ПРОПОВЕДИ
Как можно получить кротость духа
1Тим.6.11 «Ты же, человек Божий, убегай этого (сребролюбия), а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Мы постараемся коротко ответить на вопрос: «Нужна ли нам, христианам, кротость или нет?» Прочитаем стих: Пс.36.11 «А кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира». Они насладятся жизнью больше всех остальных. Даже страдания и скорби не смогут перевесить всех их утешений. Наследовать Землю – значит получить благословения завета Божьего и спасение. Кроткие сердцем получат свой удел вместе с другими наследниками благодати. «И насладятся множеством мира». Они возлюбили мир и получат его в изобилии. Кто-то находит радость в распрях (ему нравится быть победителем в спорах) и пожинает горе. Мир же ведет к еще большему миру. И чем больше человек любит его, тем больше ему дастся.
Ап. Петр пишет о кротости женщин. 1Пет.3.4 «Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом». Катон говорил: «кто сильно озабочен телесным украшательством, небрежет украшением души». Так и ап. Петр для сдерживания вожделений жен в качестве лекарства предлагает им приложить усилие к украшению души. Под «сердцем» апостол означает здесь всю душу. Одновременно он показывает, в чем именно состоит духовное украшение женщин: в нетлении кроткого и молчаливого духа. «Нетление» противопоставляется здесь изменчивым и преходящим вещам, служащим для украшения тела. Ап. Петр хочет сказать, что красота души не подобна увядающему цветку, и состоит не в преходящем блеске, но является устойчивой. Говоря о кротком и молчаливом духе, апостол имеет в виду важные для женщин добродетели. Ибо ничто так не подобает этому полу, как кроткий и спокойный нрав. Ведь мы знаем, сколь несносным существом является властная и непослушная жена. Фразу «драгоценно перед Богом» можно отнести как ко всему контексту, так и к слову «дух». Смысл в обоих случаях тот же самый. Ибо откуда у женщин такая забота об украшательстве, как не от желания обратить на себя взоры мужчин? Апостол же предлагает им больше беспокоиться о том, чтобы быть драгоценными в глазах Божьих.
Теперь рассмотрим наставление ап. Павла Тимофею, а, в конечном счете, всем христианам. 1Тим.6.11 «Ты же, человек Божий, убегай этого (сребролюбия), а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости». Апостол называет Тимофея «человеком Божьим». Так часто называли пророков Ветхого Завета, описывая этим выражением человека, который вел себя благочестиво. Ап. Павел советует Тимофею хранить себя на пути Божьем. Те, кто следуют путем праведности, из принципа веры и любви, нуждаются еще в терпении и кротости. В терпении, чтобы сносить укоризны, как от Бога, так и от людей. И в кротости, чтобы с кротостью наставлять других и сносить оскорбления и обиды. Он должен проявлять благородство нрава. Итак, многочисленные и велики преимущества, связанные с кротостью духа.
Некий царь искал Бога, но не мог найти Его. Однажды ночью он услыхал чьи-то тяжелые шаги на крыше своего дворца. Взобравшись туда, чтобы посмотреть, кто там ходит, он увидел своего самого близкого друга. Этот друг проявлял ту же самую духовную заботу. Царь спросил его: «Что ты здесь делаешь?» «Ищу верблюдов». Царь воскликнул: «Как глупо искать верблюдов на крыше дворца!» На что друг ответил: «Как глупо искать Бога, сидя на престоле». Бог дает Своему каждому чаду задание, будь то царь, домохозяйка или рабочий. Мы должны исполнять наше задание, наш христианский долг скромно и кротко, с радостью и любовью. Христос, Который занимал самое высокое положение во Вселенной, придя на Землю, принял образ раба. Последуем за Ним по Его стопам.
Пожилая женщина сидела на руинах своего дома. Мощный ураган пронесся над долиной, причинив большие разрушения. Крыша ее дома лежала на другом конце двора. Деревья практически во всей округе были сломаны. К ней пришел священник. Женщина указала на склон горы, где был сосновый бор и со слезами на глазах сказала: «Там я находила то, на что могла жить. А сейчас всё уничтожено». Она спросила у священника, из-за чего она так сильно пострадала. Он ответил: «Это произошло не по вашей вине; в том, что случилось, виновны мы все. Бог использовал это бедствие для того, чтобы обратиться ко всем нам. Он хочет встряхнуть нас, потому что мы забыли Его, думая, что не нуждаемся в Нем». Бог посылает благословения людям, даруя им благоденствие, но всегда ли благодарим мы Его за это? Пока всё идет хорошо, большинство из нас не задумываются о Нем. А когда Он обращается к нам через несчастные случаи или удары судьбы, чтобы привлечь нас к Себе, правильно ли мы тогда поступаем? Только те, кто воспользовался благодатью Бога, дарованной в Иисусе Христе, способны увидеть Его милость даже в своих бедах.
В стихах Гал.5.22-23 апостол Павел перечисляет плоды Духа Святого, или новой природы, которые мы, будучи христианами, должны стараться приносить. Гал.5. 22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость воздержание». Осудив всю человеческую природу, поскольку та производит на свет лишь порочные и негодные плоды, апостол учит теперь, что все наши добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от Духа Святого. Т.е., они происходят по благодати Божьей и в силу обновления, получаемого от Христа. Ап. Павел как бы говорит: «От человека не рождается ничего, кроме зла, и нет такого добра, которое не порождалось бы Святым Духом». Хотя и в невозрожденных людях порой наблюдаются примеры терпения, щедрости, кротости и добра, но не подлежит сомнению, что все они лишь обманчивая личина. Они вызваны желанием понравиться людям, возвыситься, получить взамен чго-то и т.п. В Фабриции и Катоне было терпение, в Сципионе – великодушие, в Фабии – терпимость, но только в людском мнении, при светской оценке их поступков. Перед Богом же нет в них чистого (неэгоистичного), нет того, что происходит из источника истинной чистоты. Из перечисленных апостолом добродетелей рассмотрим только две. «Терпение» – это кротость души, из-за которой мы надеемся на всё лучшее и не становимся раздражительными. «Кротость» управляет нашими эмоциями и проявлениями недовольства, чтобы мы не впадали в гнев. А если такое случится, чтобы мы быстро успокаивались. Не следует считать человека духовным лишь в силу какой-то одной его добродетели. Порой из наличия в нем других пороков становится видно, что в нем господствует грех.
То, что Святому Духу угодно проявить силу, чтобы возродить человека, служит добрым предзнаменованием. Не бездействует Дух Святой. При сотворении Земли Он носился над водою и силой Своей произвел устройство из неустройства. Он же в наше время творит в нас новую душу. В этом упование нашего естества: Бог, сотворивший нас, способен и хочет обновить нас. Разве наши обстоятельства не подвластны Ему? Есть ли что трудное для Господа? Разве умалился Дух Святой? Именно Он делает наше сердце подобным воску и накладывает на него Свою священную печать. Ничто, кроме труда Божьего в нас, неспособно на такое. Господь Иисус сказал Никодиму: Ин.3.7 «должно вам родиться свыше», т.е. вам надлежит возродиться, обновиться в духе. Для этого в нас должен потрудиться Дух Святой. Иначе мы останемся духовно мертвы и бесчувственны.
Далее обратим внимание на следующее обстоятельство. Хотя возрождение наше происходит от Духа Святого, но оно полностью производится в согласии с Богом Отцом и Богом Сыном. Вспомним стих из книги пророка Захарии: Зах.12.10 «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили». Святой Дух по желанию Бога Отца изливается на людей и побуждает их обратиться к Христу. Он, исполняя цель Бога Отца, указывает на Сына и тем самым достигает человеческих сердец. Мы веруем в Святую Троицу и в то, что Бог един. Мы видим различные действия ипостасей Троицы. И вместе с тем понимаем, что Они суть одно и трудятся ради одного. А именно, ради того, чтобы в нас царила благодать, избавляя нас от естественной неспособности к раскаянию. И заставляя нас скорбеть от того, что мы согрешаем. Святой Дух изменяет душу человека в союзе с Отцом и Сыном. Стало быть, замечая, как Святой Дух смягчает и трогает наше сердце, мы не должны думать, что Бог Отец отвернулся от нас. Ведь это именно Он послал Святого Духа, чтобы возродить нас. И мысли не допускайте, что если вы придете к подножию Креста с покаянием в грехе, то Спаситель Христос отвергнет вас. Благословенный единый Бог, сотворивший небо и Землю, трудится в нашем сердце тогда, когда Святой Дух действует в нас.
Святой Дух действует в нас невидимо, тайно. Воспринять Его дела плотскими чувствами невозможно. Когда Дух Святой излился в день Пятидесятницы, тотчас явились разные знамения: внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и разделяющиеся языки, как бы огненные. Однако эти были только внешние знамения. Сам Дух действовал загадочно и таинственно. Его труд есть одна из загадок и тайн, которые никому из людей не дано истолковать. Кто чувствует побуждения Святого Духа, знает, что внутри начинает твориться нечто необыкновенное. Но то, что в действительности происходит в нем, ему неведомо. Вот почему не ждите признаков того, что Дух Святой говорит с вами.
Человеку неведомо, как обновляется его дух, как он возрождается. Но он замечает, что в нем произошли изменения. Ему хочется постигать Евангелие. Он чувствует, что Благая Весть касается лично его, ощущает те узы любви, которые тянут его к Спасителю. И невидимые действия Святого Духа можно увидеть по Его плодам, поскольку эти плоды по-настоящему обильны. Человек отныне жаждет обретать милость и благодать Божью. Он перестает быть гордым, становится кротким. Святой Дух приводит человека в такое расположение духа, в котором благодать Божья может действовать в нем. Исчезает самоправедность человека, которая мешает действию Святого Духа. Полагать, что благодать может уживаться с самоправедностью – значит строить не на том основании. Милость и награда за добродетель не сочетаются, как не сочетаются лед и пламень. Бог никогда не подаст вам, если вы станете притязать на что-то по якобы заслуженному вами праву. Прощение даруется только тому, кто осознает свой грех.
Когда Святой Дух совершает работу спасения в сердце человека, то человек как бы приступает к крышке ковчега откровения с частыми и пылкими молитвами. Слова его молитвы могут быть несвязными и путаными, но желание молиться есть у него. Истинные молитвы для Бога важнее красноречивых слов. Только Дух Святой способен исторгнуть из нас настоящую молитву. Без вмешательства Духа Святого с Земли не вознеслось ни одной молитвы, угодной Богу.
У опытного педагога спросили о том, какие личностные качества необходимы для профессии учителя. После некоторого раздумья он сказал: «Само собой разумеется, учитель должен хорошо знать свой предмет и любить детей. К тому же он должен уметь поддерживать у детей интерес к предмету и контролировать дисциплину на уроке. И если он хочет добиться успеха, он должен быть чрезвычайно терпеливым и кротким». Назвав эти два качества, он невольно указал на две прекрасные черты Иисуса Христа, приведенные во Втором послании ап. Павла к коринфянам. В какой кроткой и смиренной манере обращается апостол к ним, как он не желал, чтобы они вынуждали его к строгости. 2Кор.10.1 «Я же, Павел, … убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым». Несмотря на то, что Христу по праву принадлежали всемогущество и всеведение, Он не выставлял их напоказ. Чтобы удовлетворить нужды людей, Он шел к бедным, больным, увечным. Какое же терпение Он проявлял по отношению к тем, кто противился Его учению! Когда мы испытываем искушение нагрубить или быть резкими с кем-либо, то должны вспомнить о кротости и снисхождении Христа, явленными в дни плоти Его во всех Его словах и действиях. Мы должны сознавать свои собственные слабости и думать о себе скромно.
Боже! Просим, дай нам больше помышлять о Духе Святом, т.к. только Он может побудить нас жить истинной духовной жизнью. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что через Библию Ты предостерегаешь нас и наставляешь нас хранить себя на Божьем пути, на пути своего долга. Ибо мы, дети Твои – это люди, посвященные непосредственно для Твоей славы. Ты хочешь, чтобы мы научились кротости, чтобы с кротостью наставлять других людей и сносить оскорбления и обиды. В Библии сказано, что кроткие наследуют Землю и насладятся множеством мира. Благодарим Тебя за то, что все наши добродетели, честные и благонравные чувствования происходят от Духа Святого, по благодати Божьей. Мы благодарны Тебе за это, т.к. от человека не рождается ничего, кроме зла. Благодарим Тебя, Бог Святой Дух, что Тебе угодно проявить силу, чтобы возродить человека. Благодарим, что Ты творишь в нас новую душу. Мы хотим духовно расти. Просим, помоги нам углубляться в Твое Слово. Учи нас каждый день, чтобы мы могли лучше потрудиться на Твоей ниве и прославить Твое имя. Во имя Господа Иисуса. Аминь.