ПРОПОВЕДИ
Примирение Бога с человеком
2Кор.5.19 «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения»
Уже в дни первых людей Адама и Евы был утрачен мир людей с Богом. Вкусив запретного плода и увидев себя нагими, прародители принялись обвинять один другого и даже Бога. Вспомним отрывок из Книги Бытие: Быт.3.11-13 «И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». На мирной Божьей планете вспыхнула первая ссора. Адам не только возложил всю вину на свою жену, но и выразил ее таким образом, чтобы косвенно бросить тень на Самого Бога. Это «жена, которую Ты дал мне, она далее мне от дерева». Тем самым он намекнул, что Бог был соучастником его греха, т.к. Он дал ему эту жену. А раз так, то зачем Бог обвиняет его. А Ева возложила всю вину на змея: «Змей обольстил меня». К сожалению, все потомки Адама и Евы, включая нас, последовали их плохому примеру. Мы часто обвиняем других и даже Бога в собственных грехах и злимся, когда никто не берет нашу вину на себя. Такое взаимное осуждение разрушает семьи, церкви, общества, народы и, что самое главное, наше отношение с Богом. Необращенные люди не могут творить мир, потому что конфликт заложен внутри каждого из нас.
На похоронах молодого человека (который был убит в драке), пастор говорил о мире между людьми и мире внутреннем, который дарует Иисус Христос. После похорон один из товарищей убитого подошел к пастору, поблагодарил его и сказал: «У меня было всё: колеса, хата и старуха (т.е. машина, квартира и девушка), а вот мира не было ни грамма». Пастор говорил ему о Христе. Чем бы мы ни владели, без Иисуса Христа нет мира. Господь сказал: «Мир оставлю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14.27). Это дар для всякого, кто обращается к Нему.
Вернемся к нашему эпиграфу: «Бог во Христе примирил с Собою мир». Примирение предполагает наличие ссоры или разрыва дружеских отношений. О разрыве таких отношений между Богом и человеком мы говорили выше. Сердце грешника исполнено вражды против Бога, и гнев Божий против грешника вполне справедлив. Но примирение возможно, оскорбленный Бог готов примириться с человеком. Об этом читаем дальше в этом же послании ап. Павла. 2Кор.5.20 «Итак мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Итак, хотя мы находимся в состоянии вражды с Богом и Бог гневается на нас, но, со Своей стороны, Он желает пойти на примирение с нами. Он проложил путь, встав на который, мы можем обрести мир с Ним. Для нас встать на него ничего не стоит. Бог не мог оставить Своего правосудия, Он должен был сохранить чести Своего Закона. А в Законе сказано: Рим.6.23 «возмездие за грех – смерть». Здесь смерть выступает как противоположность вечной жизни. Из этого мы замечаем, что здесь имеется в виду вечная смерть. Бог осудил на вечную смерть не весь человеческий род, но Он предал Сына Своего единородного и возлюбленного жертвой за наш грех, хотя Сын не знал никакого греха.
Смотрите, как беспокоится, как желает Бог примирить с Собой грешника. Если кто не спасен, то не потому, что Бог не хочет и не может его спасти. Это происходит лишь потому, что человек не желает принять Божью благодать во Христе Иисусе. Итак, если примирения до сих пор нет, то не потому, что Богу недостает благости. Думайте всегда о своей вечной душе и о своем Спасителе! Существовать, не думая о своем Творце, значит жестоко заблуждаться. Забывать Творца – значит презирать Его. Отказываться от великого дара искупления – значит сильно ошибаться. Вы отказываетесь от искупления, когда не принимаете его тотчас. Если вы еще не примирились с Богом, то фактически противостоите Ему. Вы противостоите Богу, Который просит примириться с Собой каждого человека.
Обратим внимание на то, что великий Бог обращается с уговорами к человеку, к Своему упрямому и безрассудному творению. Здесь мы можем испытать почтительное сострадание к Богу. И это Он – Творец и Царь Вселенной должен умолять грешника обрести примирение? Царь царей снисходит и умоляет Свое творение примириться с Ним. Некоторые люди не могут допустить, что такое может быть. Таким людям это кажется уничижением для великого Бога. И всё же наш стих говорит именно об этом, и это не может не быть истиной: «И как бы Сам Бог увещевает через нас» (служителей). Вспомним еще слова Бога: Ис.65.2 «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям».
Обратим внимание еще на одну деталь в нашем стихе, которая обладает большой силой: «от имени Христова просим». Истинные служители приходят от имени Бога с Его просьбой и действуют от имени Христа. Они должны повторять то, что делал Христос, когда жил на Земле, и чего Он ожидает от них, когда Сам уже находится на небе. Наше примирение с Богом совершено только благодаря Иисусу Христу и Его заслугам, поэтому мы должны всецело уповать на Него. Он пришел на Землю, чтобы уничтожить круг греха и проклятия и примирить нас с Богом «кровью креста Его» (Кол.1.20). Вместо того чтобы справедливо обвинять нас во всех совершенных нами грехах, Христос теперь призывает принявших Его прощение искать других людей, также нуждающихся в милости. К сожалению, мы мало думаем о том, сколь велика сила смерти Иисуса Христа. Имеются лишь одни врата на небеса, и они открываются для нас только через нашего Спасителя.
В отрывке «Бог во Христе примирил с Собою мир» слова «Бог во Христе» надо понимать двояко. Во-первых, Бог был во Христе. Во-вторых, Своим ходатайством Христос примирил с Богом людей. Здесь это говорится о Боге Отце. Итак, Бог Отец был в Сыне, согласно сказанному Христом: Ин.10.38 «Я в Отце, и Отец во Мне». Поэтому, имеющий Сына имеет и Отца. Ап. Павел говорит здесь это для того, чтобы мы научились довольствоваться одним Христом. Ведь в Нем мы открываем Самого Бога Отца, и Он действительно сообщается нам через Христа. Смысл можно выразить так: поскольку Бог был от нас далек, Он пришел к нам в лице Иисуса Христа. Слова «примирил с Собою мир» говорят о служении Христа, о том, что Он – наше умилостивление. Ведь вне Него Бог гневается на всех людей, потому что мы отпали от Его праведности. Итак, Бог явился людям во Христе для примирения. Явился, чтобы устранить вражду, и не только простить грехи, но даже усыновить тех, кто ранее был Ему чужд. Хотя Спаситель Христос и пришел к нам благодаря источнику божественной любви, но пока люди не признают, что именно Он как Посредник умилостивил Бога, с их стороны неизбежно будет оставаться вражда. И эта вражда будет мешать им придти к Богу.
«Не вменяя людям преступлений их». Люди считаются праведными, получив отпущение грехов, благодаря великой жертве Иисуса Христа. Таким способом они возвращаются в благодать Божью. Мы рождаемся врагами Бога. Но, кажется, что это противоречит другому месту в Библии (Еф.1.4), где сказано: мы возлюблены Богом до создания мира. Ап. Иоанн также говорит (3.16), что великая любовь, которую имел к нам Бог, и была причиной того, что Он изгладил наши грехи через Христа. Причина же всегда предшествует своему следствию. Следовательно, мы можем сказать: мы были возлюблены до создания мира, но только во Христе. Однако мы должны признать, что любовь Божья по времени и по порядку была первой со стороны Самого Бога. Со стороны же нас начало любви положено в Христовом жертвоприношении. Ибо когда мы созерцаем Бога вне Спасителя, то можем увидеть только Его гнев. Спаситель, Он же Посредник, поставленный между Богом и нами, заставляет нас чувствовать Божье умилостивление. Но поскольку также необходимо знать, что Христос сошел к нам, благодаря Божьему милосердию, Библия учит тому и другому. Гнев Отца был удовлетворен жертвой Сына, и поэтому Сын был принесен для умилостивления людских грехов. Бог же от такого залога умилосердился над людьми и даже принял их в Свою благодать. Вывод такой: там, где грех, пребывает гнев Божий. Бог не иначе умилостивляется по отношению к нам, нежели разрушив наши грехи путем их не вменения.
«Дал нам слово примирения». Апостол повторяет: служители Евангелия должны донести до людей Слово Божие. Т.к. Христос пострадал однажды, так и сегодня Он предлагает нам через Евангелие плод Своих страданий и смерти. Однажды совершенное примирение действует постоянно. Миссия служителей Бога (и всех верующих) состоит в том, чтобы сообщить людям плод подвига Христа, и только в соответствии с учением Нового Завета. Остерегайся поместить вне Евангелия хотя бы каплю своей надежды. Благодать Христова сообщается нам и через таинства, и они подтверждают в нашей совести примирение с Богом. Но, т.к. в таинствах запечатлено свидетельство Евангелия, их не следует ценить отдельно, но надо соединять с Евангелием как его дополнения. Служители Церкви только при том условии исполняют миссию примирения, если говорят точно в соответствии со Словом Божьим. Примирившись с Богом, мы утрачиваем склонность враждовать и с другими людьми. А живя в мире с Богом, мы становимся миротворцами среди людей. Примем же с радостью дар Божьего мира и передадим его другим.
Верующие в Иисуса Христа могут иметь мир вопреки всем трудностям, потому что уверены в любви и заботе Небесного Отца. Все свои тревоги мы приносим к Нему с благодарностью и верой, что Он пошлет всё необходимое и дарует Свой покой вопреки всем невзгодам. Вспомним стих: Флп.4.7 «И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Выражение «превыше всякого ума» означает, что мы объяснить не можем, откуда берется внутреннее умиротворение. Зато ощущаем, что Бог охраняет наше сердце и помышления. Этот мир приходит от убежденности в том, что Господь любит нас и держит всё в Своих руках. Он один может дать утешение, которое успокоит нервы, наполнит надеждой и не даст упасть духом даже среди самых тяжелых невзгод.
Приведем типичный пример из жизни. Он был добросовестным работником и хорошим отцом. Все в деревне любили его за веселый нрав. В вопросах веры он держался учения Христа. К нему однажды в мастерскую зашел незнакомец и, поздоровавшись, спросил: «Имеете ли вы мир с Богом?» Этот необычный вопрос удивил нашего друга. Он задумался на минуту и ответил: «У меня нет претензий к Богу». «А у Бога к вам?» – спросил незнакомец. Он снова задумался и, наконец, сказал: «Человек не может знать, доволен ли им Бог». Посетитель достал из кармана небольшую книгу и прочитал: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5.1). Наш герой считал, что если он живет благочестиво, то Бог одобрительно относится к нему. Но проявит ли Бог, в конце концов, милость к нему – этого он не знал. Он придерживался мнения, что такое вообще никому не известно. Прощаясь, гость посоветовал ему читать Новый Завет. Он достал с полки пылившуюся там Библию и начал ее читать. И он обнаружил, что Богу угодна не только наша благочестивая жизнь, а жизнь по вере в Иисуса Христа и в Его искупительную жертву, принесенную на Кресте. В конечном итоге он обрел блаженную уверенность в том, что Бог оправдал его через веру и что мир с Богом он имеет только благодаря милости, явленной через Господа Иисуса Христа.
Мы, служители Христа, не предлагаем вам свершить нечто великое. Мы не требуем от вас обрекать себя на годы и годы несчастья. Мы просим лишь об одном – примиритесь с Богом. Предайте себя Ему, Тому, Кто влечет вас узами человеческими, узами любви. Бегите в дом великого Небесного Отца. Во вратах его стоит Спаситель Христос и ждет вас, чтобы принять и сказать: «Бог сделал Меня жертвою за грех, чтобы ты во Мне сделался праведным перед Богом».
Боже! Влеки тех членов нашей церкви, кто еще не примирился с Тобой. Отче! Влеки их любовью Своей. Бог Святой Дух! Влеки их во имя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Евангелие Иисуса Христа изменяет жизнь людей и отношения между людьми, а также между Богом и людьми. Благодарим, что Ты устраняешь преграды между Тобой и нами, и делаешь нас членами Твоей семьи. Просим, по Твоей любви даруй нам в избытке благодать, чтобы мы обрели истинный мир с Тобой. Дай нам идти за Тобой через бездну и твердь, и на жизнь и на смерть. Господь Иисус! Примиритель наш и Владыка всех царей! Благодарим Тебя за то, что не только примирил нас с Богом, но ввел нас в небесную обитель Кровью Своей. Мы желаем быть в мире с Тобой, с другими людьми и с самим собой. Просим, даруй нам всё это. Князь мира, Христос! Научи нас находить покой в Твоем присутствии. Наполни наше сердце Твоим миром и ниспошли нам твердость духа в этом тревожном мире. Ты принес мир нашему сердцу. Просим, помоги нам являть Твой мир и Твое милосердие везде, куда ни пойдем. Аминь.