ПРОПОВЕДИ
Всеведение и мудрость Бога
Иер.23.24 «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь».
В интеллектуальном плане тоже проявляются Божьи атрибуты – Он всеведущий и мудрый. Он отличается от прочих духов не только Своим бытием, но и знанием. Слово «всеведение» означает – обладание полным знанием. Оно применяется единственно в отношении Бога. Только существо вечное и бесконечное в состоянии знать всё. Знание конечного существа всегда ограничено предельностью его существования. Будучи бесконечным, Бог способен быть осведомленным обо всем, всё понимать и всё охватывать. Будущее, равно как прошлое и настоящее, открыто Ему целиком и полностью. Он превосходит наше сердце и нашу совесть в силе и суждении. Вспомним стих об этом: 1Ин.3.20 «Ибо если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё». В данном контексте наше сердце – это способность наша судить о самих себе. Посредством этой способности мы можем познавать самих себя, свои страсти, настроения и поступки и составлять суждение о нашем состоянии перед Богом. Дух человека наделен такой способностью Самим Богом. Господь Иисус тоже обладает этим божественным атрибутом. Ап. Петр говорит Ему: Ин.21.17 «Господи! Ты всё знаешь, Ты знаешь, что я люблю тебя».
Бог знает все наши мысли и поступки. Пс.138.2,4 «Ты разумеешь помышления мои издали… Еще нет слова на языке моем – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Ты разумеешь помышления мои, даже когда я еще не успел подумать. И разумеешь их долго после того, как я уже забыл. Богу известны все наши пути. Он знает даже о слове, не слетевшем с нашего языка, которое мы готовы были произнести, но подумали и удержались. Ничто из сотворенного Им не скрыто от Его глаз: Евр.4.13 «И нет твари, сокровенного от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его». В самом-то деле мы живем, ни на мгновенье не выходя из-под пристального взора Бога. Он видит всё, что мы делаем; слышит всё, что мы говорим; знает всё, о чем мы думаем. Бл. Августин пишет («Исповедь»): «Богу ведома вся мировая история, взятая в целом, сразу, ибо для Него она не ограничена последовательностью событий, протекающих во времени. Бог знает также, какая часть истории принадлежит прошлому, а какая будущему».
Представьте себе, что вы приезжаете в какую-то страну и замечаете, что за вами следят. Следят за каждым вашим шагом, слушают все ваши разговоры. Кому-то очень хочется знать всё, что вы делаете, говорите, думаете и замышляете. Вы под постоянным наблюдением, от которого не укрыться нигде. Но ведь в самом-то деле мы действительно так и живем, ни на мгновение не выходим из-под пристального взора Господа. Тем, кто любит Его и доверяет Ему, мысль об этом приносит утешение. Но для тех, кто твердо намерен идти своим путем, всё обстоит совсем иначе. Пророк Амос говорил израильтянам, что Бог умоляет их отвратиться от своих грехов (Ам.5.4-15), предупреждал их, что тем, кто не раскается, не будет спасения нигде (Ам.9.1-6).
В лондонском метро есть станция «Бейкер-стрит». На выходе пассажиров приветствует выполненная в полный рост статуя легендарного сыщика Шерлока Холмса. Знаменитый детектив распутывал самые сложные преступления и разгадывал, казалось бы, неразрешимые загадки. Пораженный гениальностью Холмса его помощник доктор Ватсон часто просил раскрыть ему ход рассуждений сыщика. На что тот неизменно отвечал: «Это элементарно, Ватсон». И мы вместе с доктором удивляемся, как еще в начале рассказа не поняли, что к чему. Если бы всё в нашей жизни было так элементарно, как в записках о Шерлоке Холмсе! Порой события и обстоятельства ставят нас в тупик. Пытаясь разобраться в них, мы лишь запутываемся еще больше. В такие времена бывает утешительно вспомнить, что у нас есть Бог, Которому нет нужды разбираться в положении. Он и так всё знает совершенно. Наша жизнь сокрыта в Его руках. Если мы доверимся Ему, Он проведет нас самым лучшим путем. Бог не ошибается. В мире, полном загадок, разумнее всего довериться всезнающему Богу.
Всеведение Бога вытекает из Его всемогущества. Бог всеведущ не просто потому, что употребил Свой высший интеллект для досконального изучения Вселенной и всего ее содержимого. Бог знает всё, потому что Он создал всё и предрешил всё. Бог – верховный Владыка мироздания, правит всей Вселенной. Хотя некоторые теологи пытались разделить эти два понятия, но для Бога было бы нелогично знать всё, не управляя всем; и управлять всем, не зная всего. Подобно всем прочим атрибутам Бога эти две стороны взаимосвязаны и вместе составляют одно целое. Божье всеведение абсолютно в том смысле, что Он всегда осведомлен обо всем. Божий разум отличается от человеческого тем, что Богу нет нужды получать доступ к информации, как к файлу в компьютере. Вся информация постоянно развернута перед Богом. Для верующего осознать это – значит быть уверенным, что Бог всё видит и всё понимает. Проблемы, приводящие нас в замешательство, не представляют для Бога никакого затруднения. Для неверующего это означает, что люди не могут спрятаться от Бога. Их грехи обнажены и выставлены напоказ. Нет такого уголка на Земле, где бы не настигло их Божье око, взирающее на них с любовью или с гневом. Всеведение Бога является также одним из ключевых факторов Божьего обещания свершать праведный суд над миром. Для того чтобы судья смог вынести справедливый приговор, он должен знать все факты. А для Бога нет ничего тайного.
Бог не только всеведущ и последователен в личности и слове, но и совершенно мудр. Он знает всё существенное о каждом предмете и живом существе. Кроме того, Он тщательно выбирает цели и действует в согласии с замыслом любви. И в событиях нашей жизни Бог из всех возможных альтернатив избирает наилучшие цели и средства. Хотя мы не можем во всей полноте постичь Божью мудрость, у нас есть все основания ей доверять. Вспомним стих Рим.14.26 «Единому премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки». В том же послании он пишет и о непостижимой бездне богатства и премудрости Бога. Рим.11.33 «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его». Здесь апостол разражается возгласом, который спонтанно рождается у верующих по благочестивом рассмотрении дел Божьих. Он пишет, что богатство Божьей премудрости больше того, что мог бы постичь человеческий разум. Не должны стыдить нас, если не разумеем мы больше ап. Павла, того, кто был восхищен до третьего неба и видел тайны, неизреченные для человека. И нельзя найти никакой другой цели этих слов апостола, кроме собственного смирения. Он превозносит здесь Божью мудрость.
Приводим слова некого проповедника. «У меня есть неженатый друг, который усиленно молится, чтобы Бог избавил его от сексуального влечения. Искушения в его жизни следуют одно за другим. Я, как могу, убеждаю его, что Бог вряд ли ответит на его молитву. Скорее всего, ему придется научиться чистоте с помощью дисциплины и избегания проблемных ситуаций». По неким важным причинам Бог позволяет падшему миру оставаться в падшем состоянии уже долгое время. Для Него намного важнее совершенствование нашего характера, чем удобства нашего проживания. Поэтому Он часто использует то, что доставляет нам много неприятностей, чтобы сделать наше сердце лучше. Продолжаем наш рассказ словами проповедника. «Я сам пытаюсь реально смотреть на вещи, не осуждая Бога, когда мои ожидания не оправдываются. И верю, что Он проведет меня через падения к обновлению. Я уповаю на то, что Господь знает всё лучше, и понимаю, что мои пожелания относительно того, как Он должен был бы поступить, могут пойти в разрез с тем, что действительно важно». Бог послал в мир Своего Сына, а мы убили Его. И Он допустил это, потому что имел в виду высшую, благую цель. Бог употребляет трудности, чтобы сделать нас подобными Его Сыну.
В Филадельфии есть уникальный зоопарк, в котором живут более ста тысяч насекомых. Владелец и создатель инсектария говорит: «На складах у меня еще миллион жучков». Действительно, в специальных коробках, заполняющих склады от пола до потолка, хранятся уникальные коллекции насекомых со всего мира. Фильмы, голограммы, микроскопы и игры захватывают внимание людей всех возрастов. Есть даже специальные весы, на которых вы можете измерить свой вес в божьих коровках, светлячках и других насекомых. В Книге притчей древний мудрец Агур также указывает на насекомых и на то, что Бог дал им необходимую мудрость. Прит.30.24-28 «Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых. Муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою. Горные мыши – народ слабый, но ставят дома свои на скале. У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно. Паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах». Творение Божье учит нас так же, как и Его Слово. Ранее Агур говорил о том, что только кажется великим, но на самом деле низменно. Здесь он говорит о «четырех малых на земле», что нельзя презирать их как ничтожных тварей. А надо восхищаться чудотворной рукой Творца, которая сотворила и научила их заботиться о себе и защищать себя. Бог властвует над семьей муравьев так же, как и над могущественными людьми. В мироздании нет ничего лишнего. Устройство животного мира устыжает разумных существ, людей. Агур приводит в пример насекомых. И оказывается, что их жизнь назидает нас лучше, чем философские книги. «Муравьи … летом заготовляют пищу свою». Эти крохотные создания своими приготовлениями должны побудить нас к действию. Люди, не думающие о вечности, не готовящиеся к ней, просто глупцы. «Горные мыши – народ слабый». Поэтому, избегая опасности, строят дома свои на скале. Мы тоже, как они, живем в неприступных скалах. Ис.33.15,16 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину, кто презирает корысть, … тот будет обитать на высотах, убежище его – неприступные скалы». Это означает, что и мы должны строить свой дом там. Некоторые насекомые, напр., пчелы, живут семьями, в которых существует строгая субординация. Но «у саранчи нет царя». Тем удивительнее, что во взаимоотношениях этих насекомых наблюдается безукоризненный порядок. Они выступают, как дисциплинированная армия. И саранча учит нас, как важно в церкви единство и единодушие. Бог дал пауку способности жить везде, чтобы не только бедняки, но и власть имущие имели пример для подражания и прилежания. Жизнь насекомых учит нас, что если мы будем жить по Божьим принципам, мы обретем блаженство. Не будем слишком надменны: обратим внимание на смиряющие, ценные уроки, преподаваемые в школе природы. Возможно, и вы порой чувствуете себя незначительным и маленьким. Вспомните, что Бог проявляет Свою мудрость и величие даже через самых ничтожных существ.
Ап. Иаков в своем послании (Иак.3.13-18) показывает разницу между притязаниями людей на мудрость и их действительным состоянием, между мудростью снизу (от земли или из преисподней) и мудростью свыше (Божьей мудростью). Вспомним только стих из этого отрывка. Иак.3.17 «Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Истинная мудрость – это дар Божий, нисходит свыше. Она не содержит никакой примеси принципов или целей, могущих унизить ее. Она свободна от всякого беззакония и осквернения, стремится к святости и сердца и жизни. Кто действительно мудр, тот делает всё для сохранения мира. А там, где он потерян, творит его. Небесная мудрость делает людей миролюбивыми на работе, в семье, в церкви, во всех делах и совещаниях. Она скромна, не настаивает чрезмерно на своих правах, не высказывается и не поступает слишком сурово в своих приговорах и порицаниях, не спорит яростно. Она не настаивает на своих мнениях больше, чем они того достойны и не сердится на тех, кто противоречит им. Не бывает грубой и властной в обращении, суровой и жестокой по характеру. Мудрость свыше легко убедить как в том, чтобы делать добро, так и в том, чтобы не делать зла. Она послушлива убеждениям Божьего Слова и уступчива разумным советам или справедливым требованиям наших ближних. Это не слабость – оставить спор, если на это есть веская причина и если это может послужить доброй цели. Небесная мудрость расположена ко всему доброму – к тому, чтобы помочь нуждающимся и простить согрешивших; и действительно делает это, когда бы ни представился повод для этого. Она свободна от склонности строить неправомерные догадки и относиться по-разному к разным людям. Самые мудрые люди менее всего склонны к осуждению. Мудрость свыше нелицемерна, она лишена всякого притворства и обмана. Она не может прибегать к хитрым и коварным уловкам, она искренна.
Господь! Просим, даруй нам Твоей мудрости как для этой жизни, так и для понимания Твоего Слова! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты видишь всё, что мы делаем, слышишь всё, что мы говорим, знаешь всё, о чем думаем. Ибо мысль об этом приносит нам утешение. Просим, дай нам желание не убегать от Тебя и просить, чтобы Ты нас спас. Благодарим, что Ты употребляешь трудности в нашей жизни, чтобы сделать нас подобными Твоему Сыну Иисусу Христу. Просим, смилуйся над нами, бунтарями! Мы возносим к Тебе свои сердца за всех, кто думает, что как-то может избежать и пристального внимания и приговора Твоего. Просим, даруй нам Твоей мудрости как для этой жизни, так и для понимания Твоего Слова. Помоги нам отказаться от дружбы с миром, бодрствовать против зависти и гордости, силой благодати научиться хвалиться своим повиновением Богу. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.