ПРОПОВЕДИ
Они умилились сердцем
Деян.2.37,38 «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом этого Иисуса, Которого вы распяли. Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братья?».
Это была первая проповедь Евангелия после того, как Господь Иисус вознесся на небо. Ап. Петр, в день излияния Святого Духа (День Пятидесятницы) желал побудить всех собравшихся принять веру в Христа и присоединиться к Церкви. В своей речи апостол не использовал каких-то особенных ораторских приемов, он не избегал к человеческой мудрости. Эта была даже не речь, а мольба, призыв, проникающий в самое сердце. Он привел своим слушателям простые, логичные и обоснованные Писанием доказательства. Каждое доказательство указывало на Господа Иисуса. Слова ап. Петра имели непосредственное отношение к поступкам людей, стоявшим перед ним. Целью его было достичь сердца, а не разума людей. Каждое его слово призвано было воздействовать на совесть слушающих. Апостол находился под водительством Святого Духа. Он спокойно честно изложил факты, обосновав их Словом Божьим. А затем провозгласил истину тем, кто нуждался в спасении. Он говорил смело и не скрывал неприятной истины. Суть его слов: «Вы схватили Мессию и, пригвоздив руками беззаконных, убили, но Бог воскресил Его». Ап. Петр смело обвинил их в убийстве Христа, Господа славы и, тем самым, в глазах Бога он исполнил свой долг. Он был тверд и бесстрашен, он поступил так ради их блага. Но, несмотря на это, его проповедь была очень мягкой. Сражаясь за Господа, он не использовал резких слов, но говорил кротко и мягко. Он такие слова выбирал, которые показывали, что он хочет сначала успокоить своих слушателей, а затем убедить их в истинности своей речи. Если мы проследим за аргументами апостола, то не удивимся, что своими словами он пронзил сердце своих слушателей. Угрызения совести в них появились благодаря действию Духа Святого, но они были закономерны. Когда апостол ясно показал людям, что именно они распяли Мессию, надежду всего израильского народа, те страшно испугались. Их сердце дрогнуло.
Они приходят в страх, чувствуют угрызения совести. Начало покаяния в том и состоит, что нас печалят совершенные грехи и ранит чувство соделанного нами зла. Пока люди не чувствуют свою вину, они редко внимают учению Христа. Но к укорам совести должна добавиться готовность к повиновению. Иуда Искариот, предатель Христа тоже покаялся, но отчаяние помешало ему покориться Богу. Душа, объятая рабским страхом, может только бежать от Бога. Вспомним, что Давид, говоря о сокрушенном духе и смиренном сердце как об угодной Богу жертве, имеет в виду добровольное самоукорение, в то время как к терзанию нечестивых примешивается страх. Итак, надо надеяться на лучшее и готовиться посвятить себя Богу. И идти, куда бы Он ни приказал. Мы видим терзаемых совестью людей, которые при этом стенают, но упорствуют и даже впадают в безумие. Итак, полезно укоряются в совести лишь те, кто добровольно принимает эти терзания, и одновременно просит исцеления у Бога.
Они покорно выслушали ап. Петра, ни разу не прервали его, стали внимательны к Слову. Сила Святого Духа проявляется не только во владении языками, но и в сердце слушателей. Они умилились сердцем (В дословном переводе – уколоты были в сердце). И в сильном беспокойстве и в смущении обратились к апостолам таким вопросом: «Что нам делать?». Здесь сказано о двойном успехе речи апостола: во-первых, слушатели почувствовали муки совести. Во-вторых, они выказали послушание совету ап. Петра. Удивительно, что во многих каменных сердцах вдруг родились подобные чувства, родился этот вопрос. Ведь они, иудеи, воспитывались на том, что для спасения им достаточно одной иудейской религии. Совсем недавно они видели, как распинали униженного Иисуса Христа. Слышали, как священники называли Его обманщиком. Ап. Петр обличил своих слушателей в том, что это они участвовали в предании Его смерти. Фактически они распяли Его – римские воины были лишь инструментом в их руках. Это обличение, вероятно, не могло не вызвать у них бурной реакции, однако они весьма устрашились. Они «умилились сердцем». Дальше в этой же Книге деяний святых апостолов мы читаем и о тех, которые рвались сердцем, негодуя на Стефана (первого мученика за веру во Христа). Деян.7.54 «Слушая это, они рвались сердцами своими». А эти иудеи умилились сердцем, негодуя на самих себя за соучастие в казни Иисуса Христа. Обвинив в этом своих слушателей, ап. Петр пробудил их совесть, тронул их за живое. Когда у грешников открываются духовные глаза, они не могут не умилиться сердцем по причине греха, не могут не испытывать внутреннего беспокойства. Кто искренне сокрушается о своем грехе, кто им постыжен и боится последствий, тот умиляется сердцем. При таком смятении никакой уверенности в себе у человека не остается.
От умиления сердца, так сильно растревоженного, заговорили уста слушателей ап. Петра. Они обратились как к нему, так и к прочим апостолам. Им они открыли свои переживания. Т.к. их обличили апостолы, то кто еще, кроме них, наставит и утешит их? Они не бегут от апостолов к фарисеям и книжникам, чтобы те оправдали их в том, в чем апостолы обвинили. А обращаются за советом к ним, признавая вину за собой. Они называют их «мужами братьями», подобно тому, как их называл ап. Петр (ст.29). Слышится язык любви и дружбы, а не формула учтивости. Его можно выразить словами примерно так: «Вы братья, поэтому смотрите на нас с человеколюбием, примите нас с братской любовью». Еще раз повторим самый важный для них вопрос: «Что нам делать?». Рассуждают они практически, подобно людям, пришедшим в замешательство и не знающим, что им делать. У них появляется вера в то, что Иисус, Которого они распяли, есть Господь. Если так, то что будет с ними, распявшими Его? Можно ли избежать наказания за их злой поступок? В действительности человеку не грозит опасность навеки погибнуть, пока это не произошло. У него есть надежда получить жизнь вечную. Слушатели ап. Петра рассуждают, подобно людям, в поворотный момент жизни сделавшими правильный выбор: соблюсти всё, к чему их направят, притом немедленно. Их желание – не терять времени на размышление, не тянуть с исполнением задуманного им. Но тут же принять всё, что им скажут, чтобы избежать пагубы, могущей их настигнуть.
Можем дать такой совет: Если вы верите, что Иисус Христос для вас Господь и Спаситель, тогда взгляните на Него, Которого вы пронзили, и пусть ваше сердце скорбит. Оно должно умиляться при мысли о том, как вы пренебрегли Христом, как отвергли Его и отворачивались от Него, как постыдно относились к Нему. Вы должны хотеть раскаяться. Сам Господь дает вам эти чувства.
Обратим внимание на то, что проповедь ап. Петра уколола слушателей в самое сердце. Истина пронзила их душу. Когда человек понимает, что он совершил злое деяние по отношению к тому, кто его любит, его сердце начинает смертельно болеть. Он презирает себя за свои злые поступки. Представим себе сильную скорбь подобного рода и добавим к ней чувство стыда за злое отношение к Сыну Божьему, возлюбившему нас. Тогда поймем, что ощущали люди с умиленным сердцем в день Пятидесятницы. Только подумайте, мы презирали Христа, Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас! Мы восстали против Того, Кто купил нас ценой Своей Крови еще тогда, когда мы были Его врагами. Слова «они умилились сердцем» означают и то, что люди ощутили любовь к Христу, их сердце смягчилось, а чувства всколыхнулись. Они не просто сожалели о своем проступке, но хотели обратиться к Христу, к Тому, Кого обидели, со словами: «Как мы можем исправить всё это зло?» Хорошо было бы, если бы и мы временами почувствовали нечто подобное. Будем стремиться к тому, чтобы мы стали Его смиренными рабами. Слушавшие речь ап. Петра поспешили явить послушание Ему. Когда апостол сказал: «Покайтесь», они покаялись. Т.к. покаяние предполагает изменение ума и сердца, они на самом деле менялись.
Не очень-то мы спешим к Богу за прощением. Носимся со своим грехом днями, неделями и еще дольше, а признаться в нем боимся. Почему же порой мы так мучим себя, зачем тянем? Вариантов несколько. Кто-то думает, что предлагаемый нам способ прощения нереальный, слишком простой. Согрешил, покаялся и гуляй себе. Кто-то считает, что Бог совсем не обязан нас прощать, и поэтому шансов на прощение у нас немного. Но еще устами пророка Исаии Господь Бог возвестил упрямому, непокорному Израилю, что Он ждет, не дождется, когда же Ему представится возможность проявить милость к грешникам. Пророк говорит, что Бог помилует израильтян сразу же, как только услышит их вопль, ответит им сразу же, как только услышит их голос. Ис.30.19 «Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе». Насколько Бог готов прощать грехи наши, ясно уже из того, как страдал Спаситель Христос на кресте ради этой возможности. Своей смертью Он искупил все грехи людей. Читаем стих: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4.16). Приступить к Богу с дерзновением не значит приступить с наглостью, высокомерно. Это значит приступать, понимая, что Сам Бог дал тебе это право. И Он ждет, когда ты, наконец, приступишь. Если вы покаетесь и, не откладывая, приступите к престолу благодати, Бог не заставит вас долго ждать, «по голосу вопля» вашего помилует вас. Прощение нам дается даром, но за ним нужно прийти.
Питон 8 лет был любимцем семьи. Когда его первый раз принесли домой, он был длиной всего 30см. Но потом он рос и вырос до трех метров, а весить стал под 40кг. В один страшный день любимец семьи напал на своего 15-ти летнего хозяина и задушил его. Когда приехала полиция, змея вела себя агрессивно: шипела и бросалась на людей. Грех ведет себя точно так же, как эта змея. Когда он входит в нашу душу, он нам кажется невинным и даже своего рода приятным. Но он не долго остается таким – очень скоро он начинает расти. Нам кажется, что мы всегда с ним сможем справиться, но, на самом деле, это он справляется с нами. И, в конце концов, расправляется. Кончается эта ситуация всегда смертью: иногда и физической, но всегда духовной, смертью души. Вот почему ап. Иаков нас предупреждал: Иак.1.15 «Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Поэтому Бог нас строго предупреждает: «Осторожно! Речь идет о жизни и смерти».
Члены коринфской церкви в начале гармонично использовали свои духовные дары и доказали истинность своей веры. Но в своем Послании ап. Павел их не только хвалил, но и был к ним суров за то, что они ссорились и соревновались друг с другом вместо того, чтобы искать согласия и делать одно дело. Ап. обвинил их в том, что они подавали друг на друга в мирской суд. И в том, что вместо того, чтобы духовно расти, некоторые члены церкви духовно пятились назад. В упадок и духовный застой погружались некоторые церкви не только в первом веке, но и во все последующие века. И особенно тогда, когда у христиан внешне всё было хорошо, и никто их не преследовал. И об этой опасности должны помнить мы все. Господь Иисус дал нам способ избежать этих неприятных явлений. Он сказал: Отк.2.5 «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела». Этот совет, если его выполнить, не даст нам падать дальше и избавит от многих неприятностей каждого из нас в отдельности и наши церкви в целом.
Господь! Просим, помоги нам не сбиться с пути и дай, чтобы вера наша росла и вела нас к Тебе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твоя сила помогла ап. Петру произнести в день Пятидесятницы столь проникновенную проповедь. Благодарим за помощь Святого Духа, которой он обязан успехом этой проповеди. Нам легко незаметно сбиться с пути, и свалить всё на жизнь, на заботы и дела. Просим, помоги нам не сойти с Твоего пути. Дай, чтобы вера наша росла и вела нас к Тебе. Храни нас от греха, разгони тучи соблазна, дай не угашать Святого Духа. Дай, чтобы печаль о грехе пробудила в нас желание измениться. Испытай нас и удержи от опасных путей. Дай в истине жить, а не во лжи. Благодарим, что Твоя сила изменяет сердце человеческое и освобождает его от греха и зла. Благодарим, что Твоя безмерная любовь дарует жизнь спасенным вновь и вновь. Дай нам понять, что если мы удалились от Тебя, есть только один выход для нас – вернуться к Тебе, где прощение нас ожидает всегда. Просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.