятным». Мы должны просить Бога как о том, чтобы Он обуздал злую волю наших врагов, так и о том, чтобы Он сохранил и умножил расположение наших друзей. Ибо в руках Бога сердце тех и других. Отсюда явствует кротость апостола, состоящая в том, что он не переставал трудиться для тех, о ком сомневался, что труд его будет благоугоден. И нам также следует подражать апостольскому духу, чтобы мы не переставали благотворить тем, в благодарности которых не уверены. Обратим внимание на то, что имени святых удостаивает он тех, для которых боится показаться подозрительным и неугодным. Он знал, что и святые из-за ложной клеветы могут время от времени уклоняться в неправые мнения. И хотя знает, что ему могут причинить несправедливость, тем не менее, не перестает о них почтительно отзываться.
15.32 «Дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами». Этими словами апостол говорит, что и для римлян полезно будет это прошение. И для них важно то, чтобы он не погиб в Иудее. К этому же относится и фраза «Дабы мне в радости». Ибо и то полезно было бы для римлян, чтобы пришел он к ним радостный и лишенный всякой скорби, чтобы воодушевленнее среди них потрудиться. «Если Богу угодно, придти к вам». Это основная черта этого Послания. Апостолу Иисуса Христа не известна была воля Божья относительного его путешествия в Иерусалим. Он не думает, что Бог должен привести его из Иерусалима в Рим совершенно невредимым. Распоряжаться Богом таким образом он считал ошибкой, которую постоянно допускал Израиль, и он сказал нам об этом в главах 9-11 этого Послания. Он преклоняется перед суверенной волей Божьей. Добавление «если Богу угодно» увещает нас, сколь необходимо постоянно пребывать в молитвах. Ибо только Бог направляет все наши пути Своим провидением. Выражением «успокоиться с вами» он показывает, сколь сильно убежден в братской к нему любви.
15.33 «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». «Бог же мира», т.е. Бог, которому поклоняются в мире (покое), точно так же, как «Бог надежды» – этоБог, Кому поклоняются в надежде. Апостол упоминает здесь именно это имя Божье, в связи с тем, чтобы призвать римлян к миру. Ибо между ними были разделения. Если наш Бог есть Бог мира, то и мы должны быть людьми мира. «Да будет со всеми вами». Как с духовно немощными, так и с сильными. Те, кого объединяет благословение Божье, должны быть объединены миром и любовью друг к другу.
Мы остаемся при том, что пути благовестника не всегда просты и легко обозримы. Даже великие апостолы не всегда двигали вперед дело Божье таким образом, что каждый из них мог видеть победу.
Пастор Золтан З. Тырык
Проверен.