ПРОПОВЕДИ
Терпение дает умение
Прит.15.18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю».
Терпеть и быть терпимым – это значит уметь безропотно переносить невзгоды в жизни и ощущать снисхождение к нам от других. Это качество отражает красоту души человека, и оно указывает на истинный смысл жизни. Слово «терпение» означает способность терпеть, безропотно переносить страдание, неприятное переживание, боль. «Долготерпение» (этот термин тоже применяется в Библии) – это продолжительное терпение. Терпение бывает на почве физической и на почве духовной жизни. Терпение – это измеритель подлинного состояния души человека переносить невзгоды, независимо какого они характера. Некоторые люди хвалятся своим терпением, а другие – своим нетерпением. Общий взгляд людей приветствует терпеливого человека, потому что он способен выполнить не только легкие, но и тяжелые поручения.
Вернемся к нашему эпиграфу. Прит.15.18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю». Здесь сказано о том, что вспыльчивость производит гнев, а кротость – наилучший миротворец. Гнев человека зарождает огонь, который охватывает пламенем города и церкви. Эта притча объяснения не требует. Но взглянем на принципы ненависти и любви. Для некоторых людей дело жизни – сидеть у огня, поддерживать пламя и раздувать угли, если вдруг огонь погаснет. Огонь – это опасная, пожирающая и разрушающая стихия. Трудно понять, почему люди раздувают его. Однако мы знаем, что всё зло исходит из сердца человеческого (Мк.7.21-22). Человек вспыльчивый своими вспыльчивыми воспоминаниями возбуждает раздор и ссорит людей. Он дает другим повод к ссоре и сам использует любую пустяковую возможность для раздора. Что же тогда делать христианину? Он не должен раздувать огонь, его задача – утишать распрю. На огонь он должен лить воду, а не масло. Его уступчивый дух плавит сердце других людей и доставляет мир. Он соединяет тех, кто отпал, и мягкими методами приводит их к взаимному согласию ради установления мира. Будем помнить, что спасением мы обязаны Богу, Который медлен на гнев.
Наша жизнь так устроена, что человек должен терпеть с первых дней своей жизни. Не всегда всё идет так, как ему хочется, и эти нежелательные обстоятельства нужно переживать – терпеть. Всякая болезнь тела причиняет физическую боль, а несправедливое отношение причиняет душевную боль. И в обоих этих переживаниях не обойтись без терпения. Терпение настолько нужно в нашей жизни, что без него она невыносима. Однако никто из нас не желает терпеть – мы терпим, потому что нет иного выхода. Мы терпим с желанием поскорее выйти из необходимости терпеть.
В Библии сказано, что Бог долготерпелив и многомилостив. Он терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. От Своих детей Бог тоже ожидает добровольного терпения. В Библии показано, как необходимо в нашем настоящем положении благодать терпения: Евр.10.36 «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божью, получить обещанное». Получить обещанное, т.е. обещанную награду. Большая часть блаженства детей Божьих дана в обетованиях. Прежде чем получить обещанное, они должны исполнить волю Бога. Исполнив волю Бога, они должны иметь терпение для того, чтобы ожидать времени, когда обещанное исполнится. Они должны с терпением проходить свое жизненное поприще, пока Бог не отзовет их. В этом состоит испытание веры христиан, когда им приходится смиряться с жизнью после того, как их труд завершен. И ожидать, пока наступит Божье время для воздаяния. Те, кто имел терпение и уже много упражнялся в нем, должны еще запастись им и еще больше упражняться в нем, пока не умрут.
Чтобы правильно упражняться в христианском терпении, мы должны позволить ему действовать в нас и через нас. Христианское терпение – это не пассивное, но активное качество. Апатия стоиков и христианское терпение – это совершенно разные вещи. Первая делает человека в какой-то степени нечувствительным к невзгодам, а вторая – победителем в них и над ними. Будем стремиться к тому, чтобы в дни испытаний в нас действовали не страсти, а терпение. Чтобы во всем, что мы говорим или делаем, в нас действовало терпение. Не позволим нашим эмоциям препятствовать терпению производить свои прекрасные результаты. Позволим ему действовать, и оно сотворит чудеса во время скорбей. Мы должны позволить ему иметь совершенное действие. Иак.1.4 «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Мы должны не делать ничего такого, что может ограничить или ослабить его, а дать ему полный простор. Если одна скорбь следует за другой и нас преследует целый ряд их, тем не менее, пусть терпение продолжает свое действие, пока оно не завершится. Терпение тогда имеет свое совершенное действие, когда мы переносим всё, что Бог предназначил нам. И так долго, как Он определил. А также когда мы не только переносим скорби, но и радуемся в них. Когда терпение имеет совершенное действие, тогда христианин становится совершенным во всей полноте. Терпение обеспечит нас всем, что необходимо для нашего христианского поприща и ведения борьбы, дает нам способность устоять до конца. Затем его труд закончится и увенчается славой. Даже при всем изобилии в других духовных дарах, терпение тоже нужно нам (Евр.10.36).
Ап. Иаков призывает всех верных к терпению в испытаниях и страданиях. Иак.5. 7-8 «будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается». Переносите скорби безропотно, за обиды не мстите. Хотя Бог не явится вам немедленно каким-то замечательным образом, однако ожидайте Его, ожидайте пришествия Иисуса Христа. Исполнив свой труд, необходимо с терпением ожидать награды. Христианское терпение – это не просто покорность неизбежному, как нравственное терпение, проповедуемое некоторыми философами, но смиренное согласие с мудростью и волей Божьей в ожидании грядущего славного вознаграждения. Да будет вера ваша твердой, без колебаний, и ваша верность Богу да будет неизменной. Взгляните на того, кто ожидает урожая – неужели вы не можете с терпением ожидать венца славы?
В Первом послании к фессалоникийцам ап Павел увещает их исполнить свой долг по отношению к другим и друг другу. Он пишет: 1Фес.5.14 «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». В каждом обществе встречаются люди, поступающие бесчинно, выходящие за пределы своих прав и своего положения. Долг не только служителей, но и рядовых христиан предупреждать, вразумлять их. Таковых следует обличать в их грехе, предупреждать о грозящей им опасности, объяснять, какой вред они наносят своей собственной душе, а также душе других. Утешайте боязливых и робких, опечаленных душой. Некоторые не способны справиться со своим трудом и не могут нести свое бремя, поэтому мы должны поддерживать их (слабых), помогать им в их немощах. «Будьте долготерпеливы ко всем», т.е. мы должны терпеть и снисходить. Мы должны быть долготерпеливыми и подавлять свой гнев, когда он возникает в ответ на причиненное нам оскорбление или повреждение. И должны вести себя так по отношению ко всем людям – хорошим и плохим, благородным и простым.
Верующие охотно терпят за дело Христа. Ап. Петр пишет верующим: 1Пет.4.14-16 «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны… Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь». Апостол упоминает о злословии, поскольку они часто причиняют нам большую горечь, чем лишение имущества или даже телесные мучения. Поэтому для искренних душ это наиболее тяжко. Апостол возвещает, что, согласно словам Христа (Мф.5), терпящие поношения ради Евангелия блаженны. Он призывает верующих воздерживаться от всякого зла. Они не должны жить так, как будто несут наказание заслуженно. Апостол как бы говорит: христиане заслуживают только хорошего отношения, между тем, мир обращается с ними бесчеловечно и в этом их жизнь. Запретив христианам причинять другим людям вред и наносить оскорбления, чтобы не быть равно с неверующими, ненавистными для мира из-за своих злодеяний, апостол велит им теперь благодарить Бога, если они переносят гонения ради Христова имени. Апостол говорит, что неблагодарны по отношению к Богу те, кто ропщет и жалуется во время гонений, словно с ними обращаются несправедливо. Скорее они должны почитать это выгодой и признавать в происходящем милость Божью. Это и есть добровольное терпение. Говоря «как христианин», апостол имеет в виду не само имя, а его причину. Не подлежит сомнению, что противники Христовы не упускают ничего из того, что может обесславить Евангелие. Поэтому, какие бы оскорбительные прозвища они ни выдумали, пусть верующие довольствуются тем, что страдают только из-за защиты благовестия. «За такую участь». Поскольку все скорби происходят от греха, верующие должны рассуждать следующим образом. Я был достоин того, чтобы Господь наслал на меня за мои грехи такие и даже большие наказания. Теперь же Он хочет, чтобы я страдал из-за праведности, являясь невинным. Ибо, как бы ни признавали святые (дети Божьи) свою вину, поскольку они видят, что в гонениях Господь преследует в отношении них иную цель, они чувствуют, что вина их изглажена и упразднена перед Богом. И в этом отношении они имеют причину прославлять Бога.
Терпением измеряется сила и устойчивость духа человека. Человека, в котором отсутствует надлежащее терпение, обычно считают духовно слабым. Такому человеку тяжело жить и с таким человеком нелегко уживаться. Только те люди достигли желаемые цели в жизни, которые терпели многие невзгоды на своем жизненном пути. Поэтому и говорит народная мудрость: «Терпение и труд всё перетрут». В Библии описана жизнь праведника Иова. Это был человек образцового терпения. Он потерял всё свое большое богатство, детей и здоровье. И всё это терпел без ропота. Апостолы Иисуса Христа перенесли много тяжестей и, плюс к этому, все они умерли мученической смертью, кроме апостола Иоанна. Посмотрите на историю христиан первых веков, посмотрите на жизнь истинных христиан во все последующие столетия. Вы увидите чрезвычайные примеры смиренного терпения последователей Иисуса Христа.
Нам должно быть известно, что истинная сила терпеливо переносить всякие невзгоды кроется в Боге. И что настоящее долготерпение проявляется в жизни того человека, который родился от Бога (духовно возрожден), у которого духовное естество имеет постоянный контакт с Богом. Не забудем, что надлежащее долготерпение есть плод Святого Духа.
Однажды пастор услышал такую молитву: «Господи, сделай меня терпеливым, только поскорее!» Почему наше терпение испаряется, когда мы опаздываем на важную встречу, или застрянем в пробке, или, придя в магазин, видим многометровую очередь? Куда оно девается именно в тот момент, когда больше всего нам нужно? Необходимость ждать и догонять – причина многочисленных стрессов и выхода, как говорят, «отрицательной энергии». Терпение – это не только добродетель, это плод Духа Святого (Гал.5.22). Т.е. нетерпеливость и раздражительность – это не что иное, как дела нашей падшей греховной плоти. А поскольку Бог долготерпелив и многомилостив, то, проявляя нетерпение, мы утрачиваем возможность явить миру образ Божий через наше поведение. Вспышки раздражительности лишь показывают, что мы больше заботимся о себе, чем о других. Давайте же исполнимся верой и обратимся душой от своих эгоистичных устремлений навстречу нуждам других, будем любить ближнего не меньше себя. Благой и светлый плод Божьего терпения принесет благословение всем: и окружающим, и нам самим.
Господь! Просим, помоги нам быть терпеливыми, показать окружающему миру, каков есть Ты, наш Бог. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что мы спасены благодатью и объявлены праведными во Христе Иисусе. Но мы признаем: как мы еще не похожи на Христа. Просим, помоги нам работать и работать в этом плане, пока имеем такую возможность. Пусть нас не пугают промахи и неудачи. Помоги нам уподобляться Иисусу Христу силой Святого Духа, действующей в нас. Дай нам не лениться, а подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования. Помоги вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддержать слабых, быть долготерпеливыми ко всем. Научи нас видеть в своей телесной немощи, в плохом, хорошее, доверять Богу во всем, к другим относиться терпимее и добрее. Дай нам запомнить следующее: будешь раздражаться – делу не поможешь; будешь волноваться – сам себя измучишь. Если нетерпение превозможешь, лишь тогда достойный плод получишь. Помоги запасаться долготерпением и верой, ожидая исполнения всех Божьих обетований. Просим, помоги нам быть терпеливыми, показать окружающему миру, каков есть Ты, наш Бог. Во имя Иисуса Христа. Аминь.