ПРОПОВЕДИ
Бог достоин хвалы и поклонения
Пс.98.5 «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно».
Когда Моисей пас в пустыне овец своего тестя, его внимание привлекло странное явление. Он увидел куст, который горел, но не сгорал. Моисей решил посмотреть, отчего куст не сгорает и вдруг услышал голос: Исх.3.5 «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Существует мнение, что ему явился не кто иной, как Вторая Ипостась пресвятой Троицы. Согласно другому мнению это был ангел, говорящий слова Божьи. Это было особым проявлением Божьего присутствия и славы. Похожее произошло и с Иисусом Навином, вождем израильтян, когда он вел их в землю обетованную. Ему явился «вождь воинства Господня» (он так представился), и когда Иисус Навин к нему подошел, тот тоже повелел ему разуться, потому что место, на котором он стоял, было свято (Иис.Н.5.13-15). Уже из этих двух случаев ясно, что Бог ожидает от нас уважения и благоговения. Да, нам сказано, чтобы мы приступили к престолу благодати «с дерзновением» (Евр.4.16), и мы можем идти к Богу твердым шагом, не на дрожащих от страха и спотыкающихся ногах, потому что путь к Богу нам открыл Своей крестной жертвой Иисус Христос. Но речь идет не о панибратстве, не о высокомерии. Наш Отец Небесный – это истинный Бог, Он восседает «на престоле высоком и превознесенном» (Ис.6.1). И, как единственный истинный Бог, Он достоин самой высочайшей хвалы и поклонения. Он их заслуживает.
Вернемся к нашему эпиграфу «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно». Народ Божий должен превозносить Господа даже тогда, когда никто другой этого не делает. Милосердный Господь даровал нам (детям Божьим) великую честь называть Его своим Богом и никогда не отступит от Своего завета, будучи верен и праведен. Все, принявшие любовь Божью, должны славословить Господа всем сердцем. Слава Его сияет на нас с небесного престола, а поэтому поклонимся подножию ног Его. Господь явил Себя в Иисусе Христе как Бог, прощающий беззакония и позволяющий нам уверенно приступать к Его престолу. Поэтому нам надлежит превозносить Его искренне и смиренно, радостно и восхищенно. Неужели нас нужно постоянно побуждать к прославлению Бога? Нам должно быть стыдно за то, что в нас столько много нерадивости. Славить великого и всеблагого Бога должно быть вседневным нашим занятием и неизменным утешением. Слова «свято оно» исходят из уст херувимов, распростерших крылья над ковчегом завета, который служил прообразом небесного престола. Согласно Библии эти существа непрестанно взывают: Отк.4.8 «Свят, свят, свят, Господь Бог». Святость – это доказательство наличия всех добродетелей. В Господе все совершенства Божества сливаются в единое целое и пребывают в полной гармонии. В Нем нет ничего лишнего, нет недостатка. Святость – это венец славы Божьей. Господь хочет, чтобы всякое творение утешалось святостью Божьей как средоточием всех Его нравственных совершенств. По свидетельству язычников языческие боги, как правило, жестоки, суровы и сладострастны. И люди поклоняются им только потому, что боятся их власти и гнева. Насколько же более сладостным покажется нам поклонение святому, справедливому, истинному и любящему Богу. Особенной сущностью нашей хвалы должно быть утверждение Царства Христа. Чем больше мы смиряемся и покоряемся Богу, тем больше превозносим Его.
Человек веками засорял Землю. Теперь он превращает в свалку и космос. Специалисты утверждают, что вокруг Земли летает столько мусора, что он уже представляет серьезную опасность для космических кораблей. Но человек загрязняет не только окружающую среду и космос. В Библии сказано, что он обладает способностью загрязнять еще и свое поклонение Богу. А когда мы не воздаем должных почестей Богу, мы тем самым порочим Его имя и репутацию. Так поступали израильтяне, возвращающиеся из вавилонского плена. Пророк Малахия рассказывает, как люди бесславили Бога, оставляя Ему «объедки». Приведем только стих из книги пророка: Мал.1.7 «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб». Если бы то, что люди приносили в жертву Богу, они предложили бы в дар своим начальникам, у них были бы с этими начальниками серьезные проблемы. (Мал.1.7,8). Народ осквернял свое служение Богу, принося в жертву запрещенное (негодное для жертвы). Нам известно, что непослушание и непочтительность могут быть прощены – Бог Своей милости не отменял. Но прощение прощением, а нечистота нечистотой. Бог заслуживает и требует чистого благочестия. Так давайте же будем следить за тем, чтобы жертвы наши (в т.ч. и жертвы уст наших), приносимые Богу, были чисты.
Нам, наверное, никогда не доводилось бывать на таком богослужении, какое устроили израильтяне, переправившись через Чермное (Красное) море. Жизнь их висела на волоске, когда они увидели, что к ним стремительно приближается армия фараона (Исх.14). Сыны Израилевы в отчаянии воззвали к Богу о помощи. И Господь разделил воды моря, чтобы народ прошел по его дну. Но когда в море вошли египтяне, Бог обрушил на них воды моря, стоявшие стеной с обеих сторон. Все израильтяне славили Бога за Его крепость, силу, спасение, величие, святость, милость, избавление, водительство. Вот это было истинное славословие Богу-Избавителю. Запомним, за что израильтяне славили Бога. Посмотрим на свою жизнь – не являет ли Бог многое из этого нам? Прославим же Его за это.
Однажды пастор увидел наклейку на бампере со словами: «Ты сказал сегодня спасибо зеленому растению?» Растения поддерживают природный баланс. Они выделяют в воздух кислород, дают нам пищу, топливо, лекарства и строительные материалы. Но неужели наклейка на бампере действительно подразумевала, что мы настолько зависим от растений, что должны их и в самом деле благодарить? Если водитель и правда в это верит, ему надо хорошо разобраться, кого же нам надо благодарить. Природа несет в себе дивное свидетельство премудрости Творца. Тут на ум приходят слова осуждения ап. Павла в адрес тех, кто «заменили истину Божью ложью, и служили твари вместо Творца» (Рим.1.25). Лишь один Бог достоин нашей благодарности. Это Он сотворил наш мир и поддерживает его Своей силой. В нас порой пробуждается чувство благодарности. Но нам нужно эту благодарность направлять на Бога, на Того, Кто не только дает нам всё необходимое для жизни, но и вечную жизнь через веру в Иисуса Христа. Поэтому уместнее было бы наклеить на бампере: «Ты благодарил сегодня Бога?»
Поскольку люди суть плоть, не удивительно, если им нравится подходящее их духу. Поэтому к божественному поклонению было примешано много показухи, не содержащей в себе ничего путного. Однако люди должны, прежде всего, руководствоваться следующим: они ведут дело с Самим Богом, а Он разнится от человека. Господь Иисус говорит: Ин.4.24 «Бог есть дух, а поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Духовный характер божественной природы является хорошим основанием для духовного характера божественного поклонения. Одна только эта истина должна обуздать распущенность нашего ума, когда речь заходит о способе почитания Бога. Бог же в такой степени не подобен нам, что нравящееся нам для Него невыносим и мерзко. Некоторые настолько ослеплены своей гордыней, что не боятся подчинять Бога своему суждению и желанию. Поэтому для нас должно быть подозрительным всё нравящееся человеку. Поскольку рискованно для нас и не подобает спорить с величием Божьим, в Его Слове и следует искать правило, которым мы должны руководствоваться в поклонении. Если мы не поклоняемся Богу, Который есть дух, в духе, то мы не только не воздаем Ему славы, достойной имени Его, но вовсе не совершаем самого акта поклонения. И не можем рассчитывать на Его благоволение и одобрение. В результате упускаем из виду саму цель поклонения.
Христос учит, что поклонение Богу должно быть истинным, основанным на истине, на Слове Божьем.
Что мы знаем об истинном духовном поклонении Богу? Являемся ли мы с вами такими именно поклонниками, каких Бог ищет Себе? Нам иногда кажется, что для истинного поклонения Богу вполне достаточно присутствовать на богослужении. Думая так, мы ошибаемся. Истинное богопоклонение определяется не тем или иным богослужебным местом, а внутренним состоянием нашего сердца. Христос говорит о поклонении лицемеров Богу: Мф.15.8 «Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня». Благочестие лицемера чисто внешнее, он изображает большую любовь к Богу. Но в сердце же его нет истинной любви. Лицемеры – это все те, у кого благочестие и поклонение только на устах. Самые плохие лицемеры могут быть на словах не хуже, чем самые святые верующие. Им недостает самого главного: сердце их отстоит от Бога, они чужие для Бога люди. Они блуждают, у них нет ни серьезных мыслей о Боге, ни благочестивой привязанности к Нему. Бог же ищет и требует от нас нашего сердца (Прит.23.26). Если оно далеко от Него, то наше поклонение неразумно и, следовательно, неприемлемо.
Человек, верующий так, порой часто посещает собрания, предназначенные для проповеди Евангелия и коллективного богопоклонения. Но, чаще всего, он идет туда без должной подготовки. Поклоняясь Богу, мы должны помнить, что «Бог есть любовь». И это обязывает нас, верующих, являться перед лицо Божье преисполненными этой же божественной любовью. Бог «щедрый, милосердный, долготерпеливый, многомилостивый и истинный». И Он ожидает от нас, что и мы будем милосердны и снисходительны к окружающим нас людям. Бог прощает нам наши грехи и желает, чтобы и мы не привлекали к ответственности тех, кто причинил нам те или иные обиды, неприятности и огорчения. Поэтому Христос говорит: «Таких поклонников Отец ищет Себе». Важно помнить также, что Бог ищет Себе таких поклонников, которые способны рассматривать воскресный день как предназначенный больше для души, чем для тела. День Господень не только день отдыха, но и день общения с верующими братьями и сестрами; день всестороннего поклонения и служения Богу.
Верующим, намеревающимся посетить воскресное богослужение, предлагаем следующее: 1. Встань немного раньше, чтобы, подготовляясь к богослужению, не суетиться и не явиться на собрание с опозданием. 2. Помолись о твоей церкви, о твоем пастыре и служителях, о каждом, кто направляется на это собрание. 3. Заходя в зал собрания, оставь за его порогом все свои земные проблемы и заботы. 4. Заняв место в зале, прекрати разговоры (в тишине и наедине с собой легче размышлять о духовном). Стремись ощутить в своей душе Божье присутствие. 5. Участвуй в пении духовных песен, вникай в смысл произносимых тобой слов. 6. Участвуй в материальном служении, проси Бога оградить душу твою от скупости. 7. Слушая проповедь и Слово Божье, применяй всё слышанное к самому себе, а не к окружающим тебя.
Миллионы христиан каждое воскресенье собираются для поклонения Богу как своему Творцу и Искупителю. Церковное богослужение – это всегда возможность провозгласить Божьи достоинства и воздать Ему хвалу. Но столетия истории Церкви свидетельствуют о том, как быстро поклонение может превратиться в пустой ритуал. Это случается везде, где Божий народ перестает покоряться Его Слову и поклоняется Ему не по Божьим повелениям. Псалмопевец знал это по опыту истории Израиля. Под руководством Моисея израильтяне чудесным образом были избавлены из египетского рабства и воспели радостную хвалу Господу (Исх.12- 15). Но тут же усомнились в Божьей благости и надежности, начинали роптать и нашли недостатки, как в Моисее, так и в Боге. Израильтяне отвергли Божьи заповеди, и их поклонение стало пустым. Это разгневало Бога и привело к сорокалетнему блужданию народа в пустыне, которую можно было пересечь за короткое время.
Господи! Наполни нас восхищением и благодарностью за Твое чудесное спасение. Помоги воздать Тебе достойную хвалу, сделай нас верными в любви и послушании Тебе. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты – Творец, Бог и Господь. И, как единственный истинный Бог, Ты достоин самой величайшей хвалы и поклонения. Ты их заслуживаешь. Земля и ветер, Солнце и вода – все Тебе воздают благодаренья. Дай и нам всегда благодарить Тебя за чудо сотворения, за все Твои благодеяния. Помоги нам задуматься о будущем, наполненном хвалой, которое мы проведем в присутствии Спасителя. Просим, наполни нас восхищением и благодарностью за Твое чудесное спасение. Помоги воздать Тебе достойную хвалу, сделай нас верными в любви и послушании Тебе. Господь говорит: «Не дам славы Моей иному». Т.к. главный Божий приоритет состоит в том, чтобы явить Свою славу, просим, помоги нам, Твоему народу, выполнять эту нашу обязанность и привилегию – отражать эту славу. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.