ПРОПОВЕДИ
Близкое возвращение Христа и его признаки
Деян.1.10-11 «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Евангелист Лука говорит здесь об ангелах, именуя их по внешнему виду. Белые одежды служили символом редкого оберегаемого достоинства. Ведь Бог этим знаком хотел отличить их от людей. В отрывке «Иисус, вознесшийся» две части. Первая говорит, что Иисус взят на небеса, чтобы Его больше не искали на Земле по глупому недомыслию. Вторая часть добавлена ради утешения о втором Его пришествии. Ангелы хотели отучить учеников Христа от желания Его телесного присутствия. Для этой цели они и возвещают, что Он придет во второй раз: «Придет таким же образом». Слова о возвращении Христа служат утешением, смягчающим и даже полностью устраняющим грусть из-за Его отсутствия. Но одновременно надо иметь в виду цель этих слов. Придет Искупитель, Который возьмет нас с Собой в блаженное бессмертие. Ведь, как сейчас Христос не сидит на небе праздным (подобно богам Гомера, о которых говорят, что они заняты одними наслаждениями), так и вновь явится перед нами вовсе не бесцельно.
В конце зимы женщина начала обратный отсчет. На настенном календаре она отметила 20 остающихся до весны дней. Ежедневно, перечеркивая один день, она сообщала, примерно так: «Осталось 12 дней». И т.д. Ее энтузиазм заразил и других сотрудников офиса. Весна – это хорошо, но у христиан есть кое-что другое, более замечательное, чего они ждут. Есть лучше яркого солнца, весенних цветов и свежих листьев. Среди многих Божьих обетований, сбывающихся и ждущих своего времени, величайшим остается обетование второго пришествия Христа. Прочитаем только одно из многочисленных обетований: 1Фес.4.16-17 «Потому что Сам Господь при возвещении архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». Мы не знаем ни дня, ни часа, когда это случится, но от этого Божье обещание не становится менее верным и прекрасным.
Мы не можем предсказать точное время прихода Христа и конца современной эпохи. Он может прийти в любой момент, и христиане должны быть готовы к этому, когда бы Он ни пришел. Сам Господь призывает нас к этому: Мф.25.13 «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Бодрствование, т.е. преследование со старанием интересов своей души, является нашим величайшим долгом. То обстоятельство, что время пришествия Господа Иисуса неопределенно, является веской причиной для того, чтобы всегда бодрствовать. Мы должны быть готовы к встрече с Ним в любой день и час. Бодрствовать мы должны для нашего собственного блага, чтобы быть восхищенными на небо.
Хотя нам не дано знать точное время возвращения Господа, Он рассчитывает на то, что мы узнаем, когда Его приход будет близок. Мк.13.29 «Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях». Важно замечать знамения последнего времени. Исполнение указанных событий в мире говорит нам о том, что пришествие Господа близко. Всем истинным христианам надлежит внимательно следить за мировыми событиями вокруг них. Делать это – их обязанность, не делать – грех. Откроем шире наши глаза и посмотрим на мир вокруг нас. Мы увидим, что мир остро нуждается в новой и лучшей династии. Ему нужен праведный Царь – Иисус Христос. Будем же жить в готовности к встрече с нашим Господом Иисусом. Христианам дано заверение: 1Фес.5.4 «Но вы, братья, не во тьме, чтобы день (день возвращения Христа) застал вас, как тать». Человек, который изучает Слово Божье и верит в него, имеет проводника, который не только освещает его собственный путь, но также дает ему возможность увидеть истинную перспективу событий в его стране и в мире. Такой человек видит, что тенденции в политической, экономической, социальной, религиозной, научной и физической сферах отвечают пророческим описаниям последних дней, содержащихся в Библии. День возвращения Господа явно приближается.
Рассмотрим некоторые из признаков и тенденций, указывающих на близкое возвращение Господа Иисуса.
1. Общее падение морали. Вспомним слова Спасителя: Лк.17.26,27 «И как было в дни Ноя, так будет и в дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех». В допотопном мире «всякая плоть извратила пути свои, и земля наполнилась злодеяниями». Люди получили ясное предупреждение от Бога о том, что будут истреблены за свои грехи. Но они не прислушивались к данным им предупреждениям, не поверили им и не остереглись. Они были беспечны, беззаботно занимались своими делами, ублажали себя и не заботились ни о чем другом, как только об удовлетворении своей плоти.
2. Широко распространенный упадок религиозной веры. Господь сказал: Лк.18.8 «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Он говорит, что христиане ослабеют в ожидании Его пришествия. Это означает, что вера есть нечто великое, чего ищет Господь. Людей, приходящих к Нему за исцелением Он в большинстве случаев спрашивал об их вере. Эти Его слова являются предсказанием того, что когда придет, чтобы защитить Свой народ, Он найдет лишь малую веру в сравнении с той, какую можно было бы ожидать. Т.е. много будет только имеющих вид благочестия, но немного будет искренне верующих. Ап. Павел предсказывает Тимофею о том, какими будут последние дни. 2Тим.3.1-5 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, …Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Хотя эпоха Евангелия является временем исправления во многих отношениях, однако, даже в эту эпоху будут тяжкие времена, не столько в смысле гонений извне, сколько в смысле внутреннего разложения. Апостол говорит, что люди, имеющие вид благочестия, будут развращаться и причинять большой вред Церкви. Они хотят иметь вид благочестия, чтобы избавиться от осуждения своей совести, но не хотят подчиняться силе благочестия, чтобы избавиться от своего греха. Мы все должны знать об этом, верить этому предсказанию и учитывать его, чтобы не удивляться, когда придут такие времена.
3. Господство естественнонаучной эволюционной философии в науке. Ап. Петр во 2-ом Послании наставляет и утверждает читателей относительно возвращения Иисуса Христа. Он побуждает своих читателей к серьезному размышлению об откровениях Божьих, данных им через пророков и апостолов и к преданности им. Он говорит: 2Пет.3.3-4 «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же». Люди будут смеяться над грехом и над спасением от него. Божий путь спасения грешников через Христа – вот над чем они будут глумиться. В последние дни насмешники над спасительной верой и над теми, кто поступает так, как предписывает Евангелие, будут наиболее изощренными и наглыми. Образ их жизни таков: они живут, как им заблагорассудится, и говорят, что им заблагорассудится. Они насмехаются над всеми законами Божьими, ограничивающими их поведение. И не могут допустить того, чтобы откровения Божьи указывали им, во что они должны верить. Нам дается предостережение о том, как далеко зайдут эти люди: они будут пытаться поколебать и смутить нашу веру в возвращение Христа. Без учения о втором пришествии Христа все другие догмы христианской веры значат мало. Пока одна принципиально важная догма нашей веры относится к тому, что еще не совершилось и составляет только предмет обетований, на которое надо уповать, враги христианства будут нападать на это. Учение, что всё всегда было и будет таким же, как сейчас – современный принцип «униформизма», который лежит в основе теории эволюции.
4. Бунтарские настроения большей части молодого поколения. Ап. Павел пишет Тимофею: 2Тим.3.1-2 «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут … родителям непокорны». Когда дети непокорны своим родителям, нарушают обязанности, возложенные на них в отношении родителей, то они делают времена тяжкими. Они должны обеспечить родителей, находящихся в зависимости от них и ожидающих помощи от них. Ибо, каким беззаконием может остановиться человек, оскорбляющий своих родителей и восстающий против них?
5. Следующие одна за другой мировые войны. Когда ученики попросили Господа дать им «признак» Его второго пришествия, Он сказал, что обычные «войны и военные слухи», т.е. локальные войны будут характерны для всей эпохи между Его первым и вторым пришествием (Мф.24.3,6). В противоположность таким ограниченным войнам перед Его вторым пришествием Мф.24.7 «восстанет народ на народ , и царство на царство». Это идиома для выражения общего состояния войны, которая затронет каждого. Более того, первая такая война названа «начало болезней» (Мф.24.8) (буквально: первая родовая схватка).
6. Всемирная проповедь Евангелия. Хотя лишь небольшая часть людей спасется, но необходимо, чтобы некоторые представители всех народов хотя бы слышали Евангелие. Господь Иисус сказал: Мф.24.14 «И проповедано будет это Евангелие Царствия по всей вселенной, в свидетельство всем народам; и тогда придет конец». Евангелие названо Евангелием Царствия, потому что оно открывает царство благодати. Рано или поздно это Евангелие должно быть проповедано по всей Земле. Для верующих это есть свидетельство о том, что они будут спасены, а для людей, упорствующих в своем неверии – о том, что они будут осуждены. В 70-х годах 20-го века в одной из венгерских газет я читал, что римскому папе доложили, что евангелизация Земли закончена.
Мы перечислили не все признаки, данные в Библии, чтобы привести верующих в состояние готовности. Напр., у нас нет указаний на катаклизмы, которых много стало в наши дни. Можем убедиться, что все указанные в Библии признаки имеются в наличии в настоящее время. Некоторые проявляются сегодня более интенсивно, чем когда бы то ни было в прошлом, а другие характерны для нашего времени. Даже не касаясь Библии, нынешнее политическое, экономическое и экологическое состояние планеты Земля показывает, что мир в его нынешнем виде долго не проживет. Нет надежды, кроме как на Господа Иисуса. Различные группы христиан разработали разные эсхатологические системы (эсхатология – учение о последних временах, т.е. о конечной судьбе человека). Разработчики этих систем убеждены в библейской непогрешимости и авторитете их системы. Каждую систему отстаивают честные, компетентные христианские ученые, поэтому каждая заслуживает уважения и изучения. Конечно, спасение человека не зависит от его пророческой системы. И он может наслаждаться истинным христианским общением с верующими, придерживающимися любой системы.
Размышляя о том, что может нам принести Новый год, мы должны подумать и о втором пришествии Иисуса Христа. А после этого подумать о том, готовы ли мы лично к встрече с Ним. Всю свою жизнь мы должны быть готовы к чему-то. С детского возраста должны мыть руки, чтобы подготовиться к обеду. Взрослая жизнь предъявляет новые условия, для которых также требуются приготовления. Но с каждым годом христиане всё больше должны осознавать, что нет ничего важнее, чем быть готовым к воссоединению с Господом. Говоря о возвращении Христа, ап. Иоанн убеждает своих читателей, чтобы они, имея надежду на Него, очищали себя. 1Ин.3.3 «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». Ожидание Спасителя наполняет нас надеждой. Но не той, которая составляет список желаний, а убежденным ожиданием, побуждающим уклоняться от греховных влечений и во всем подражать Ему. Мы должны охотнее прощать, искать мира и рассказывать о Божьей любви другим.
Господь! Дай нам желание потрудиться, отвергая лень, чтобы не постыдиться в славный день возвращения Иисуса Христа. Помоги нам оставаться верными до конца. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за замечательное радостное обетование. Ибо среди Божьих обетований, сбывающихся и ждущих своего времени, величайшим остается обетование второго пришествия Иисуса Христа. Просим, дай нам помнить о важности быть готовым к встрече во всякое время. Порой, размышляя о готовности ко второму пришествию, мы сосредотачиваемся на том, что не должны делать. Дай нам понять, что на самом деле быть готовым – это значит очищать себя и всё больше уподобляться Спасителю Христу, чтобы быть Ему угодным, когда Он придет за нами. Быть готовыми к Его приходу, исполняя Его волю. Дай нам не погружаться в ленивый духовный сон. В тот день, когда всё творение преклониться перед Ним, дай нам быть среди тех, которые скажут: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». Аминь.