ПРОПОВЕДИ
Прислушивайтесь к словам Бога и людей
Втор.30.8-9 «А ты обратишься, и будешь слушать гласа Господа и исполнять все заповеди Его … С избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде земли твоей».
Данные стихи можно считать как условным обетованием, так и абсолютным предсказанием. Они принадлежат всем людям и всем народам, не только одному Израилю. Их предназначение – заверить нас, что и большим грешникам, когда они покаются и обратятся к Богу, будут прощены грехи, и к ним вернется Божья благосклонность. В этом суть завета благодати, который оставляет место покаянию в случае проступка и обещает прощение после покаяния. Об истинном покаянии свидетельствует послушание святой воле Господа. Послушание должно быть искренним, охотным и полным: «от всего сердца твоего от всей души твоей» (ст.2). Кающиеся грешники будут не только избавлены от своих невзгод, но и вернутся к истинному счастью в Божьей милости. Бог даст им с избытком успех во всяком деле рук их. Покаяние и исправление в национальном масштабе приведут к изобилию, миру и процветанию всей нации. Обещано: «С избытком даст тебе Господь, Бог твой», плод твоего скота и земли, благоденствуя. Многим изобилие во вред: преуспевание глупцов погубит их. Только то нам во благо, что дается вместе с благодатью и используется во славу Господа. Бог, Тот, Кто требует, чтобы мы обратились, обещает благодать, дающую нам силы обратиться: «А ты обратишься, и будешь слушать гласа Господа». А если благодать не действует, то только по нашей вине.
Святость для святых (истинно верующих) – это не рабство. Дух святости – это дух свободы, он освобождает человека и дает ему силы противостоять попытке сделать его рабом. Путь святости – это не тропа рабов, а широкая царская дорога для людей свободных. Поэтому псалмопевец Давид пишет: Пс.118.45 «Буду ходить свободно; ибо я взыскал повелений Твоих». Милости Бога и спасение Его учат нас любить повеления Слова Божьего, освобождают и даруют блаженный покой. Чем больше мы стремимся прислушиваться к Слову и к послушанию, тем полнее наслаждаемся свободой от любой формы духовного рабства. Давид пишет: «буду ходить свободно», имея в виду каждый день своей жизни. Такая свобода опасна, когда человек ищет своего или только хочет удовлетворить свои прихоти. Однако когда он ищет воли Божьей, его не нужно обуздывать. Это путь к высшей форме свободы – непрестанно познавать ум Божий и сообразовываться с ним. «Ибо я взыскал повелений Твоих». Т.е. сделал всё возможное, чтобы познать, что есть воля Божия и хочу исполнять свой долг.
Давид стремится к духовному совершенству изо всех сил. Всякий раз, когда руки его ослабевают и опускаются, он гонит уныние прочь мыслями о том, что прославит Господа своим послушанием. Он пишет: Пс.118.48 «Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих». Буду простирать руки к заповедям, не только хваля их, но и практикуя. Он воздевает к небу руки (молится) в знак своего согласия со всеми заповедями Божьими. Когда перед нами возникает столь прекрасная цель как святость, мы должны устремиться к ней всем своим существом, и воздевать в молитве руки, прося Бога о помощи в достижении этой цели. «И размышлять об уставах Твоих». Давид не мог насытиться размышлениями об уставах Божьих. Все верные подчиненные желают досконально знать волю своего начальника, ибо пекутся о том, как бы не нарушить его повелений по неведению. Молитва и размышления над Словом принесут наилучшие духовные плоды. Человек, который подобным образом стремится к небесам и прилежно прислушивается к Словам Бога, получает Его милости. Блажен тот, кто стоит с воздетыми руками, чтобы принять благословение и исполнить заповедь. Его упование не будет напрасным.
Приведем пример из природы. Лесная утка служит образцом, насколько полезно прислушиваться к словам Бога и людей. Пара лесных уток сооружает гнездо в дупле дерева для будущего потомства. Самка откладывает в него яйца, в день по одному, в течение 12-15 дней. Все яйца проклёвываются в один день, потому что мать начинает «разговаривать» с утятами, когда те еще находятся в яйце. Благодаря этому они учатся узнавать ее голос. Скоро они начинают отвечать матери и друг другу. Эти разговоры приводят к одновременному появлению на свет утят в течение одной-двух минут. Когда им еще нет и одного дня, мать призывает их покинуть гнездо. Они, привыкшие к ее голосу еще до появления на свет, прыгают вниз с высоты до 15 метров. Обычно весь выводок выпрыгивает из гнезда менее чем за 5 минут. Такая поспешность необходима, потому что если утка с выводком не успеет добраться до ближайшего озера или реки, они рискуют стать добычей голодных хищников.
Одним из главных способов прислушиваться к словам Бога является изучать Слово Божье. Бог говорит с нами через Библию. Она была написана по внушению Святого Духа. Когда мы обращаемся к Христу, Святой Дух проникает в наше человеческое естество и учит нас, как прилагать Божьи истины к нашей жизни. Бог обещает: Отк.1.3 «Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем». Автор благословляет тех, кто отнесется с должным вниманием к божественному откровению. Это благословение относится ко всем читающим и слушающим. Оно было провозглашено, полагаем, с той целью, чтобы вдохновить нас на изучение Библии. И чтобы нас не отвратила неясность многих мест в ней от исследования ее. Она щедро вознаградит наши усилия, затраченные на ее тщательное изучение. Обладать Божьим Словом – это благословенная привилегия. Изучать Библию – это благословенное дело. Кто ее изучает, тот занимается весьма полезным для себя делом. Блажен не только тот, кто сам читает Библию, но и тот, кто слушает, как его читают другие, способные объяснить и довести до нашего разумения смысл и значение Слова Божьего. Однако одного чтения и слушания Слова недостаточно, необходимо исполнять написанное в Библии. Мы должны хранить Слово в своей памяти, в своем сердце и претворить в практику жизни, и тогда будем поистине блаженны.
Нам полезно прислушиваться не только к Словам Бога, но и людей, в том числе родителей. Об этом прочитаем из Книги притчей. Прит.7.24 «Слушайте меня, и внимайте словам уст моих». Данный стих говорит: слушайте отца, а не врага. Увидев участь, к которой ведет грех (предыдущие стихи), «слушайте меня». Воспользуйтесь данным вам отцом добрым советом. Никогда не оставляйте благочестивый путь, если он труден и узок. И когда путь проходит в уединенных местах и идет в гору. Не становись на широкий путь, заполненный компаниями. Не только удерживай свои ноги от этих путей, но и не позволяй своему сердцу склоняться к ним. Никогда не давай прибежище недостойным мыслям. Совесть, благоразумие и страх Божий, царствующий в нашем сердце, пусть контролируют наши склонности.
Запоминайте сказанное родителями, и потом действуйте соответствующим образом. Это настолько важно, что в Библии говорится: Прит.6.20-22 «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей. Навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою». Бог не желает, чтобы молодые люди были полностью независимы от своих родителей. Любое наставление ценно, но исходящее от родителей, особенно благочестивых, становится постановлением Божьим. Они, в большинстве случаев, передают вам Божье, а не свое слово. Они направляют детей к нему, вкладывают его в их сердце, наставляют их в познании и соблюдении Слова. Они рекомендовали его им. Предупреждения, советы и повеления наших верующих родителей согласуются со Словом Божьим. Поэтому мы должны их крепко держаться. Становясь взрослыми, дети должны помнить наставления благочестивой матери, как и заповеди благочестивого отца. Господь дарует отцу уважение детей и подтверждает власть матери над ними.
Мы должны хранить Слово Божье и добрые наставления, данные родителями. Мы не должны отбрасывать их и не считать великим достижением избавление от ограничений хорошего воспитания. Мы не должны откладывать их на время: «навяжи их навсегда». «Обвяжи ими шею свою», как украшением, браслетом или золотой цепью. Обвяжи их вокруг горла твоего, чтобы никакой запретный плод не мог попасть внутрь. Мы должны использовать Слово Божье и получить ту выгоду, для которой оно было написано. «Когда ты пойдешь, оно будет руководить тебя». Оно будет вести тебя и приведет на правильный путь. Оно уведет тебя прочь от всех опасных греховных путей. Когда ты соберешься свернуть в сторону, оно предупредит тебя. Иди, куда оно направляет. Пусть оно станет правилом твоим, и тогда ты будешь водим Святым Духом. Оно будет твоей защитой от могущественных сил тьма. Ты осознаешь, что ты в безопасности. Мы утешаемся спасением, которое Бог совершает и совершит для нас. «Когда пробудишься ночью», то «оно будет беседовать с тобою» и развлекать тебя приятными размышлениями во время ночного бодрствования. Когда пробудишься утром и станешь строить планы на день, оно будет беседовать с тобою об этом и поможет планировать всё наилучшим образом. Слову Божьему есть что сказать нам в любой ситуации. Мы станем ближе к Богу и с радостью пойдем вместе с Ним на протяжении всего дня, если начнем с Ним утро, и Его Слово станет темой для наших первых мыслей.
Получив указания от родителей, порой необходимо еще раз уточнить их. Можно спросить: «Хочу знать, правильно ли я тебя понял». И потом кратко изложить услышанное. Если мы неправильно поймем, что хотят от нас родители, мы не можем быть по-настоящему послушными.
Важно научиться внимать голосу своей совести. Она говорит нам, хорошо ли или плохо мы поступаем. Когда мы слушаем голос совести, Господь хранит нас от гибельных соблазнов. Заглушая в себе ее голос, мы обрекаем себя на чувство вины и жизненные неурядицы. Маленький тревожный знак нашей совести должен быть истолкован нами, как красный стоп-сигнал. Не слушая сигналы совести, мы уменьшаем ее действенность и лишаем себя благоволения Святого Духа. Если эмоции побуждают вас пойти наперекор совести, вы строите себе оправдания. А они очень опасны, т.к. грех нельзя оправдать.
Установлено, что еще в эмбриональном состоянии ребенок реагирует на голос родителей. Библия подтверждает это описанием того, как Иоанн Креститель «взыграл в чреве матери», услышав голос девы Марии (Лк.1.44). После рождения ребенок восприимчив к тому, что он уже слышал во внутриутробном состоянии. Один отец обнаружил это вскоре после рождения сына. Тем более нам, людям, надо прислушиваться к голосу нашего Творца и Бога.
Бог благоволит нашему желанию приблизиться к Нему. Озаренные Его сиянием, мы уподобляемся Ему и обретаем желание и силы исполнять Его волю. Мы остаемся наедине с Богом, чтобы искать Его лицо. В Псалме 26 Давид выражает свое стремление к Богу. Пс.26.8 «Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи». Давид, собираясь молиться, в своих мыслях привязывается к призыву Бога прийти к престолу благодати. И с благоговением касается золотого скипетра, который уже был простерт к нему. Обратим внимание на истинную природу религиозного поклонения – поиск лица Божьего. «Ищите лица Моего» – это не только разрешение, но и постановление. Повеление Божье выражено глаголом множественного числа, а значит, обращено ко всем детям Божьим. Подобно Давиду, мы должны применять этот призыв к себе и сразу отвечать: «Я буду искать лица Твоего». Благодатное сердце с готовностью откликается на призыв милостивого Бога.
Господи, даруй нам быть послушной глиной в Твоих руках, быть чуткими к прикосновению Святого Духа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Дай нам желание прислушиваться к Слову Твоему и принять Слово всем сердцем. Пусть оно станет нашей главной движущей силой. Пусть оно изменит нашего внутреннего человека. Просим, помоги нам не только обращать внимания на громкий призыв Слова Божьего, но и услышать тихого голоса Святого Духа. Дай нам понять, что мало быть беззаботными слушателями Слова: хорошие впечатления могут очень быстро исчезнуть. И эти впечатления могут не дать хорошего результата из-за нашей упрямой любви к миру. Дай нам понять также, что только одним способом можно засвидетельствовать, что Слово принимается нами правильно – принести плоды Святого Духа. Просим, даруй нам дух покаяния, смирения, укрепи нашу веру в Иисуса Христа, помоги жить святой жизнью, в любви к Богу и к людям. Дай нам не довольствоваться одной ортодоксальностью и холодной правильностью богословских взглядов. Обо всем просим во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.