ПРОПОВЕДИ
Моральные атрибуты Бога
Лев.11.44 «Я Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят».
В моральном плане Бог святый, справедливый, верный, истинный и любящий.
Трактовка библейского слова «святый» является двоякой. Первое его значение – обособленность. Когда мы говорим, что Бог – свят, мы прежде всего призываем обратить внимание на Его абсолютное отличие от всех остальных существ, от всех Своих творений. Оно объясняется величием Бога, превознесенным выше всего земного и небесного. Его главным превосходством, в силу которого мы почитаем Его, благоговеем перед Ним, поклоняемся Ему, является обособленность. Другой смысл слова «святый» связан с чистотой и праведностью Божьих деяний. Бог делает только то, что праведно. Бог всегда действует по правде, ибо Он свят по Своей природе. Т.о., мы различаем внутреннюю праведность Бога (Его святую природу) и Его внешнюю праведность (Его деяния). Внутренняя праведность Бога – не только результат Божьей воли. Это неизменный атрибут Его вечной природы. Добро, справедливость, чистота, святость и т.п. – не следствие произвольного акта божественной воли и не проявление высшего принципа блага. Они произошли из Его природы. Бог хочет блага, потому что Он благ.
Поскольку Бог свят, Он ненавидит грех. Мы призваны стремиться к тому, чтобы быть нравственно безупречными, честными и праведными, как Бог, Которому мы поклоняемся. Об этом сказано в нескольких местах Библии. Лев.11.44 «Я Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Если мы призваны к святости, это значит, что мы должны обособиться от своей изначальной (полученной от Адама) греховности. Мы призваны отражать нравственный характер Бога. Мы должны подражать Его благости. Эту мысль мы находим и во многих местах Нового Завета. Вспомним слова ап. Павла: 1Кор.7.19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё – в соблюдении заповедей Божьих». И его же слова: Рим.6.14 «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью».
Сегодня много говорят о Божьей любви. Об Его святости вспоминать не принято. А страхом Господним трепетать и вовсе не модно. Это к тому, что чем яснее мы будем видеть славу Бога, тем меньше у нас будет оставаться иллюзий по поводу собственной греховности. Так было с ап. Петром, когда Господь у него на глазах совершил чудо (большой улов). Апостол пал перед Ним и сказал: Лк.5.8 «Выйди от меня (из лодки), Господи, потому что я человек грешный». Если Бог явит нам Себя во всей святости Своей, с нами будет то же, что с пророком Исаией, который вскрикнул: Ис.6.5 «Горе мне! Погиб я!» Но Бог ни в коем случае не хочет нас Своей святостью просто испепелить. Он хочет удалить от нас наш грех (Ис.6.7). Ему хочется, чтобы мы приняли Его прощение и познали всю радость Его любви. Святость Свою Бог нам открывает не для того, чтобы нас ею погубить, а для того, чтобы удалить наш грех. Бог всё видит, но и всё может простить.
Жители Иерусалима на стенах города перед заходом солнца со страхом наблюдали, как город окружает огромное ассирийское войско. Но на рассвете на земле лежали лишь тысячи трупов воинов-ассирийцев. Каким благоговением и благодарностью наполнились сердца тех израильтян, которые были с Богом. А о грешниках пророк Исаия пишет: Ис.33.14 «Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «Кто из нас может жить при огне пожирающем? Кто из нас может жить при вечном пламени?» Речь идет не об адском, а о святом Божьем пламени. Исаия так характеризует Божьих угодников: Ис.33.15 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть …». Исполнять религиозные ритуалы мало, жить в присутствии святого огня можно лишь в том случае, если повиноваться Богу. В Послании к евреям сказано: Евр.12.29 «Бог наш есть поядающий огонь». Как же можно с таким Богом иметь дело? На этот вопрос ответил Христос: Ин.14.23 «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и мы придем к нему и обитель у него сотворим». Если мы уверуем в Иисуса Христа как нашего Спасителя и будем жить так, как того хочет Он, нам не нужно будет жить в страхе перед Его святым огнем. Святость Божья выжигает всё зло.
Слово «справедливый» мы употребляем применительно к взаимоотношениям, нормам общения, законодательству, а также к характеру судебных вердиктов. Аристотель определил справедливость как «воздаяние каждому того, что ему или ей причитается». Если человек карается более сурово, чем того требует совершенное им преступление, то наказание будет несправедливым. Если награда, полученная человеком, окажется меньше или выше, чем он заслужил, то награда эта несправедлива. В Библии справедливость определяется как праведность. Бог справедлив и Он поступает праведно.
Каждому человеку важно знать, что Бог говорит о Себе. Во времена пророка Иеремии некоторые эксперты-богословы (пророки) искажали Божий образ, пророчествуя обман своего сердца. И уводили людей от истины. По этой причине народ не знал природы своего Бога. Плачевный результат не заставил себя долго ждать – народ увели в плен. В наши дни тоже можно встретить людей, которые искажают Божий образ. Некоторые изображают Его злым, мстительным и карающим грешников за малейшие провинности. Но Сам Бог через Библию говорит о Себе как о милосердном, долготерпеливом и многомилостивом (Исход 34.6). Другие, напротив, являют миру любящего Бога, слишком доброго, чтобы наказывать грех. Но Сам Бог называет Себя творящим «суд и правду на земле» (Иер.9.24). Он и Судья и любящий Отец. Самое главное, что мы должны знать о Боге и возвещать миру – то что Он не желает наказывать людей. Он призывает к покаянию и предлагает прощение. Но чтобы быть истинно любящим, Он должен быть и абсолютно справедливым. Справедливость Бога раскрывается, во-первых, в моральном законе, который выражает Его нравственную природу. Во-вторых, в Его праведном суде, в соответствии с которым все получают то, что заслужили. Суд Божий не случаен, не произволен и нелицеприятен. Справедливость Бога соотнесена с благостью, милосердием и любовью. По Своему милосердию Бог нередко воздерживается от суда, либо изменяет меру наказания. А по Своей благости дарует незаслуженные блага тому, кого избрал.
Бог верный и истинный. Поэтому «истинны и праведны суды Его» (Откр.19.2) и слова Его. В Его Личности и обетованиях нет недостатка верности. Мы можем неуклонно держаться упования, «ибо верен Обещавший (Евр.10.23)».Если мы даже неверны, Он остается верным, «ибо Себя отречься не может» (1Тим.2.13).
Бог не прибегает к уловкам диалектики и парадокса и не добавляет нечто к тому, что Он сказал прежде. Бог знает всё, и ничего не может произойти, чего бы Он не учел заранее, прежде чем раскрыть Свои замыслы. И мы, дети Божьи, должны быть верными в нашем возвещении о Нем и в нашей вере.
Миссионер учился несколько лет, чтобы подготовиться к переводу Библии на язык одного малочисленного племени. Когда он прибыл в страну, где жило это племя, он сделал в своем дневнике такую запись: «Чтобы выжить в постоянно меняющихся условиях, нужно привыкнуть к неожиданностям, нужно всегда быть начеку, а самое главное, всё время помнить, что Бог всё держит в Своих руках даже тогда, когда всё вокруг говорит об обратном». Его слова оказались пророческими – через 10 дней в этой стране вспыхнула гражданская война, и ему пришлось уехать. Пророку Иеремии тоже могло так показаться, когда всё вокруг него жутко изменилось. Вавилонский царь взял Иерусалим, увел в плен людей и сравнял город с землей. Но Иеремия продолжал утверждать, что Бог верен Своему Слову, что Бог всё держит в руках. Пророк пишет: Плач Иер.3.22-23 «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя». В нашем изменчивом мире мы можем всегда полагаться на верного Бога, т.к. Он управляет всем.
Верующие родители два года молились, славили Бога песнями, хотя эти два года были для них настоящим кошмаром. Их дочь отошла от Бога и ушла из дома. Потом дочь появилась в родительском доме и на коленях просила прощения у родителей. Они поняли, что Бог верен не только одному поколению, но и всем поколениям. Когда у нас ничего нет, но есть Бог, у нас есть всё, что нужно.
Постоянная смена времен года тоже напоминает нам о Божьей верности. Когда Ной со своей семьей и животными вышел из ковчега после того, как иссякли воды потопа, Бог дал им обетование: Быт.8.22 «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся». Эти слова подразумевают, что эта Земля не всегда будет существовать. Мы ожидаем новое небо и новую Землю. Но до тех пор, пока она существует, Божье провидение будет тщательно сохранять регулярное следование времен года. Оно не будет нарушено ни из-за потопа, ни по какой-то другой причине. Мы должны признать, что благодаря этому колеса природы придерживаются своего курса. Обратим внимание на то, как Бог верен Своим словам до наших дней. Однажды сотворив мир, Господь продолжает держать «всё словом силы Своей» (Евр.1.2,3). Стабильность Божьего завета дня и ночи мы упоминали для укрепления нашей веры в завет Божьей благодати.
В 1-й главе книги Бытие несколько раз повторяются слова: «И стало так». Бог сказал: «Да будет свет», «Да будет твердь», «Да произрастит земля зелень» и т.д. И каждый раз мы читаем: «И стало так». Бог говорил слова, и становились они действительностью. Господь Иисус, говоря о Своих последователях, сказал: Ин.10.28 «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей». Наш добрый Пастырь Христос предлагает нам быть уверенными после того, как верою мы вошли в Его овчарню. Такая уверенность опирается на то, что Он Сам будет верным стражем нашего спасения. Это место учит нас, что спасение всех избранных не менее незыблемо, чем неодолимая божественная сила. Кроме того, Христос дает Своим людям обетование, которое должно твердо укорениться в их душе. Намерение Его заключалось в том, чтобы избранные были твердо уверены в спасении. Нас обступают сильные духовные враги. А наша немощь такова, что иногда мы почти готовы погибнуть. Однако Христос хранит наш залог, и Он больше и сильнее всех врагов наших. Отсюда мы также заключаем, сколь безумно упование некоторых, основывающееся на свободной воле, на собственной добродетели и на заслугах дел. Т.о., мы должны спокойно жить, уповая только на божественную защиту. Наше спасение потому для нас несомненно, что находится в руке Божьей. Бог, взявший нас Своей рукой, силен и верен. Возложив упование на Христа, мы можем быть уверены, что у нас здесь и сейчас есть спасение, и мы будем вечно жить с Господом. Одно из самых утешительных обетований Христа гласит: Ин.14.3 «Приду опять и возьму вас к Себе». Перефразируем слова Господа: «После того, как Я уйду, снова возвращусь к вам». Возвращение не следует понимать здесь как сказанное о Святом Духе. Словно Христос явил ученикам новое присутствие в виде Святого Духа. Верно, что Он (Христос) обитает с нами и в нас через Свой Дух, но здесь говорится о дне, когда Он придет на Землю собирать Своих людей. Это сказал Господь Иисус, в это нужно поверить и ждать с надеждой. Он сказал – и станет так.
Источник всех этих моральных атрибутов Бога – величайшая любовь. Его трансцендентность, Его абсолютно ни от кого и ни от чего не зависимое бытие не противоречат Его благодатной любви-жалости, которая изливается на всех. Бог ни в чем не имеет нужды (Деян.17.25). Но Он заботится о благе тех, кого возлюбил, даже если сами они не имеют любви к Нему и ее не заслуживают. Бог не только любит, но Он Сам в Себе есть любовь. Читаем стих: 1Ин.4.8 «Бог есть любовь». Ради людей Бог Отец послал Своего Сына на смерть, чтобы на всей Земле прекратилась духовная смерть, чтобы дарить людям жизнь вечную.
Господь! Просим, дай нам слышать голос Твоих вечных, дивных слов, чтобы, услышав их, исполнить их всем сердцем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за святость Твою, ибо она показывает истинное добро, выжигая всё зло. Мы благодарим Тебя и за то, что Ты хочешь научить Свой народ освящать себя и быть святым. Т.е. хочешь научить его различать добро и зло и понимать, что чадо Твое не может поступать так, как другие. Они должны научиться постоянно руководствоваться божественным Законом во всех своих поступках, даже самых обычных. Просим, дай нам понять, что как во времена Ветхого, так и во времена Нового Завета без святости никто не увидит Господа. Укажи нам наш грех, выверни наружу всю нашу грязь. Не дай нам жить в грехе и лжи, не дай попасть во власть греху. Благодарим, что Ты для нас, детей Твоих, и Судья и любящий Небесный Отец. Благодарим за любящую заботу о нас. Верность Твоя велика, вечный покой в тени крыл Твоих. Милосердие Твое обновляется каждое утро. Ты – твердыня, в непоколебимости Которого мы всегда можем быть уверены. Благодарим, что Ты восполняешь всякую нашу нужду и не оставляешь нас одних в этом мире. Во имя Иисуса Христа. Аминь.