ПРОПОВЕДИ
Сердце человека как источник всякого греха и порока
Мф.15.18-19 «А исходящее из уст – из сердца исходит; это оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Через эти стихи Господь Иисус говорит о том, как велика опасность осквернения от того, что исходит из наших уст, от избытка сердца. Под словом «сердце» мы обычно понимаем страсти человека. И эти страсти являются источником его преступлений. Это происходит потому, что необращенный человек любит всем сердцем и всем умом, и всей душой, и всей крепостью не своего Творца, а только себя. И тем самым нарушает в угоду себе законы, установленные Богом. Дела человеческие оскверняет то, что человек не любит Божьих судов праведных, законов верных и заповедей добрых. Он находит удовольствие в ложной клятве и злоумышлениях против своего ближнего. За всем этим стоит сердце, если под словом «сердце» мы понимаем суть человека.
У некоторых животных наступает естественный паралич при определенных условиях. Напр., у акул он может наступить, если перевернуть их брюхом кверху. В этом случае акула может находиться в состоянии паралича более 15 минут, прежде чем снова начнет двигаться. Представим себе: опасная акула становится вялой и безвольной при ее переворачивании. Состояние неподвижности превращает ее из хищника в жертву. Грех действует подобным образом на человека. Наша способность славить Господа, для чего мы и созданы во Христе, может оказаться в состоянии паралича по причине сделанного греха. Автор Послания к евреям предупреждает нас об этой опасности. Он пишет: Евр.12.1 «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и опутывающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Если мы хотим пройти поприще христианской жизни, то должны избавиться от греха прежде, чем он остановит нас.
Во время земного служения Христа фарисеи учили, что святость (осквернение) человека зависит от пищи и питья, от телесных омовений и очищений. Они были убеждены, что все, кто соблюдает эти традиции, чисты в глазах Бога. А кто пренебрегает ими – те нечисты. Господь Иисус разрушает это абсурдное учение, объясняя Своим ученикам, что настоящий источник всех пороков находится не снаружи, а внутри человека. Нечистым источником того, что выходит из наших уст, является сердце. Именно оно так безнадежно испорчено. Иер.17.9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено». Нет такого греха, в словах и делах, который прежде не обитал бы в сердце. Там находится горький корень, производящий полынь и желчь. Сердце грешника – пагуба. Давид говорит: Пс.5.10 «Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб». Из испорченного сердца исходит всё испорченное. Чтобы верно служить Богу, мало омыть свое тело. Надо стремиться быть чистым сердцем.
Находятся деятели, которые утверждают, что грех случаен, что он не присущ сердцу человека (внутреннему человеку, нашему характеру). Они говорят, что эти преступления суть ошибочные суждения человека, что общественный строй в определенные моменты давит на людей так, что они, не умея вести себя иначе, согрешают. Согрешают, т.к. ошибочные суждения толкают их на путь злодеяний. Однако Спаситель увязывает происхождение этих преступлений не с головой, не со способностью превратно мыслить, а с сердцем и его порочными страстями. Он называет вещи своими именами: источником зла является часть человеческого естества, и этой частью является сердце. Сердце – не ветка, которую можно отпилить и выбросить прочь, не конечность, которой можно лишиться. Оно – сама суть и существо человека. Разве убийство совершается необузданной рукой? Нет, оно совершается необузданным сердцем.
В стихе 19 перечисляются Господом некоторые нечистые потоки, текущие из этого источника. Хотя не все они исходят из уст, однако все исходят из человека и являются плодами нечистоты, находящейся в сердце. Во-первых, злые помыслы – грехи против всех заповедей. Существует множество грехов, которые начинаются и кончаются в сердце, никогда не выходя наружу. Поэтому некоторые не придают значения злым помыслам, но Бог судит иначе. Он судит человеческие дела не по внешним проявлениям побуждений бренной плоти, а по страстям внутреннего человека, которыми те дела бывают возбуждены и продиктованы. Злые помыслы являются таким же злом, что и злые дела, ибо, проследив истоки зла до его корней, мы найдем побуждение, которым продиктовано это зло. А само побуждение приведет нас в область помыслов. Т.о., злые помыслы, которые на первый взгляд кажутся не столь греховными, как злодеяния, на самом деле являются гнездом для греха. Люди иногда спрашивают: «Неужели Бог нас осудит из-за каких-то помыслов?» Лучше бы им знать, что если они не покаются, то погибнут из-за греховных помыслов. И неважно, что их греховные помыслы никогда не воплотятся в злодеяния. Вина их от того нисколько не уменьшится.
Во-вторых, убийства. Мы имеем в виду то, что сказано об убийстве в Библии (и в Гейдельбергском Катехизисе). Т.е. под «убийством» мы понимаем всякое проявление беспричинного гнева. Вспомним стих 1Ин.3.15 «ненавидящий брата своего, есть человекоубийца». Поэтому ненавидящий брата своего предстоит перед судом Божьим как убийца. Взрывы страсти и приступы бешенства, при которых людям хочется убить или обидеть, оскорбить или ранить других людей, относятся к тому же классу преступлений, что и убийства.
В-третьих, прелюбодеяние и любодеяние – грехи против седьмой заповеди. Они исходят из развращенного, нечистого плотского сердца. Царствующая в нем похоть рождает их. Об этом хорошо говорит ап. Иаков в своем послании. Иак.1.15 «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Любодеяние и прелюбодеяние начинаются в сердце, а потом выражаются в действиях. Вспомним слова Спасителя Христа: Мф.5.28 «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Люди никогда не предавались бы своим грязным похотям, если бы таковые не были дороги их внутреннему человеку. Если вол пьет воду, то это потому, что жаждет. Если человек увлекается постыдными страстями, то потому, что сердце его жаждет удовольствия. Даже кто никогда не предавался подобным деяниям, но размышлял о них, тоже виновен перед Богом.
В-четвертых, кражи. Под кражей следует понимать и обман, несправедливость, грабежи и всякие нечистые сделки. Источники всех этих преступлений находятся также в сердце, в которое заложено любостяжание. 2Пет.2.14 «сердце их приучено к любостяжанию». Оно же любит богатство. Пс.61.11 «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Нанесение ущерба ближним посредством кражи также проистекает от сердца. Мы любим себя больше Бога и больше ближних своих, поэтому поддаемся искушению желать и брать чужого.
В-пятых, лжесвидетельство. Источником этого греха является сочетание лживости и алчности или лживости и злобы. Если истина, святость и любовь царствуют в глубине нашего сердца, как того требует Бог, то никакое ложное свидетельство не выйдет из него. О необращенном человеке сказано: Иер.9.8 «устами своими говорят с ближними своими дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы». Что есть ложное свидетельство, если не убийственная ложь в угоду своему внутреннему человеку? Разве это не свидетельство недостатка подлинной любви к другим людям и нашему Богу?
В-шестых, хуление, т.е. злословие Бога или другого человека. Оно исходит из неуважения, презрения к Богу и другому человеку. Но что стоит за ним, если не сердце, ставящее себя превыше Бога или другого человека? И затем стремящееся унизить или покритиковать их посредством оскорбительных, бранных и ругательных эпитетов.
Не было бы никаких убийств, никаких прелюбодеяний, никакого богохульства, если бы сердце человека было чистым и праведным. Если бы человек любил, прежде всего, Бога, то этих преступлений не могло бы быть в принципе. Но его сердце исполнено зла, отсюда и все злодеяния. Спаситель не находит нужным представлять доказательства тому, что всё зло исходит из сердца. Он просто констатирует этот факт, потому что это очевидно. Ни один человек никогда не нуждался в каком-либо наущении греху. Существуют школы добродетели, но нет никакой необходимости открыть школу порока. Злые помыслы появляются у детей сами по себе, так что посылать их за ними в дьявольскую школу не требуется. Люди любят злословить о своих товарищах, невзирая на то, соответствуют ли их злые слова истине или нет. Грязь клеветы пойдет по всему свету триумфальным маршем сама собой, между тем как правда будет скоро забыта. Ни невежество, ни ученость не в силах обуздать грех. Невежда научается греху без всяких книг. И ученый тоже, не в меньшей степени, несмотря на свои познания. Без Святого Духа, снисходящего на человека и дающего ему сердце чистое, его сердце (внутренний человек) отыщет любую лазейку, чтобы проявить свой грех. Если, наученный горьким опытом, человек уже не совершит того греха, которым он опалился, то примется за грех другой, ничуть не лучший. Греховное сердце человека, считая грех грехом, получает еще большее удовольствие от соделанного. Падший человек любит запретный плод. Стоит только запретить что-нибудь ребенку, и он тотчас стремится нарушить этот запрет, несмотря на то, что раньше об этом даже не думал. Такова наша суть.
Автор статьи в журнале убеждал читателей, что фильмы, насыщенные ругательствами и порнографией, весьма полезны, потому что помогают понять, как отталкивающе зло. И, благодаря этому, помогают избежать его. Он убежден, что питаться иллюзиями типа «всё хорошо» намного хуже, чем смотреть на зло и знать, что это такое. Разумеется, он не прав. Зло нельзя искоренить, показывая его на экране. Мы должны обличать зло, не выставляя его мерзости напоказ, а напротив, живя чистой и святой жизнью. От такой жизни дела тьмы не только станут явными, но и предстанут перед видящими и совершающими их в самом худшем свете. Нет нужды рассматривать зло, чтобы понять, как оно плохо.
Только прочитав историю грехопадения Адама и Евы, мы получим разгадку сердца человека. Наш прародитель Адам, выступивший в роли представителя человечества, согрешил, и заразил первородным грехом весь человеческий род. Так что мы, будучи рождены от него, рождены по его образу и подобию. Будучи в нем противниками Бога, мы рождаемся таковыми. Будучи в нем отступниками, мы также рождаемся в нем отступниками. Итак, не Бог сотворил нас греховными, но падением Адама мы стали таковыми – наследниками греха и порока. Однако мы пали не сами по себе, а в Адаме, так что имеем возможность исправиться во втором Адаме – Иисусе Христе. Всякий верующий в Него духовно исправлен и спасен от вечных мук Его заслугами. Святой Дух сделает его новым творением. Став же им, вы обретете новые устремления и новые надежды, которые дадут вам следовать новым путем для славы Божьей. С благоговением и почтением да благословит душа наша Духа Святого, Который может сотворить из нас нового человека! Не останавливайтесь, пока Святой Дух не засвидетельствует вам, что Бог создал в вас чистое сердце и сделал вас новым творением. И, наконец, примите решение «больше всего хранимого хранить сердце свое» всю свою земную жизнь (Прит.4.23).
Господь! Услышь нас, ибо блага милость Твоя. По множеству щедрот Твоих призри на нас. Отврати лицо Твое от грехов наших и изгладь все беззакония наши. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Иисус Христос объяснил Своим ученикам, что настоящий источник всех пороков находится не снаружи человека, а внутри. И сказал, какие страшные семена зла хранятся в каждом из нас, готовые в любой момент дать свои всходы. Просим, помоги нам слушать Твои предупреждения и повиноваться Твоему Слову. Защити нас от собственных порывов и преобрази в Свой образ. Благодарим за Твой труд в нас. Дай нам не удовлетворяться одним хождением в церковь и соблюдением формальностей, а смотреть глубже и желать иметь сердце правое в глазах Бога. Не останавливаться, пока Святой Дух не засвидетельствует нам, что Бог создал в нас чистое сердце и сделал всё новым. Просим, делай наше сердце добрым и сострадательным. Дай нам желание принять Твою помощь, чтобы мы остались верными. Мы знаем, что Ты этого желаешь. Помоги нам больше всего хранимого хранить сердце свое всю свою земную жизнь. Во имя Иисуса Христа. Аминь.