ПРОПОВЕДИ
Господь Иисус исцеляет в купальне Вифезда и связанные с этим события.
Ин.5.6-7 «Иисус … говорит ему? Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи».
История этого чудесного исцеления, изложенная в Ин.5.1-16, не записана ни одним из остальных трех евангелистов. Богословы объясняют это так, что они ограничивались в своих описаниях, главным образом, чудесами, совершенными Христом в Галилее. Тогда как ап. Иоанн повествует и о чудесах, совершенных Им в Иерусалиме. Есть разные мнения относительно того, что это был за праздник. Но для нас не то важно, какой праздник был. Более важно обратить внимание на то, что Господь Иисус часто бывал на иудейских праздниках, что свидетельствует об Его уважительном отношении к постановлениям Закона Моисея. Он учит нас, что мы не должны относиться с пренебрежением к Божьим установлениям, в т.ч. Он хочет научить нас посещать церковные собрания. Такова воля Христа, чтобы ученики Его собирались вместе для слышании Слова Божия и участия в евангельском богослужении. И для проведения частных бесед и молитв. Об этом более конкретно сказано в Послании к евреям. Евр.10.25 «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай». Даже во времена апостолов, видимо, были люди, оставляющие свои собрания, с чего начиналось их отступление от веры. Общение детей Божьих составляет их великую привилегию. Оно оказывает большую поддержку в их духовной жизни. Христиане взаимно укрепляют сердца и руки друг друга.
Ст.2 «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (Дом милосердия). Местом, где было совершено это исцеление, была купальня Вифезда. Здесь совершались чудеса исцеления, о чем подробно описано в стихах 2-4. Описывается внешняя обстановка, из чего мы заключаем, что совершенное чудо видело немало людей. Кроме того, евангелист прямо свидетельствует, что там лежало множество больных.
О больном, над которым совершилось это исцеление, написано следующее: Ст.5 «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет». Ап. Иоанн описывает разные обстоятельства, подкрепляющие достоверность чуда. Длительность болезни лишала человека надежды на исцеление. Некоторые настолько долго оказываются не в состоянии самих себя обслуживать, как будто, по словам жалобы псалмопевца, они сотворены на суету, для страдания. Стоит ли нам жаловаться на одну тяжело проведенную ночь или на один приступ болезни? Когда столько других людей, лучших, чем мы, едва ли познали, что значит прожить один только день в полном здравии. Больной жаловался на то, что не может добраться до воды, когда приходил ангел Господень. Никто из людей ему не помог. И отсюда еще ярче воссияла Христова сила. Никто не должен был усомниться, что больной исцелился лишь по милости Христовой. Когда же он неожиданно восстал здоровым и крепким, столь неожиданная перемена неизбежно приковала всеобщее внимание. Некий богослов очень трогательное замечание делает на этот отрывок. Приведем с сокращением его слова: «Какой великой милостью было прожить 38 лет перенося благотворное наказание Божье! О, мой Бог! Я благодарю Тебя за то, что несу подобное наказание вот уже 58 лет. Как безопасна эта жизнь в сравнении с жизнью тех, кто проводит ее в полном благополучии и в довольстве». На глазах этого человека многие люди исцелялись и возвращались домой, радуясь. А он оставался ни с чем. Не имея друзей-помощников, он лежал у чудодейственной воды, но не получал от нее никакой пользы. Шли годы, но он оставался парализованным. Казалось, что в его жизни уже ничего не изменится и только смерть принесет ему избавление.
История этого человека должна вызвать у нас ненависть к греху. (Господь сказал ему: ст.14 «не греши больше».) Грех является причиной и источником многих болезней в этом мире. Бог не создал человека для болезней и страданий. Люди начали страдать после грехопадения. Болезней не было бы, если бы не было греха. Человек рождается греховным и неверующим. Лучшим тому доказательством является его легкомысленное отношение к греху. Мудрец говорит: Прит.14.9 «Глупые смеются над грехом». Тысячи людей находят удовольствие во зле. Они любят то, что Богу противно, и ненавидят то, что Ему приятно. Они подобны безумцу, они слепы. Как хорошо, что мы можем молиться о пришествии Иисуса Христа. Только тогда с Земли будет снято проклятие и больше не будет страданий, скорбей и греха. Своей рукой Бог отрет слезы с глаз тех, кто возлюбил Спасителя мира Иисуса Христа.
Из этого отрывка мы узнаем о великой милости и сострадании Христа. Когда Он пришел в Иерусалим, Он пошел осматривать не дворцы, а места, где больные. Он увидел бедного страдальца, лежащего уже много лет среди множества других больных. Это указывает также на великую цель Его прихода в мир: брать на Себя наши немощи и болезни. Здесь, в Вифезде, находилось великое множество несчастных. Но Господь выделил лишь одного из них. Может быть, из-за того, что он был старшим в этом заведении и находился в более плачевном состоянии, чем другие. Возможно, его товарищи по несчастью часто оскорбляли его, потому что он часто терпел разочарование в своей надежде на исцеление. Возможно, Господь поэтому и сделал его Своим пациентом. Ему доставляет удовольствие помогать беспомощным. Христос обратился к нему со словами милости и сочувствия. Своей чудодейственной силой Он исцелил его, и тот ушел домой радуясь. Христос исполнен великой любви к людям, любви, которую мы не заслуживаем. Его желание спасать сильнее нашего желания спасаться. Его желание дарить сильнее нашего желания принимать. Не бойтесь начать новую, христианскую жизнь, если у вас есть такое желание. Не медлите и не откладывайте на потом. Не слушайте тех, кто скажет вам, что Христос не желает вас (такого грешника) принять. Идите к Нему смело. Тот, Кто исцелил больного в Вифезде, не изменился.
Христос спросил его: ст.6 «Хочешь ли быть здоров?» Господь спрашивает его об этом, как о чем-то сомнительном. Отчасти для того, чтобы возжечь в нем желание принять предложенную благодать, отчасти для того, чтобы еще больше привлечь внимание окружающих. Ведь иначе чудо могло бы ускользнуть от их взора. Поэтому такая подготовка была необходима. С другой стороны, некоторые и в самом деле не стремятся выздороветь. Потому что их болячки служат им одновременно источником дохода и извинением их праздности.
Этот больной может служить примером и для нас. Во-первых, без всякого чувства обиды говорит он Господу о недружелюбном отношении окружающих к нему. Мы должны быть как благодарными даже за наименьшую доброту, проявляемую по отношению к нам, так и терпеливыми по отношению к проявленному к нам неуважению. И как бы ни было справедливо наше недовольство, будем выражать его спокойно. Во-вторых, к чести этого больного и то, что, хотя он и прождал столько времени напрасно, тем не менее, продолжал лежать на краю купальни в надежде, что когда-нибудь и ему придет помощь.
Божественные слова ст.8 «встань, возьми постель твою и ходи» должны были стать проводником божественной силы. Это было повеление болезни оставить человека, а ослабленному организму окрепнуть. Во время попытки больного встать и ходить он должен был получить силу для того, чтобы сделать это. Если бы он не послушался слов Господа, то не исцелился бы, и вина за это лежала бы на нем. Ему повелевается взять постель, чтобы показать этим, что исцеление было полным и наступило вследствие чуда. Он не постепенно набирался сил, но в мгновение времени перешел из состояния немощи в состояние физической крепости. Постелью, скорее всего, служил легкий матрас или подстилка, на каких обычно спят в странах с жарким климатом.
Христос прекрасно знал о том, какой последует соблазн, когда иудеи увидят человека, несущего постель. Т.к. день был субботний, то проносящий по улицам ношу непременно должен был обратить на себя внимание и вызвать у каждого желание узнать, что бы это значило. Ведь Закон запрещает носить в субботу какие либо тяжести. Иер.17.21 «Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний». Но у Христа были причины предлагать совершить этот поступок. Таким образом известие о чуде могло быстро распространяться во славу Божию. И, чтобы возник повод произнести ту прекрасную проповедь, которую Христос скоро скажет. Чудо это могло научить многим полезным вещам, и поэтому Христос спокойно пренебрег опасностью оскорбить окружающих. Итак, следует придерживаться правила: даже если весь мир пылает к нам гневом, нам надобно возвещать славу Божию и проповедовать Его дела, т.к. они должны быть явлены ради Его славы. Открыто нося постель, пациент навлекал на себя осуждение духовенства и подлежал, по меньшей мере, избиению в синагоге. Исцеленный отважился на этот смелый поступок. Урок для нас: получившие исцеление от слова Христа должны и руководствоваться Его словом, чего бы это им ни стоило.
И на самом деле иудеи бранили исцеленного за то, что он нес свою постель в субботу. Не написано, были ли эти должностные лица, которые имели власть наказать его, или простые люди, которые могли бы донести на него. То было похвально с их стороны, что они ревновали о почитании субботы. Но исцеленный привел в свою защиту повеление, которое оправдало его: ст.11, перефразируя: «Я сделаю это не из неуважения к Закону и к субботе, но из послушания к Тому, Кто сделал меня здоровым. И тем самым неопровержимо доказал, что Он имеет власть так сказать». Иудеи стали далее расспрашивать его: ст.12 «кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи». Этот вопрос указывает на их бессердечие и бесчеловечность. Вместо того чтобы спросить «Кто исцелил тебя?» они спрашивают «Кто сказал тебе нести постель?» Они приняли решение смотреть на Христа как на простого человека: «Кто тот человек?» Они не захотели расследовать это дело. Тем самым они закрыли дверь справедливому суду. Если бы они захотели поучиться, то не только перестали бы оскорбляться, но и преуспели бы в познании Евангелия. Они согрешили в том, что отвергли справедливое оправдание. Оправдание же состояло в следующем: исцеленный ответил, что ничего не делал сам, но лишь слушался повеления Того, Кто имел власть приказывать и повелевать. Хотя он еще не знал, кто такой Христос, но всё же был убежден в Его божественном посланничестве. Ведь он узнал о божественной силе Христа, и заключил отсюда о Его небесной власти.
И наконец, мы должны вынести назидание из того, что последовало за исцелением. Обратим внимание на серьезные слова Христа, обращенные к исцеленному человеку: ст.14 «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Они содержат серьезное предупреждение. Можно предположить, что Господу было известно о каком-то грехе, послужившем причиной его болезни. Вряд ли Он стал говорить эти слова, не имея в виду конкретного греха. Выражение «чего хуже» звучит с особой силой. Новое наказание будет более страшным, чем то, что постигло его 38 лет назад. Некий богослов говорит так: «Страшно, когда строгость и милость Божьей любви не приносят желаемого результата в жизни человека». В каждой болезни и скорби мы можем услышать голос Божий, обращенный к нам. В каждой из них есть какое-нибудь Его послание. Ничто в этом мире не происходит случайно. Мы должны извлекать уроки из болезней, чтобы, выздоровев, продолжать ненавидеть грех, бдительно смотреть за своими путями и не отступать от твердой решимости жить для Бога.
Господь! Просим, дай нам способность обращаться к Богу и слышать Божий голос во всех жизненных ситуациях. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за эту историю чудесного исцеления. Ибо она показывает нам, какое горе постигло этот мир в результате греха. И она должна вызвать в нас ненависть к греху. Благодарим Тебя, Господь Иисус, что Ты пришел на Землю брать на Себя наши немощи и болезни. Благодарим, что Ты и сегодня обращаешься к нам через проповедь Евангелия с вопросом «Хочешь ли быть здоров?» или «Хочешь ли быть спасен?» Просим, научи нас в каждой болезни и скорби услышать Божий голос, Божье послание. Ибо ничто в этом мире не происходит случайно. Научи нас бдительно смотреть за своими путями и не отступать от твердой решимости жить для Бога. Дай нам не забывать клятвы и обещания, данные нами во время болезни. Благодарим Тебя, Боже и благословим Тебя за то, что имеем такое Евангелие и такого Спасителя. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.