КОММЕНТАРИИ
на Послание к Римлянам
Глава 13 ПкР
В этой главе нам преподаются три урока, на которых ап. Павел останавливается более подробно, чем в предыдущих главах. Эти вопросы следующие: (1) о повиновении гражданским властям; (2) о справедливости и любви к нашим ближним; (3) о целомудрии и благочестии в отношении самих себя.
13.1 «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Стихи 1-6 учат нас тому, как мы должны относиться к начальствующим и к тем, кто имеет над нами власть. Послание адресовано в город кесаря, в Рим. Там существовали для христиан не только «братия» и «враги», но и многие служащие и учреждения, сенат и двор императора. И всего этого они не могли просто исключить из сферы своей жизни. Наоборот, им необходимо было занять ко всему этому определенное положение. Может быть, Павловы друзья в Риме сообщили ему о том, что они ожидают от него совета и наставления по этому вопросу. С одной стороны, нам не следует ожидать от этого отрывка большего, нежели он в состоянии предложить нам. С другой стороны, на основании этой главы мы можем развить учение об отношении христиан к государству для всех времен. «Всякая душа да будет покорна высшим властям». «Всякая душа» – возможно, апостол говорит так потому, что это должно быть искренней покорностью, исходящей из самой души. Говоря «всякая душа», т.е. всякий человек, апостол устраняет все исключения, дабы кто-нибудь не снял с себя обязанности общего послушания. «Всякая душа» – это не значит, что наша совесть должна подчиняться чей-то воле. Только Бог вправе устанавливать законы, относящиеся к человеческой совести. А наш долг – воздавать Божие Богу. Это означает, что наша покорность властям должна быть искренней и добровольной. Для призыва к обязанности покоряться гражданским властям существовали веские причины. (1) Упреки, которые мир обрушивал на христиан как врагов общественного спокойствия, власти и порядка. Для устранения этих обвинений и очищения христианства от них апостол показывает, что послушание гражданским властям есть один из законов Христа, что Его учение делает людей честными подданными. (2) Христиане подвержены искушению относиться к властям иначе. Христиане из иудеев держались принципа, что не подобает потомкам Авраама подчиняться никому, кто не из их народа, что их царь должен быть из братьев их. Кроме того, апостол учил, что верующие теперь не под Законом, что они свободны во Христе. Это увещание было тем более необходимо, что существовавшие тогда правители были язычниками и неверующими, что не лишало их, однако, власти и авторитета. Всегда находились бунтарские души, которые думали, что Царство Христово не превозносится как должно, если не упраздняются все земные власти. И что люди не будут наслаждаться данной им свободой, пока не сбросят иго человеческого рабства. Казалось абсурдным признавать законными начальниками и господами тех, кто стремился ниспровергнуть Царство Христа, единственного Господа неба и Земли. Скорее всего, именно этими причинами ап. Павел был побуждаем с великим усердием подтвердить власть начальствующих. «Высшими властями» он называет не только императора как верховную власть, но и всех нижестоящих начальников. Однако при этом имеются в виду не личности, стоящие у власти, но то положение, которое они занимают. Хотя сами по себе правители могут быть нечестивыми людьми, тем не менее, власть, которой наделены они, законна, и ей надо подчиняться и повиноваться. «Ибо нет власти не от Бога». Бог как Властелин и Правитель мира учредил гражданскую власть, так что всякая власть имеет свое начало от Него. Он отдал ее, согласно Своему провидению, в те руки, в которых находится она в настоящее время. Вспомним отрывок из Книги притч: Прит.8.15 «Мною цари царствуют». Насильственный захват власти и злоупотребление властью не от Бога, потому что Он не может быть источником греха. Но сама по себе власть от Бога. Как наши природные способности, хотя и порой употребляются неправильно и бывают орудиями греха, но своим происхождением обязаны творческой силе Бога, так происхождение гражданских властей обязано Его правящей силе. В этом мире самые несправедливые и деспотические цари не имели бы власти, если бы она не была дана им свыше. Это можно понимать и относительно правления вообще. Бог проявил Свою силу, мудрость и благость в управлении человеческим родом, установив различие между управляющими и управляемыми. И не оставил их без защиты, подобно положению рыб в море, где большая поглощает меньшую. Он сделал это ради блага Своего творения. «Существующие же власти от Бога установлены». Каковы бы ни были государства по структуре и методам управления: монархия или республика, от Бога они установлены. Т.о., следует признавать их и покоряться им как Божьей власти, хотя они непосредственно устанавливаются человеком. Установлены – это военный термин, подразумевающий как сам факт установления власти, так и подчинение нижестоящих вышестоящим, как это имеет место в армии. Если же Богу угодно так управлять миром, то презирающий власть пытается извратить божественный порядок и даже противится Ему.
13.2 «Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение». «Посему противящийся власти противится Божию установлению». Апостол приводит доводы, усиливающие увещание ст.1. Поскольку никто не может сопротивляться Богу кроме как к собственной погибели, апостол говорит, что не останутся безнаказанными те, кто противится в этой части божественному провидению. Во-первых, мы должны быть покорными властям из-за страха наказания, которому мы подвергаем себя, сопротивляясь властям. Правители носят меч, и сопротивляться им значит рисковать всем, что нам дорого в этом мире. Тогда было время преследований христиан, власти ненавидели их за их веру, поэтому не следовало делать себя еще более ненавистными для них своим поведением. Малейший признак сопротивления или возмущения со стороны христиан мог быть преувеличен и использован для возмущения всего общества против них. Поэтому им следовало быть более аккуратными в своем подчинении властям, чем другим. Чтобы те, кто ищет повода к обвинению их в законе Бога их, не могли найти такого повода. Власти происходят от Бога как Его установление. Поэтому начальствующие и называются богами (Пс.81.6), что они носят в себе образ Божьей власти. И те, кто пренебрегает их властью, оскорбляют Самого Бога. Тот факт, что сами власти не знают Бога, или соблюдают ложную религию, или откровенно исповедуют атеизм, не имеет для нас значения. Высшие власти так необходимы и так важны для хода мировой истории и для человеческой жизни на земле, что Бог крепко держит в Своих руках появление и действия их, не представляя их самим себе. Поэтому всякое уклонение от этих властей направлено против Самого Бога. «А противящиеся сами навлекут на себя осуждение». Противящиеся властям будут призваны к ответу за это. Бог рассчитается с ними за сопротивление властям, т.к. они противятся Его установлению. И власти тоже рассчитаются с ними за это. Оказавшись под кнутом закона, противящиеся властям убедятся в том, что высшие власти стоят слишком высоко, чтобы их можно было ниспровергнуть. И что все правители вправе поступить сурово против всякого неподчинения, заговора и восстания.
13.3 «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее». Теперь апостол учит нас повиновению власти, исходя из ее пользы. Поэтому слово «ибо» следует относить к первому утверждению (начальствующие страшны не для добрых дел), а не к последнему. Польза здесь в том, что Господь восхотел таким образом способствовать спокойствию добрых людей и сдерживать злокозненность нечестивых. Этими двумя вещами охватывается безопасность человеческого рода. Ибо, если не мешать ярости злых и не защищать невинных от их посягательств, всё придет в плачевное состояние. «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых». Начальники предназначены для устрашения злых делателей. Они носят не только военный меч, но и меч правосудия (законы, постановления, полиция, суды, тюрьмы, налоги и т.д.). Они призваны обуздывать зло, предавать преступников позору. Сила испорченности плотской природы человека такова, что многие не останавливаются перед самыми чудовищными злодеяниями, самыми губительными для человеческого общества. Их не может обуздать ни Закон Бога, ни закон общества, ни даже страх перед грядущим Божьим судом, а только страх перед временным наказанием. Отсюда вытекает, что законы и наказания, положенные для беззаконных и непокорных людей, должны существовать среди христианских народов. Они находятся не в противоречии с Евангелием, но в согласии с ним. «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро». Апостол показал, что если мы добры, нам нет причины бояться начальства. Более того, если кто-нибудь хочет сбросить с себя это бремя, он свидетельствует тем самым о злой совести или о злом умысле. Здесь говорится о служении истинного и как бы первоначального правительства. И хотя от него нередко отклоняются те, кто обладает властью, всё равно не следует отказывать им в послушании, должному начальникам. Ибо если злой начальник является бичом Божьим для наказания за грехи народа, мы должны считать, что по нашей вине произошло то, что великое благословение Божье превратилось в проклятие для нас. Поэтому не перестанем почитать благое установление Божье. И это будет легко, если всё обнаруживаемое в нем зло будем относить к себе самим. Т.о., апостол учит, ради какой цели установлены Богом начальства, и она бы всегда реализовалась, если бы по вине нашей не искажалось это полезное установление. Не может быть такой тирании, которая бы никак не помогла сохранению человеческого общества. «И получишь похвалу от нее». Можно подумать: «Неужели во время апостола не было скверных начальников?» «Неужели в его время не было невинно страдающих в тюрьмах?» Но апостол не мог не видеть себя на рыночной площади в Филиппах, где его беззаконно наказывали плетьми и посадили в темницу. Но он помнил о том, что его римское гражданство заставило городских властей освободить его и извиниться перед ним. Т.о., апостол не может думать, что в каждом случае делающий добро непременно заслужит похвалу, а преступник – положенное ему наказание. Но он знает, что внутри закономерного государственного порядка предоставляется место всему честному и законному для существования спокойной жизни. Эта жизнь законом и порядком охраняется от погибели. Посредством «высших властей» Бог препятствует разнузданному произволу греха и способствует развитию человеческой жизни.
13.4 «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро». Он должен служить для того, чтобы удалить тебя от зла. Из этого отрывка начальники могут узнать, каково их призвание. Господствовать они должны не ради себя, но ради общественного блага. Они не наделены неограниченной властью, но той, которая нацелена к пользе их подданных. Так что своим владычеством они обязаны Богу и людям. Они посланы Богом и защищают Его дело, должны будут в будущем дать Ему отчет. Служение, порученное им Богом, относится к их подчиненным. Поэтому начальники должники перед ними. Подчиненные научаются из этого отрывка, что меч начальников по Божьей благости защищает их от беззаконий преступных людей. Т.к. мы пользуемся защитой власти, то обязаны покоряться ей. Поддерживая власть, мы сохраняем свою собственную безопасность. «Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч». Если делаешь зло, которое подлежит компетенции властей и их суду, то бойся. Не думай, что ты как христианин не подлежишь наказанию. Хорошо, когда служение начальников состоит в том, что они силой подавляют возношение злых, которые не хотят добровольно управляться законом, и налагают на них те наказания, которые требует суд Божий. Бог доверил власть начальнику не напрасно, но для обуздания беззакония. «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Начальник есть Божий слуга, хотя сам может и не знать о том, что служит Богу. Даже если не служат они сознательно Ему, всё же они выполняют Его волю. По этой причине вавилонский царь Навуходоносор, идолопоклонник, назван Богом Его слугой в Писаниях пророков. Всякий раз, когда судьи по закону карают виновных смертной казнью, они осуществляют мщение Божье. Поэтому с Самим Богом спорят те люди, которые считают, что не подобает проливать кровь преступников.
13.5 «И поэтому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». То, что апостол сказал в начале о необходимости послушания начальникам, теперь он повторяет в виде заключения. Он делает обобщение: надо повиноваться начальникам не только из-за человеческой необходимости, но и для того, чтобы слушаться Бога. Даже если начальство и не вооружено, и его можно безнаказанно не слушаться и презирать, не следует попытаться делать это, так же, как если бы за этим следовало наказание. Люди не вправе отказывать во власти тому, кого Бог наделил властью и поставил во главе их. Вот поэтому и сам ап. Павел оказывал уважение в обращении с представителями государственной власти. Всё это рассуждение велось о гражданском начальстве. Поэтому напрасно выводят отсюда свою святотатственную теорию те, кто пытается господствовать над совестью.
13.6 «Для сего вы и подати платите; ибо они Божьи служители, сим самым постоянно занятые». «Для сего вы и подати платите». Апостол, пользуясь случаем, упоминает о податях, причину которых он выводит из начальнического служения. Если начальникам надлежит заботиться о безопасности добрых людей и противостоять беззаконным поползновениям злых, то они не могут это делать, если не будут иметь материальные средства. Т.о, по праву платятся налоги для поддержания столь необходимого служения. Начальникам следует помнить, что всё, что получают они от народа, является общественным благом, а не орудием личной похоти и страсти к роскоши. «Ибо они Божьи служители». Он повторяет эту мысль так часто для того, чтобы особо подчеркнуть ее. Говоря о «служителе», апостол пользуется здесь другим словом, нежели в предыдущих предложениях, а именно словом «литургии». Это слово напоминало тогда каждому о больших почетных должностях, которые несли богатые граждане в интересах государства. «Сим самым постоянно занятые». Занятые даже тогда, если сознательно не служат Богу, и это ни в коей мере не является их заслугой. Мужи императорского управления в Риме и в империи были постоянно заняты исполнением своих служебных обязанностей, а потому и вынуждены были нести большие расходы. Поэтому требовались налоги, платить которые обязаны были и христиане Рима.
13.7 «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь». Стихи 7-10 учат нас любви и справедливости. Христианам в Риме следовало предложить необходимое правило поведения. В этом стихе апостол перечисляет, в чем именно состоят обязанности к начальникам. В том, чтобы они ценили и почитали начальников, повиновались их указам, судам, чтобы они платили подати и налоги. «Итак, отдавайте всякому должное». Надо отдать должное не только властям, но всем тем, с кем приходится нам иметь дело. Отдавать должное, т.е. то, что вы обязаны отдать. Это значит быть справедливым. «Кесарево – кесарю», так сказал Господь Иисус, когда искушавший Его спор о подати кесарю достиг своей крайней остроты. Ап. Павел расширяет значение этого слова для своих братьев. Апостолу нет нужды говорить о том, что подати не препятствуют христианам отдавать Богу то, что принадлежит Ему. В равной степени апостол не защищается и от обвинения в переоценке государственной власти. Отдавайте с готовностью, не дожидаясь, когда вас принудят к этому по закону. В это должное входит: (1) Материальный долг: «кому подать, подать; кому оброк, оброк». Обращаясь к римлянам, которые были богатыми и потому облагались податями и оброками, апостол призывает их к справедливой и честной уплате их. Господь Иисус родился в то время, когда его родители пришли в Вифлеем, чтобы быть внесенными в число облагаемых податью. И Он Сам предписывал платить подать кесарю. Некоторые в других отношениях и делах бывают вполне честными, а в этом вопросе поступают не по совести. Руководствуются ложным принципом, что обмануть кесаря, властей – это не грех. (2)Духовный долг: «кому страх, страх; кому честь, честь». Словом страх апостол обозначает послушание. Здесь речь идет не только о нашем долге перед начальниками, но и перед всеми старшими: родителями, учителями и т.д. Где нет в сердце уважения к старшим, не может быть должного исполнения своих обязанностей. Из сказанного выше следует, как преходящи все царства этого мира и все государственные власти.
Вывод: Христианин в состоянии подчиняться существующей власти, при этом не отказаться от величия и достоинства своего усыновления Богу. Близок уже день, когда вместе с этим миром исчезнут все человеческие власти, и управлять миром будет Иисус Христос вместе со своими искупленными. Теперь же христианин должен еще подчиняться властям, потому что существующая в мире государственная власть сохраняет порядок. И каждый христианин вынужден с благодарностью ценить ее как порядок Божий.
13.8 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви». Слова «долг, должный» обладают двойным смыслом: быть чьим-то должником и нести какие-то обязанности. Христианин не должен оставаться должником никому ничем. У него не должно быть никаких долгов: он должен платить налоги, отдавать квартирную плату, платить за кредит. Кроме этого не должно быть у него никаких долгов перед людьми в оказании им уважения и почестей. Это следует выполнять без всяких оговорок. Но приблизимся ли мы к праведности таким образом? Нет, потому что существует обязанность – это долг любви. Любовь никогда не сможет заявить: я сделала для тебя всё, что смогла, я достаточно любила тебя. Любовь бесконечна и неисчерпаема. Некоторые считают, что всё это было сказано апостолом не без иронии. Как если бы он отвечал на возражение тех, кто думал, что христиане отягощаются, будучи обязанными исполнять другие заповеди, кроме заповеди любви. Да, это можно понимать и иронически. Апостол как бы соглашается с теми, кто не допускает никакого закона, кроме закона любви, но при этом вкладывает в слово любовь иной смысл. Однако полагаем, что апостол заповедь о власти начальников, дабы не показалась она кому-нибудь шаткой, захотел соотнести с законом любви. Он как бы говорит: «Когда я требую от вас повиноваться властям, то требую того, что по закону любви должны делать все верные. Ибо если вы хотите, чтобы добрым людям было хорошо (а не хотеть этого бесчеловечно), то должны заботиться о том, чтобы законы и суды имели силу. Чтобы законодатели, по благодеянию которых утверждается безопасность всех, имели послушный себе народ». Итак, нарушает закон любви тот, кто вводит анархию, за которой тут же следует сумятица во всех деталях. «Ибо любящий другого исполнил закон». Намерение ап. Павла состоит в том, чтобы все заповеди Закона свести к любви. Чтобы мы знали, что лишь тогда исполняем заповеди правильно, когда сохраняем между собой любовь. И чтобы верные не отказывались ни от какого бремени, ведущего к сохранению любви. Некоторые из этого предложения пытаются вывести оправдание по делам. Мы же, говоря, что люди не оправдываются делами, не отрицаем, что соблюдение Закона есть истинная праведность. Но поскольку никто Закон не соблюдает, мы утверждаем, что все исключены из этой праведности, и поэтому получают оправдание лишь во Христе Иисусе.
13.9 «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Цель апостола – показать, что Бог заповедями Своими хочет научить нас любви, а нам всеми способами следует к ней стремиться. Здесь же подразумевается и то, о чем он умолчал: не последняя часть миролюбия и братской любви заключается в том, чтобы слушаться своих начальников. Апостол перечисляет последние пять из десяти заповедей, совокупность которых есть заповедь: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Любить должны ближнего с той же искренностью, с которой мы любим себя самого, хотя и не в той же самой степени. Кто любит ближнего своего, как самого себя, тот желает ему благополучия во всем, как и себе. На этой заповеди основано золотое правило – делать другим то, чего себе желаешь. Если бы даже не было никаких ограничений, налагаемых человеческими законами, и никаких наказаний, то одной этой заповеди было бы вполне достаточно для того, чтобы предотвратить всякие злодеяния и сохранить в обществе добропорядочные и мирные отношения.
13.10 «Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Апостол доказывает, что в любви содержится всё, чего требует Закон. Надо иметь в виду, что Закон требует самоотверженной неисчерпаемой любви. Но любовь эта недостижима для плотского человека, как самолюбивого по природе. Если же эта любовь действительно рождается в человеке, он тотчас же замечает удивительные проявления ее в себе, в том числе к нечестивым, к грешникам, к врагам. Кто наделен истинной любовью, тому никогда не придет в голову вредить другому человеку. «Любовь не делает ближнему зла». Кто руководствуется принципом Божьей любви, тот никому не замышляет и не совершает зла. Замышлять зло – это то же самое, что совершать его. Любовь не только не замышляет никакого зла, но старается делать всякое добро, которое может, и помышляет о добром. «Итак, любовь есть исполнение закона», хотя и не совершенное исполнение, но значительное приближение к нему. Она включает в себя все заповеди второй скрижали Закона Моисея. Все они предполагают наличие любви. Если любовь в человеке искренняя, то она принимается Богом как исполнение Закона. В этом случае она отвечает всем его целям, ибо она может удержать нас от зла и побудить к добрым делам.
13.11 «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». В ст. 11-14 христианам преподается урок воздержания и благочестия по отношению к самим себе. Прежде всего, надо наблюдать за собой. В качестве руководства для нашей повседневной жизни даются четыре указания: когда пробуждаться, во что облекаться, как вести себя и как заботиться о плоти. «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться от сна». Это же самое говорится в Еф.5.14 «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Несомненно, что в данном фрагменте апостол говорит о духовной спячке, т.е. о состоянии духа, который спит, когда живет в грехах и доволен собой. Господь Иисус в евангелиях много раз предостерегает по поводу такой спячки, увещая нас о том, что мы должны быть бдительными, должны бодрствовать. Он говорит не о тех людях, которые мертвы в грехах или в неверии, но о христианах, которые живут равнодушной и самодовольной жизнью. Таких людей и в наши дни много. Они совершают учрежденное Христом покаяние и, совершив это, считают, что теперь они праведны. Но нам словно во время рассвета начали блистать лучи небесной жизни. Поэтому нам следует поступать так, как обычно поступают те, кто ходит в свете перед взором людей. Ибо таковые тщательно остерегаются совершить что-либо недостойное. Ведь если они в чем-то согрешат, то опозорятся перед лицом многих свидетелей. Мы же всегда предстоим перед Богом и Его ангелами. Под словом «пробудиться» апостол имеет в виду приготовиться к исполнению тех обязанностей, которые требует от нас Бог. Посмотрите, какое у нас время, и вы увидите, что пора нам пробудиться. Мы живем в век благодати, т.е. в такое время, когда мы знаем больше и от нас требуется больше, чем от живших во времена неведения. Настало время пробудиться от греховного сна (ибо греховное состояние есть состояние духовного сна), пробудиться от плотского равнодушия, лени и небрежности. Т.о., дела тьмы – это дела тех, кто спит или мертв в духе, в отрицательном смысле этого слова. Это дела тех, кто мирно покоится в вожделениях мира сего. Это не только те дела, о которых принято думать, что они порочны, но также и те, которые считаются добрыми, но всё же являются порочными из-за внутренней порочности человека. Поэтому отбросим все дела тьмы, и будем ходить, как подобает ходить днем. «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали». Данная фраза имеет то же значение, что и фрагмент 2Кор.6.1-2, где апостол говорит «умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и день спасения Я помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». То, что апостол затрагивает в этом послании поверхностно, во Втором послании к коринфянам рассматривает более детально. Он говорит там: 2Кор.6.3 «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение». Вечное блаженство сегодня ближе к нам, чем когда мы стали христианами. Будем наблюдать за своим путем, и исправлять свое хождение. Чем ближе к нам спасение, тем быстрее и энергичнее должны мы продвигаться в духовной жизни.
13.12 «Ночь прошла, а день приблизился; итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в орудие света». «Ночь прошла, а день приблизился». Хотя верные еще не приняты в полноту света, однако апостол заслуженно сравнивает с рассветом знание о будущей жизни, воссияющей нам через Евангелие. Слово «день» здесь означает не свет веры, но блаженную светлость небесной жизни, начатки которой познаются нами из Евангелия. Т.о., как только Бог начинает нас призывать, мы с самого первого дня заключаем, что где-то имеется полнота духовного света. Апостол говорит, что «ночь прошла», потому что мы не объяты густым туманом неверия, как те, для которых не блистает ни одна искорка новой светлой жизни. А перед нашими очами Бог через Евангелие поместил надежду на воскресение. Итак, в этом стихе говорится о том, о чем нам следует позаботиться после того, как мы пробудились и встали. Ночь прошла, и поэтому откровения евангельской благодати, как яркий свет, заливают нашу Землю. День нашего спасения в небесной славе уже приблизился. «Отвергнем дела тьмы». Это не проповедь, призывающая к обращению и направленная к мирским людям, а призыв, обращенный к верующим. Они, как ни странно, совершают «дела тьмы», у них имеются еще мысли, слова и дела, которые пронизаны ночной сущностью времени этого мира. Мы должны отвергнуть свои ночные одежды, т.к. днем в них стыдно появляться. Дела тьмы – это греховные, позорные и порочные дела, потому что ночь лишена стыда. Их происхождение – из тьмы неведения и заблуждения. Они совершаются тоже во тьме – скрытно, и конец их – во тьме ада. Поэтому нам, сынам дня, должно отвергнуть их и больше к ним уже не возвращаться. Т.к. вечность уже при дверях, будем остерегаться делать то, что против нас будет свидетельствовать. «И облечемся в оружия света». Мы живем на вражеской территории. Наша жизнь – это не безобидная прогулка, это борьба. Поэтому не достаточно облечься в одежды света, которые достаточны для мирной жизни. Нам необходимо оружие, но не плотское, а «оружие света». Мы должны и о том заботиться, как нам одеться, во что нам облечь свою душу. Христиане – это воины среди врагов, их жизнь есть борьба, поэтому их облачением должно быть оружие, чтобы они могли защитить себя. Это оружие в Еф.6.13-18 апостол называет «всеоружие Божье». «Оружия света» означают честные, трезвенные и чистые поступки, для которых предназначен день. Если христианин не вооружен для борьбы, то он может считать себя неодетым. Оружие его защищает душу его от искушения сатаны и нападок злого мира. Средства защиты его души называются «оружием света», т.е. оружием, которое подобает носить сынам света. Т.о., апостол хочет разными путями побудить нас и к помышлениям о будущей жизни, и к почтительному поведению перед лицом Божьим.
13.13 «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Здесь апостол говорит о трех родах порока, в каждом из которых выделяет два вида: неумеренность и обжорство в еде, половую похоть и все сопутствующие ей гнусности, зависть и ссоры. Если всё это настолько гнусно, что даже плотские люди стыдятся совершать это перед глазами других, то нам подобает постоянно от этого воздерживаться, нам, которые ходят в свете Божьем. Воздерживаться, даже не находясь перед взором других людей. Прекрасные одежды даны нам не только для того, чтобы покрасоваться в них. Христианская религия учит, как следует вести себя, чтобы угодить Богу, Который всегда надзирает над людьми. Неужели во всем этом заключались серьезные опасности для христиан первого поколения? Очевидно да, в противном случае апостол не писал бы об этом. Может быть, некоторые из римских христиан принимали участие в языческих общениях. Несмотря на то, что там устраивались обильные трапезы, что там пьянствовали, распутствовали (как обо всем этом свидетельствуют писатели античного мира). «Как днем, будем вести себя благочинно». В этом стихе апостол дает указания, как вести себя в дневное время, потому что днем люди ведут себя по отношению к другим так, чтобы быть честным и не запятнать своей репутации. Встав и одевшись, мы не должны сидеть неподвижно. Наше поведение должно быть достойно благовествования Христова. Об этом апостол говорит и в других своих посланиях. 1Фес.4.1 «как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали». Еф.5.8 «поступайте, как чада света». «Будем вести себя благочинно», т.е. благопристойно, достойно нашего звания, чтобы быть украшением учению Спасителя, чтобы другие могли быть привлечены красотой этого учения. Мы должны учитывать, что за нами наблюдают окружающие нас люди. «Не предавшись ни пированиям и пьянству». Апостол призывает христиан воздерживаться от всякого излишества в пище и питье. Они не должны принимать никакого участия в пирушках, предаваться чувственным удовольствиям, неумеренности в чем-либо. Отягощение себя объедением и пьянством – это не есть хождение в свете. Ибо написано: 1Фес.5.7 «упивающиеся упиваются ночью». Греки древних времен придавали пирам и празднествам столь большое значение, что даже изобрели себе бога, ответственного за это времяпрепровождение. Они считали это дело полезным и похвальным. Однако апостол учит противоположному в этом фрагменте. Ибо он хочет, чтобы христиане постились, воздерживались и трезвились. Всякий, кто читает жизнеописания, хотя бы святого Иеронима, увидит, что эти шесть пороков не только изобиловали в Риме, но фактически властвовали, тиранствовали над людьми. Так что даже язычник Ювенал (римский поэт, жил около 60-127гг.) восклицает: «Самый большой враг, а именно роскошь пришла, чтобы обосноваться с нами». Апостол пытается испугать верных, чтобы они не поддавались диким примерам Рима. Отцы церкви утверждали, что тот, кто желает служить Богу, должен, прежде всего, бороться с пороком обжорства. Потому что это зло является наиболее труднопреодолимым. Если этот порок не искоренить, то даже если он не приводит к похотливости, всё равно делает ум человека неподготовленным к божественным вещам. По этой причине пост является сильнейшим оружием христиан, обжорство же, с другой стороны – это наиболее эффективный механизм дьявола. «Ни сладострастию и распутству». Явное прелюбодеяние и явный блуд – это сладострастие. Сладострастные мысли и чувства, похотливые взгляды, а также слова, жесты, шутки – это распутство. Запрещается это и всё, что является нарушением священного Закона целомудрия и благопристойности. Ап. Петр не молчит о распутстве Рима, когда в стихе 1Пет. 4.4 обращает внимание не только на распутство, но также и на злословие. В самом деле, он не стесняется назвать этот город Вавилоном, потому что всё в нем было в беспорядке и путанице. Он тоже предостерегает христиан: 1Пет.4.3 и далее: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям …». Т.о., апостол предостерегает, что римские христиане должны быть целомудренны. «Ни ссорам и зависти». В данном фрагменте апостол учит христианина об отношениях с его ближним, чтобы они жили в мире, единстве и любви. Он также хочет, чтобы они были кроткими, добрыми и великодушными друг к другу. «Спор» – это словесная битва, и «спорить» – значит сражаться на словах. В этой битве каждый спорщик хочет, чтобы его считали правым и победившим, а всех остальных – побежденными. Это тоже дела тьмы. Ибо хотя зависть и ссоры широко распространены, однако ни один человек не хочет признать себя завистливым или вздорным. Наилучшие святые могут стать предметом зависти и вражды, но завидовать и ссориться не прилично последователям миролюбивого и кроткого Спасителя Иисуса. Где пирование и пьянство, там также сладострастие и распутство, зависть и ссоры. Соломон ставит их всех в один ряд (Пр.23).
13.14 «Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». В этом стихе апостол указывает на то, о чем мы должны проявлять попечение. «Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа». Метафора «облечься во что-нибудь» часто употребляется в Библии в отношении того, что либо украшает, либо уродует человека. И то, и другое означается одеждами. Грязная и рваная одежда бесчестит человека, а красивая и чистая возвышает его в глазах других. Облечься во Христа означает здесь так оградиться отовсюду силой Его Духа, чтобы стать пригодными ко всем сторонам святости. Ибо только так восстановляется в нас образ Божий – единственное украшение души. Ап. Павел имеет в виду цель нашего призвания: Бог, усыновляя нас, привил нас к телу Единородного Сына Своего и для того, чтобы мы, отрекшись от прежней жизни, стали в Нем новыми людьми. Поэтому в ином месте он говорит, что верные облекаются во Христа во время крещения. «И попечения о плоти не превращайте в похоти». Наше главное попечение должно быть о нашей душе. Но пока мы находимся в этом теле, мы не можем отбросить попечение о нем. Нам следует заботливо относиться к телу, но не так, чтобы эти вещи заставили нас забыть о небесной родине. Человеческой природе достаточно немного, аппетиты же людей ненасытны. Некий богослов справедливо говорит: «Кто лелеет свою плоть, вскармливает себе врага». Но добавляет: «Тот, кто разрушает свою плоть – убивает друга». Разрушать следует не плоть, но пороки плоти. Здесь запрещено обременять себя чрезмерными заботами и потворствовать своим необузданным желаниям. Ап. Павел учит нас, что причина всякой неумеренности состоит в том, что никто не довольствуется необходимым и законным употреблением благ. Просить о хлебе насущном – это наш долг. Иисус Христос учил нас молиться об этом. Но просить об удовлетворении своих прихотей – это значит искушать Бога (Пс.77.18).
Мы можем сделать вывод из этой главы, что ап. Павел, муж христианской свободы и противник всякой новой законности, считает всякое участие христиан в мирских общениях совершенно неприемлемым.
Стихи 13-14 были тем словом Божьим, которое привело бл. Августина к покаянию и обращению. Он услышал в нем суд Божий над своей жизнью.