ПРОПОВЕДИ
Вознесение Спасителя Иисуса Христа.
Лк.24.50-51 «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».
Поскольку целью Христа было примирить Небо с Землей и быть между ними Посредником, то Ему необходимо было положить Свои руки на них обоих. Христу надлежало совершить труд в обоих мирах. Поэтому Он, воплотившись, сошел с Неба на Землю, чтобы исполнить Свое дело здесь. А закончив его, возвратился на Небо, чтобы обитать там и ходатайствовать за нас перед Богом. Он вознесся из Вифании, из селения, находящегося вблизи Иерусалима и примыкающего к горе Елеонской. Там был сад, где начались Его сильные страдания, где Он пребывал в сильном борении. Само слово «Вифания» означает «дом скорби». Те, кто хотят войти на Небо, порой должны начинать свое восхождение из дома скорби и страдания. Он вывел Своих учеников из Иерусалима, чтобы они могли видеть Его. Вероятно, Христос вознесся ранним утром, прежде чем пробудился город, т.к. после Своего воскресения Он никогда не показывался открыто всем людям, а только лишь избранным. Ученикам дано было видеть Его восходящим на Небо, т.к. иначе не могли бы иметь наглядного доказательства Его вознесения. «Подняв руки Свои, Он благословил их». Он ушел от них с любовью, оставив им Свое благословение. Он поднял руки Свои, как делал первосвященник, благословляя народ. Он благословил их как имеющий власть. Апостолы представляли 12 колен, так что, благословляя их, Христос благословил весь Свой духовный народ. «И когда благословлял их, стал отдаляться от них». Он стал отдаляться так, чтобы показать, что Его уход от них не означал прекращения Его благословений. Ибо ходатайство, которое Он собирался совершать за всех Своих детей на Небе, есть продолжение этого благословения. Он начал Свое благословение их на Земле, но ушел на Небо, чтобы там продолжить его. Он стал отдаляться от них, поднимаясь над их головами. Как Он воскрес, так и вознесся Своей собственной силой. Ему не потребовалась огненная колесница, ни огненные кони, как пророку Илии. Он знал дорогу, и мог вернуться туда Сам.
Прошло 40 дней со времени воскресения Господа Иисуса Христа. В течение этого времени Он являлся не всем, а только Своим ученикам, только любящим Его. Прочитаем об этом из Библии: Деян.10.40-41 «Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых». Если кто-нибудь спросит, почему Бог не явил Своего воскресшего Сына всем, можем ответить: не подлежит сомнению, что Бог устроил дело так по наилучшим соображениям. Бесспорность воскресения была удостоверена многими надлежащими свидетельствами. Но для упражнения в вере благочестивым было полезно больше верить Евангелию, чем своим глазам. Что касается нечестивых и открытых врагов Христовых, то они, не будучи готовы уступить Богу, даже после многих подтверждений оказались недостойными созерцания славы Христова воскресения. Даже сообщение воинов, нанятых для охраны могилы, могло бы их вполне убедить. Не говоря уже о других, основанных на гармонии доводах. Ап. Павел пишет, что воскресший Христос, кроме узкого круга учеников, «явился более, нежели пятистам братьям в одно время» (1Кор.15.6), из которых большая часть была жива в то время, когда он писал об этом.
Наступило время, когда пребывание Христа на Земле должно было закончиться. Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, ученики Христа возвратились из Галилеи в Иерусалим. В 40-й день после воскресения Господа они собрались в одном доме. Он явился им и беседовал с ними. Он сказал: Лк.24.49 «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». Он вывел их из города на гору Елеонскую в сторону Вифании. Благословил учеников Своих и, когда благословлял их, стал возноситься на Небо. Таким явным вознесением удалил Бог Отец Сына с Земли. То, что Он вознесся вверх, это – знак Его возвеличения; а облако, взявшее Его – символ Божьего присутствия. Вознесение Христа было не просто путешествием Господа в пространстве, а второй частью (после воскресения) Его возвеличения и прославления, возвращения Его в славу. В воскресении Своем Он сбросил с Себя унизительные для Него ограничения этой земной жизни и бесчестие Креста. А в вознесении Он утвердил Свое владычество, взойдя на Небо.
Господь Иисус несколько раз предсказал Свое вознесение. Вспомним стихи из Евангелия от Иоанна. Ин.6.62 «увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде». Здесь Он говорит народу о Своем вознесении на Небо, которое должно было стать неопровержимым доказательством истинности Его учения. Толкование этих слов: «Если сказанное Мной кажется вам настолько трудным, что вы не можете этого слушать, то, как вы сможете принять, когда Я скажу вам о Моем возвращении на Небо, откуда Я пришел? Вы полагаете, что Я слишком много беру на Себя, когда говорю: Я сошел с Небес, ибо именно к этому вы придираетесь (ст.42). Но что вы подумаете, когда увидите Меня возвращающимся на Небо или же услышите об этом от очевидцев?»
В главе 14 написано о том, что Господь принялся утешать учеников, которые исполнились печали, узнав от Него о том, что Он покидает их. Они тревожились о том, что с ними будет, когда Он уйдет. Пока Он был с ними, Он их поддерживал, помогал им владеть с собой. Но если Он покинет их, то они будут как овцы, не имеющие пастыря. И сделаются легкой добычей ищущих погубить их. Чтобы подавить эти страхи, Христос заверяет их в том, что они облекутся в силу, достаточную для того, чтобы поддержать их в трудную минуту. В т.ч. Он говорит; Ин.14.12 «потому что Я к Отцу Моему иду». Т.е. вы и ваш труд не пострадает из-за Моего отсутствия. Я могу облечь вас необходимой властью, ибо Я к Отцу Моему иду. При необходимости Он Мне поможет. Те чудеса, которые ученики творили во имя Христа, были частью Его вознесенного состояния.
Речь Иисуса Христа в главе 16 завершает Его прощальную беседу с учениками. Он выражает очень нежную заботу об учениках, опечаленных тем, что Он сказал им: «Мне уже не долго быть с вами». Слова Его «А теперь иду» означают, что Его не уводили с силой, но Он Сам добровольно уходил от них. Так же как и Его жизнь не отнимали у Него, но Он Сам отдавал ее. Он шел к Пославшему Его, чтобы отчитаться за Свое дело. Ин.16.5 «А теперь иду к Пославшему Меня». Так и мы, дети Божьи, покидая этот мир, идем к Пославшему нас в него. Это должно заставить нас позаботиться о том, чтобы жить, помня о том, что мы имеем поручение, которое должны исполнять. И что должны будем дать отчет за него.
Уже говорили, что вознесение Господа Иисуса было восстановлением той славы, которой Он обладал до Своего воплощения на Земле. Но вознесение было и прославлением Его человеческой природы, таким образом, как этого не происходило никогда прежде. Он вознесся на небо не как дух или херувим или серафим, а в человеческой внешности.
Вознесение Господа устанавливает три факта.
1. Личную власть Христа. В Первом послании ап. Петра читаем: 1Пет.3.22 «Который, войдя на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились ангелы и власти и силы». Ап. Петр возвеличивает перед нами вознесение Христа на Небеса, чтобы наши очи не искали Его на Земле. И это очень важно для нашей веры. Апостол восхваляет также восседание Его одесную Бога Отца, чтобы мы не сомневались, что у Христа достаточно силы и защиты для сохранения нашего. Фраза «сидеть одесную Отца», т.е. по правую сторону Бога означает занимать положение главы исполнительной власти при Боге Отце. Христос везде: на Небе и на Земле осуществляет верховную власть как Посланник Божий. Выражение «Которому покорились ангелы» хорошо дополняет эту мысль. Указание на силы и власти связано только с усилением смысла. Т.о., ап. Петр этим славословием превозносит величие воспринятой Христом власти. Если Христос достиг такой славы после глубокого унижения, то пусть Его последователи не отчаиваются, но надеются, что после кратковременных страданий они достигнут необыкновенной радости и славы.
2. Духовную вездесущность Христа. Будучи на Небе, Господь пребывает со Своими учениками более действенным образом, чем тогда, когда Он жил на Земле. Сам Господь свидетельствовал об этом апостолам. Вспомним Его слова: Ин.16.7 «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам». Лучше не только для Меня, но и для вас, чтобы Я пошел. Хотя апостолы не понимали этого и не хотели верить этому, тем не менее, это действительно было так. Нам порой кажется прискорбным, что на самом деле лучше для нас. Это было лучше потому, что открывало путь для ниспослания Святого Духа. «Если Я не пойду, Утешитель не придет». А почему не придет? Во-первых, таково было божественное определение по этому делу, оно изменению не подлежало. Дающий даром может забрать назад один дар, прежде чем дать другой, хотя нам и хотелось бы иметь все дары. Во-вторых, чрезвычайного посла надлежит отозвать до прибытия консула, который должен пребывать на месте постоянно. В-третьих, ниспослание Святого Духа должно было иметь место как плод Христова искупления. В-четвертых, тем великим аргументом, который Святой Дух должен был использовать для убеждения мира, должно было стать вознесение Христа на Небо и принятие Его там. Наконец, ученики Его должны были отвыкнуть от Его телесного присутствия, на котором они были излишне сосредоточены. «Если пойду, то пошлю Его к вам», т.е. Я хочу позаботиться о вас, чтобы вы ничего не потеряли от Моего ухода от вас. Присутствие Духа Христа в Его Церкви настолько лучше и желаннее Его телесного присутствия, что для нас было действительно лучше, чтобы Он пошел и послал вместо Себя Утешителя. Будучи в теле, Он мог находиться одновременно только в одном месте, а Его Дух пребывает повсюду. Телесное присутствие Христа увлекает глаза людей, а Его Дух увлекает их сердце.
3. Небесное служение Христа, как нашего Ходатая и Заступника. Вознесением Своим на Небо Господь Иисус раскрыл перед нами врата в него, затворенные грехопадением Адама. Из того, что Он взошел на Небо в человеческом теле (хотя и прославленном), следует, что мы некоторым образом уже восседаем с Ним на Небесах. Эф.2.6 «и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Мы, духовно мертвые, теперь воскрешены. Воскресив Христа, Бог вместе с Ним воскресил и всех верующих в Него. Он возвысил и прославил и их вместе с Ним и в Нем. Слова «и посадил их на небесах» можно понимать и в духовном смысле. Грешники пресмыкаются в пыли, а освященные души восседают на Небе, высоко над этим миром. Мир стал для них ничто, по сравнению с тем, чем он был для них раньше, и по сравнению с небесным миром. Они не только слуги самого лучшего Господина, но призваны царствовать с Ним. Они вознесены во Христе и сидят на престоле вместе с Ним. Пребывание Иисуса Христа с Отцом – великое благо для нас, Божьих детей. Он пребывает на Небе как наш Ходатай и Заступник. Рим.8.34 «Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». То, что Христос воссел по правую сторону от Бога Отца, является еще одним доказательством того, что Он завершил на Земле Свой труд. Теперь Он правит, Ему дана вся власть. Он не безразличен и не забыл нас, но ходатайствует за нас. Царствующий Господь Иисус не только молит Отца за нас. Пользуясь Своей неограниченной властью, Он щедро посылает нам те блага, которые приобрел Своим страданием и смертью за нас.
Господь Бог! Просим, дай нам пользоваться плодами победы и вознесения Иисуса Христа, жить для Его славы и ожидать Его пришествие во славе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что дал нам Спасителя – Своего возлюбленного Сына. Господь Иисус! Мы благодарим Тебя за то, что снизошел на нашу греховную Землю, за Твой подвиг искупления. Мы благодарим Тебя и за Твое славное воскресение и вознесение в высоты славы. Ибо Твое вознесение, Твое возвеличение является прославлением и нашей человеческой природы. Мы знаем, что однажды будем там, где Ты находишься теперь. Нам придает радости и надежды тот факт, что Ты сидишь по правую сторону Бога Отца, что Ты управляешь Вселенной, наш Ходатай и Заступник. Благодарим, что Ты доступен всем, призывающим Твое имя и силен помочь всем. Просим, позволь нам пользоваться плодами Твоего голгофского подвига и вознесения и жить для Твоей славы. Аминь.