ПРОПОВЕДИ
Как производится и поддерживается в сердце скорбь о грехе.
Ин.19.37 «воззрят на Того, Которого пронзили».
В Библии сказано о том, что Христа ранят преступления народа и особенно упорное презрение к Его Слову. Они ранят Его так же, как ранят человека пронзающие ему тело. Т.к. Христос – Бог, явленный в плоти, ап. Иоанн и говорит: в Его видимой плоти исполнилось то, что некогда Его божественное величие претерпело от иудеев. Не то, чтобы Бог был подвержен людским беззакониям, или чтобы поношения, воссылаемые с Земли, затронули Его величие. Этими словами апостол хотел выразить, сколь святотатственно людское нечестие, надменно восстающее против Неба. Ап. Иоанн заслуженно приписывает иудеям то, что было сделано рукой римского воина. И в другом месте в Библии (Деян.2. 36) говорится, что иудеи распяли Сына Божия, хотя они даже пальцем не тронули Его тела. Теперь спрашивается: обещает ли Бог иудеям покаяние в жизнь, или угрожает прийти для них как Мститель. Можем считать, что Бог имеет в виду и то и другое. Он соберет во спасение остатки погибающего народа и, в то же время, ужасным мщением покажет презрителям, Кого именно они презрели. Бог защитит Свое дело. Этот текст является частью стиха из Книги пророка Захарии. Зах.12.10 «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце». В этом стихе дается обетование, что в то время, когда будет излит Дух, воззрят на Христа и будут рыдать о Нем. Это обетование отчасти уже исполнилось, когда в день Пятидесятницы многие из тех, которые были Его предателями и убийцами, били себя в грудь и уверовали в Него. Оно еще ожидает своего исполнения в будущем, когда весь Израиль спасется. Это же относится ко всем нам. Все мы были виновны в этом грехе, и все испытываем подобные чувства, взирая на Него.
Во многих культурах вопли, плач и раздирание одежд – общепринятый способ выражения скорби. Для ветхозаветного Израиля эти действия, кроме прочего, означали глубокое раскаяние в отступлении от Бога. Внешние проявления этого могут быть драматичными, если проистекают из искреннего сердца. Если же внутри ничего не происходит, внешние действия превращаются в бессмысленный обряд. Когда нашествие саранчи опустошило землю Израиля, Бог через пророка Иоиля призвал народ к искреннему покаянию, чтобы избежать еще большего наказания. Иоиль 2.12,13 «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу, Богу вашему. Ибо Он благ и милосерден». Бог желает, чтобы мы исповедовали перед Ним свои грехи и получили прощение, чтобы любили Его и служили Ему всем сердцем, душой, разумением и крепостью. Что бы мы ни говорили Господу, пусть это будет от искреннего сердца.
Всем нам знакомы болезненные действия греха внутри нас. Иногда это бремя наших собственных согрешений, стыд и сожаление оттого, что мы так низко пали. А порой это груз не наших, а чьих-то еще грехов – кого-то кто предал, обманул, бросил, унизил или оскорбил. Вспомните время, когда эта ноша таким тяжким камнем лежала на вашем сердце, что вы не могли уснуть вечером, а потом не хотели встать утром. Теперь представьте, что на вас легла общая тяжесть грехов, совершенных членами вашей семьи и церкви, также друзьями и соседями. Еще добавьте всё страдание, которое произвели грехи вашего города, области, страны и целого мира. Наконец, попробуйте вообразить эту тяжесть, умноженную на количество всех поколений, когда-либо живших на Земле со времени сотворения мира. Неудивительно, что пот Божьего Сына был как капли крови в тот вечер, когда Он возложил на Себя такую ношу. Кроме того, Он знал, что на следующий день Его любящий Отец отвернется от Него. Могло ли быть страдание больше этого? Грех стал величайшей проверкой Христовой любви к людям. Господь выстоял. Пустой гроб Христов – гарантия победы над грехом и смертью.
Однажды шотландский миссионер Джон Патон тяжело заболел. Друг, пришедший его навестить, посетовал: «Я так тебе соболезную: тяжело, должно быть, лежать на спине целыми днями». Улыбнувшись, Патон ответил: «Бог кладет нас на спину, чтобы мы чаще смотрели вверх». Беззаботная жизнь не может дать нам духовной стойкости и твердой веры. Именно в часы скорбей и тягот мы начинаем чаще смотреть вверх.
Подлинная скорбь о грехе не приходит без воздействия Святого Духа, но и Он должен прежде побудить нас воззреть на распятого Спасителя. Когда грешник решает взглянуть на Того, Которого пронзили, тогда он скорбит о том, о чем должны скорбеть все, т.е. о грехе, распявшем Иисуса Христа. Не бывает истинного покаяния без покаяния у подножия Его Креста. Только евангельское покаяние есть приемлемое покаяние. Его сущность состоит в том, что оно заставляет взглянуть на Христа, на Того, Кого пронзил наш грех. Скорбь о грехе без веры во Христа – она мертва, она никогда не даст благословения к жизни. Боже! Спаси нас от простых угрызений совести, ибо они производят смерть. Везде, куда бы ни сходил Святой Дух, Его присутствие всегда побуждает душу взирать на Христа. И ни один человек не взглянет на распятого Спасителя до тех пор, пока Святой Дух не побудит его поступать так. И Он ни в ком не станет трудиться к спасению, если тот человек не взглянет на Спасителя Христа. Ничто так не угодно Спасителю, как взоры верующих в Него людей. На эти взоры Он смотрит с довольством, почитая их неким воздаянием за подвиг Своей души (Голгофский подвиг). Наши взоры веры и слезы покаяния перед Господом Иисусом суть драгоценности. Он радуется и об одном кающемся грешнике.
Он будет доволен нашей верой, ибо Он призывает нас уверовать. Он принимает веру, вознаграждает за веру. Будучи любящим и милостивым, Он благоволит ко всякому, кто обращается к Нему и принимает Его благодать. Его подняли на Крест, чтобы всякий взирал на Него. Его Тело пронзили, чтобы все увидели Кровь и Воду, два целебных для людей средства. Мы знаем, что нашим Спасителем был Тот, Кого пронзили, и это порождает скорбь в глубине нашей души. Распяли на Кресте беспредельную Любовь и Благость. Какой бы черной ни являлась неблагодарность человека в ином, здесь она чернее черного. Эта злоба самая жестокая. Бог жил среди нас, ради нас, и человек отверг Его.
Постоянно взирайте на пронзенного Спасителя, обращая при этом внимание на те страдания, которые тоже входят в слово «пронзили». Наш Господь претерпел невероятно тяжкие и мучительно гнетущие страдания. Он страдал в течение всей Своей земной жизни. Невозможно в одной проповеди подробно рассказать о Его скорбях, когда Он видел грешный мир вокруг Себя, о неудобствах Его земного существования, о гонениях и о неприятии Его благословенного учения. Рассказать о кровавом поте, о тягостных переживаниях, когда Он был оставлен, отвергнут и предан, о злоключениях суда Пилата и бичевании, о плевках и осмеянии, о муках на Кресте, о позоре, связанным с распятием. Но физические страдания были лишь частью Его страданий. Страдания Иисуса Христа должны растопить наши ледяные сердца. Мы должны скорбеть о том, что не скорбим об этом в достаточной мере. Если мы станем неизменно взирать на распятого Спасителя, пронзенного за наши грехи и за всё то, что предназначается за это, то это не может не производить в нашем сердце скорбь. Рано или поздно Крест Его возбудит в сердце чада Божьего не просто скорбь, но умножит его способность скорбеть.
Далее обратим наше внимание на тех, кто пронзили Его, и будут рыдать о Нем. Когда человека осудят и приговорят к смертной казни, то могут задать вопрос, дескать, кто убил его. На этот вопрос можно было бы ответить, что этого человека убил судья, осудивший его на смертную казнь, но это не было бы всей правдой. Если заглянуть в суть, то можно найти, что подлинной причиной смерти такого приговоренного было его злодеяние. Что касается нашего Спасителя, то причиной Его смерти был грех, беззаконие. Однако о чьем беззаконии идет речь? Только не о Его беззаконии, ибо Он не знал греха. Даже Его судья Пилат сказал: «Я не нахожу никакой вины в этом Человеке». Фактически мы все, весь человеческий род казнил Мессию. Наши грехи убили Его.
Ответим на вопрос, отчего получилось так, что стало возможным пронзить Его за наши грехи. Причиной была Его любовь, могущественная любовь, которая и вела Его к Кресту. Он дал пронзить Себя только потому, что решил нас спасти. Он любил нас больше Самого Себя. Неужели, услышав об этом и разобравшись в этом, мы можем оставаться равнодушными? Неужели всё человеческое оставило нас? Если Бог Дух Святой трудится в нас, а Он должен быть в каждом верующем, то вид Христа, несомненно, вызовет глубокую скорбь о грехе в нашем сердце.
Обратим внимание на то, что часто взирающий на пронзенного Спасителя всякий раз скорбит о грехе. Силой Святого Духа взор на Него действует уже сам по себе. Ничего иного не надобно. Одной веры во Христа достаточно для производства должной и глубокой скорби о грехе в нашем сердце. Чем чаще мы взираем на распятого Христа, чем больше думаем о пронзенном Спасителе, тем больше мы скорбим о своем грехе. Поэтому будем всё больше и больше взирать на нашего единственного Спасителя, чтобы всё больше и больше ненавидеть грех. Книги и фильмы, повествующие о мучениях Христа и песни, которые воспевают Его крестные страдания, всегда были драгоценны верующим по причине их святого влияния на сердце. Согласно Библии евреев приведут к истинному познанию Бога (Рим.11.26 «И так весь Израиль спасется») не видение Христа во славе, а видение Его в уничижении. Но этот вывод применим и в отношении всего человечества. Проповедь Христа распятого должна сокрушать сердце всех. Голгофский Крест должен привлекать грешников больше всего, ибо он (Крест) – «сила Божия к спасению всякому верующему».
Верующая женщина отправилась по делам за границу и в воскресенье решила пойти в местную церковь. Там она стала свидетелем своеобразного обычая: входя в зал, люди сразу же преклоняли колени и исповедовали перед Богом грехи, прежде чем принять участие в поклонении. Этот обычай хорошо отражает то, о чем писал Давид: Пс.50.19 «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Если мы действительно раскаиваемся, Бог обращается к нам с милостью. Божье прощение производит чувство близости к Нему и является лучшим поводом для хвалы.
Итак, видение Христа распятого производит и поддерживает в нашем сердце подлинную скорбь о грехе. Если Святой Дух дарует нам внутреннее видение Христа, душа наша начинает скорбеть о грехе. Именно грех является причиной скорби. О грехе рыдают, поскольку это грех против Господа. Скорбящее сердце скорбит не о неизбежности ада. Истинная скорбь – это скорбь не о последствиях греха, а о самом грехе и о том, чем грех обернулся для Спасителя.
В стихе Зах.12.10 читали о том, что «будут скорбеть, как скорбят о первенце». Это не скорбь сына, глубоко переживающего об отце, поскольку такая скорбь может быть вызвана утратой отеческой заботы и помощи. Это скорбь самого отца, когда тот оплакивает сына. Скорбь о сыне вызвана любовью к сыну. Израильтяне особо переживали кончину сына. Если бы подобная скорбь не проистекала от воздействия благодати, наши переживания были бы безнадежны. Искренняя и глубокая скорбь приступает к нам тогда, когда мы постигаем, что Христос умер вместо нас, для нас.
Господь! Обрати нашу скорбь о грехе в нашем сердце в радость через видение того, что одержана победа над грехом смертью нашего Спасителя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы склонны скрывать свои грехи и ошибки. Просим, помоги нам приходить к нашему Спасителю Иисусу Христу с открытым сердцем, взирать на Него, Того, Кого пронзили грехами нашими, помня о Твоей любви и прощении. Благодарим, что дал нам сокровище превыше земных благ: в своем сердце каждый из нас слышит голос Божьего Закона. Осуждая или одобряя нас, Святой Дух ведет нас к Спасителю Иисусу Христу. Помоги нам никогда не извинять и не приуменьшать свой грех. Призри на наше сокрушение, и пусть ничто не уведет нас прочь от Тебя. Соверши в нас то доброе, угодное Тебе, что нам самим не под силу. Жили мы во власти греховных уз, жалкая была наша судьба. Но пострадал на Кресте Спаситель Христос и за таких, как мы. Помоги нам скорбеть о грехах наших и не грешить. Благодарим, наш Спаситель, что Ты очистил нас Своей жертвой и Своим Словом, что у Твоего Голгофского Креста всякий наш грех навек омыт. Просим, измени, восстанови нас и употреби для Своей славы. Аминь.