ПРОПОВЕДИ
Триединство Бога и Творца
1Ин.5.7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и эти три суть едино».
Широко распространенное заблуждение, что христиане верят в трех Богов. В действительности христианство монотеистично. Просто они верят в то, что этот единственный Бог существует в трех ипостасях или личностях. Эта вера основывается не на философских рассуждениях, а на Библии: как на Ветхом, так и на Новом Завете. Учение о Святой Троице – о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе, являющимися единым Богом, представляется трудным для понимания. Порой может показаться, что христианство учит нас абсурдному утверждению, что 1+1+1=1. Разумеется, такое предположение неверно. Термин «Троица» описывает не взаимосвязь между тремя богами, но единое Божье Существо в трех личностях. Нам следует различать учение о Троице от тритеизма, который утверждает существование трех различных Богов. Слово «Троица» есть попытка описать всю полноту Божества, как в единстве Его, так и в различиях.
Историческая формулировка Троицы такова: Бог един в трех Лицах. Хотя это звучит загадочно и даже парадоксально, в ней нет противоречия. Единство Бога утверждается в отношении сущности, тогда как различия выражены в личностном отношении. Каждая из трех Личностей Божества обладает всеми атрибутами божественности. Каждое Лицо Троицы несет определенные обязанности. В труде по спасению человека участвуют все три Лица Троицы. Бог Отец полагает начало искуплению человека. Бог Сын искупает, спасает Своих от грехов их. Бог Святой Дух духовно возрождает и освящает, прилагая труд искупления к верующим.
Рассуждая о Троице, многие богословы приводят пример из жизни блаженного Августина (354-430), одного из отцов Церкви. Он прогуливался по берегу моря и весь ушел в размышления о тайне Троицы. И тут он увидел маленького мальчика, который выкопал ракушкой в песке ямку, потом пошел к воде, набрал в ракушку воды и вылил ее в свою ямку. Августин спросил его: «Что ты делаешь?» Мальчик ответил: «Вычерпываю море». Тогда Августин подумал: «А ведь именно этим занимаюсь и я сам. Я стою у берега безбрежного океана вечности и пытаюсь вычерпать его крохотной ракушкой своего разума». Концепцию Троицы невозможно полностью переварить разумом человеческим. Но это вовсе не основание говорить, что никакой Троицы нет, что ее придумали богословы. Да разве не должно быть так, что Бог, перед Кем мы преклоняемся, Кому вверяем жизнь свою, намного больше, чем наше ограниченное разумение.
Несмотря на то, что выражение «Троица» не встречается в Библии, понятие триединства Бога существует в ней – как в Ветхом, так и в Новом Завете. В Библии утверждается единство Бога: Втор.6.4 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Оба Завета учат нас как о единстве, так и о тройственности Божества. Сущность этих доктрин заключается в том, что существует лишь один Бог, создавший всё. Об этом неоднократно говорится в Библии, в т.ч. и в Книге пророка Исаии. Ис.45.18 «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он – Бог, образовавший землю и создавший ее; … Я – Господь и нет иного». В то же время на трех Лиц Божества указано в этой же книге Библии. Ис.48.16 «Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». Несомненно, что сказавший это является Богом и, тем не менее, Он говорит, что послан Господом Богом (т.е. Богом Отцом) и Его Духом (т.е. Святым Духом). Доктрина триединства раскрывается и в Новом Завете, напр., в Евангелии от Иоанна. Господь Иисус говорит: Ин.15.26 «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне». Ранее Христос объяснил апостолам: Евангелие не стоит меньше ценить из-за того, что у него множество противников. Теперь же Он противопоставляет нечестивой ярости свидетельство Святого Духа, подкрепившись которым, их душа никогда не впадет в уныние. Верные знают, что Он дан им с Неба. Говорится, что Святой Дух свидетельствует о Христе, поскольку лишь в Нем Он удерживает нашу веру, чтобы мы больше нигде не искали спасения. Без Него люди бесцельно блуждают. А там, где говорит Он, человеческое разумение избавляется от опасности заблуждения. Говоря же, что Святой Дух послан от Отца и что Он от Отца исходит, Христос еще больше возвышает Его авторитет. Здесь Иисус Христос, как и в других местах, говорит об Отце, чтобы вознести нас к лицезрению собственного Божества.
Наряду с утверждением единобожия в Ветхом Завете, уже здесь же имеется ряд неявных указаний на то, что Бог является совокупным Богом. Одним из примеров этого является неоднократное использование форм множественного числа в словах, относящихся к Богу. Наиболее распространенное древнееврейское слово для обозначения Бога «Элохим» представляет собой форму множественного числа. Единственное число от этого слова есть «Элоах». Оно используется в 10 раз реже, чем множественное число. Иногда с именем «Элохим» глагол также ставят во множественном числе. Приведем стих из Книги Бытие. Авраам говорит: Быт. 20.13 «Когда Бог повел меня странствовать из дома отца…». Глагол «повел» на древнееврейском языке употреблен во множественном числе. Иногда Бог, говоря о Себе, использует местоимение во множественном числе, как, напр., в стихе: Быт.1.26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Имеются в Библии примеры использования множественного числа при описании Бога, что не отражено в русском переводе. Напр., Еккл.12.1 «И потомки Создателя твоего в дни юности твоей». В древнееврейском тексте слово «Создатель» стоит во множественном числе. Еще один пример: Ис.54.5 «Ибо твой Творец есть супруг твой, Господь Саваоф – имя Его». Слова «Творец» и «супруг» поставлены во множественном числе.
Поскольку в древние времена Израиль был окружен народами, исповедующими многобожие, и зачастую склонялся к тому, чтобы принять их идолопоклонство, Писания подчеркивали единство Бога, а не Его триединство. Но ко времени Нового Завета, когда идолопоклонство больше не представляло опасности для Израиля, триединство Бога стало находить всё более явное выражение в Библии. Три вышеупомянутые Личности изображаются в Новом Завете как Бог Отец, Бог Сын (Мессия Иисус) и Бог Дух Святой.
То, что Господь Иисус, как единородный Сын Бога, говорил о Себе, как о Боге, равном Отцу, ясно из многочисленных мест Библии. Приведем только один стих: Откр.1.8 «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Здесь Он справедливо приписывает Себе те же самые честь и власть, какие в стихе 4 приписывались Богу. Там написано: Откр.1.4 «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его». Апостол верующим этих церквей провозглашает следующее благословение: «благодать вам и мир», т.е. святость и утешение. Благодать – это благоволение Божье к нам и действие Его благодати в нас. Мир – это сладостная уверенность в этой благодати. Не может быть истинного мира там, где нет истинной благодати. Апостол благословляет церкви именем Бога – всей Святой Троицы. Возвращаемся к стиху 8. Христос есть начало и конец, всё от Него и для Него. Он Вседержитель, вечный и неизменный. Всякий, кто осмелится вычеркнуть хоть одну черту из этого имени Христа, заслуживает того, чтобы его имя было изглажено из Книги Жизни. Прославляющий Его будет прославлен, а презирающий Его будет презрен.
На триединую природу Творца ясно указывает триединство Его творения. Так, физический космос является определенно триединой Вселенной, включающей пространство, материю и время. Каждая из этих составляющих Вселенной представляет собой, в свою очередь, триединство. Так, пространство является трехмерным: длина, ширина, высота. Время тоже триедино в своем прошлом, настоящем и будущем. Триединство материи заключается в энергии, движении, скорости. На эту тему пишут много, в т.ч. и о том, что наше Солнце тоже является триединым. На этой теме сейчас останавливаться не будем. Везде мы видим универсальное и всеобщее триединство: причины, явления и следствия.
О триединстве читали и в нашем эпиграфе: 1Ин.5.7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и эти три суть едино». Здесь представлены три небесных свидетеля, свидетельствующих миру и удостоверяющих его в законности и авторитете служения Иисуса Христа и Его притязаний. Первый по порядку свидетель – Бог Отец. Он положил Свою печать на всё земное служение Христа. Во-первых, заявлением, сделанным Им во время Его крещения. Мф.3.17 «И вот, голос с небес говорит: Это Мой Сын, возлюбленный, в Котором Я нашел отраду». Во-вторых, подтверждением Его личности во время преображения. Мф.17.5 «Пока он еще говорил, вот, светлое облако осенило их, и вот, голос из облака говорит: Это Мой Сын возлюбленный, в Котором Я нашел отраду». В-третьих, чудотворной силой и сверхъестественными делами, сопровождавшими земное служение Христа. Господь Иисус Сам говорит: Ин.10.37 «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте Моим делам, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем». В-четвертых, воскрешением Его из мертвых, и принятием в Свою славу. Второй свидетель – Слово. Это имя Христа, означающее, что Он имел высшую природу, что Он существовал до создания мира и сотворил мир, что в этой природе Он является истинным Богом, наравне с Отцом. Третий свидетель есть Святой Дух. Он является источником святости. Тот, на кого Святой Дух ставит Свою печать и свидетельствует о нем, будет верным и истинным. Он сделал это в отношении Иисуса Христа. Во-первых, чудесным сотворением Его безупречной человеческой природы в чреве девы Марии. При благовещении ангел сказал Марии: Лк.1. 35 «Дух Святой найдет на тебя». Во-вторых, видимым сошествием на Христа во время Его крещения. Лк.3.22 «И Дух Святой сошел на Него в телесном виде». В-третьих, изгнанием бесов и духов тьмы. Господь говорит: Мф.12.28 «Если же Я духом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло вас Царствие Божье». В-четвертых, могущественным и видимым сошествием на апостолов и других учеников Христа. Он наделил их дарами и способностями для проповедования Христа и Его Евангелия. На протяжении двух тысяч лет Он наделял учеников Христа чудесными дарами и действовал и действует через них, а также в церквях. Эти свидетели едины, и не только в Своих свидетельствах, но и в Своей небесной сущности. Они должны быть единым Богом. Вера в то, что Творец этой триединой Вселенной является триединым Богом, вовсе не является математическим парадоксом, но, скорее, чрезвычайной реальностью.
В одном месте речка в Канаде течет через узкое ущелье между двумя скалами, каждая из которых возвышается почти на пятьсот метров. Первопроходцы были настолько поражены этими величественными утесами, что назвали их Троица и Вечность. Эти два слова, если в них вдуматься, не могут не наполнять сердце каждого христианина благоговением. В Библии нам сказано, что Бог вечен, что Он вне времени, что Он един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Мы не можем понять ни того, ни другого. Друзья Иова спрашивали: Иов 11.7 «Можешь ли ты исследованием найти Бога?» Ответ на этот вопрос ясен: это невозможно. Пытаться разобраться в триединстве Бога – то же самое, что невооруженным глазом вглядываться в полуденное Солнце, чтобы что-то на нем увидеть. В самой сердцевине христианской веры сокрыта тайна, потому что вера наша – в вечного триединого Бога. Нас любит Бог Отец, за нас умер Бог Сын, нас ведет к святости Бог Святой Дух. Понять Бога нельзя, но не признать тоже нельзя. Практическая важность учения о Святой Троице в том, что оно требует от нас уделить равное внимание и воздавать равную честь всем трем Лицам Святой Троицы.
Боже! Просим, помоги нам склониться перед великой тайной Божества в смирении и благоговении. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже наш, Святая Троица! Вечно славить Тебя будем. Славься, Бог Отец и Сын Спаситель. Славься, Дух Святой, посланный в благословенье людям. Мы благодарим, что труд нашего спасения выполняют все три Лица Святой троицы. Просим, даруй нам веры в триединого Бога, но не останавливаться на этом. И не быть довольным собой и своим положением перед Богом лишь на том основании, что верим в Него. Ибо так обречем себя на погибель. В Библии сказано: «И бесы веруют и трепещут». Просим, даруй нам любовь к триединому Богу, ибо, если не полюбим Его, не будем утешаться Им и служить Ему. Оживи нашу веру, чтобы она делами свидетельствовала о наличии в нас духовной жизни. Чтобы мы не ограничивались только внешним исповеданием веры. Просим, помоги нам склоняться перед тайной триединого Бога и Творца в смирении и благоговении. Аминь.