ПРОПОВЕДИ
Призванным по Божьему изволению всё содействует к благу.
Рим.8.28 «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует к благу».
Славное преимущество детей Божьих: им всё содействует к благу. Ибо Бог желает, чтобы для избранных, возлюбленных Божьих, и тех, кто любит Бога, Дух Святой производил всё во благо, даже то, что само по себе порочно. Знание того, что ничто не может повредить благочестивым, приносит им большое утешение, большую радость. Что их кресты обратятся в благословения, это ободряет сердца тех, кто принадлежит к Божьему народу. Это как лечебное средство для христианина. Какое чудесное обетование может он считать своим: Пс.24.10 «Все пути Господни милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его». Ап. Павел говорит: «Притом знаем», т.е. я говорю и утверждаю. Из слов «любящим Бога, призванным по Его изволению» вытекает, что есть люди, не призванные по Его изволению. Термин «изволение» (замысел) описывает предопределение Божье, свободное избрание и обсуждение или совет. Бл. Августин в своей книге «Исповеди» говорит: «Ты чудесен, о Боже, Ты переменяешь Свое мнение, но не меняешь Своего совета».
Удивительно то, что как самое плохое, так и самое хорошее содействует им к благу. Ниже конкретизируем это утверждение. Начнем с хорошего. Божья сила содействует благочестивым к благу, поддерживает их в трудные минуты. Что поддерживало пророка Даниила в львином рву? Или пророка Иону в чреве кита? Или трех иудейских юношей в раскаленной печи? (Дан.3) Только Божья сила. Только благодаря тому, что его поддерживает рука Бога, слабый христианин может не только переносить скорбь, но и радоваться в ней. Только Божья сила может помочь и помогает нам одерживать победу над нашими духовными врагами. И Божья мудрость содействует к благу. Она изрекает наставления для нас. Очень часто в делах сложных мы не знаем, что должны предпринять. Тогда подсказывает нам Божья мудрость. Несомненно, что и Божья благость содействует к добру для благочестивых. Божья благость – это то, что делает нас благими. Об этом сказано в Послании к римлянам так: Рим.2.4 «благость Божья ведет тебя к покаянию». Слепота грешника столь велика, что он, в ущерб себе, злоупотребляет вещами (пренебрегает или использует их не по назначению), дарованными ему для пользы. С другой стороны, свет, сияющий в праведном и богобоязненном человеке, настолько ярок, что он использует себе на пользу то, что ему во вред предназначалось. Нечестивец не знает, что благость Божья ведет его к покаянию. Праведник же понимает, что даже суровость Божья исцеляет его. И Божьи обетования содействуют к благу благочестивым. Обетование – пища для веры. Они названы «драгоценными обетованиями» (2Пет.1.4). Обетования предлагают Божью помощь во всем спектре жизни чада Божьего. Мы чувствуем вину за грех? У нас есть обетование: Пс.102.8 «щедр и милостив Господь». Мы осквернены грехом? Есть обетование: Ос.14.5 «Уврачую отпадение их». Мы боимся нужды? Обетование успокаивает нас: Пс.33.10 «нет скудости у боящихся Его». Мы в большом бедствии? Бог предлагает Свою помощь: Пс.90.15 «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его». Бог не вводит Свой народ в бедствие оставляя затем его одного, находится рядом с ним.
Также содействуют к благу духовные благословения, в т.ч. Слово Божие, молитва и Святое Причастие. Слово Божие – спасение для души, вырабатывает в душе человека уверенность в спасении. Молитва возносит святые побуждения и порывы души к Богу. Она – ключ к сокровищнице Божьих благословений и обетований. Молитва – это оружие христианина, защищающее его от духовных врагов. Святое Причастие дает нам хлеб с Неба, хлеб, который сохраняет жизнь и предотвращает смерть. Оно производит славное действие в душе благочестивых людей: возгревает любовь, укрепляет добродетель, умерщвляет зло, возрождает надежду, усиливает радость. Лютер сказал: «Великое дело – унывающую душу утешить, такое же, как воскресить мертвого; именно это может произойти и иногда и происходит для души благочестивого на Святой Вечере». Приведем один пример из многих. Молодая женщина приехала лечиться из России в Японию. Операция предстояла ей сложная и рискованная. Когда она уже устроилась в больницу, она не могла сдержать рыданий. Плакала и плакала. По-русски в больнице никто не понимал. Решили позвать на помощь миссионера. Он по-русски тоже не знал. Но когда больная увидела в его руке Библию, хлеб и вино, она успокоилась, укрепилась духом. Содействуют к благу и духовные добродетели, такие как вера, надежда, любовь, кротость и др.
И ангелы Божьи содействую к благу детям Божьим. Они несут служение Божьему народу. Евр.1.14 «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» Ангелы – это духи, не имеющие тела, хотя и могут принимать телесный вид и являться в теле, когда это Богу угодно. Они разумные, активные существа, отличающиеся мудростью и силой. Ангелы же суть служебные духи благословенной Троицы, чтобы исполнять божественные указания и повеления. Они служили и продолжают служить детям Божьим: противостоят коварству и силе злых духов, защищают и сохраняют тела наследников спасения, оживляют и утешают их душу по указанию Христа и Духа Святого. Благословим Бога за служение ангелов, за охрану на Божьем пути.
Собрание детей Божьих тоже содействует к благу. Общение одного христианина с другим является средством поддержки. Христианин, передавая свой духовный опыт, согревает и оживляет как свою душу, так и других. Евр.10.24 «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам». Христианам следует иметь чуткое попечение друг о друге. Они должны сочувственно вникать в нужды, немощи других и искушения, которым они подвергаются. Они должны делать это, не укоряя друг друга, не провоцируя друг друга к гневу, но «поощряя к любви и добрым делам». Добрый пример, показанный другим – это самый эффективный способ такого поощрения. Молитва за других тоже содействует к благу. Это большая честь для Божьего дитя, что за него ведется труд молитвы.
А теперь рассмотрим, как зло, благодаря всемогущей Божьей руке, обращается в добро. Есть одна утешительная мысль для сердца чада Божьего: во всех наших несчастьях есть Божья рука. Эта истина четко отражена в Библии. Вспомним несколько отрывков. Руфь 1.21 «Вседержитель послал мне несчастье». И Иов увидел Бога в своих несчастьях. Поэтому он не сказал: «Господь дал, а дьявол взял», но «Господь взял».
Несчастья для благочестивых обладают целебными свойствами. Никакой сосуд не может быть сделан из золота без применения огня. Невозможно то, чтобы мы стали сосудами чести, если не будем переплавлены и очищены в печи страданий. Страдания учат нас познавать себя. В минуты страданий мы яснее видим ту испорченность своего сердца, о существовании которой даже не подозревали. Страдания делают сердце правым. В благополучии сердце частью прилепляется к Богу, а частью – к миру. В страдании Бог убирает мир, чтобы сердце полностью прилепилось к Нему. Он исправляет сердце. Страдания делают нас подобными Христу. Мы не можем быть частью тела Христова, чтобы не походить на Него. Его земная жизнь была чередой страданий. Если на Его голове был терновый венец, то неужели мы думаем, что на нашей будет венец из роз? Однако между нашими страданиями и страданиями Христа есть отличие: Его страдания были искупительными, а наши – исправительные. Страдания делают детей Божьих блаженными. Иов 5.17 «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и поэтому наказания Вседержителя не отвергай». Они могут нас сделать блаженными следующим образом: они, будучи освящены, приближают нас к Богу. Когда блудный сын испытал нужду, он вернулся домой к отцу (Лк.15. 18). Страдания заграждают уста нечестивых. Они говорят, что дети Божьи служат Богу из корысти. Видя их страдания, закрываются уста нечестивых. Тогда атеисты мира видят, что у Бога есть народ, служащий Ему не из корысти, а из любви.
Рассмотрим, как искушение сатаны содействует к благу. Он наблюдает за характером человека, и не будет искушать в противовес естественным склонностям. Тщеславного человека он обольщает венцом, жизнерадостного – красотой. Он выбирает подходящее время для искушений, выжидает момент, когда мы меньше всего этого ожидаем. Чаще всего он использует ближайшее окружение человека. Так он искушал Иова через жену: Иов 2.9 «И сказала ему жена: ты всё еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри». Он искушал Христа через ап. Петра. Петр отговаривал Его от страданий: Мф.16.22 «будь милостив к Себе, Господи!» Он часто искушает через притворную религиозность. Больше всего нужно опасаться его, когда он облекается в ангела света. Многих он искушает к корыстолюбию и обману под предлогом заботы о семье. И искушения сатаны обращаются к добру для детей Божьих. Дерево, раскачиваемое ветром, более укрепляется и укореняется. Так и ветер искушений подавляет гордыню в человеке. Один из отцов церкви сказал: «Гораздо лучше искушение, которое смиряет меня, чем почести, вызывающие во мне гордость». Чтобы христианин не был кичливым и заносчивым, на какое-то время Бог допускает ему попасть в руки сатаны, чтобы исцелить от этой болезни. Лютер сказал, что искушения – это объятия Христа, т.к. после них Он чудно открывается душе. При ограничении Божьей благодати чадо Божье может пасть в искушении. И всё же это падение будет обращено в добро. Ап. Петр был искушаем самоуверенностью, он надеялся на собственные силы. Господь допустил его падение: он трижды отрекся от Христа. Но это обратилось к его благу. Он стал смиреннее. Напр., он не осмелился сказать, что любит Господа больше, чем другие апостолы. Вспомним этот случай: Ин.21.15 «Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Падение в искушении производит больше осторожности в христианине.
Покажем, как богооставленность содействует к благу для благочестивых. Прежде всего, отметим, что обычно мы первыми оставляем Бога, когда теряем близкое отношение с Ним, когда мы оставляем Его истину, когда мы оставляем водительство Его Слова и следуем за собственными чувствами и страстями. Напомним следующие истины для оставленной души: 1. Никто, кроме Божьих детей не может оказаться в состоянии богооставленности. То, что ты чувствуешь богооставленность, свидетельствует о том, что ты есть Божье дитя. 2. Состояние богооставленности будет лишь на время. Она исцеляет излишнюю привязанность к миру. Мы можем использовать мир как гостиницу, но он не должен быть нашим домом. Когда наше сердце слишком занято мирскими делами, тогда Бог, чтобы исцелить от этого, скрывает Свое лицо. Это производит доброе действие: мы видим истинную цену мирской славы. Богооставленность заставляет детей Божьих ценить Божье присутствие больше всего. Когда Божья милость становится привычной, ее ценность в наших глазах уменьшается. Бог не может нас заставить лучше ценить Свою любовь, чем когда лишит нас ее на время. Господь ввергает Своих в пучину богооставленности, чтобы не ввергнуть в пучину осуждения. Он помещает нас в кажущийся ад, чтобы мы избежали ада настоящего.
Коротко рассмотрим, как грех содействует к благу благочестивым. Рассмотрим два фактора: грехи других людей и собственные грехи. Грехи других людей содействуют к благу, т.к. они вызывают в нас святую печаль. Они заставляют нас больше любить благочестие. Ощущение собственной греховности заставляет чадо Божье больше ценить Христа. Тот, кто ощущает свой грех, рад Спасителю, Христу Избавителю. Хорошо знать собственные грехи, чтобы мы не льстили себе и не считали себя лучше, чем мы есть на самом деле.
Итак, показали, что как самое хорошее, так и самое плохое действием всемогущей Божьей руки содействует к благу детей Божьих.
Да будет благословен наш Бог Спаситель, превращающий всё для Своих детей во благо! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за великое благословение, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует к благу. Бл-м, что Ты желаешь, чтобы для избранных возлюбленных Божьих Дух Святой производил всё во благо. Чтобы им было во благо даже то, что само по себе порочно. Бл-м, что многочисленные бедствия и несчастья не отделяют Твоих детей от Твоей любви, ибо они были призваны по Твоему изволению. Ибо если бы это не было соизволением Божьим, и если бы наше спасение зависело бы от нашей воли и от наших дел, то оно зависело бы от случайного стечения обстоятельств. Зависело бы от случая, который мог быть изменен даже одним каким-то пороком. Ты нам сегодня говорил о том, что избранные спасены не случайно, но это неизбежно. Бл-м, что никакая случайность не может воспрепятствовать нашему спасению. Равно как никакое наше, пусть даже исключительно могучее сопротивление злу, не может ему способствовать. Бл-м, что спасаешь нас не по нашим собственным заслугам и добродетелям, но исключительно по Своему избранию и согласно Своей неизменной воле. Спасаешь перед самым лицом столь многих злобных и ужасных врагов, тщетно пытающихся нанести нам урон. Будь Ты благословен, наш Бог Спаситель, превращающий всё для Своих детей во благо. Во имя Иисуса Христа. Аминь.