КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 16 ПкР
Ап. Павел заканчивает свое Послание с большой теплотой. Как в основной части Послания он показал себя знающим человеком, так в этой заключительной части – очень любящим. Сочетание такого познания и любви – редкое явление. Можно заметить, как часто он как будто намеревается закончить свою беседу, но вместо этого снова и снова продолжает ее. Казалось бы, Послание должно было закончиться на торжественном благословении в конце предыдущей главы, однако он начинает новую главу и повторяет благословение (ст.20): «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами!» Потом он кое-что добавляет еще и опять повторяет благословение (ст.24). Эти благословения, означающие прощание автора со своими читателями, говорят о том, как не хотелось ему расставаться с ними. Некоторые богословы высказывают предположение, является ли вообще эта глава частью Послания к римлянам? Не является ли это рекомендательное письмо, данное им Фиве?
16.1 «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской». В ст. 1-15 апостол представляет своих друзей христианам Рима. «Представляю вам Фиву». Здесь он представляет Фиву, через кого (как считают некоторые) он передал это Послание. Вероятно, эта женщина принадлежала к высшим классам общества, была состоятельной. Но, тем не менее, она не считала для себя унизительной служить в церкви. В Рим ее привели дела. Здесь она была чужестранкой, почему Павел и представляет ее христианам, жившим в Риме. Апостол не делает комплиментов в адрес Фивы, он вполне искренен в оценке ее. «Сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской». Он характеризует ее: (1) Как сестру – она была ему сестрой не по плоти, но по духу, по вере во Христа Иисуса. (2) Как диакониссу церкви Кенхрейской. Она служила не проповедью слова (что было запрещено женщинам), а делами милосердия и странноприимства. Некоторые думают, что она была вдовой, служила больным и находилась на церковном попечении. Другие считают, что в ее доме происходили собрания, и она проявляла заботу о служителях, особенно о странствующих. Каждый должен на своем месте подвизаться в церковном труде, ибо этим он служит Христу. И это зачтется ему в будущем. «Кенхреа» – небольшой портовый город вблизи Коринфа, гавань города Коринфа при Саронском заливе. Некоторые думают, что там была своя церковь, отдельная от церкви в Коринфе. Хотя вполне вероятно, что церковь Коринфа называлась Кенхрейской, потому что там происходили их собрания в связи с большой оппозицией против верующих в самом Коринфе (Деян.18.12).
16.2 «Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас; ибо и она была помощницею многим и мне самому». «Примите ее для Господа, как прилично святым». Апостол поручает Фиву попечению римлян как достойную особого уважения. Примите ее ради Господа, как Его служителя. Как прилично принимать святым, которые любят Христа, а потому любят всех, кто принадлежит Ему, ради Его святого имени. «Как прилично святым», т.е. с любовью и уважением. Термин «святые» в этом фрагменте не должен пониматься так, будто речь идет здесь о тех, кто должен быть принят. Но скорее о тех, кто принимает, потому что святые должны принимать не только святых, но всех. Ибо это приличествует и подобает святым, как Христос говорит в Мф.5.46 «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» «И помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас». Какими бы ни были ее дела, торговые или иные, приведшие ее в Рим, она нуждалась в помощи как женщина, как чужестранка. Наконец, как христианка, поэтому Павел просит римлян помочь ей. Христиане должны помогать друг другу в их делах, особенно странникам. «Ибо и она была помощницею многим и мне самому». Она многим помогала в их страданиях и нуждах. Ибо человечным будет того, кто по природе своей склонен к благотворительности, не лишать помощи тогда, когда он в ней нуждается. Апостол с благодарностью вспоминает о ее доброте к нему.
16.3 «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе». Акила – иудей из Понта. С Прискиллой, со своей женой он переехал в Рим. Прискилла была, очевидно, личностью, активно выступающей рядом со своим мужем. По указу Клавдия о выселении евреев из Рима, он оставил Рим (Дея.18.2) и поселился в Коринфе, где и встретился с Павлом. Акила вместе с Павлом занимался деланием палаток. Они последовали за Павлом в Эфес, где точнее объяснили Аполлосу путь Господень (Деян. 18.24-26) и держали свой дом открытым для собрания христиан (1Кор. 16-19). Во время заключения Павла в Риме они были в Эфесе (2Тим.4.19).
16.4 «Которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, - и домашнюю их церковь». «Которые голову свою полагали за мою душу». Они не только много трудились, но и много рисковали ради Павла, ради Евангелия. Во время своего пребывания в Коринфе Павел находился в большой опасности, и они укрывали его, хотя это сделало их ненавистными для разъяренных толп народа (Деян.18, 12,17). С тех пор прошло уже много лет, но ап. Павел говорит об этом с таким чувством, как будто это произошло вчера. «Которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников». Все они были признательны этим добрым людям, за то, что они сделали для спасения жизни апостола язычников. Апостол предлагает приветствовать также «и домашнюю их церковь». Превращению их дома в церковь содействовала особенно Прискилла, жена, которая была усердной христианкой. Вот почему имя ее часто упоминается впереди имени мужа. Когда Прискилла и Акила жили в Эфесе, то и там они имели домашнюю церковь (1Кор.16.19). У общин первых христиан вообще не было церковных зданий, а также общинных домов. Они пользовались помещениями, которые им добровольно предоставляли состоятельные члены церкви в своих домах. Не всегда вся община имела возможность собраться в одном таком доме. Чаще всего отдельные группы христиан собирались в различных домах.
16.5 «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа». Приведем слова (вывод) Лютера, изложенные в комментариях к Посланию по поводу этих приветствий: «Итак, похоже, что термин «приветствуйте» должен применяться как в индивидуальном, так и в общем смысле. Так, что если они (римляне) пишут, они должны посылать приветствие людям, которых назвал апостол. Таким образом, таково мое, по крайней мере, ориентировочное мнение, что значение заключается в том, что все они, кого апостол хвалит и рекомендует им, чтобы они могли призывать и приветствовать их – являются ахаинянами и коринфянами. Похоже, что это пришло из еврейских традиций, согласно которым имена всех людей были отмечены и хранились в синагогах, по коленам». Есть и такие мнения, что эти люди являлись римлянами. Полагаем, что верным является мнение Лютера. Относительно Епенета – апостол называет его возлюбленным. Христиане должны говорить на языке любезности, которая выражает любовь и вызывает ее. О Епенете говорится, что он «есть начаток Ахаии для Христа». Ап. Павел принес его Богу как первый плод своего служения в этой стране (Деян.18.10). Кто рано обращается к Богу, по первому призыву, тот заслуживает особенного уважения. Епенет – это языческое и широко распространенное имя. Выражение – «который есть начаток» это намек на законнические обряды. Поскольку люди посвящаются Богу через веру, тот, кто занимает первое место в этом приношении, заслуженно зовется начатком. Конечно же, далеко не обычна та честь, когда Бог избирает некоторых быть начатком. От длительности времени происходит большая или меньшая испытанность в вере, когда те, кто начал верить раньше, не ослабевают в добром подвизании.
16.6 «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас». Нет сомнения, что апостол приводит все эти похвалы, чтобы сделать угодными римлянам тех, кого он хвалит. Он говорит здесь и о других женщинах: Трифене, Трифосе и Персиде. Мы не знаем, в чем состоял их труд, но женщина всегда знает, что ей надлежит делать и как помочь. И не так легко опускает руки в бездействии. Истинная любовь никогда не тяготится трудом, но, наоборот, получает наслаждение в нем.
16.7 «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа». Некоторые считают, что Андроник и Юния – это муж и жена. Обратим внимание на несколько фактов. (1) Они, а также Иродион (ст.11), были родственниками Павла. Когда же они, уверовав во Христа, становятся и по вере нашими родственниками, то мы получаем еще больше радости в них. (2) Они были его товарищами по узам. Совместные страдания объединяют души и связывают их взаимной любовью. (3) Они прославились между апостолами своими познаниями, дарами и добродетелями. (4) Они уверовали во Христа раньше ап. Павла, хотя он был обращен на следующий год после вознесения Христа. Мы видим, как готов был Павел признавать за другими их превосходство.
16.8 «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе». Есть толковник данной главы, утверждающий, что Амплий – это имя раба.
16.9 «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне». Стахий – это тоже не редкое греческое имя раба. Как и Амплий, он получает наименование «возлюбленного мне». Для апостола, который всецело жил для Господа Иисуса и всё делал во Христе, это не только выражение симпатии. Но это связь и любовь в Иисусе, как об этом свидетельствует приложение к Амплию «возлюбленного мне в Господе». Полагают, что если здесь это приложение явно подчеркивается, то это не только стилистическая особенность, но и особая история, которую Павлу пришлось пережить с Амплием. Между Амплием и Стахием помещен Урбан со своим типичным римским именем. Если он назван не «моим», но «нашим» сотрудником во Христе, то, таким образом, может быть выражено то обстоятельство, что он не принадлежал к более узкому кругу, составившемуся вокруг Павла. Но всё же в миссионерском деле он находился в связи с ним.
16.10 «Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова». Апеллес является «испытанным во Христе». А это значит, что он устоял в особой борьбе и страданиях. «Верные из дома Аристовулова» - это рабы или отпущенные этого человека. Павел не приветствует самого Аристовула, может быть, потому, что он не был христианином, или потому, что тогда уже его не было в живых.
16.11 «Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе». Иродион представлен здесь «сродником», т.е. христианином из израильтян. Относительно Наркисса можем сказать то же, что относительно Аристовула. Нередко благодать посещает в доме слуг, а не господ.
16.12 «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся в Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе». Об этих женщинах мы уже говорили. Предположение, что Тифена и Трифоса были сестрами, находит определенное основание в созвучии их имен, а также в сопоставлении их перед упоминанием Персиды.
16.13 «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе». Руф был избранным христианином, о чем доказывали его добродетели. Можем ли мы усматривать в Руфе сына упоминаемого в Евангелии от Марка Симона Киринеянина? Многое говорит в пользу такого мнения. Если это так, то ап. Павел был дружен с сыном человека, который встретил Иисуса на пути страданий и который нес за Него крест. Да, тогда в доме этого Симона он встречал особенно теплый прием, а в жене Симона приобрел себе «мать». «И матерь его и мою». Матерь его – по природе, а Павла – по Христовой любви. Эта добрая женщина была для апостола, в некоторых обстоятельствах, как мать. Он с благодарностью признает это. Лютер предполагает, что, возможно, у апостола Павла был брат, у которого с ним был один отец, но разные матери.
16.14, 15 «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев». «Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана и всех с ними святых». Святым присуще находить наслаждение в общении друг с другом. Своим приветствием ап. Павел объединяет их, чтобы содействовать их сближению друг с другом. Чтобы никто не огорчился, думая, будто он забыл о них, он упоминает в заключение о всех остальных как о братьях и святых, хотя и не называет их поименно. Среди тех, кого апостол просит приветствовать, ни одного слова не сказано о Петре. Он в это время должен был находиться в Риме. Отсюда вывод: или приветствия относятся не к римлянам (как считает Лютер), или Петр не был эпископом Рима.
16.16 «Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы». «Приветствуйте друг друга целованием святым». Целование было распространенным и общепринятым знаком благоволения у иудеев, что повсюду явствует из Библии. У римлян же оно, возможно, было менее известным, не считаясь при этом неприличным. Только женщин нельзя было целовать никому, кроме родственников. Но этот обычай вошел в привычку у древних христиан, так что они перед участием в Вечере Господнем взаимно целовали друг друга для свидетельствования своей дружбы. Затем они совершали милостыню, чтобы то, что изобразили целованием, подтвердить самим делом. Подобно тому, как явствует из одной гомилии Златоуста. Кажется, что ап. Павел не требует здесь точных церемоний, но лишь увещает христиан к взращиванию братской любви, которую он отличает от мирской дружбы, часто исполненной показухи и никогда не стремящейся к правильной цели. Поэтому апостол поощряет приветствия, оговаривая при этом, что они должны быть целованием святым. Т.е. целомудренным, в противоположность сладострастным, похотливым поцелуям; искренним, в противоположность лукавому поцелую Иуды, каковым он предал Христа. «Приветствуют вас все церкви Христовы». Говоря же о приветствии церквей, апостол хочет, насколько в его силах, соединить все члены Христовы узами взаимной любви. Приветствуют вас все церкви, в которых я нахожусь, которые лично посещаю. И я должен засвидетельствовать вам об их любви и добром расположении к вам.
16.17 «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны». Некоторые считают, что апостол особенно предостерегает их против иудействующих учителей. Т.е. тех, кто проповедует обряды Закона, что он обсуждает в первой главе Послания к Титу, и на протяжении всего Послания к галатам. За сердечными приветствиями, какими апостол стремился объединить христиан друг с другом, следует предупреждение о том, чтобы они остерегались пагубного влияния тех, чьи принципы и поведение разрушают основы христианской любви. Предостережение выражено в самой убедительной форме – «умоляю вас, братия». Апостол не требует и не приказывает, как желающий господствовать над наследием Божьим, но умоляет ради любви. Он приводит увещание, в котором нуждались все церкви, поскольку слуги сатаны постоянно стремились породить смуты в Христовом Царстве. И производили они эту смуту двумя способами: либо сея раздоры, либо полагая преткновения, которыми отчуждались они от любви к Евангелию. Первое происходит тогда, когда истина Божья изничтожается людьми; а второе, когда разными уловками ее делают ненавистной и презираемой. Итак, апостол призывает остерегаться тех, кто делает либо то, либо другое. Он призывает их видеть опасность, замечать тех, кто производит разделения и соблазны. «Вопреки учению, которому вы научились», т.е. учению веры и Духа Святого. Любые отклонения от здравого учения, данного нам в Библии, открывают дверь для разделений и соблазнов. Если мы отступим от истины, то не сохраним единства и мира. Необходимы проницательность и бдительность, чтобы заметить опасность, что исходит от этих людей. Обычно самые пагубные замыслы скрываются под весьма благовидными предлогами. Обнаруженная опасность уже наполовину предотвращена. С другой стороны, защищать обман и нечестивые учения под предлогом сохранения единства и мира есть полное бесстыдство. Итак, нет причины делать из этого места претензии к протестантам. Поскольку боремся мы не с Евангелием Христовым, а с обманом дьявола. Более того, апостол ясно показывает, что осуждает не любые разделения, а лишь те, которые разрушают согласие ортодоксальной веры. Ибо в словах «которому вы научились» присутствует некое ударение. Ведь прежде, чем римляне были правильно научены, им надлежало отойти от обычаев и установлению отцов. «И уклоняйтесь от них». Апостол призывает избегать ненужных общений и связей с ними, чтобы не подпасть под их влияние и не заразиться их духом. Не без причины требует он здесь от верных внимания. Поскольку часто случается, что по нашей лености и беспечности превратные болтуны наносят большой вред церкви еще до того, как против них кто-то выступит.
16.18 «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных». «Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву». Потому что они ищут славы и обогащения для себя, как мы читаем в Гал.6. 13. Апостол говорит о примете, которой лжеучителя отличаются от служителей Христовых. Хоть они и называют себя христианами, но Христу не служат: не ищут славы Ему, не ревнуют о Его интересах, не исполняют Его волю. Служат они своим плотским, чувственным, мирским интересам. Они угождают плотским страстям: гордости, тщеславию, алчности. Флп.3.19 «Их бог – чрево». Кто служит своему чреву, использует благочестие для прибытка, видит в удовлетворении своих чувственных прихотей весь смысл жизни, тот служит низменному богу и является врагом Христа. «И ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных». Апостол описывает метод, каким они осуществляют свои замыслы. Поскольку же они проникают обманно, апостол говорит о том, каково их искусство, чтобы кто не оказался обольщенным ими. Оно состоит в том, чтобы ласкательством вызывать к себе благоволение. Вестники Евангелия также обладают дружелюбием и приятностью, но в соединении с истиной. Так что они не услаждают людей ложными похвалами, и не льстят порокам. Эти же мошенники с лестью привлекают к себе души, потакая их порокам, чтобы их удержать у себя. Их любезные слова и красноречие создают впечатление святости и ревности о Боге (легко быть благочестивым на словах), доброжелательности и любви к тем, кому они стараются исподволь внушить свое порочное учение. Простодушными апостол называет тех, кто духовно плохо подготовлен, неосмотрителен и не способен остерегаться обмана.
16.19 «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло». «Ваша покорность вере известна всем». Апостол этими словами показывает, что не потому увещает их, что думает о них плохо, а потому, что для них было реально пасть. Другими словами, ваше послушание восхваляется повсюду, так что у меня есть причина радоваться о вас. «Ваша покорность вере всем известна». Вы известны всем церквям как старательные, послушные и исполнительные. Отсюда можно сделать вывод: обманщики особенно будут нападать на вас. Дьявол особенно ненавидит процветающие церкви и преуспевающие души. Лжеучителя знают, что вы послушный народ и, вероятно, придут к вам, чтобы испытать, не будете ли вы послушны и им. Начиная с похвалы, ап. переходит к предостережению. «Посему я радуюсь за вас, но …». Покорный характер хорош, если он находится под добрым влиянием. А в противном случае он может послужить причиной обольщения. Часто бывает так, что человек падает по своей простоте. Апостол хочет, чтобы ко злу они были просты и необучены, а на добро они были мудрейшими из мудрейших. Поэтому апостол дает им два основных правила: быть мудрым на добро и простым на зло. (1) Быть мудрым на добро, т.е. способным и разумным во всем, что касается истины и путей Божьих. Надо быть мудрым, чтобы различать духов, всё испытывать и держаться только хорошего. Необходима большая мудрость, чтобы не обмануться и не оказаться введенным кем-нибудь в заблуждение относительно тех истин и тех обязанностей, которые мы считаем правильными. Или относительно людей, к кому мы привержены, считая их добрыми. (2) Быть простым на зло, т.е., с одной стороны, мы должны быть мудрыми, чтобы никто не мог нас обмануть, а с другой стороны – простыми, чтобы и самим никого не вводить в заблуждение. Мудрая простота не способна сделать что-либо против истины.
16.20 «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь». Слова «Бог же мира да сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» являются обетованием для ободрения и укрепления римлян. Хотя сатана побежден Христом, но ему дана еще свобода действовать. Скоро и это будет отнято у него. Апостол обещает окончательную победу, которая не явлена, пока идет сражение сатаны с верующими. Он здесь называет Бога «Богом мира». Когда мы обращаемся к Богу, ища духовной победы, то должны смотреть на Него не только как на Господа сил, Кому принадлежит вся власть, но и как на Бога мира. Бога, Который в мире с нами, Который производит мир в нас и творит мир для нас. Он дает нам победу больше как Бог мира, нежели как Бог брани, ибо во всякой нашей борьбе мы должны сражаться за мир. Бог, являющийся Богом мира, ограничивает и устраняет тех, кто производит разделения и соблазны, кто нарушает и возмущает мир в церкви. Далее мы видим, ап. Павел какого благословения ожидает от Бога: победы над сатаной. Хотя мы не можем одолеть его своей силой и мудростью, но Бог мира сделает это для нас. Слова «сокрушит сатану под ногами вашими» указывают на первое обетование о Мессии, данное еще в раю (Быт.3.15). Это обетование исполняется каждый раз, когда дети Божьи облекаются силой, чтобы противостоять искушениям сатаны и одержать победу в этих искушениях. И оно исполнится окончательно, когда все избранные благодатью с триумфом войдут в небесную славу. Ап. Павел добавляет к этому благословение: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами». Т.е. да будет благоволение Христа к вам, да совершает Он в вас Свою благословенную работу. Если благодать Христа будет с нами, то кто сможет победить нас?
16.21 «Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои». Здесь апостол добавляет несколько личных приветов от своих сотрудников, находившихся в то время вместе с ним. Т.о., он хочет способствовать лучшему знакомству и общению святых, разделенных расстояниями. И придает больше веса своему Посланию подписями достойных людей. Он упоминает имена: (1) Тимофея. Иногда ап Павел его называет своим сыном, здесь представляет его как своего сотрудника. Т.е. равного себе, оказывая тем самым большую честь ему. (2) Луция. Вероятно, имеется в виду Луций Кириенянин, человек, известный в церквах Антиохии (Деян.13.1). (3) Иасона. Он был известен в Фессалонике, где ему пришлось пострадать за то, что он принял у себя ап. Павла (Деян.17.5,6). (4) Сосипатра. Есть предположение, что это Сосипатр Вериянин, упоминаемый в Деян.20.4. Ап. Павел называет их своими сродниками, не только в том смысле, что они были иудеями, но и родственниками по крови. Однако эти имена встречались в ту пору слишком часто, чтобы можно было сделать вполне определенные и несомненные выводы.
16.22 «Приветствую вас в Господе и я Тертий, писавший сие послание». Ап. Павел использовал труд секретаря, т.к. у него был плохой, неразборчивый почерк. За который он извинялся, когда писал галатам собственной рукой (Гал.6.11). Некоторые понимают под Тертием Силу, т.к. Сила означает Третий по-еврейски и Тертий – по-латински. Тертий либо писал под диктовку апостола, либо переписывал более разборчивым почерком написанное им. Эта была великая работа, потому что это было длинное послание. Апостол не смотрит с удовлетворением на свой труд, а рассматривает его как служение Господу.
16.23 «Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Эраст, городской казнохранитель, и брат Кварт». Полагаем, что Гаий относился к числу тех немногих, которых сам Павел крестил в Коринфе (1Кор.1.14). Должно быть, он был одним из первых обращенных в Коринфе. Ап. Павел представляет его как странноприимца своего и всей церкви. Слово это может подсказать нам ту мысль, что Гаий был очень состоятельным человеком и имел вместительный дом. Что вся Коринфская церковь могла собираться у него в доме. Апостол стремится прежде всего подчеркнуть, что Гаий принимал дружелюбно не только его одного, Но дом его был всегда широко открыт для всей Коринфской церкви. Эраст был казнохранителем в Коринфе, откуда было отправлено это Послание. Вероятно, это был человек уважаемый и значительный, состоящий на государственной службе, хранитель казны. Не много среди избранных сильных, не много благородных, но все-таки они есть. В Деян.19.22 он упоминается вместе с Тимофеем, имя его встречается также во 2Тим.4.20. Казначей большого города не считал для себя бесчестием проповедовать благовестие Христово. Также упоминается Кварт, который назван только братом. Т.к. он носил известное римское имя, то он, должно быть, происходил из Рима и потому хорошо известен римлянам, так что его приветствие порадует римлян.
16.24 «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». Смотри ст.20!
Проверен.