ПРОПОВЕДИ
Усердствуйте в стремлении сохранить дарованную вам благодать.
Ин.15.4,6 «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. … Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
Есть только два места для пребывания людей. В Библии сказано о тех, кто в Адаме, и о тех, кто во Христе. Каждый человек, приходящий в наш мир, является потомком первого человека – Адама. В некотором роде мы находились в Его чреслах, когда Бог сотворил его. Адам пал в грех непослушания Богу, и через это был отрезан от Божьей жизни. Он стал смертен. Его природа переменилась и стала тленной. И, потому, когда родился его первый ребенок, он унаследовал уже падшую, тленную природу Адама.
Однако не всё так печально, потому что Господь Иисус что-то изменил в этом привычном положении вещей. Читаем об этом стих из 2Кор.5.17 « кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое». Оказывается, можно быть потомком Адама и всё же не пребывать в Адаме. В Библии сказано совершенно точно, что некоторые люди могут быть во Христе. Кто во Христе, тот является истинным христианином и духовно новым творением. Он имеет новое сердце и новую природу. Изменение, производимое в такой человеческой душе Божьей благодатью, так велико, что о нем сказано: «древнее прошло». Прошли старые стремления, мысли, принципы, поступки – «теперь всё новое». Обновляющая благодать творит совершенно новый мир в душе человека, всё обновляет. Каким же образом можно выйти из привычного естественного состояния человека и стать частью нового творения Божьего во Христе Иисусе? Точно так же, как и получить человеческую природу: нужно родиться – в данном случае, родиться
духовно, свыше, от Бога. Мы не заслужили и не могли заслужить привилегию быть рожденными на Земле. Так и для вечного Божьего Царства нельзя заслужить это или родить себя самого. Кто-то, как и при нашем земном рождении, должен нам дать новую, божественную природу и жизнь.
Благодарение Богу за Его Единородного Сына Иисуса Христа, Который, придя на Землю как второй Адам, и победив все искушения, не замарал Божий образ в Себе. И оставил после Себя последователей, которые через свою веру приняли и продолжают принимать Его безгрешную природу. Если мы верим в Господа Иисуса Христа как нашего единственного Спасителя, то так же как Его первые последователи, получаем Его природу и становимся причастниками Божеского естества. Внутри нас Бог рождает совершенно новую личность, которая никогда прежде не существовала. Мы становимся новым человеком, рожденным не от желания человеческой воли, но от Бога.
Теперь рассмотрим, что же значит пребывать во Христе.
1. Пребывать во Христе означает, что человек принадлежит к спасенным. В Библии в книге Бытие в главах 6-9 описывается потоп. Из всех живущих людей только 8 человек, семья Ноя были спасены от воды. Они остались живы, потому что находились в безопасном месте, в ковчеге. Это прообраз для нас. Сейчас для нас Господь Иисус – ковчег спасения. Больше никто не сможет защитить нас от грядущего Божьего гнева. Пережить этот всепожирающий огонь Божьего гнева могут только те, кто в ковчеге Нового Завета, кто находится под защитой искупительной Крови Христа.
2. Пребывать во Христе означает, что теперь человек принадлежит к духовно исцеленным. Господь Иисус пришел исцелять людей, духовно сокрушенных сердцем. Самое лучшее, что может сделать человек – прийти к Нему, к Тому, Кто всегда готов разделить с ним его боль и исцелить его. Зачем жить ему с сердцем, обремененным чрезмерными переживаниями? Когда человек во Христе, обетования Божьи становятся для него собственными. Бог печется о нем. Теперь он может спокойно спать.
3. Пребывать во Христе означает, что человек теперь принадлежит к духовно освобожденным. Есть рабство, гораздо худшее, чем тюремные стены и небо в клеточку. С другой стороны, можно сидеть в самой ужасной камере, быть заключенным в колоды и при этом оставаться свободным духом. А можно иметь почти безграничные возможности в этом мире, но собственная душа будет заключена в темницу греховных страстей. Апостолов Господа Иисуса Павла и Силу, оклеветав перед властями, посадили в тюрьму в Филиппах (Деян.16.16-40). Однако оставаясь внутренне свободными, они превратили тюрьму в дом молитвы и прославления Бога, молясь и воспевая Бога. Т.к. они были во Христе, Бог прикоснулся Своим перстом к тому месту, где кто-то покусился на свободу Божьих детей. Читаем об этом стих из Библии: Деян.16.26 «Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели». Если ты во Христе, только тогда можешь выйти победителем в борьбе с дьяволом, потому что он повержен к ногам Господа Иисуса. Если ты во Христе, Бог не мерою дает тебе Святого Духа. Даже твое унижение Он превратит в твою славу. Об этом хорошо сказал пророк Исаия: Ис.54.15,17 «кто бы ни вооружился против тебя, падет. … Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь».
4. Пребывать во Христе означает жить святой жизнью. Нельзя принадлежать царству греха и царству праведности одновременно. Это хорошо изложено в 1-м Послании ап. Иоанна. 1Ин.3.6,9 «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий, согрешающий, не видел Его и не познал Его. … Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Грех противоречит подлинному единению или связи с Христом. Как живительный союз с Господом Иисусом разрушает власть греха в сердце и в природе человека, так пребывание в грехе препятствует правлению Христа в жизни и в поведении. Не согрешающий, т.е. послушен, соблюдает заповеди Его искренне и повседневно. И делает благоугодное перед Ним. Выражение «всякий согрешающий» следует понимать: человек, в жизни которого преобладает грех. «Не видел Его и не познал Его» – в его разуме нет здравого евангельского понимания Христа. Он не познал Его на своем личном опыте. Итак, практическое отречение от греха – это главное доказательство спасительного познания Господа Иисуса, духовного союза с Ним и пребывания в Нем. «Рожденный от Бога не делает греха». Он не творит беззакония, не практикует непослушание – это противоречит его новой природе и возрожденному состоянию его духа. Потому что Слово Божье, в его свете и силе, пребывает в нем. Возрожденный человек «не может грешить» в том смысле, что он не может оставаться на пути греха и практиковать его.
Вернемся к нашему эпиграфу, к призыву Господа Иисуса: Ин.15.4 «Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода само собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне». Все ученики Христа должны проявлять заботу о том, чтобы находиться в зависимости от Него и сохранять свое общение с Ним. Они должны быть привязанными к Нему и получать поддержку от Него. Для того чтобы приносить плод, мы должны пребывать во Христе, верой сохранить наш союз с Ним и совершать силой этого союза всё, что относится к благочестию. Обилие плода, приносимого христианами, имеет целью прославить Бога. Слова «Пребудьте во Мне и Я в вас» означают, что общение между Христом и верующим никогда не нарушается по вине Господа. Мы должны пребывать в слове Христа, постоянно обращаясь к нему. Тогда оно будет в нас, как светильник ногам нашим. Мы должны пребывать в уповании на Его заслуги как нашу праведность и защиту. Тогда они будут в нас поддержкой и утешением. Христос хочет лишь одного: словно курица стеречь нас под Своим крыльями, чтобы мы по легковесности не улетели от Него к своей погибели. Он не для того начал дело нашего спасения, чтобы прервать его на середине. Он обещает нам действенность Святого Духа, если только мы не будем Ему противиться.
О последствиях не пребывания во Христе написано в этой же главе. Ин.15.6 «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Совершенно справедливо, когда думающие, что они не нуждаются во Христе, лишаются пользы от Него и будут наказаны за свою неблагодарность. Отвергающие Его будут отвержены, оставлены Им. Они будут предоставлены сами себе, оставлены в грехах и затем будут справедливо извержены из среды верных. Они засыхают, подобно ветке, сломанной с дерева, и делаются негодными. Увядают их способности и дары, их рвение и благочестие, доверие к ним и их репутация, их надежды и утешения. Т.е. они будут неспособны приносить плода. Они становятся легкой добычей сатаны. Сатана стоит наготове, чтобы схватить тех овец, которые блуждают и отдаляются от стада Христа. Они делаются чадами ада. Они не в одно мгновенье будут пожираемы огнем, как сухие ветви, но будут гореть во веки веков в огне, который никогда не потухнет. Таков результат не пребывания во Христе.
Не пребывание во Христе ведет душу к самоизоляции, к пребыванию в самом себе, к мертвящей дух букве, к самонадеянности, к внешней религиозности. Не пребывающий во Христе не может быть крещен Духом Святым. Лк.3.16 «Иоанн (Креститель) всем отвечал: я крещу вас водою, но идет сильнейший меня … Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Он не может исполняться Духом, не может быть водимым Духом Святым. Без Христа никто ни на небе, ни на Земле не может делать ничего угодного Богу. Это доминирующий принцип Божьего триединства. Все исцеления в Церкви, все чудеса совершались и совершаются во имя и именем Господа Иисуса Христа. Ключи Царства Небесного, ключи ада и смерти отданы Господу. Весь суд Бог Отец отдал Сыну. Господь Иисус есть дверь в жизнь вечную, Он есть Путь, ведущий к Отцу, Жизнь всех спасенных. При неведении или игнорирования вопроса пребывания во Христе мы терпим крах в духовной сфере. В таком случае не поможет нам ни дароискательство, ни богословское образование, ни подвиги в добродетели, ни посты и молитвы, ни церковные ранги или звания, ни религиозные конференции. При всем этом мы обречены на духовное вымирание.
В словах Господа «пребудьте во Мне» звучит повеление. Но Его повеление подразумевает возможность исполнения его. В исполнении же – наша ответственность. Если Господь дает нам повеление пребывать в Нем, то Он дает нам и возможность исполнить Его повеление. Совершив наше спасение (Своими страданиями и смертью) Господь ниспослал нам Духа Святого, Который пребывает в нас, верующих. И именно через посланного нам Духа Святого мы соединены с Христом. Итак, пребывание во Христе было бы невозможно, если это зависело бы только от нас. Но Бог говорит: Ис.58.11 «И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водой сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Т.о., пребывание во Христе будет для всех детей Божьих блаженной возможностью.
Пребывание во Христе есть тайна победоносной жизни христиан. Если мы научимся постоянно пребывать во Христе, то Его пребывание в нас выразится в нашей ежедневной жизни. Поэтому нам необходимо почаще задавать себе вопрос: «Могут ли мои знакомые и окружающие меня люди увидеть из моего поведения, что я принадлежу Спасителю моему?».
Господь! Просим, помоги нам наблюдать за собой, чтобы между нами и нашим Спасителем Иисусом Христом не было ничего, что могло бы помешать нашему общению. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что даешь нам возможность чувствовать присутствие нашего Спасителя Иисуса Христа, подбирать крупицы Его мудрости, испытать Его руководство в нашей жизни. Просим, помоги нам, чтобы целью нашей жизни были Христос и общение с Ним. Господь Иисус! Просим, прости, что мы порой увлекаемся тем, что имеет меньшую ценность, чем общение с Тобой. Помоги нам искать Тебя всем сердцем. Дай, чтобы наша жизнь была наполнена Твоей силой. Чтобы мы жили и служили Богу постоянной молитвой и доверием Его Слову, тем самым провозглашая свою зависимость от Него. Напоминай нам чаще о нашей нужде в ежедневном общении с Тобой. Помоги нам обращаться к Тебе среди всех дел и хлопот. Спасибо, что Ты всегда рядом и готов нас поддержать, что Ты всегда готов обогатить нашу жизнь Своим присутствием и силой. Помоги нам жить в служении Тебе. Славим Тебя, что Ты стал нашим Спасителем и силой. Аминь.