ПРОПОВЕДИ
Почерпнем из сокровищницы знаний о Боге
Рим.11.33 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
Ап. Павел заканчивает главу Рим.11 преклонением перед Божьей премудростью и суверенитетом. Тайна Божьих планов выражается словами «О, бездна». Мы не можем полностью охватить глубину путей Божьих ни вообще, ни тайны Евангелия в целом. Апостол был так хорошо знаком с тайнами Царства Божьего, как никто другой из смертных людей. И, тем не менее, он признает себя несостоятельным. И, отчаявшись достичь дна этой бездны, в смирении сидит у края и восхищается ее глубиной. Чем больше знает человек, в настоящем несовершенном состоянии, тем более он сознает свою ограниченность и близорукость. «Бездна богатства» – человеческие богатства поверхностны, мы можем скоро достичь их дна, а Божьи богатства глубоки. «Богатства и премудрости и ведения Божия». Одним безошибочным взглядом Он проникает всё – всё, что есть, или когда-то было, или когда-то будет. Всё обнажено и открыто перед Ним – таково Его ведение. Он всем управляет и располагает всё к Своей собственной славе, всё совершает для Своих собственных целей и по Своим планам. И ведение, и премудрость Божьи так глубоки, что превосходят наше воображение. «Как непостижимы судьбы Его», т.е. Его планы и цели. «И неисследимы пути Его», т.е. методы осуществления этих планов и целей. Мы не можем объяснить причины действий Божьих, не можем исследованием найти Бога. Суды Его и пути Его промысла неведомы и таинственны для нас. Мы не должны пытаться проникнуть в них, но в безмолвии восхищаться ими.
Существует учение о непознаваемости Бога. Сам термин не должен сбить нас с толку. Непознаваемость Бога не означает, что мы ничего не знаем о Нем. Оно означает, что знание наше частично и ограниченно, что оно бессильно полностью и всесторонне охватить Бога. Мы можем и должны познать Бога до того предела, до которого Он находит нужным открыть Себя. В Библии сказано об этом так: Втор.29.29 «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века». Здесь два предложения, согласно которым, во-первых, нам запрещается с любопытством добиваться сведений относительно тайн воли Божьей. Можно задать вопрос: «за что Господь так поступил с Израилем?» Ответ на него может оправдать действия Бога и вразумить нас. Но если кто-либо и далее будет вопрошать, почему Богу было угодно такой огромной ценой чудес образовать израильский народ, чье отступничество и крах Он ясно предвидел? И почему Он Своей всесильной благодатью не предотвратил этого? Или что Бог еще намерен с ним делать? В таком случае вопрошающие пусть знают, что на вопросы эти не получат ответа, и поэтому не надо их задавать. Слишком самонадеянно с нашей стороны вторгаться в Божьи тайны. И спрашивать о причинах состояния, которые не наше дело знать. Во-вторых, нам здесь дано указание исследовать то, что Бог сделал известным. Бог не пропустил ничего полезного для нас (необходимое для нашего спасения), но скрыл лишь то, в отношении чего нам лучше пребывать в неведении. Мы должны узнавать сами и знакомить своих детей и близких с тем, что Бог открыл. Нам не только позволено, но и надлежит исследовать это, ведь речь идет о вещах, в которых мы и наши близкие кровно заинтересованы. И все наши знания должны использоваться в нашей жизни.
Попробуем почерпнуть из сокровищницы знаний, данных нам Богом о Себе.
Бог – незримый, личный и живой Дух, отличающийся от всех прочих духов Своими атрибутами. По словарю русского языка С.И. Ожегова «атрибут» – необходимый, постоянный признак, принадлежность. Эти атрибуты можно собрать в определенные группы. Напр., в метафизическом плане Бог самосущий, вечный, неизменный и вездесущий. В интеллектуальном плане – всеведущий и мудрый. В этическом (моральном) плане – святый, справедливый, верный, милосердный и любящий. В эмоциональном плане – Бог ненавидит зло, Он долготерпеливый и сострадательный. В экзистенциальном плане Бог суверенный, истинный и всемогущий. В плане отношений Он трансцендентен в Своем бытии (трансцендентный – в идеалистической философии: недоступный познанию, находящийся за пределами опыта), имманентен бытию мира в Своей творческой деятельности (имманентный – присущий природе самого предмета, внутренний). Без этих качеств Бог не был бы тем, кто Он есть, т.е. Богом. Будучи духом, Бог для нас незрим. Будучи духом, Бог есть Личность, Сверхличность, тройственная Личность. Все атрибуты в равной степени определяют полноту божественного бытия. Бессмысленно спорить о том, какой из божественных атрибутов выше прочих. Каждый Его атрибут имеет сущностное значение, и ни один из них не может быть более существенным, чем другие. Св. Писание не одобряет поклонение неизвестному Богу. Вспомним слова Бога: Осия 4.6 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения». Познавая атрибуты, мы познаем Бога.
Мы выше говорили о том, что в метафизическом плане Бог самосущий, вечный, неизменный и вездесущий. Все прочие духи имеют сотворенную природу и, соответственно, начало. Своим существованием они обязаны кому-то или чему-то. Бог, для того, чтобы быть, не зависит ни от мира (Вселенной), ни от того, что в мире. Ничто не в состоянии сотворить само себя. Понятие самосотворения есть явное противоречие, т.е. абсурдное утверждение. Даже Бог не может сотворить Себя Сам, ведь для этого Ему понадобилось бы существовать до собственного сотворения. Всякое следствие должно иметь причину. Однако Бог не является следствием. Он не имеет начала, а, следовательно, не имеет первопричины. Он вечен. Он всегда был или, точнее, есть. Вспомним стих из Книги исход. Исх.3.11 «Бог сказал Моисею: Я есть Сущий (Иегова)». Бог – это не выводимое ни из чего независимое бытие. Нам не под силу постичь такое понятие как самобытие. Постигая, что Бог ничем не обусловлен, мы можем понять, что Он ничем не ограничен. Только Он Сам определяет Себя и ничто иное не может склонить Его к какому-либо проявлению, противному Его намерениям.
Господь Иисус открыл нам, что Ин.5.26 «как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». То, что Бог Отец имеет жизнь в Самом Себе, не подлежит сомнению. Он не только является самостоятельным Сущим, ни от кого не происходящим и ни от кого не зависящим, но и суверенным Даятелем жизни. Он Сам распоряжается жизнью и всяким благом. Он является для Своего творения источником жизни и всякого блага, виновником их бытия и их благополучия. Равно не вызывает сомнений и тот факт, что Он Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. Сын, будучи Искупителем, являет Собой первопричину всякой духовной жизни. Он распоряжается царством благодати и всякой жизнью в этом царстве с неограниченной властью. Так Он имеет право духовно оживить, кого хочет. Т.к. величие Божье далеко от нас и подобно сокрытому источнику, оно было открыто нам в лице Христа. Вывод: Бог Отец не хотел, чтобы сокрытая у Него жизнь оставалась как бы погребенной в Его лоне. Поэтому Он передал эту жизнь Своему Сыну, чтобы от Него она распространялась на нас.
Жизнь Бога исходит из Него Самого, а не из того, что имеет начало в пространственно-временном мире. У Бога нет рождения, взросления, старения, конца. Бог неизменный в Своей природе, в Своем желании и намерении. То, что Бог никогда не изменится, не противоречит тому, что Он – живой и деятельный. Неизменность природы Бога и Его непоколебимое Слово создают надежное основание для веры и утешения. Вспомним стих: Пс.32.11 «Совет же Господень стоит вовек». Люди могут противостать исполнению Его совета, но никакая сотворенная сила не может воспрепятствовать этому. Какое утешение может нам дать мысль о том, что Бог (наш любящий Небесный Отец) управляет миром, который Он сотворил Своей безграничной мудростью!
Говоря о Божьей вездесущности, мы имеем в виду Его присутствие повсюду. Нет такого места во всей огромной Вселенной, где бы не было Его присутствия. Об этом хорошо сказано и в Псалме 138. Барьер, существующий между Богом и людьми, не есть пространственный или временный барьер. Встретиться с Богом не означает пойти туда-то в какое-то время. Бог не только находится повсюду: Он присутствует во всей полноте в каждом месте. Учение о Божьей вездесущности преисполняет нас благоговейного трепета и служит верующим утешением. Мы всегда можем быть уверены в безраздельном внимании Бога к каждому из нас. Для нечестивцев это учение наводит страх – от Бога невозможно скрыться.
Танин жених Дэвид лежал в реанимации. В течение нескольких дней Таня почти не отходила от его кровати. В один из этих дней Дэвид повернул голову к Тане и прошептал: «Ты всё время здесь. Как хорошо: подумаю о тебе, открою глаза и вижу тебя». Благодарность молодого человека напоминает нам о том, как Бог присутствует в нашей жизни. Он всегда с нами. Божье присутствие дает нам утешение и спокойствие. Он обещал: Евр.13.5 «Не оставлю тебя и не покину тебя». Кто еще может так позаботиться о нас, как Господь? Что бы с детьми Божьими ни происходило, они могут быть уверенными в следующем: Пс.45.2 «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах».
Почему Бог оставил этих людей? Этот вопрос задал некий почетный профессор после того, как ураган Катрина пронесся над Нью-Орлеаном, разрушив и затопив его. Продолжая речь о трагедии, он же сказал, что Бог незримо присутствовал среди страдающих и умирающих. Он находился в людях, церквах, школах, которые организовали помощь жертвам и приняли эвакуированных в свои города и дома. Он был с сотнями тысяч, которые проявили сострадание, молились за потерпевших и оказали им денежную помощь. Так же происходит и с каждым из нас, когда в нашу жизнь вторгается неожиданная беда. У нас не бывает полных ответов, которые удовлетворили бы наше скорбящее сердце. Однако мы знаем, что Бог находится среди нас, потому что Он Сам обещал не покидать нас (Евр.13. 5). Имя Иисуса Христа «Эммануил» означает «с нами Бог».
Проповедник участвовал в спуске по горной реке. Всё было хорошо, пока их лодку не понесло на камни. Он был охвачен ужасом. Но опытный проводник, сидевший у руля, благополучно провел лодку между порогов. Перемены обстоятельств нашей жизни похожи на пороги горной реки. Вчера мы учились, а сегодня ищем работу. Были одиноки, а теперь женимся. Работа сменяется пенсией, брак – вдовством. Всё это несет на себе отпечаток неопределенности и угрозы. Не раз наше сердце сожмется от предчувствия опасности. Но мы должны помнить: мы не одиноки. В нашей лодке вместе с нами находится Бог – опытный Проводник, Который провел через угрожающие пороги многих подобных нам пилигримов. А впереди нас ждут спокойные воды.
Преувеличенное внимание к одному из атрибутов Бога выливается в искаженный взгляд, который люди отвергают. Искаженное представление о Боге, подобно шаржу, не воспринимается всерьез. Напр., те, кто видят в Боге только грозного и требовательного судью, быстро увлекутся вслед тех, кто выделяет Божью милость. Те, кому Бог кажется «добреньким дедушкой», отвергнут Его, когда им потребуется справедливость. Люди, рассматривающие Бога как интеллектуальную концепцию, а не как живого Создателя, оставят Его ради более привлекательных идей. Наконец те, кто видят в Нем лучшего друга, разрывают дружбу с Ним, как только найдут друзей, более соответствующих их вкусам. Будем поклоняться Богу в полноте, а не тому только, что нам в Нем нравится.
Господь! Просим, помоги нам запомнить Твои атрибуты и служить Тебе в полноте, как Ты этого заслуживаешь! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за знание, которое Ты даешь нам о Себе через откровение. Мы знаем, что Священное Писание не одобряет поклонение неизвестному Богу. Познавая Божьи атрибуты, мы познаем Тебя. Мы благодарим Тебя, что Ты, наш Творец, есть вечный неизменный Бог. Ибо неизменность Твоей природы и Твое непоколебимое Слово создают надежное основание для веры и твердого утешения. Нам радостно сознавать, что Ты присутствуешь во всей полноте в каждом месте Вселенной. Благодарим, что всегда можем быть уверены в безраздельном внимании Бога к каждому из нас. Увидев трудности, мы можем не убегать, а вооружиться верой и надеждой. Мы благодарим, что можем быть уверенными: что бы с нами ни происходило, «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах». В свете ли дня, во тьме ли ночной, в радости или в тягостном горе наш Искупитель рядом с нами с нежной заботой и с любовью. Славься Бог Отец и Сын Спаситель. Славься Дух Святой, Утешитель, посланный в благословение людям. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.