ПРОПОВЕДИ
Воскресение Спасителя и события того дня
Мф.28.5-6 «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь».
Услышанная радиореклама привлекла внимание проповедника. Ее автор заявил: «Вы можете победить смерть! Посетите мой семинар, я расскажу, как это делать». Вероятно, он придумал что-то относительно диеты, занятий спортом или заморозки тел на длительный срок. Да и что еще может выдумать смертный человек, не имеющий власти ни прийти в этот мир, ни продлить свое пребывание в нем. Но то, что не под силу человеку, подвластно Богу, и мы действительно можем победить смерть. Неоплатный долг греха заставлял нас умирать вечной смертью. Однако Спаситель Иисус Христос добровольно отдал Свою жизнь и был распят на Кресте, чтобы уплатить цену нашего примирения с Богом. Когда Мария Магдалина и другая Мария пришли к Его гробу на третий день, чтобы помазать Его тело, они увидели в гробе ангела, который возгласил: Мф.28.6 «Его нет здесь: Он воскрес, как сказал. Не нужно пройти никаких семинаров, чтобы победить смерть. Придите к Спасителю Христу, Он лишил смерть ее жала.
Воскресение Спасителя лежит в основе христианства. Оно является печатью и памятником совершенного им Голгофского подвига, является доказательством того, что Он уплатил наш долг, одержал победу в битве за наше освобождение от греха и ада, и был принят Небесным Отцом как наш Поручитель и Заместитель. Если бы Он не вышел из гроба, какая была бы у нас уверенность в том, что выкуп за нас был полностью уплачен, что Он победил смерть и сатану? Благодарность и слава Богу, что мы не оставлены в сомнениях. Господь Иисус действительно «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4.25). Христиане возрождены «воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет.1.3). И они могут смело сказать вместе с ап. Павлом: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес» (Рим.8.34).
Мы должны быть благодарны, что воскресение Спасителя так ясно доказано. Из всех фактов Его жизни ни один так не доказан, как Его воскресение. Мудрость Божья позаботилась о том, чтобы предоставить много достоверных свидетелей воскресения. Несмотря на то, что ученикам Христа трудно было поверить в него, а Его врагам очень хотелось его опровергнуть, факт воскресения был установлен. Его доказательства всегда будут непреложны для честного и непредвзятого ума.
Христос воскрес из мертвых в славе и величии. Его воскресение сопровождалось «великим землетрясением». Читаем ст.2: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем». Специалистами установлено, что этот камень весил около двух тонн. У входа в пещеру, где находился камень, был склон. Камень был переставлен выше по склону. Не стоит думать, что Господу нужна была помощь ангела, чтобы выйти из гробницы. Он воскрес Своей собственной силой. Вспомним Его слова: Ин.10.17,18 «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Но Богу Отцу было угодно, чтобы Его воскресение сопровождалось чудесами и знамениями. В воскресении Христа мы можем видеть подобие воскресения верующих в Него. Могила не могла удержать Его больше отведенного времени, не может удержать она и верующих. Свидетелем Его воскресения был ангел, окруженный славой. Иисус Христос воскрес в новом прославленном теле. И у верующих в Него будет новое прославленное тело. Пусть эта мысль будет радостью для нас. На долю детей Божьих нередко выпадают испытания, скорби, гонения. Болезни, слабости и боль изрядно треплют их бедную земную жизнь. Но лучшие времена для них еще впереди. Наберемся терпения: нас ждет славное воскресение и блаженство вечное. Для людей важно ответить на вопрос: где мы будем, когда воскреснем. Перед нами только два варианта: рай или ад.
Римские солдаты узрели то, что повергло их в ужас. Их храбрость как ветром сдуло при появлении ангела Божьего. Слава этого ангела представляла славу Христа. А это уже указывало на славу спасенных, которую примут они в свое воскресение. Что будут делать нечестивые и злые люди в последний день, когда прозвучит труба ангела и Христос явится во славе, чтобы судить мир? Какой ужас и страх охватит их, когда они поймут, что уже не смогут избежать Божьего суда? О, если бы люди проявили хоть долю мудрости и задумались над тем, что их ждет в будущем: воскресение, суд Божий и «гнев Агнца» (Отк.6.16).
Ангел обратился к ученикам Христа со словами утешения: ст.5 «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого». Пусть боятся грешники, ибо у них есть основания для страха. Но вы не бойтесь. Пусть вас не удивляет та весть, которую принес вам я, ибо вам заранее было сказано, что Учитель ваш воскреснет. Ангел напоминает им о том, что Он был распят, чтобы еще более подчеркнуть любовь их к Нему. Т.е., вы ищите Его, хотя Он был распят (умер позорной смертью). Вы по-прежнему продолжаете оказывать Ему благодеяния.
Ангел заверяет женщин в том, что Христос воскрес. Этого было достаточно для того, чтобы их страхи рассеялись. Ст.6 «Его нет здесь. Он воскрес». Если бы им было сказано только то, что «Его здесь нет», то это не было бы для ищущих Его приятной новостью. Поэтому ангел добавил и то, что «Он воскрес». Мы должны искать Христа с великим почтением, смирением и благоговейным отношением к Его славе. Ангел указывает женщинам на два факта, могущие укрепить их веру в воскресение Спасителя. На то, что слово Его, которое они могли помнить, теперь исполнилось. Он сказал, что воскреснет, и поэтому они имеют все основания для того, чтобы верить в то, что Он воскрес. Ангел тем самым дал понять, что он напоминает им те слова, которые они уже приняли. Он указывает и на то, что гроб, в который они могли заглянуть, был теперь пуст. Из гроба Его невозможно было украсть, а потому они должны были заключить, что Он воскрес.
Ангел повелевает им сообщить эту новость Его ученикам. Ст.7 «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых». Женщинам было здесь хорошо: беседовать с ангелами, которые сказали, что Иисус Христос воскрес из мертвых. Но их ожидало поручение ангелов. Они должны были сказать ученикам. Ангел не сказал: «Пойдите, скажите первосвященникам и фарисеям, чтобы они пришли в смущение и трепет», но «скажите ученикам, чтобы они утешились». Это время было гнетущим для учеников, объятых скорбью и страхом. Поэтому, каким утешением будет для них услышать сейчас, что их Учитель воскрес. Это известие должно было побудить их искать Христа и приготовиться к Его явлению. Сейчас они услышат о Нем, но уже очень скоро увидят Его. Христос открывается постепенно. Эти женщины становятся как бы апостолами (посланниками) для апостолов. Для них это была честь и вознаграждение за неизменную преданность Христу, проявленную ими у Креста и у гроба. А для учеников – укор за то, что они оставили Его, когда схватили Господа. Женщинам было велено «пойти скорее» с этим поручением. Зачем нужна была такая спешка? Ученики теперь были преисполнены печалью, а Христос хотел поскорее утешить их. Мы всегда должны быть готовы делать добро нашим братьям и нести им утешение.
Женщины ст.8 «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его». Они боялись, что эта весть слишком хороша для того, чтобы показаться правдивой. Обратим внимание на то, что об их радости сказано, что она была великой, а об их страхе так не сказано. Не было сомнения в том, что эта весть обрадует учеников, поэтому они бежали, чтобы утешить их утешениями от Бога, которыми утешились сами. Если в нас есть немного истинной веры, тогда этот отрывок должен утешить нас. Наш Спаситель никогда не забудет о Своем народе. Он сочувствует немощам нашим, а не презирает их. Он знает о наших слабостях и не прогоняет нас.
Эти ревностные женщины не только первыми услышали весть о воскресении Спасителя, но и первыми увидели Его воскресшего. Ст.9 «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и вот, Иисус встретил их». Приветствие Христа «Радуйтесь» имеет значение в ее греческом эквиваленте, соответствующее еврейской форме приветствия «мир вам». Оно имело целью прибавить им радости и успокоить их страхи. Они пали к Его ногам, и поклонились Ему в смирении и благоговейном страхе как Сыну Божьему, ныне прославленному. Так точно и нам должно принимать Иисуса Христа, единственного Спасителя нашего: с благоговением упасть к Его ногам, держаться Его верой и с любовью и радостью признать Его своим Господом.
Господь укоряет страх женщин словами: «Не бойтесь». Он восстал из мертвых, чтобы успокоить страхи Своего народа. Особо следует отметить здесь то, что Он называет учеников Своих братьями (ст.10). Он никогда не называл их так, как здесь и в стихе Ин.20.17 до того времени, как Он воскрес. Благодаря воскресению Он был объявлен Сыном Божьим в силе, и все дети Божьи были объявлены Его братьями. Теперь Он уже не имел такого постоянного и близкого общения со Своими учениками, какие имел с ними до Своей смерти. Но, чтобы не подумали они, что он стал их чуждаться, Он дает им это внушающее любовь звание братьев. Этим исполнилось Писание, говорящее: Пс.21.23 «Буду возвещать имя Твое братьям Моим». Они оставили Его в страдании. Но, чтобы показать, что Он смог простить и чтобы научить нас поступать так же, Он не только не оставляет Своих намерений встретиться с ними, но называет их братьями.
В стихах 11-15 рассказано о подкупе стражи первосвященниками. Воины пошли возвестить первосвященникам о воскресении распятого Иисуса. Они «объявили первосвященникам о всем бывшем»: о землетрясении, о сошествии ангела, об удалении от гроба камня и о выходе из гроба ожившего Иисуса. Теперь можно было бы ожидать, что первосвященники уверуют во Христа и покаются в том, что предали Его смерти. Но лично они решили не верить, что Христос воскрес. Более того, они заботились о том, чтобы других удержать от веры, а себя защитить от полного посрамления за неверие. Они предали Его смерти, поэтому для них не существовало никакого иного пути оправдать свой поступок, как только противостать очевидности Его воскресения. В результате, посоветовавшись, они пришли к выводу, что этих воинов любой ценой надо подкупить и заставить их не рассказывать истинные факты. «Довольно денег» было дано на распространение того, о чем они заведомо знали, что это ложь. Обман был смехотворным, и сам в себе нес опровержение. Если они спали, то как могли узнать, что пришли ученики, что кто приходил к гробу? Если бы кто-нибудь из них и пробудился и стал свидетелем происходящего, то он разбудил бы всех. Но, чтобы избавить воинов за не бодрствование на посту, наказание за которое, по закону Рима, было очень суровым, первосвященники пообещали вступиться за них перед Пилатом. Если бы эти воины действительно заснули, и таким образом предоставили возможность украсть Тело Господа, то священники и старейшины первыми стали бы просить правителя наказать их за проявленную неверность. Их забота о безопасности воинов ясно показывает, что эта история была замешана на лжи. Иудеи, готовые быть обманутыми, не только поверили этой лжи, но и стали распространять ее.
Некий богослов пишет: «Если вы верите, что Сын Божий умер и вновь воскрес, то всё ваше будущее наполняется Божьим светом». Воскресение Сына Божьего стало гарантией того, что Бог и нас поднимет из праха Земли: наша мыслящая, чувствующая, помнящая, узнаваемая личность будет жить вечно. Из этого мы можем извлечь еще один урок. Поскольку у нас теперь две жизни (нынешняя и будущая), нам не нужно стремиться получить всё здесь и сейчас. Временно можно пожить без тревог в нынешнем нашем немощном теле. Потому что нас ожидает вечная блаженная жизнь на небесах.
Господь! Пусть свет Твоего воскресения освещает каждый наш день! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за великую жертву Твоего Сына ради нашего спасения. Благодаря Его смерти и воскресению мы имеем уверенность, что однажды придем в место вечного блаженства. Мы благодарим Тебя за то, что мы можем служить Спасителю живому, что пустая гробница открывает полноту спасения. Господь Иисус воскрес, чтобы живы были мы. Он ведет нас к дому неземному через царство зла и море тьмы. Им попран грех и снят наш порочный груз. Господь Иисус! Мы благодарим Тебя за принесение Себя в жертву за наши грехи. Благодаря Твоему воскресению мы получили уверенность, что будем там с Тобой, где нет смерти, что облечемся в новые, прославленные тела. И так всегда с Тобой будем. Мы благодарим Тебя за утешение и надежду. Мы радуемся Твоей великой победе над грехом и смертью. Просим, открой наши глаза, чтобы видеть Тебя, воскресшего Христа рядом с нами в труде и обстоятельствах повседневной жизни. Аминь.