ПРОПОВЕДИ
Первосвященники и фарисеи положили убить Иисуса Христа.
Ин.11.53 «С этого дня положили убить Его».
Рассмотрим повествование из Евангелия от Ин.11.43-53. Вспомним последние стихи, описывающие воскрешение Лазаря. Господь Иисус обращается к Своему умершему другу, находящемуся уже 4 дня в гробе: Ин.11.43 «воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон». Он мог бы воскресить Лазаря безмолвным усилием Своей силы, однако сделал это зовом. То, что Он не дотронулся рукой, но лишь возгласил голосом, еще больше показывает Его божественную силу. Он являет нам действенность Своего Слова. Цель Господа была достигнута. В ст.44 читаем: «И вышел умерший». Одних это чудо привлекло и привело к вере: ст.45 «Тогда многие из иудеев … уверовали в Него». Христос не позволил совершенному Им чуду не возыметь плода. У чудес имеется двоякое назначение: либо приготовить нас к вере, либо утвердить в этой вере. Здесь евангелист говорит о первом его использовании. Некоторые были поражены силой Христа и стали Его учениками.
В других иудеях, присутствующих при совершении этого великого чуда, видно ужасное безумие. Ст.46 «А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус». Богословы полагают, что они сделали это не с целью просто уведомить их о новости, достойной их внимания. И, тем более, не с целью побудить их с большей благосклонностью относиться к Христу. А со злобным намерением возбудить их, чтобы они усилили свои гонения на Него. Они смогли избежать убеждающий силы этого чуда только так, что 2Кор.4.4: «бог века сего (сатана) ослепил умы» их.
В ст.47 мы читаем о слепоте первосвященников и фарисеев. Ст.47,48 «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом». Узнав о таком явном проявлении божественной силы, они должны были проникнуться уважением к Христу. Здесь нам сообщается о том, что они предприняли: они созывают и проводят экстренный совет. Вопрос, поставленный на обсуждение, заключался в том, как следовало им поступить с Иисусом Христом, чтобы остановить рост Его популярности. Во-первых, они признают истинность чудес Спасителя и то, что Он совершил много чудес. Но они не хотят признать, что такая сила у Него может быть только от Бога. Т.о., они открыто готовятся к подавлению божественной силы, проявившейся в Христовых чудесах. Они выступают свидетелями против самих себя, ибо признают Его полномочия, и в то же самое время отрицают Его посланничество. Во-вторых, они думают о том, что должны сделать. Словами «Что нам делать?» они как бы говорят: «Из-за нашего бездействия Он зашел слишком далеко. Но, поступая решительно, мы можем предотвратить Его успех». Мы видим проявление самоуверенности нечестивых, словно успех того или иного дела зависит от их пожеланий. Они и мысли не допускают о том, чтобы принять Христа и признать Его Мессией. Несмотря на то, что они ожидали Его. Да и Господь представил неопровержимые доказательства того, что Он – Мессия. Они считают, что Он есть враг и, как таковой, должен быть уничтожен.
Выразим более обширно содержание стиха 48: «Если мы не заставим Его прекратить творить чудеса и замолчать, то все уверуют в Него, а это приведет к выдвижению нового царя. Придут оскорбленные этим римляне со своей армией и овладеют местом нашим и народом. Поэтому теперь не время вести себя легкомысленно». Проанализируем это их мнение. Во-первых, о своей собственной власти. Они говорят так, как будто успех Христа в Его деле был обусловлен их попустительством. И как будто Господь не сможет продолжать творить чудеса и проповедовать, если они не оставят Его в покое. Если бы Христос был каким-то мошенником, их долгом было бы вмешаться, чтобы овцы не ушли из стада Господня. Но, признавая Его чудеса, они откровенно свидетельствуют: их не заботит воля Божия, силу Которого они столь надменно отвергают. Во-вторых, они воображают себя людьми, обладающими предвидением и способностью делать исторические прогнозы. Они берутся пророчествовать, что если Ему будет дана свобода продолжать Свое дело, то уже через короткое время все уверуют в Него. Тем самым они признали (когда это было им выгодно), что Его чудеса и учение обладают большой убедительной силой. Это и страшило их, что люди уверуют в Него, и тогда их влияние на людей окажется ничтожным.
Они свое преступление прикрывают заботой об общественном благе. Они говорят, что беспокоятся о храме, о почитании Бога, о славе и состоянии народа. Возможно, что и сами они вообразили, что имеют справедливый повод преследовать Христа. Они предсказывают, что если большинство потянется за Ним, то это обязательно повлечет за собой гнев римлян. Они придут и овладеют страной в целом и, в частности, Иерусалимом или храмом. Неясно, что разумеют они под выражением «местом нашим»: храм или родину. Это было неверно, что успех Евангелия Христа грозил опасностью возбудить римлян против их народа. Римляне должны были знать хорошо (у них имелась разветвленная сеть осведомителей), что оно, напротив, благотворно. Римлян нисколько не смущала Его растущая популярность, ибо Он учил людей давать подать кесарю и не противиться злому, а брать крест. Римский наместник Пилат, разбиравший на суде Его дело, не нашел в Нем никакой вины. Если бы и существовала какая-то опасность раздражать римлян тем, что они (духовные руководители) проявляли терпимость по отношению к Христу, то это не могло служить им оправданием в том, чтобы ненавидеть и гнать Господа, добродетельного Человека.
Вспомним, каков был результат такого рассуждения и их действий. Именно гонения на христиан навлекли на них то, чего они так боялись – гнев Божий. И римляне пришли и овладели и местом их и народом. То бедствие, которого мы пытаемся избежать при помощи греха, обращается на наши головы. Такой способ избегать опасность порочен: нам не позволено остерегаться опасностей, отклоняясь от правильного пути. Кто думает помешать Царству Христа и тем обезопасить или даже улучшить свои мирские интересы, тот пострадает за это. Вспомним стих Прит.10.24 «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его». Фарисеи решили убить Христа, чтобы не испытывать неудобств, проистекающих из Его успеха. Но что, если Он послан от Бога? Они об этом не хотели думать. Таковы помыслы тех, кто не почитает Бога искренне. Благочестивое и здравое рассуждение состоит в том, чтобы, во-первых, спросить, что угодно Богу. А во-вторых, точно следовать тому, что Он заповедал. Ведь наши действия следует направлять по воле Бога. Всякий, кто спокойно презрит опасности или, превозмогая страх перед ними, покорится Богу, возымеет счастливый исход.
В стихах 49-50 читаем, что Каиафа по этому поводу произносит в совете злобную и вместе с тем полную таинственного смысла речь. Ее злостность обнаруживается с первого взгляда. Он указывает им на один из способов разрешения ситуации – убийство невинного Христа. Они думают, что благо принесет им то, чего не позволяет совершать Бог – Творец всякого блага. А оно обещается не бунтарям, просящим помощи у дьявола, а верным, ходящим Божьими путями. Остановимся на выражении «будучи на тот год первосвященником» и т.о., председателем совета. Первосвященство, согласно Божьему Закону, передавалось по наследству мужскому представителю дома Ааронова. И оставалось за ним на всё время его жизни. Однако во времена Христа это служение стало предметом торговли, и давалось разным людям против заповеди Закона. Когда наступил в этом деле хаос, римляне по своей воле начали менять первосвященников. Богословы считают, что Каиафа был движим небесным внушением, ибо Бог восхотел, чтобы он засвидетельствовал нечто большее, чем мог понять сам. Его нечестивый и жестокий совет об убийстве Христа Бог повернул так, что его словами было высказано небесное пророчество. Слова, исшедшие от служителя столь высокого ранга, должны были быть услышаны и вызвать к себе уважение. Остальные члены совета согласились с его мнением и приговорили Христа к смерти. Приговаривать к смерти невинного человека, объясняя необходимость этого заботой о безопасности общества, есть дьявольская политика.
В стихе 51 читаем слова Каиафы: «Иисус умрет за народ». Что касается замысла возбудить совет против Христа, Каиафа сказал это от себя или, скорее всего от дьявола. Но что касается предсказания о намерении Божьем спасти от греха духовный Израиль посредством смерти Христа, то это он сказал не от себя, ибо он ничего не знал в этом деле. Евангелист дополняет слова Каиафы в стихе 52: «И не только за народ». Евангелист хочет обратить наше внимание на то, что Христос умер не только за иудейский народ. Это было бы для Сына Божьего сравнительно легким делом. Он должен был стать «спасением до концов земли» (Ис.49.6). Он умер, чтобы пригласить к Себе и тех, кто был далек от Него, и соединить в Себе далеких друг от друга. В сердце Божьем пребывают и те Божьи чада, которые сами по себе еще блуждают.
Результатом совета первосвященников и фарисеев явилось решение предать Христа смерти. Для того, что они хотели сделать, прежде им недоставало подходящего повода. Теперь же они придумали благовидный предлог, с помощью которого могли оправдать себя – если и не снять с себя вину, то снять позор. И таким образом успокоить народ. Многие продолжают делать зло до тех пор, пока имеют хоть что-то сказать в свое оправдание. Это их решение убить Его показывает, что весь процесс судебного разбирательства, которому Христос подвергся впоследствии, представлял собой не более чем пустую видимость и притворство. Ведь они заранее решили, что им делать с Господом.
Пилат старался освободить Христа, ибо он знал, что не вина Его, а Его благость вызвала в них озлобление. Мф.27.18 «Ибо знал, что предали Его из зависти». Он знал, что всего несколько дней тому назад Христа встречали криками «осанна» при входе Его в Иерусалим. Он решил, что Христос – любимец народа и что смело может положиться на народное мнение. Тем более что в качестве Его конкурента, претендующего на всеобщее одобрение, был выдвинут такой отъявленный преступник, как Варавва. Но на деле всё оказалось иначе. Пилат предоставил возможность первосвященникам и старейшинам изменить свое отношение к происходящему. Но в их голове были те же мысли, что и раньше. Они твердо стояли на своем и отвергли предложенный Пилатом компромисс: настойчиво требовали распять Христа. Почему же так получилось? Вся земная жизнь Христа была любовью. Деян.10.38 «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом». И все же, многие евреи ненавидели Его. Ненавидели Его потому, что Он сказал им истину, засвидетельствовал о делах их, что они были злы. Они ненавидели Свет (Его), потому что Он разоблачал их тьму. Они ненавидели Его потому, что Он был праведен, а они были нечестивы, Он свидетельствовал против греха, а они не хотели расставаться со своими похотями.
Могло показаться абсурдным, что Христос, столь возвеличенный Богом Отцом, затем был подвергнут разным издевательствам и столь позорному виду смерти. Поэтому ап. Петр говорит: Деян.2.23 «Этого человека, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и пригвоздили». Апостол учит, что Господь Иисус ничего не претерпел случайно. Он пострадал не потому, что не мог спастись, но потому, что был предназначен к этому Богом. Только знание о том, что смерть Христова установлена вечным советом Божьим (Пресвятой Троицой), устраняет повод для глупых и превратных мыслей, упреждает соблазн, который иначе непременно бы возник. Ибо следует верить: Бог ничего не делает напрасно или необдуманно. Отсюда следует, что Он восхотел страдания и смерть Христовы не без должной причины.
Люди однажды убили Иисуса Христа как преступника. Но Он воскрес из мертвых, потому что Бог был на Его стороне. Никто из людей не может поколебать истину Его учения, не может украсть у Господа Иисуса даже самый слабый лучик Его славы. Он живет и царствует. Он будет жить и царствовать, что бы человек ни делал. Ты можешь отвергать Его спасение, но Он по-прежнему останется нашим единственным Спасителем. Престол Его будет стоять вечно.
Господь! Просим, дай понять людям, какое безрассудство творит тот человек, который отворачивается от Христа. Дай ему знать, Кем он пренебрегает и от Кого отказывается. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Твой единородный Сын Иисус Христос, понеся наш грех, добровольно умер, чтобы стать совершенной жертвой. Благодаря этому мы теперь имеем уверенность в вечной жизни. Благодарим нашего Спасителя за то, что Его жертва стала нашей жертвой, Его жизнь стала нашей жизнью, а Его Отец – нашим Отцом. Просим, помоги нам ценить глубину любви, которая провела нашего Господа через муки ради нашего спасения. Пусть наше сердце вознесется к Нему в поклонении и благодарении. Мы радуемся Его великой победе над грехом и смертью. Пусть свет Его воскресения освещает каждый наш день. Благодарим Тебя за счастье быть Твоим чадом. Мы будем вечно благодарны за цену, которую Твой Сын уплатил, чтобы это стало возможным. Благодарим Тебя за пролитую за нас Кровь Иисуса Христа. Помоги нам отблагодарить Его всей своей жизнью. Аминь.