ПРОПОВЕДИ
Гнев Христа за жестокосердие
Мк.3.5 «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая».
Здесь описано исцеление, совершенное Христом в субботу над человеком, имевшим сухую (парализованную) руку, и заговор Его врагов (фарисеев) против Него в связи с этим. Грех, на который Он обратил Свое внимание, заключался в ожесточении сердец их, в их нежелании видеть Его очевидные чудеса. И в их непоколебимой решимости упорствовать в своем неверии. Он был разгневан этим их грехом. Его гнев, вероятно, отразился на Его лице. Гнев Христа, т.е. гнев Божий, вызывается не каким-то Его внутренним расстройством, а провокацией с нашей стороны. И всё же Он жалел грешников, Он скорбел об ожесточении сердец их. Великую скорбь вызывают у Господа грешники, устремляющиеся к собственной погибели и противящиеся средствам убеждения их. Христос очень милостиво обошелся с больным. Он повелел ему протянуть руку, и она тотчас стала здорова. Таким образом, Он показал, что исцелить больного человека в субботу – это не значит нарушить Закон. Мы не должны отдыхать даже в субботу от добрых дел. Господь полагает принцип, суть которого в том, что ни одно установление Божье не запрещает творить дела милосердия. Поэтому нельзя утверждать, что четвертая заповедь принуждает нас отказывать в доброте и милости своему ближнему в субботний день.
Если фарисеи впали в одну крайность, то некоторые христиане – в другую. Они лишают этот день всей святости и проводят его так, как им вздумается. Будем же следить за собой! Спасительное христианство тесно связано с соблюдением субботы. Не будем же забывать, что наша цель – святить субботу Господний день. В этот день можно делать то, что необходимо. Но лениться и развлекаться в этот день нельзя. Это противоречит примеру Церкви, это – нарушение заповеди Бога.
Некоторые люди пытаются привлечь Бога к ответственности, задавая глупые вопросы типа: «Куда смотрит Бог, когда человек убивает человека?» «О чем Он думает, когда демократически выбранных представителей народа убивают террористы?» И т.п. Пророк Михей утверждал, что Бог на стороне тех, кто становится жертвой человеческой жестокости. Он не забывает ни одного случая, когда богатый земледелец путем обмана и насилия расширяет свои владения, сгоняя бедняков с принадлежащих их родителям мест. В том числе пророк пишет: Мих.2.1 «Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающих злодеяния». Говоря об этих и других проявлениях человеческой жестокости, пророк возвестил, что Господь наведет страшные бедствия на злодеев (ст.3). Нечестиво присвоенные земли будут отобраны, чужое наследство вернется его законному владельцу, и каждый получит по заслугам. Что означают эти слова для нас сегодня? Они напоминают нам, что Бог способен оборачивать обстоятельства неожиданной стороной. Те, кто причиняют зло людям, не уйдут от расплаты. Справедливость Господня совершается иногда не сразу, даже не всегда в течение человеческой жизни, но, в конечном итоге, она восторжествует.
Семь человек пришли в парк на бесплатное музыкальное представление. Хотели быть вместе, и они решили занять целый ряд. Вдруг между ними вклинилась какая-то женщина. Ей сказали, что ряд занят, что им не хотелось бы разлучаться. Ответ женщины был короткий: «Придется потерпеть». И она с двумя своими спутниками заняла три места. И тут женщина из нашей компании увидела, что один из спутников грубой женщины инвалид. Она хотела быть рядом с ним, чтобы в случае чего прийти на помощь. Раздражение членов компании прошло. Они поняли, что женщине было бы трудно с инвалидом в толпе. Везде есть люди, нуждающиеся в сочувствии. Благодаря словам ап. Павла, мы можем смотреть на окружающих с угодными Богу глазами. Он наставляет: Кол.3.12 «Облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение». Проявляя сочувствие, мы будем отражать перед людьми образ Бога, Того, Кто пожалел и простил нас.
Вернемся к нашему эпиграфу. Обратим внимание на людей, собравшихся в синагоге. Разве не было у них особой причины прославить Господа, когда они увидели чудо божественной благодати? Однако ничего подобного эти люди не думали. За то они наблюдали за Господом, но не с тем, чтобы восхищаться явлением Его славы. Но чтобы найти нечто, в чем можно было бы обвинить Его. Не засвидетельствовав почтения, которое должно было породить в них чудо исцеления, они возмутились тем, что это чудо было совершено в субботу. Спаситель ставил перед ними четкий вопрос: Мк.3.4 «должно ли в субботу добро делать?» Вопрос требовал такого же четкого ответа: да или нет. Несомненно, фарисеи и книжники могли ответить на этот вопрос, но тогда они осудили бы себя. Они отказались ответить на один из простейших вопросов нравственности.
Господь, хотя и бросил гневный взгляд, но не выходил из Себя. Посмотрев, Он не сказал ни единого бранного слова. Да и сам взгляд Его выражал скорее не гнев, а скорбь. Некий богослов, комментируя этот отрывок, сказал: «В Его взгляде было больше сострадания, чем страсти». Эти люди понимали, что их подлое поведение было отвратительно Ему. Они не стоили ни единого слова Господа. И Он знал, что любая длинная речь не возымела бы на них ни малейшего действия. Господь просветил их духовные очи, но они не пожелали видеть. Он, гневаясь на грех, всегда сострадает грешнику. Его гнев не оборачивается злом на грешника. Его гнев был смешан со скорбью. Он сокрушался сердцем от того, что сердце стоящих перед Ним людей было ожесточено. Он знал, что это принесет им в День оный ужасные страдания. Он скорбел об их ожесточенности, понимая, что они сами губили себя. Их слепая вражда доставляла Ему страдания, поскольку они бежали от собственного спасения. Часто Господь Иисус гневается на людей лишь потому, что они не дают Ему благословлять их. Они упорствуют в противостоянии Ему из тех соображений, которые сами не могут обосновать.
Теперь задумаемся, не являемся ли мы сами причиной гнева и скорби Иисуса Христа. Боже! Помоги нам тщательно разобраться в своем состоянии. Будем помнить, что мы можем огорчать Спасителя ожесточением сердца, оставаясь внешне примечательными людьми. Мы можем ходить на собрание, как ходили книжники и фарисеи. Мы можем знать Библию, как знали книжники Священные Писания. Мы можем исполнять предписания и участвовать в обрядах, как участвовали фарисеи. И всё же Господь Иисус может скорбеть о нас по причине ожесточения нашего сердца. Не надо думать, что можно уклониться от Его гнева со словами: «А я не лицемерил, я просто стоял в стороне, с меня и взятки гладки». На пути в вечность нет места нейтралитету. Кто не с Христом, тот против Него; и кто не собирает с Ним, тот расточает. Мы можем гневить Господа, хотя открыто против Него не выступаем. Есть люди, которые так стремятся угождать другим людям, что страшатся выступать в защиту истины. Одного этого довольно, чтобы побудить Христа воззреть на таковых с гневом и скорбью. Отказываясь выступать в защиту истины, вы действуете жестоко, прежде всего, против себя, ибо ваш страх ведет вас к духовному самоубийству. Спасая душу от мелкой, временной неприятности, вы собираете на себя гроздья гнева и осуждения.
У человека, способного временами глубоко переживать и при этом подавлять свои чувства, ожесточенное сердце. Он дрожит от страха у могилы покойного, но через некоторое время он снова присоединяется к веселым товарищам и снова купается в грехах. Он любит слушать волнующие проповеди, но только и всего, дальше слушания дело не идет. Он стоит на страже собственного благоденствия, и сторонится благословенных путей. С безрассудной решимостью он противится благодати Божьей. Он готов раскаяться, когда его обличают, но всё равно возвращается к злобной ожесточенности и продолжает свой путь с упорством.
Ожесточенность сердца овладевает человеком незаметно. Жестокосердый человек когда-то был не таким. У него было сочувствующее сердце, сердце из плоти, которое постепенно превратилось в каменную глыбу. Некоторые испытали благоволение Божье: жили в добром здравии, богато и успешно трудились, дети их росли и возрастали, окруженные заботой. У них было всё, что только может пожелать сердце, но Бог так и не услышал от них ни слова благодарности. Некоторые перенесли множество испытаний, нередко терпели телесные боли и временами бывали буквально на краю могилы. Они теряли возлюбленных, но, несмотря ни на что, остались с ожесточенным сердцем.
Существует так называемый «возрастной костюм». Он был разработан для того, чтобы помочь сиделкам лучше понять своих пациентов. Наденьте его, и вы сразу почувствуете себя на 40 лет старше: сократится подвижность, ослабеет зрение, ухудшится слух. Некий журналист надел его и потом писал: «Угнетающее чувство не только помогает лучше понять старость, но и показывает, как технические изобретения могут научить сочувствию и изменить восприятие окружающего мира». Сочувствие – это способность разделять чувства другого человека. Во время жестоких преследований христиан автор Послания к евреям призывал читателей: Евр.13.3 «Помните узников, как если бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле». Господь призывает нас сочувствовать другим, как если бы мы сами были на их месте.
Книжники и фарисеи, о которых мы читали сегодня, были крючкотворцами, критиками и придирами. Они критиковали Спасителя за исцеление больных в субботу. Но Христос не нарушил субботы Божьей. Кроме того, Он обличил грех превратного толкования Закона, обнажив при этом сущность ненавидящих Его людей. Если бы исцеление произошло не в субботу, то они придрались бы еще к чему-нибудь. Просто им хотелось отыскать недостатки в служении Господа. Так или иначе, они решили говорить противное Богу. Множество людей в наше время делают то же самое, ожесточают свое сердце стремлением к критике. Одни, слыша Евангелие, поражаются его превосходной благости. Другие подвергают недобросовестной критике слова и действия Спасителя и учеников Его. «А что Библия?» – думают надменные люди. «Можно покритиковать и его». Любой человек может покритиковать Библию, но только неразумный делает это. Посмотрите на такого человека, он – сама важность. Он корчит из себя человека книжного, интеллектуала, хотя сам не таков. Критик почитает себя человеком просвещенным и прогрессивным. Это дает ему основание выступать в роли критика. Свою «великую ученость» он доказывает тем, что воротит нос от простых учений Библии. Он смотрит презрительно, свысока на людей, которые наслаждаются Словом Божьим. Вступите в общение с таким человеком, и через пять минут он оскорбит вас.
Позаботимся бежать от всего, что может ожесточить сердце. Всё равно, книги ли это, Интернет ли, люди ли, привычки или наслаждения. Это может быть любое общение, которое отнимает духовные силы, ибо оно препятствует молитве. Если наше развлечение ослабляет нашу ненависть к греху, надо уклоняться от него. Если книга заслоняет от нас Христа, не будем ее читать. Избегайте разговоров с бездельником, кощунником и нечестивым. Держитесь подальше от лжеучений и обольщений мира. Ревнуйте по Богу и старайтесь жить в святости. Употребляйте всё, что может размягчить ваше сердце. Молите Бога, чтобы исполнилось ваше сердце нежных переживаний с помощью живущего в нем животворного Святого Духа. Не упускайте любой возможности читать и слышать Слово Божье.
Господь! Просим, дай нам сердце новое. Возьми из плоти нашей сердце каменное, и дай нам сердце плотяное. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодаря словам ап. Павла «Облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение», мы можем посмотреть на окружающих другими глазами. Апостол также призывает нас снисходить друг ко другу и взаимно прощать. Благодарим Тебя за это наставление. Просим, помоги нам тщательно разобраться в своем состоянии: не являемся ли мы сами причиной гнева и скорби нашего Господа Иисуса Христа. Дай, чтобы наше сердце исполнилось нежных переживаний с помощью живущего в нем животворного Святого Духа. Пусть даст Он нам ясное понимание греха. Пусть оживит нашу совесть, хранит нас всегда от зла. Твое сострадание, Отче, никогда не прекращается. Помоги нам иметь такое же отношение к людям. Дай нам помнить Твое обетование: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное». (Иез.36.26). И не сомневаться в том, что Ты всегда исполнишь Свое обещание. Дай помнить также, что Ты всегда можешь спасать приходящих к Иисусу Христу. Во имя Иисуса Христа. Аминь.