ПРОПОВЕДИ
Не будьте духом своим поспешны на гнев
Еккл.7.9 «Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых».
Мы должны управлять своими чувствами с мудростью и благодатью. «Не будь духом твоим поспешен на гнев». Кто торопится в своих ожиданиях и не терпит отлагательства, то гневается, если его желание мгновенно не удовлетворяется. Это повеление немного расширим: «Не гневайся на гордых притеснителей или тех, кто является инструментом постигших тебя бед. Не торопись выразить свой гнев и свое возмущение в случае оскорбления. Не гневайся долго». Хотя гнев может войти в душу и мудрого человека, но гнездится он только в сердце глупых людей. Поэтому тот человек, кто считает себя мудрым, не должен позволить, чтобы солнце зашло в его гневе (Еф.4.26,27).
Гнев часто буйствует, сокрушает всё на своем пути, неуправляем и неукротим. Он – страшная сила, в особенности, если эта сила направлена прямо на нас, да еще от близкого человека. Даже если гнев недолог, его последствия могут быть разрушительными. Печально, что люди, которых мы любим, порой становятся мишенью для наших злых слов. Но даже если нас провоцируют, всё равно мы должны остановиться, ответить не гневом, а добротой. Библия убеждает нас сдерживать гнев и раздражение, быть друг к другу сострадательными и прощать, как и Бог во Христе простил нас (Еф.4.32). Искренне желая угодить Богу, в т.ч. любить ближних, мы можем силой Христа одержать победу над гневом.
Рассмотрим взаимосвязь понятий «гнев» и «злоба». Слово «гнев» характеризует чувства, внезапно вырывающиеся в порыве ярости. Эти чувства порой пропадают также быстро, как появляются. А другой раз надолго остаются в душе человека в виде злобы. В Библии слово «гнев» чаще указывает на бушующие чувства, которые быстро вырываются наружу и также быстро исчезают. Слово «злоба» употребляется тогда, когда надо показать, что раздраженное эмоциональное состояние продолжается какое-то время.
Через Послание к ефесянам ап. Павел призывает нас остерегаться необузданных страстей. В том числе он пишет: Еф.4.26 «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем». Слова «гневаясь, не согрешайте» взяты из Пс.4.5. В переводе семидесяти толковников (Септуагинта) они звучат так: «Остановитесь в гневе, и не грешите». Т.о., гнев еще не есть грех. Мы должны гневаться, когда о добре забывают, а злое – преподносят. Библия приводит примеры праведного и святого гнева. Когда израильтяне сделали в пустыне золотого тельца, Моисей разгневался на них за недоверие Богу. Читаем из книги Исх.32.19 «Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом». Неемия рассердился, когда услышал о злоупотреблениях богачей израильского народа. Читаем его слова: Неем.5.6,7 «Когда я услышал ропот их (бедняков на богачей) и такие слова, я очень рассердился. Сердце мое возмутилось». Очевидно и то, что Бог возбуждает праведный гнев в своем народе с благими целями. Вспомним стих: 2Кор.7.11 «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного». Плоды, сопровождающие покаяние, являются наилучшими доказательствами его искренности. Коринфяне показали, что их гнев, их печаль была благочестивой. То, что гнев произвел в них сильную озабоченность состоянием своей души, привел к отвержению греха и угождению Богу. Он также привел их к очищению, не путем оправдывания перед Богом, но путем очищения от греха. Благодаря чему им не вменилась вина за совершившееся в их среде беззаконие.
Часто наш человеческий гнев вызван нашим эгоизмом. Особенно уязвленная гордость часто вызывает гнев. Читаем стих из книги Есфирь. Есф.3.5 «И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц перед ним, то исполнился гнева». И негодование непременно рождает гнев. Вспомним стих: Лк.4.28 «Услышав это (слова Господа Иисуса), все в синагоге исполнились ярости». Жители Назарета возмутились, когда Господь Иисус напомнил им, что Бог не обязан совершать чудеса среди них. Сколько вдов было в Израиле в дни Илии? Нет сомнений, что много. Но ни к одной из них пророк Илия не был послан. Бог прошел мимо них, и Его выбор пал на женщину-язычницу из Сарепты. В дни пророка Елисея Нееман сириянин был единственным, кто очистился от проказы. Для жителей Назарета это учение было невыносимым. Оно ранило их гордость и самолюбие и вызвало у них негодование. Если бы Господь не защитил Себя чудесным образом, они без колебаний предали Его жестокой смерти.
Гнев, ярость, злоба и т.п. несовместимы с жизнью по Евангелию. Кол.3.8 «А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». Евангелие утверждает господство здравого разума и доброй совести над вожделениями и страстями человека.
Бог дал нам способность мирно уживаться с другими людьми. Его Слово заверяет, что можно чувствовать гнев, но не впадать в ярость и злобу. Его Дух помогает управлять своим гневом, побуждающим нас оскорблять и мстить. Некий владелец легкового автомобиля обнаружил, что его машину эвакуировали из-за неправильной парковки. Хотя он и был расстроен, не поддавался гневу. Он прочитал шуточное стихотворение работнику штрафной стоянки. Оно тому понравилось, и перебранки не произошло. Книга притч учит: Прит.20.3 «Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен». Мир руководствуется иными принципами, а это означает, что Соломон высказал здесь божественную мудрость. Мир греха всегда будет миром ссор, потому что он не руководствуется мудростью, сходящей свыше. Но всё же и в этом мире проявляется Божья благодать. Автор напоминает нам, что честь для человека – отстать от ссоры. Многие люди готовы ради своего спокойствия не обращать внимания на обиды. Однако в ссоре им кажется, что честь их попрана. Поэтому они стараются оставить за собой последнее слово. Оставить ссору – это победа над плотью (греховной природой). Как часто глупость человеческой гордыни питает ссору. А ведь ее можно было бы угасить духом мира и любви. Но Божьи избранные отличаются тем, что следуют примеру своего божественного Господина. Они облекаются в кротость и терпение, позволяют Божьему миру царствовать в сердце.
Мы живем в век гнева. Теперь наброситься на другого человека, как словами, так и физически, может кто угодно и где угодно. Совершенно незнакомые люди обмениваются «любезностями» у всех на виду. Спортсмены и болельщики вообще готовы убить друг друга. Но проблема решаема и зависит от каждого из нас. Бог наставляет: Пр.15.1 «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». Поразмыслим над этим бесценным принципом практической Божьей мудрости. Следование этому принципу приносит мир в семью и единство в церковь. Писание часто говорит о том, какое воздействие на окружающих может оказать слово. «Кроткий ответ» – это вода, которая заливает пожар ссоры, а «оскорбительное слово» – масло, которое возбуждает ее огонь. Человек склонен раздражаться, оправдывать себя, оставлять последнее слово за собой. В споре он не хочет уступать и миллиметра. Гордость и страсть бьются с обеих сторон как кремни. Мы скорее пожертвуем другом, чем проиграем хоть в одном вопросе спора. Для мира всё это простительно. Однако у нас есть пример Спасителя Христа. Евангелие вдохновляет нас Его духом, поэтому нам следует следить за собой, и не задевать другого человека. Кроткими словами мы добиваемся двойной победы – над собой и над собеседником. Хотя может быть и исключения из этого правила, но всё-таки спокойный, сдержанный подход в любой ситуации лучшее средство против гнева.
Гнев дает дьяволу повод, который он непременно использует, чтобы совершить зло. Гнев может стать первым шагом на пути к убийству. Вспомним слова Господа Иисуса из Нагорной проповеди: Мф.5.21,22 «вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата напрасно, подлежит суду». Закон Моисея направлен против акта убийства. А новый закон Царства, который дополняет закон старого устроения, направлен против гнева, того, что побуждает к убийству. Чтобы соответствовать требованию нового закона Царства, необходима жизнь более высокого порядка – жизнь духовно нового творения. В одной южноамериканской стране сосед убил соседа. И были-то они друзьями. Но вот зашел у них разговор о политике, который порой перетекает в споры и ссоры. Когда убийцу спросили, почему он поднял руку на соседа, тот ответил: «Начали мы мирно. Мне слов не хватило, вот я взял и убил его». Нам кажется, что мы себя в руках держать умеем. Но, к сожалению, это нам только кажется. Гнев ослепляет и опьяняет, а пьяный способен на то, о чем в трезвом состоянии и не подумает.
Гнев заразен. В Библии предоставлено хорошее предостережение против близкой дружбы с гневливым и вспыльчивым человеком. Пр.22.24-25 «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою». Закон дружбы гласит, чтобы мы приноравливались к своим друзьям и были готовы оказать им услугу. Поэтому мы должны быть мудрыми и осторожными, выбирая друзей, чтобы не оказаться в зависимости от человека, приноравливаться к которому было бы безрассудством. Мы должны разумно решать, с кем завязывать близкие отношения. Кто среди других отличается вспыльчивостью, обидчивостью, кто склонен к негодованию и публичным оскорблениям, кто во гневе не беспокоится о своих словах и поступках, а становится еще яростнее, тот не годится в друзья или компаньоны. Ибо он постоянно будет недоволен нами. Он также будет ожидать, чтобы мы, подобно ему, будем гневаться на других.
Гнев – дело плоти, он противен Святому Духу. Гал.5.19,20,21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, …, гнев, … поступающие так Царствия Божия не наследуют». Апостол перечисляет дела плоти, подлежащие умерщвлению, а в стихах 22-23 – плоды Духа Святого, которые следует заботливо выращивать. Ап. Павел предостерегает, что «поступающие так Царствия Божия не наследуют», как бы они ни обольщали себя пустыми надеждами. Вне всякого сомнения, эти дела не пустят человека в небо, в присутствие святого Бога. Не пустят, пока они не освятятся и не оправдаются именем Спасителя Иисуса Христа.
В Библии от нас требуется сдерживать проявления гнева и приводится веская причина, почему мы должны подавлять наш гнев. Иак.1.19,20 «всякий человек да будет … медлен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божьей». Этому мы научимся, в скорбях, если являемся возрожденными духом. Когда мы говорим, то должны говорить без гнева, ибо кроткий ответ отвращает гнев. Если человек хочет управлять своим языком, то он должен управлять своим гневом. Выражение «Ибо гнев человека не творит правды Божьей» равносильно тому, как если бы апостол сказал: «Люди часто, давая волю своим страстям и вспышкам гнева, претендуют на то, что они ревнуют о Боге и Его славе. Однако они должны знать, что Бог не нуждается в человеческих эмоциях. Его делу лучше служат кротость и смирение, чем гнев». Гнев – это самое плохое, что можем привнести в религиозные споры. Хотя его можно извинять заботой о справедливости и правде, однако доверять ему нельзя. Гнев – это человеческое свойство, и человеческий гнев противостоит правде Божьей.
Верующий китаец сердился на свою жену за то, что она ошиблась маршрутом по дороге в знаменитый ресторан. Семья проводила отпуск в Японии и хотела закончить путешествие обедом в ресторане. Но они опоздали. Мужчина ворчал на жену. Позже он пожалел о своих словах. Многие из нас узнают себя в нем. Как нужна нам молитва псалмопевца: Пс.140.3 «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». Охрана уст означает, что, испытывая негативные эмоции, мы будем держать рот на замке и искать Божьей помощи в том, чтобы говорить правильные слова, правильным тоном, а возможно, и не говорить вообще. Бог тоже трудится в нас.
Господи! Помоги нам всегда думать перед тем, как говорить. Дай нам слова, которые нужно сказать. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя, что через Библию предупреждаешь нас, что гнев – это страшная сила, что его последствия могут быть значительными и разрушительными. Просим, помоги нам передать наш гнев силе Христовой, научи нас управлять своими чувствами, почитая других выше себя. Помоги преуспеть в Твоем труде, сеять любовь, обуздывать гнев. Храни наши уста, язык наш в узде держи, чтобы мы могли людям в сердце мир нести. Пусть наши слова приносят Тебе славу. Просим, помоги нам остановиться, ответить не гневом, а добротой, даже если нас провоцируют. Помоги нам сдерживать гнев и раздражение, быть друг к другу сострадательными и прощать, как и Бог во Христе простил нас. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.