ПРОПОВЕДИ
Человек богатый и глупый
Ин.6.27 «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий; ибо на Нем положил печать свою Отец, Бог».
Сегодня во многих странах мира отмечается праздник, который называется Днем труда. Во времена экономического спада и безработицы постоянное место работы считается преимуществом, и мы должны благодарить Бога за это. Многие семьи испытывают трудности из-за того, что тот, кто должен быть кормильцем, не может найти работу. Система социальной защиты может лишь смягчить тяжесть последствий такой ситуации. Работа приносит нам деньги для удовлетворения основных жизненных потребностей. Но мы должны остерегаться, чтобы то, что мы можем позволить себе благодаря работе, не стало для нас идолом. Господь произнес слова, которые приведены в нашем эпиграфе, вскоре после чудесного насыщения пяти тысяч человек. Люди были поражены этим чудом. Но Господь сказал им о существовании лучшей пищи, нежели та, которая подвержена тлению и которая не может поддерживать нашу духовную жизнь. Ни сама эта пища, ни жизнь, которую она дает, никогда не закончатся. Такое благословение Бог посылает тем, кто принимает Его Сына искренней верой.
Словами нашего эпиграфа Христос говорит о том, куда должны быть направлены усилия людей, а именно: к достижению вечной жизни. Но поскольку из-за грубости нашего разума мы всегда привязаны к мирским вещам, вначале Он врачует нашу врожденную немощь и показывает, что именно надо делать: стараться о нетленной, духовной пище. Он знал, что чувства человеческие заняты мирскими заботами, поэтому повелевает людям устремиться к небесам. Он не запрещает Своим ученикам трудиться и зарабатывать на ежедневное пропитание, но учит, что этой земной жизни надо предпочесть небесную. Одна из причин, почему благочестивые люди живут в этом греховном мире, состоит в том, чтобы, странствуя в нем, они стремились к небесной отчизне. Если бы Он не упоминал о пище, то сказал бы прямо: вам надлежит, отложив мирские заботы, устремиться к небесной жизни. Христос выражается метафорически, называет нетленной пищей всё, относящееся к духовной жизни. Наша душа питается Евангельским учением, если оно действенно в нас силой Святого Духа. Итак, поскольку вера есть жизнь души, всё, что питает и взращивает веру, сравнивается здесь с пищей. Этот род пищи Господь зовет нетленным и пребывающим в жизнь вечную. Он говорит так, чтобы мы знали: душа наша будет питаться этой пищей не один лишь день, но воспитываться к надежде на блаженное бессмертие. Ведь Господь начинает дело нашего спасения для того, чтобы завершить его в день Иисуса Христа. Поэтому нам надлежит принимать дары Святого Духа, чтобы те служили залогом вечной жизни. Верные Христу постоянно чувствуют в своей душе некую силу. И эта духовная сила нетленна. Словом «старайтесь» Христос образно увещает людей, чтобы они старались размышлять о небесной жизни, несмотря на то, что обычно привержены мирским заботам. Он устраняет всякое сомнение, когда говорит, что Сам дарует эту пищу. Ведь то, что мы получаем по Его дару, никто не может заслужить своими усилиями. Т.о., духовная пища есть незаслуженный дар Христа, а мы должны всем сердцем стремиться к тому, чтобы стать причастниками этому благу. Словами «на Нем положил печать Свою Отец, Бог» Господь Иисус подтверждает предыдущее положение. Ведь для этого Он и был предназначен Отцом. Он говорит о возложенном на Него поручении, которое Он должен ради нас исполнить, о том, что мы должны надеяться получить от Него. Он пользуется подходящей метафорой. Ведь то, что хотят запечатлеть своим авторитетом, отмечают печатью. Так и Иисус Христос, чтобы не казаться принявшим что-либо самолично, возвещает, что получил это поручение от Отца. И это установление является как бы слепком небесной печати. Отсюда следует, что не напрасен труд тех, кто отдает свою душу Христу для насыщения духовной пищей. Отсюда можем сделать вывод, как виновны во лжи те люди, которые переносят эту славу с Христа на кого-либо другого. Всякий раз, когда на место Христа ставят какие-либо средства спасения, они с преступной дерзостью подделывают печать Божью. Мы же, чтобы не впасть в столь тяжкий грех, будем в целости приписывать Христу всё, что дано Ему от Отца.
В Евангелии от Лк.12.16-21 мы находим притчу о безрассудном богаче. Она описывает жизнь богатого и духовно неподготовленного человека. Посредством этой притчи Господь Иисус ясно показывает, как глупо полагаться на земные богатства и не думать о вечности. Богатый землевладелец решал, как сохранить свой урожай «на многие годы». И как можно дольше наслаждаться хорошим урожаем. С материальной точки зрения это было бы вполне разумно. И всё же есть вопросы, про которые мы часто забываем, но на которые следовало бы дать ответ. Что, например, могло бы быть в случае войны или экономического кризиса или неурожая? Разве не Бог, на Которого мы не можем повлиять, управляет всеми обстоятельствами? Люди Его часто игнорируют. Они поступают так, будто Его не за что благодарить. Да и на какое время хватило бы тех запасов, которые мы смогли бы создать? Может ли хороший урожай прошлых лет гарантировать нам полную безопасность в будущем?
Богатство нашего человека заключалось в основном в произведениях земли. Его хороший урожай – Божье благословение. Обратим внимание на то, чем было занято сердце этого человека среди изобилия. Здесь говорится о том, что «он рассуждал сам с собою». Но Бог знает и замечает всё, о чем мы рассуждаем в сердце своем, и за всё дадим Ему отчет. Он не только обнаруживает, но и судит помышления сердечные. Мы ошибаемся, если воображаем, что мысли наши сокрыты от Бога. Увидев на своих полях хороший урожай, наш богач, вместо того, чтобы возблагодарить Бога или порадоваться возможности сделать больше добрых дел, начал тревожиться: «Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». Тревожная озабоченность – обычный плод земного богатства, ошибка и грех обладающих им. Чем больше человек имеет, тем больше трудностей у него, связанных с богатством, тем больше стремления сохранить то, что он имеет и добавить к нему. Тем больше забот, как всё потратить. Так что именно изобилие лишает богатых сна, поскольку они много думают, что же им делать с ним.
Планы богача были разумными только с человеческой точки зрения: он решил построить житницы побольше. Было неблагодарностью с его стороны назвать плоды земли своими плодами. Фактически всё, что мы имеем, принадлежит Богу, а нам всего лишь предоставлено для пользования. Мы являемся управляющими Божьим имением, арендаторами Его земли. Вспомним слова Господа, сказанные через пророка Осии: Осия 2.8,9 «А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору, и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее». Вспомним следующие слова богача: «соберу туда (в большие житницы) весь хлеб мой и всё добро мое». Из его слов следует, что он не собирался уделить ничего ни бедному, ни левиту, ни пришельцу, ни сиротам и вдовам. Безумием было с его стороны превозноситься своим состоянием, толковать о расширении житниц, как будто следующий год должен быть таким же плодородным, как этот. Было необдуманно и нескромно решать все так категорично: разрушу старые и построю житницы большие. Следовало бы добавить при этом: «Если угодно будет Господу, и живы будем» (Иак.4.13-15). Безоговорочные наши проекты являются безумными, ибо наши дни – в Божьих руках, а не в наших. И мы «не знаем, что случится завтра».
Обратим внимание на то, какие надежды связывал богач с осуществлением своих планов. «И скажу душе моей: … ешь, пей, веселись». Он был уверен в том, что в будущем ему будет хорошо. Не думал о Боге, что Бог может внести корректировку в его планы. В данном случае его безумство заключается в том, что наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему. Во-первых, с его стороны безумием было откладывать свое утешение богатством на то время, когда осуществятся все его планы относительно него. Он успокоится лишь после того, как заполнит свои новые большие житницы. Во-вторых, безумной была его уверенность в том, что его добро сохранится на многие годы. В-третьих, безумием было рассчитывать на спокойную жизнь, ибо даже при самом богатом изобилии существует множество вещей, способных лишить человека покоя. В-четвертых, безумным было его намерение использовать свое богатство только для того, что есть, пить и веселиться, ублажать свою плоть. И не помышлять о том, чтобы сделать добро другим, и таким образом послужить Богу и людям. Безумие мира сего – надеяться обеспечить и удовлетворить свою душу материальными богатствами и чувственными удовольствиями.
Далее приводится Божий приговор. Богач сказал себе, своей душе: покойся. Если бы это сказал ему Бог, то он действительно был бы счастлив. Но Бог сказал ему совершенно противоположное. А судьба наша определяется суждением Божьим, а не нашим собственным. Бог вынес решение относительно этого богача и сообщил ему о нем. Бог характеризовал его безумным. Мирские люди – безумцы, и придет день, когда Бог докажет им это. Приговор, который Бог вынес ему, был приговором к смерти. Он думал, что будет иметь много добра, которым будет владеть многие годы, но в эту ночь он должен будет расстаться с добром. Смерть для него будет оставление всего, ради чего трудился и к чему готовился в будущем с таким усердием. Всё то, в чем он видел счастье свое и на чем строил свои надежды, что питало его мечты, будет оставлено.
В стихе 21 содержится заключение о применении этой притчи: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Таков путь и таков конец подобных людей. Мирской человек собирает сокровища для себя, а не для Бога, т.е. не для совершения добрых дел. Кроме того, он ошибочно считает, что его тело – это и есть он сам, как будто человек – это только тело. Ошибка богача в том, что он сделал своей целью собирание сокровищ для тела и называет это собиранием для себя. Другая его ошибка в том, что он считает своим сокровищем то, что он собрал для земной жизни. Самая большая из всех его ошибок состоит в том, что он не стремится богатеть в Бога, богатеть в глазах Божьих, богатеть верой, добрыми делами, плодами праведности. Многие, обладающие богатством этого мира, лишены того, что действительно обогащает душу, что делает человека богатым в Боге, богатым для вечности.
Одинокая старая женщина одевалась в лохмотья, жила в комнате, сдаваемой внаем, среди куч мусора. И проводила почти всё свое время, копаясь в мусорных контейнерах. Однако она прославилась: про нее написали после того, как она попала в больницу. А полиция, придя в ее комнату, нашла в ней не меньше миллиона долларов. Эта история трагична, таких людей немного в мире. Тем не менее, с Божьей точки зрения, в человеческом обществе живут богатые люди, прозябающих среди мусора. Если христиане начинают руководиться похотью, ненавистью, завистью, гордостью, нетерпимостью или обидой, они тем самым окружают себя недостойной для них мерзостью. Их можно оправдать только в том случае, если они не слышали о лучшей жизни, не слышали о том, что Бог дал людям Спасителя Иисуса Христа. И нет таковым извинения, если они копаются в греховной грязи, вместо того, чтобы напитаться Божьей благостью.
Если богатство – ваша цель, то для вас есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая новость – Бог действительно обещает богатство верующим. А плохая такова, что это богатство ничего общего с деньгами, с земным богатством не имеет. Вот несколько ценностей, которые мы получаем от Бога в Иисусе Христе: (1) Познание Бога Отца и Сына, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол.2.3). (2) Познание тайны Кол.1.26,27 «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне этой для язычников, которая есть Христос в нас». (3) Возможность уверовать в Спасителя: Еф.3.17 «верою вселиться Христу в сердца ваши». (4) Бог исполняет все нужды Своих детей: Флп.4.19 «Бог мой да исполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему». (5) Получаем богатство «премудрости и ведения Божия» (Рим.11.33). (6) Искупление Кровью Его, прощение грехов, проистекающее из Божьей благодати (Еф.1.7). И т.д. Божье Слово обещает нам великое богатство, которое невозможно приобрести ни за какие деньги. Обещает сокровище, которое мы должны искать, радоваться о нем и употреблять его для славы его Подателя – нашего Небесного Отца.
Господь! Дай нам разум и силу не стремиться к сокровищам этого мира больше, чем к сокровищам вечного мира. И понять, что необходимое для души и вечной жизни важнее того, что необходимо для тела. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что нам, детям Твоим, принадлежат неисчислимые сокровища. Мы безмерно благодарны за то, что мы – Сыны Божьи по вере во Христа Иисуса и наследники Божии через единственного Спасителя Христа. Благодарим, что Ты дал нам всё, чтобы жить победоносной, полной жизнью. Просим, прости нам, что порой мы забываем о своем царственном наследии и живем в духовной нищете. И помоги нам познать, какое богатство наследия Христа для Своих. Помоги напитаться Твоей благодатью. Благодарим, что приготовил нам чудесный мир. Во имя Иисуса Христа. Аминь.