ПРОПОВЕДИ
И говорили против Бога
Пс.77.19 «И говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
Из этого стиха мы узнаем, что не верить в Бога – всё равно, что клеветать на Него. «И говорили против Бога». Как? Читаем дальше в нашем стихе: «И сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Сомневаться в способностях всемогущего Бога – это всё равно, что не доверять Его силе и тому, что Он может дать им желаемое. Грешный народ обвинял Бога, ниспославшего ему воду и хлеб (манну) в том, что Он не в силах приготовить им трапезу среди пустыни. Вместо того чтобы возблагодарить Господа, они в безумии своем говорили: «Да, Он смог дать нам простую пищу. Но приготовить настоящий обед Он не в силах». Манна казалась им ненастоящей пищей, а вода из скалы – временным явлением. Они жаждали регулярной привычной пищи. Безусловно, они искушали Бога. Они требовали мяса и, если бы Он не дал им требуемого, сказали бы, что Он не может этого сделать, а не отказывает, т.к. считает излишним. Те, которые определили границы Божьей силы, говорили против Него. Разве что-нибудь может быть более оскорбительным для Бога, чем вопрос, который они задали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Они не считали манну трапезой, раз на столе не было вареной и жареной пищи, как они ели в Египте, не стояли корзины с фруктами. Их неверие в силу Бога возрастало, и они решили, что всё, сделанное Им до сих пор, было пределом Его возможностей. Увы, всем нам свойственно время от времени забывать о милостях Господних и в дерзости своей требовать от Бога невообразимых благ. Почитать настоящие радости никчемными только потому, что они не удовлетворяют нашим сиюминутным желаниям. Сколько бы щедрот Бог ни излил на неблагодарного человека, он всегда будет недоволен.
Теперь мы можем посмотреть на человека и на жалкие его пути. Человек всегда представляет собой зрелище грустное и унизительное. Он остается верным себе повсюду: в саду Эдемском, на обновленной после потопа Земле, в пустыне, в земле ханаанской, в Церкви. Человек находится в состоянии нравственного упадка. В Эдемском саду, лишь только он начинает действовать самостоятельно, он впадает в непокорность, навлекает на себя гибель и скорбь. После потопа, когда он снова появился на Земле, он оказался не изменившимся к лучшему, он не научился управлять даже самим собой (Быт.9 – позор Ноя). Как только Израиль вышел из Египта, он воздвиг себе золотого тельца (Исх.32). Не успели еще приступить к своему служению установленные Богом священники (сыны Ароновы Надав и Авиуд), как уже приносят Богу «чуждый огонь» (Лев.10). Лишь только Саул избирается царем, он сразу оказывается своевольным и непослушным Богу (1Цар.13). Подобными же фактами пестрят и страницы Нового Завета. Едва успела появиться на Земле христианская церковь, едва совершилось излитие на нее обильных даров Святого Духа, и уже читаем печальные слова: недовольство и ропот. Деян.6.1 «произошел у эллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневной раздаче потребностей».
Т.о., история человека с начала и до конца во все эпохи и повсюду отмечена его отступлением от Господа Бога. Порядок вещей остается неизменным как в Эдемском саду, так и в наши дни. Необходимо отдать себе отчет, что строгий Божий суд, постигший ужасом развращенного вавилонского царя Валтасара, относится и ко всей человеческой расе. Бог сказал царю Валтасару следующее: Дан.5.27 «Ты взвешен на весах и найден очень легким». Главное, чтобы этот факт глубоко запечатлелся в нашем сердце. Если кто осознал это, познал самого себя, то Господь Иисус – его собственность. Спаситель умер, чтобы снять с нас грех, понести на Себе наши бесчисленные грехи. Он – наша премудрость, наша праведность, наша святость и наше искупление. Все, от всего сердца и в простоте веры уповающие на Господа Иисуса, полностью покинули почву греха и осуждения, на которой они прежде стояли. Бог теперь видит их вступившими на новый путь вечной жизни и божественной праведности. Они приняты Богом в воскресшем Спасителе.
Рассмотрим печальные события, о которых упомянули выше. Описаны они в Книге Числа, в главе 11. Раздраженные люди начали плохо отзываться о Самом Боге, несмотря на Его славные чудеса как в Египте, так и после выхода из этой страны. Зачинщиками этого дела были пришельцы. В Библии написано: Чис.11.4 «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?» Толпа не израильтян, вышедшая вместе с ними из Египта, хотела попасть в Ханаан, но не желала пройти период испытаний по дороге в него. Это были прилипалы, которые пошли с евреями и были расположены искать удачу. Мы видим, что незначительное количество вздорных, недовольных и недоброжелательных людей может причинить великое зло наилучшим сообществам, если только не будут приняты необходимые в таких случаях меры. Даже сыны Израилевы подверглись их влиянию, святое семя присоединилось к этим мерзостям. Сыны Израилевы, забыв о своем положении и отличии, примкнули к ним и научились их путям. Они роптали, хотя совсем недавно были наказаны за этот грех и многие из них погибли. Они возвеличивали изобилие пищи и лакомства, которые имели в Египте, словно Бог причинил им зло, выведя их оттуда. Находясь в Египте, они стенали от тяжелого труда, ибо их жизнь наполнилась горечью из-за тяжелых уз рабства. Тем не менее, сейчас говорили о Египте, словно жили там как князья. Народ вспоминал о плодах и овощах египетских, но ничего не говорит об ударах, которые наносили им надсмотрщики над работами, ни об усталости, до которой их доводило изготовление кирпичей. Об этом читаем из Книги Исход. Исх.1.11, 14 «И поставили над ним (народом израильским) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами… И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». Они помнят только источники, из которых они утоляли в Египте прихоть своей плоти. (По словарю русского языка Ожегова: «прихоть» – капризное желание, причуда; «похоть» – грубо-чувственное половое влечение).
Как часто это случается и с нами! Напр., когда небесное существование, когда божественная жизнь теряет для нас свою привлекательность. Или когда в нас ослабевает «первая любовь» к Христу, и Он перестает быть нашим драгоценным уделом, полностью удовлетворяющим нас. Или когда Слово Божье и молитва теряют для нас свое значение. И чтение Библии, и обращение к Богу в молитве становятся скучной и машинальной обязанностью. Тогда наш взор переносится на окружающий нас мир. И далее по цепочке: сердце следует за взором, ноги – за сердцем. В эти минуты мы забываем, чем для нас был Божий мир, когда мы жили в нем и составляли его часть. Мы забываем, какое рабство и какую усталость, какую скорбь и какое унижение мы испытывали, служа греху и сатане. Мысли наши направлены только к удовлетворению наших природных вкусов. И к освобождению от тяжелых жизненных уроков, связанных с борьбой и столкновением со злом, ожидающих народ Божий на его пути. Всё это очень прискорбно и должно довести душу до серьезного самоосуждения. Поистине ужасно состояние души тех, которые, начав следовать за Господом, затем пресыщаются милостями Божьими, сопровождающими их на пути Господнем.
Как ужасно было Богу слышать долетевшие до Его слуха слова: Чис.11.6 «ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших». Неужели Израиль не мог довольствоваться небесной пищей, довольствоваться тем, что ей давала рука ее Бога? Они устали от хорошей заботы Бога о них. Господь кормил их хлебом с небес, ангельской пищей. Манна была хорошей пищей, полезной и питательной. Ее нельзя было назвать сухим хлебом, ибо она напоминала лепешку с елеем. Хотя это была одна и та же пища, но т.к. она подавалась в разном виде, то представляла собой разнообразные блюда. Она не стоила им денег или труда, ибо она выпадала ночью, когда они спали. Намного важнее тот факт, что манна поступала непосредственно от силы и щедрости Бога. Тем не менее, они говорили о манне с таким пренебрежением, словно она была недостаточно хорошей пищей. Они говорили так, словно Бог жестоко обращался с ними, не обеспечив их лучшей пищей. Вначале они восхищались ею (Исх.16.15), а теперь с презрением относились к ней. Раздражительные, неудовлетворенные мысли найдут ошибку даже там, где ее нет, и в том, что хорошо для них. Бог очень недоволен, когда недооценивают Его благоволение. Из Египта они привели с собой в значительном количестве стада крупного и мелкого скота. Но то ли они были жадными и не хотели убить свое, то ли хотели иметь нечто более изысканное и нежное.
Довольствуемся ли мы всегда нашей небесной манной? Что это не так, об этом говорят возникающие в христианской среде вопросы: «Позволительно или не позволительно христианину заниматься тем или другим делом; принимать участие в том или другом светском развлечении?» Разве не приходилось нам слышать из уст людей, называвших себя верующими, следующего рода слова: «Как же нам следует проводить свой досуг? Мы не можем постоянно думать о Христе и о небесном. Нам необходима смена впечатлений». Каковы речи, таково и поведение. Сам факт, что мы ищем развлечений, уже доказывает, что Христос не удовлетворяет нашего сердца. Как часто мы пренебрегаем нашей Библией, чтобы отдать много времени чтению легкой и бесполезной литературы, просмотру фильмов и телевизионных передач. Необходимо каждому из нас серьезно поразмыслить обо всем этом. Да поможет нам Бог жить по духу, чтобы Господь Иисус был всегда вожделенным уделом нашего сердца. Если мы действительно ходим перед Богом в пустыне мира этого, душа наша будет довольствоваться уделом, даруемым ей Богом.
Пусть каждый христианин проверит себя, задавая себе вопрос: «Ощущаю ли я нужды, всецело восполнить которые Христос не может?» Если это так, состояние моей души крайне опасно. Необходимо срочно принимать меры. Следует смириться перед Богом, искренне осуждая себя. Следует излить перед Ним свое сердце. Сознаться перед Ним, как далеко я от Него ушел. И это не будет преувеличением.
А теперь вернемся к стиху 4 и обратим внимание на слово «пришельцы», заключающее в себе важное предостережение для нас. Ст.4 «Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти, а с ними и сыны Израилевы». Ничто не приносит столько вреда делу Христову или душе, принадлежащей Ему, как сближение с людьми с неясными, смешанными понятиями и мыслями. Гораздо безопаснее иметь дело с заведомыми и явными врагами. Сатане это хорошо известно, и он всегда прилагал усилия к тому, чтобы заставить народ Божий сближаться с людьми, не имеющими христианских взглядов. И, чтобы, с другой стороны, ввести неясные понятия и неискренность людей в среду тех, которые более или менее стремятся следовать путем отделения от мира. Ап. Павел говорит о «вкравшихся лжебратьях» в стихе Гал.2.4. Об этом говорит и ап. Иуда в стихе 4: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающие единого Владыку Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Всё это показывает нам, как необходимо народу Божьему бодрствовать и пребывать в безусловной зависимости от Господа. Господь один силен оберечь Свой народ от присоединившихся к нему лжебратьев. И оградить его от столкновения с людьми с мирским понятиями и характером.
Господь Иисус! Просим, научи нас доверять Тебе и прославлять Тебя. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам благодать сильнее понимать Твою любовь. И всем сердцем больше отдавать Тебе нашу любовь и стать ближе к Тебе. Помоги нам проявлять нашу любовь к Тебе в наших отношениях к другим людям. Всем тем служить людям, чем только можем. Мы хотим возлюбить Тебя всем разумением своим. Подскажи нам, как это сделать, пошли нам мысли Твои, научи нас думать о Тебе, думать с Тобой, думать по Твоему. Мы молились во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.