ПРОПОВЕДИ
Любовь Бога к человеку
Ин.3.16,17 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. … чтобы мир спасен был через Него».
Иисус Христос пришел спасти нас посредством прощения, чтобы нам не умереть по приговору Закона. Это поистине Евангелие, благая весть, лучшая, чем когда-либо сходящая с Неба на Землю. Этот отрывок – слово примирения с Богом в миниатюре. Во-первых, здесь обнаруживается любовь Бога к человеку, отдавшего Сына Своего за мир. Любовь Бога Отца является источником нашего возрождения от Духа Святого. Иисус Христос есть единородный Сын Божий. То, что Бог Отец отдал Его за нас, особенно возвеличивает Его любовь. Если Он отдал за нас Сына Своего единородного, то мы можем быть уверены, что Он действительно любит нас. Чтобы искупить и спасти человека, Богу Отцу угодно было принять именно такое решение. Он не только послал Его в мир, наделив всей полнотой власти, необходимой для установления мира между Небом и людьми, но отдал Его на страдания и смерть за нас. Сделал Его жертвой умилостивления, искупительной жертвой. Враги Христа не смогли бы взять и распять Его, если бы Отец не отдал Его. Он был предан по определенному совету Божьему уже тогда, когда еще не был распят (Деян.2.23). Кроме того, Бог Отец отдал Его всем истинно верующим во исполнение всех замыслов и целей Нового Завета. Он отдал Его для того, чтобы быть для нас всем, в чем мы нуждаемся для нашего спасения. Этим Бог доказал Свою любовь миру: так искренне, так сильно возлюбил Он мир. Теперь люди могут убедиться, что Он любит их и желает им добра.
Христос пришел с любовью, обращенной ко всему миру. Через Него спасение предложено всем. Великая наша евангельская обязанность – верить в Иисуса Христа, принять дар спасения и соответствовать намерению Даятеля. Т.к. Бог Отец отдал нам Сына для того, чтобы Он был нашим пророком, священником и царем, то мы должны отдать Ему себя для того, чтобы Он управлял нами, учил и спасал нас. Неизреченное блаженство всех истинно верующих – они наследуют радости Неба. Бог Отец послал Сына в мир не как посетителя, подобно ангелам, которых Он иногда посылал в мир, но как жителя мира. С тех пор, как человек согрешил, он страшился прихода и появления кого бы то ни было вестника с Неба, сознавая свою вину и ожидая грядущего суда. У нас имелись все основания ожидать, что Он придет судить мир, ибо это преступный мир. Однако Он не начал Свой труд с осуждения, но поставил нас перед престолом благодати. Он пришел, чтобы люди спасены были через Него. Наше спасение следует искать в одном только Христе.
Дочь американской писательницы рассказывала, что однажды ее мать пригласила в гости сенатора К., чтобы тот познакомился с подающим надежды молодым актером. Но сенатор ответил на приглашение отказом: «Уж и не знаю, нужно ли мне с ним встречаться. Я уже вышел из того возраста, когда меня кто-то интересовал». Писательница записала в тот день в своем дневнике: «К счастью, вечный Бог, судя по последним сведениям, до этого еще не дожил». Мы можем быть рады: Господу есть дело до людей. Нашего Небесного Отца интересует каждый человек в роде людском. Чтобы у нас не было никаких сомнений, что Бог любит нас и что Ему есть дело до каждого человека, Христос нам говорит, что Ему есть дело даже до каждого волоска у нас на голове. Мф.10. 30 «У вас же и волосы на голове все сочтены».
Проповедник увидел лисенка на опушке леса. Лисенок испугался и убежал. Он сходил на кухню, взял куриное яйцо и катнул его к тому месту, где видел лисенка. Каждый день он клал на лужайку по яйцу, и каждый день лисенок выходил из-за деревьев ровно настолько, чтобы взять это яйцо, а потом убегал опять в лес. Через некоторое время лисенок подошел за яйцом к самой двери дома. Наверно, он понял, что ему ничего плохого не собираются делать. Этот случай напомнил проповеднику слова Давида: Пс.33.9 «Вкусите, и увидите, как благ Господь». Давид хочет, чтобы мы имели хорошие помыслы о Боге. Испытайте, испробуйте на собственном опыте благость Господа Бога. Благость Его включает в себя любовь и дружелюбие Его Личности, а также щедрость и милосердие Его провидения и благодати. Как же нам вкусить? Как увидеть? Нужно открыть Слово Божье и читать. А читая и размышляя о сострадании Божьем, о любви Божьей, мы узнаем, что Богу можно доверять. Вспомним стих: Пс.83.13 «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя». Мы не должны панически бояться подойти к Нему поближе. Мы можем верой прийти к Богу, и в Нем мы сможем быть счастливы и беспечны. Наш страх превратится в уважение и почтение к Нему. Порой мы не до конца доверяем Богу, как тот лисенок, который сначала опасался проповедника. Но вы дайте Ему возможность проявить Свою любовь. Нет человека, которого не могла бы коснуться Божья любовь.
Чарли Браун, герой газетных комиксов, прямая противоположность суперменам и терминаторам, слабачек и недотепа. В одном комиксе он делает скворечник, когда рядом проходит Люси, особа довольно беспардонная. Чарли ей говорит: «Вот скворечник воробушкам делаю». Люси спрашивает: «Воробушкам? Никто воробьям скворечников не делает». Чарли отвечает: «Я делаю. Я всегда за слабых». Христиане порой не замечают слабых, людей-воробушков, которые живут рядом с ними. Но Бог через ап. Иакова говорит, что христианам нельзя проявлять лицеприятие (Иак.2.1). Ставить одних людей выше других – грех (Иак.2.9). У разных людей разное положение в обществе, разное благосостояние, образование, национальность, но это не повод проявлять к кому-то неуважение на словах или на деле. Христос так не поступал. Он беседовал с мытарями, грешниками, нищими и с богатыми. Он пришел, чтобы стать своим для нас всех. Когда на землю падает малая птица, один воробушек, Бог это видит. Но гораздо больше Отец наш Небесный заботится о людях. Христос сказал: Лк.12.7 «Вы дороже многих малых птиц». Жизнь истинно верующих христиан представляет собой предмет особой заботы Бога. Твердая вера в учение о всеобъемлющем провидении Божьем будет поддерживать нас в любое опасное время и ободрять в нашем уповании на Бога. Бог заботится даже о малых птицах, хотя они оцениваются по два ассария за пять штук. Свои дети дороже для Бога многих малых птиц. И поэтому могут быть уверены, что не забыты Им, если даже они находятся в заключении, в изгнании и забыты своими друзьями. Бог заботится даже о самых незначительных нуждах учеников Христа. Об этом Он говорит так: Ст.7 «А у вас и волосы на голове все сочтены». Тем более сочтены все их вздохи и слезы и капли крови, которые они проливают за имя Христа. Бог считает все их утраты, чтобы возместить их. И они будут возмещены непременно с большой выгодой для них. Так что нам есть чему поучиться у Чарли.
Некий писатель беседовал с известным философом и знатоком разных религий. Писатель сказал: «Мне бывает стыдно, что я всю свою жизнь размышлял над проблемами человечества и пришел к выводу, что ничего я посоветовать толком никому не могу, кроме как: «Попробуйте быть чуть добрее»». Ап. Павел смотрел на доброту немного иначе. Он напрямую увязывал нашу доброту, сострадание и прощение с тем, как с нами поступает Бог. Еф.4.32 «Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Ученики Христа должны быть друг к другу добры. Это означает, что в сердце должна быть любовь. И что она должна проявляться в приветливом, смиренном и дружелюбном обращении с другими. Ученикам Христа подобает быть добрыми друг к другу, как наученные и обучающиеся искусству служить. Сострадательны, т.е. милосердны, отзывчивы на бедствия и страдания других, готовые выразить им сочувствие и жалость. Прощайте друг друга. Среди учеников Христа возможны поводы для разногласий, поэтому им следует быть миролюбивыми, готовыми прощать, подражая в этом Богу. Бог ради Христа простил их, и простил гораздо больше, нежели они могут простить друг другу. И еще: те, кого простил Бог, должны иметь прощающий дух и прощать так же, как прощает Бог истинно раскаявшегося грешника – искренно, от всего сердца, с готовностью и полностью, навсегда. Все конкретные правила, на каких настаивает апостол в этой главе послания, относятся к заповедям второй скрижали. Откуда следует, что христиане должны научиться строго соблюдать эти заповеди. И что тот, кто сознательно не исполняет их, не может быть искренно, истинно любящим Бога или боящимся Его, как бы он на это ни притязал.
Ап. Павел говорил, что именно благодать и человеколюбие Бога подарили нам вечное спасение (Титу 3.4). В мире, где слишком уж часто сталкиваемся мы с эгоизмом, черствостью и безразличием, доброта может принести «толк» нашей жизни, если она исходит из любви Христовой. Когда мы будем жить так, как проповедуем, люди не могут не понять самой сути наших слов и нашей жизни – того, что и нас, и их во Христе Иисусе возлюбил Бог. Если бы наш писатель понял, что понял ап. Павел, он бы не стеснялся совета быть «чуть добрее», а видел бы в этих простых словах великую истину. Стараться быть «чуть добрее» стоит, и именно потому, что Христос явил нам любовь и доброту Божью.
Много таких христиан, которым не дают покоя уверенность в себе, чувство собственного недостоинства и греховности. Им кажется, что они должны что-то сделать, чтобы Бог их любил. А ап. Иоанн сказал, что мы «поступаем в мире сем, как Он (Христос)» (1Ин.4.17). Т.е. мы точно так же, как и Христос, ничуть не должны сомневаться, что наш Небесный Отец нас любит совершенной любовью. Поскольку Христос уже совершил на Кресте искупление наше, нам больше не грозит никакая кара за грех – этот вопрос решен раз и навсегда. Нам не нужно бояться, что Бог нас осудит. Вообще ничего бояться не нужно. Ибо, как писал ап. Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1Ин.4.18). Страх, о котором говорит апостол, это страх осуждения. Но нам нечего бояться, ибо «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8.1). Страх изгоняется Божьей совершенной любовью. Нам прощены все грехи наши, нас крепко обнимает Божья любовь, и нам предначертана вечная радость с Богом – не потому, что это мы что-то сделали, а потому, что Он всё сделал за нас и для нас. Вспомним еще важный для нас стих. 1Ин.4.10 «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас». Апостол подчеркивает любовь Божию еще одним доводом. Бог первым возлюбил нас, причем в том состоянии, в котором мы находились. Он возлюбил нас, когда мы еще не любили Его, когда мы были обременены виной, несчастные, когда мы были недостойными людьми, не заслуживающими добра. Мы нуждались в омытии грехов святой Кровью. Намерение апостола заключается, прежде всего, в том, чтобы замысел Божий стал для нас примером для подражания. Но не следует пренебрегать и содержащимся в его словах учением веры.
Меньше чем за сутки «любовный вирус» заразил миллионы компьютеров. Даже самые осторожные пользователи, некоторые из ведущих разработчиков программного обеспечения не смогли устоять перед соблазном открыть сообщение с простым заголовком «Я тебя люблю». По этому поводу было замечено, что успех вредоносного вируса доказал как уязвимость техники, так и уязвимость человеческого сердца, которое обмануть совсем не сложно. Каждому человеку на планете Земля хочется любви. Не случайно один из самых известных стихов в Библии – это стих из Евангелия от Иоанна Ин.3.16 «Ибо так возлюбил Бог мир, …» (смотри эпиграф). Нам всем, признаем мы это или нет, больше всего хочется именно этой Божьей любви. Не Иисуса ли Христа мы, сами того не зная, ищем со всей страстью своей души? А если это действительно так, то, приняв Божью любовь во Христе, мы можем зажить иначе, новой жизнью. Для тех, кто любит Христа и любим Им, воскресают надежда, радость и мир в душе.
Господь! Просим, помоги нам являть любовь и доброту, поступать с другими так, как с нами поступаешь Ты. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что в Библии Ты открываешь нам причину и источник нашего спасения: наша душа не обретет состояния спокойствия, доколе не познает незаслуженную любовь к себе Бога. И что надо спасение искать только в одном Иисусе Христе. И надо знать, от Кого нам был послан Христос, и почему Он был предложен нам как Спаситель. Просим, дай нам твердо знать это, ибо по причине врожденной нам мнительности в нас возникают дьявольские измышления о собственных заслугах. Но в Библии везде сказано только о Божьей любви, отвергая все заслуги. Мы благодарим, что Ты заботишься о нас, как добрый Пастырь. Благодарим, что Тебе есть дело до каждого человека. Благодарим, что нет человека, которого не могла бы коснуться Божья любовь. Просим, помоги нам любить так, как любишь Ты всех смиренных. Помоги служить Тебе и другим людям, чтобы прожить на этом свете не напрасно. Просим, помоги нам доверять Тебе, дать Тебе возможность проявить Свою любовь. Мы молились во имя Иисуса Христа. Аминь.