ПРОПОВЕДИ
Ликуй от радости дочь Сиона
Зах.9.9 «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице, и на молодом осле, сыне подъяремной».
В отрывке Мк.11.1-11 описано исключительное событие из истории земного служения Господа Иисуса. Оно предшествовало Его смерти и воскресению. Этот воскресный день в России называют вербным воскресеньем, в других странах цветочным или пальмовым. Исключительность события этого дня в следующем. Господь Иисус часто удалялся от излишнего внимания людей, часть Своего служения Он провел в удаленных местах Галилеи. Временами Он уходил один в пустынное место. И в этом исполнилось пророчество Исаии: Ис.42.2 «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах». Только на этот раз, только один раз Господь отступает от Своего обычая и привлекает к Себе внимание народа. В этот день Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа. К тому же произошло всё это при огромном стечении иудеев, которые уже собирались в Иерусалим на праздник Пасхи. Слух о пришествии Господа Иисуса прокатился по всему городу. Читаем у евангелиста Матфея: Мф.21.10 «И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение». Об этом следует помнить при изучении этого библейского отрывка, этой истории. Не случайно упоминается это событие во всех четырех евангелиях. Нам следует обратить особое внимание на это событие и задуматься над этой историей.
Еще раз подчеркиваем, что Господь Иисус намеренно привлек внимание людей к последним событиям Своей земной жизни. Он пришел в Иерусалим, чтобы умереть, стать Спасителем мира. И хотел, чтобы возможно большее количество людей знали об этом. Господь всегда действовал целенаправленно. Когда Он говорил о небесном, о духовной премудрости, чаще всего Он говорил только со Своими учениками. Когда Он рассказывал притчи, Его аудиторией обычно была толпа бедных и неграмотных галилеян. А когда Господь должен был умереть, Он привлек к Себе внимание всех: правителей, священников, старейшин, книжников, эллинов и римлян. Он знал, что вот-вот должно произойти самое знаменательное событие не только во всей истории человечества, но и во всей Вселенной. Вечный Сын Божий должен вскоре пострадать и умереть вместо грешных людей. Агнец Божий должен быть заклан, и должно совершиться великое искупление грехов. Поэтому устроил Господь всё так, чтобы о Его смерти узнало как можно больше людей. По Его воле в этот день и в последующие дни взгляд всего Иерусалима был устремлен на Него. И Он умер на Кресте при многих свидетелях. О Его крестной смерти писали многие историки Его времени.
Кроме того, вступая в Иерусалим в такой торжественной обстановке, Господь имел целью показать: (1) что Он не боится власти и злобы врагов Своих в городе, которые не делали секрета из того, что хотят Его убить. (2) Он не был подавлен или обеспокоен мыслью о предстоящих Ему страданиях и смерти.
Пусть история, записанная о торжественном въезде Господа в Иерусалим, будет еще одним подтверждением того, что смерть Его была невероятно важным событием. Мы, Его последователи, никогда не должны забывать: самое важное, что мы можем и должны знать о Господе Иисусе Христе – это о Его страданиях и смерти на Кресте за нас. Благодаря Его великой жертве у нас есть основание для твердой надежды на спасение, на блаженную вечность. Пусть с каждым годом Его голгофский подвиг становится всё дороже для нас на нашем пути следования за Ним. Пусть самой радостной мыслью во всех наших мыслях о Христе будет знание того, что Он умер за нас и поэтому мы второй смертью не умрем.
Рассматривая эту историю, обратим внимание на тот факт, что Господь Иисус предпочел быть бедным во время Своего земного служения. И в нашем случае Он въехал в Иерусалим не на царской колеснице, а на позаимствованном осленке. И сидел не в седле, а на одеждах Своих учеников. У Него не было богатого облачения. Это соответствовало всей Его земной жизни и служению. Он вкушал последний раз Пасху (установил Вечерю Господню) в позаимствованной горнице. А когда умер, Его похоронили в чужой, позаимствованной гробнице. Поэтому пусть христиане не боятся быть должниками друг другу и брать взаймы в случае нужды, потому что наш Господь не избегал этого. Сопровождавшая Его толпа состояла из простых людей. Торжество, какое они могли устроить ему, состояло в следующем: ст.8 «Многие же постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Вся эта скромная обстановка была знаком Его смирения. Даже в тот день, когда Он хотел быть замеченным, Он хотел, чтобы была замечена Его скромность. Это урок для нас – быть всегда скромными и смиренными. Христианам не подобает важничать, если Господь Иисус был так далек от стремления к этому.
Читая Библию, мы находим пример удивительного сочетания силы и немощи, богатства и бедности, божественной и человеческой природы в земной жизни Господа. Господь, Кто мог накормить тысячи людей пятью хлебами, Сам страдал иногда от голода. Он был подвержен усталости. Он, Кто одним словом изгонял бесов, был вынужден бороться с искушениями. Он, Кто воскрешал мертвых, Сам принял мученическую смерть. И в этом повествовании мы видим, что Он, Кто обладал всеми богатствами Вселенной, собрав вокруг Себя толпы поклонников Своих, пользуется чужим ослом, чтобы совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Всё это не только удивительно, но и назидательно. Мы не должны забывать, что во Христе сочетаются две природы: божественная и человеческая. Если бы мы знали только о Его великих делах и чудесах, мы бы забыли о том, что Он был Человеком. Если бы мы видели Его только в немощи и бедности, тогда мы бы забыли о том, что Он есть Бог. Поэтому Библия показывает нам как Его божественную силу, так и человеческую немощь. Объяснить, как сочетались в Нем эти две природы, мы не сможем. Мы без объяснений должны принять на веру следующее: «Таков наш Господь. Он может сопереживать нам, потому что был Человеком, и Он может помочь нам, потому что Он – всемогущий Бог». Мы говорили о немощи Господа. Это слово употребляли на основании библейского текста. Ап. Павел говорит, что «Он и распят в немощи» (2Кор.13.4). Т.е., будучи распятым, казался слабым и немощным.
Тот факт, что Господь Иисус въезжал в Иерусалим на одолженном осленке, говорит о том, что бедность – не грех и не следствие греха. Наоборот, грех очень часто становится причиной бедности. Пьянство, излишества, распутство, обман, лень – всё это привело многих людей к бедности. Нет никакого греха ни человека, ни его родителей в том, если он родился в бедной семье и не получил богатого наследства. Бедный, но честный человек обладает не меньшим достоинством в глазах Бога, чем самый богатый царь. У Господа порой не было где приложить голову. Об этом говорит Он Сам: Мф.8.20 «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову». А в другом месте сказано: 2Кор. 8,9 «Он, будучи богат, обнищал ради нас». Будем исполнять свой долг в том положении, в котором Бог нас призвал. И, если Ему угодно, чтобы мы были бедны, не будем стыдиться этого.
Внутренний смысл торжественного въезда Господа Иисуса в Иерусалим, велик. И не только потому, что исполнилось пророчество Захарии: Зах.9.9 «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Но и потому, что при всей скромности Господа воссияли лучи Его славы. (1) Посылая Своих учеников за осленком (ст.1-3) Он явил при этом Свое всеведение и Свою власть над волей людей. Вспомним только часть этого отрывка: Ст.2-3 «пойдите в селение, которое прямо перед вами; … найдете привязанного молодого осла; …отвязавши его, приведите. И если кто скажет вам: «что вы это делаете?», отвечайте, что он надобен Господу; и … пошлет его сюда». Этим Господь Иисус показал, что Он всё может, и что Его намерение не может быть остановлено. Говорит ли тот факт, что Он ехал на осле, а не на коне, о Его смирении? По этому поводу существуют разные мнения, несмотря на то, что пророк Захария высказывается по этому поводу однозначно. Некоторые приводят тот факт, что в восточных странах цари ездили не только на конях, но и на ослах. Они подтверждают свою точку зрения отрывком из Книги судей. Суд.5.9,10 «Сердце мое к вам, начальники Израилевы, к ревнителям в народе; прославьте Господа! Ездящие на ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие по дороге» (Песнь Деворы). Другие считают, что Господь специально решил ехать на осле, чтобы подчеркнуть Свое смирение. Тертуллиан говорил, что язычники, издеваясь, называли христиан «асинариями» (asinus – осел), т.к. они были последователями Того, Кто ездил на осле. (2) Он показал Свое владычество над творением, оседлав «молодого осла, на котором никто из людей не сидел». Он сел верхом на необъезженного осла. (3) Господь принял от людей их приветствия и добрые пожелания Его Царству. «Осанна» – греческая транслитерация еврейских слов «хошма на», означающих «(о, Господь) спаси нас». Народ приветствовал Его словами псалма Пс.117.25 «Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» Сам Бог побудил этих людей восклицать таким образом. Никто из людей не принуждал их делать это, как было в случае с кричавшими впоследствии «Распни Его» (тогда их принуждали первосвященники и фарисеи).
Люди приветствовали и лично Господа Иисуса: Ст.9 «Благословен грядущий во имя Господне!» Благословен Тот, Кто должен прийти, благословен так давно ожидаемый. Он пришел во имя Господне, как Божий посланник миру. Он благословенный Спаситель, и Он несет нам благословения, да будет благословен Пославший Его. Люди желали успеха Его делу. Ст.10 «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!» Они верили, что каким бы незначительным был Христос в данное время, Он имеет Царство, и оно будет воздвигнуто в мире. Они верили, что это Царство отца их Давида – Царство, обещанное ему и семени (потомкам) его вовек.
При таком сопровождении и приветствиях Господь вошел в город и направился прямо к храму. Там Его не ожидал торжественный прием служителей храма. Он пришел в храм, чтобы исполнилось Писание: Мал.3.1 «и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете». Он вошел в храм и, окинув его взглядом, оценил его состояние. Он осмотрел всё, но пока не сказал и не делал ничего. Господь был намерен пресечь увиденные Им беспорядки, но не хотел делать это немедленно, чтобы не показалось, что Он делает это необдуманно. На эту ночь Он оставил всё как есть, собираясь на следующее утро приняться за наведение порядка. Мы можем быть уверены в том, что Бог видит всё зло, какое творится в этом мире, хотя в настоящее время не взыскивает за него и не уничтожает его. Господь вечером удалился в Вифанию, где был дом Его друзей. Удалился, чтобы быть подальше от городской суеты и избежать подозрений возглавить мятеж.
У евангелиста Матфея Мф.21.12-22 Господь Иисус сразу же при прибытии в храм приступает к его очищению, а на следующий день проклинает смоковницу. В Евангелии же от Марка Господь возвращается на ночь в Вифанию, а утром, вновь направляясь в храм, сначала проклинает смоковницу, а затем очищает храм. Установлено, что Матфей в своем Евангелии располагает материал тематически. В данном случае он не указывает, в какое время произошло очищение храма. Тогда как Марк, который описывает один эпизод за другим, строил свое повествование хронологически. Ст.11 заканчивается словом «с двенадцатью». Двенадцать апостолов были очевидцами и непосредственными участниками этих великих мессианских событий. Началась страстная неделя.
Господь! Просим, помоги нам видеть духовными глазами путь страданий нашего Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что в Библии описывается важное событие из жизни Господа Иисуса – вход в Иерусалим перед распятием. Безусловно, наш Господь знал, что скоро должен будет закончить то дело, ради которого пришел на Землю. И что Ему осталось лишь принести Себя в жертву на Голгофе. Благодарим, что Агнец Божий пришел на заклание не тайно, что каждый мог видеть Его великую жертву, которую Он принес как умилостивление за грех всего мира. Благодарим, что искупающая Кровь Спасителя пролилась явно для всех. Благодарим, что это повествование являет пример всезнания Христа. Мы можем быть уверены, что ничто не сокрыто от Него, что Он знает всё о нас. Ибо знание этого должно сдерживать и освящать нас. Просим, помоги нам жить с мыслью, что Христос всегда рядом с нами. В этом повествовании мы видим, как исполнились пророчества о первом пришествии Спасителя. Мы вправе ожидать, что пророчества о Его втором пришествии исполнятся так же буквально. Просим, помоги нам помнить об этом при изучении еще не исполнившихся пророчеств. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.