ПРОПОВЕДИ
Главная обязанность христианина 1
Лк.9.23 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя».
Можем сказать, что нет более важного вопроса в христианском богословии. Самоотречение – это первое правило христианства. Самоотречению можно научиться не с помощью вопросов философии, но с помощью истин Священного Писания. Оно очень тесно связано со спасением.
В предыдущем стихе наш благословенный Спаситель предсказывает ученикам Свои страдания. Лк.9.22 «Сыну Человеческому должно много пострадать». А далее Он уточняет, каким образом Ему предстоит пострадать: 1. Он должен быть отвержен. Он должен стать «камнем, который отвергли строители» (Пс.117.22). 2. Он должен быть убит. Даровавший жизнь другим должен был умереть. И как Христос уничижил Себя ради нас, так и мы должны отречься себя ради Него.
«Ко всем же сказал». Т.е. этими словами Господь обратился не только к ученикам, но и ко всем присутствующим. Обязанность самоотречения не относится только к определенной группе людей. Она касается всех христиан: и служителей и паствы. «Если кто хочет идти за Мною». Если кто хочет следовать за Мною, если кто хочет придти во славу, куда Я направляюсь. «Отвергнись себя». Беза и Эразм так толкуют эти слова: «отвернись от себя, отторгни себя». (Теодор Беза (16 в.) – богослов, выдающийся деятель Реформации, преемник Кальвина, пастор Женевской Реформатской церкви. Эразм Роттердамский (1467-1536) – писатель, богослов, философ. Сыграл большую роль в подготовке Реформации). Слова, сказанные Иисусом Христом, состоят из двух частей: во-первых, допущение «если кто хочет идти за Мною». Во-вторых, обязанность: «отвергнись себя». Это не только побуждение, но и повеление. Что значит для христианина отвергаться себя? Говоря в общем, он должен отвергать своё плотское «я», неотъемлемую часть его самого. Ниже рассмотрим этот вопрос более подробно, более конкретно.
1. Христианин должен отвергать свой разум. Мы не имеем виду отказаться от разума вообще, но согласовывать свое мышление со Словом Божьим. Факт существования Бога, Которому должно поклоняться – написан в сердце человека и не противоречит его пониманию. Однако вопросы: кто такой Бог и как должно поклоняться Ему, непостижимы для разума. Разум должен быть отвергнут как в теории, так и на практике.
Отвергнуть разум в теории – значит отвергнуть его в попытке объяснить догматы о Троице, воплощении и воскресении. В религии есть истины, очевидные нашему разуму. Напр., истина о том, что мы должны удаляться от зла и так поступать с другими, как мы хотим, чтобы поступали с нами. Но триединство Личностей в единстве сущности – божественное откровение и должно приниматься верой. Воплощение – это доктрина о том, что Тот, Кто управляет звездами, родился, стал грудным Младенцем; что дева зачала во чреве. Что во Христе, одной Личности, слились две природы. Не божественная природа превратилась в человеческую, но человеческая природа была усвоена Личностью Сына Божия. Человеческая природа не становится Богом, но она одно целое с Ним. Здесь разум должен быть отвергнут. О воскресении. То, что человеческие тела, преданные земле, более того, разложившие на тысячу частиц или ставшие пеплом, рассеянным по ветру, воскреснут, человеческим разумом постичь невозможно. Эпикурейцы и стоики (последователи древнегреческой философской школы) насмехались над ап. Павлом, проповедовавшим им о воскресении (Деян.17.32). Здесь разум также должен быть отвергнут. Вспомним слова Христа: Ин.5.28-29 «наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут». Химик может разделить смесь из нескольких веществ на составные компоненты, отделить серебро от золота и выделить из сплава составляющие его металлы. Так и мудрый Бог может отделить тела людей, которые смешались с другими веществами и облачить каждую душу в свое тело. Если бы воскресало не то же самое тело, то это было бы уже не воскресение, а скорее творение. Бог не может не сделать этого ради Своей истины.
Отвергнуть разум на практике – значит отвергнуть его при выполнении предписанных обязанностей. Плотской ум человека не соглашается со многими обязанностями, существующими в христианской религии. Бог через Библию говорит: Прит.19.11 «слава для него (человека) – быть снисходительным к проступкам». А плотской ум говорит: «Нет, это трусость. Месть за обиду считалась проявлением мужества у язычников». Бог говорит, что пути святости усыпаны розами. Прит.3.17 «Пути ее – пути приятные». А плотской ум говорит: «Нет, они трудные. На этих путях я должен распять удовольствия и утопить свою радость в слезах». Бог говорит, что вера приносит великую пользу. 1Тим.6.6 «Великое приобретение – быть благочестивым». А человеческий разум говорит: «Став на путь веры, я разорюсь». Очевидно, что истинно верующий должен отвергать плотской ум и противостоять ему. Тот, кто не пойдет дальше своего ума, не достигнет неба.
2. Христианин должен отвергать свою волю. В первозданном состоянии воля человека (Адама) была безгрешна. Она вторила воле Бога. Но с тех пор, как произошло грехопадение, даже, сохраняя свободу в нравственном выборе, она всё же духовно развращена. Бернард Клервоский (1090-1153) (католический богослов-мистик, настоятель монастыря в Клерво (Бургундия)) сказал: «Если бы воля смогла перестать грешить, то не было бы ада». Воле причинен самый большой ущерб грехопадением. Испорченность человеческой природы вызывает отклонение воли в сторону зла. Воля человека не только бессильна, но и упряма: Деян.7.51 «Вы всегда противитесь Духу Святому». Мы должны отвергать свою волю и приводить ее в соответствие с волей Божьей.
3. Христианин должен отвергать свою праведность и добрые дела. Об этом ап. Павел говорит так: Флп.3.8,9 «всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью». Лицемер ткет паутину спасения из своей собственной праведности. А ап. Павел, как пчела, пил спасение из цветка Христовой праведности. Вспомним слова пророка Исаии: Ис.64.6 «Праведность наша – как запачканная одежда». Самые лучшие наши дела запятнаны грехом (эгоизмом). Исполняйте свои христианские обязанности, но в вопросе спасения полагайтесь на праведность Христа. Столб может быть искусно расписан, но у него нет корней. Человек может вести себя пристойно и не иметь корней благодати. Нравственный человек омыт, но не изменился. Жизнь такого человека остается в рамках приличия, в то время как его сердце остается испорченным.
4. Христианин должен отвергать всякую самоуверенность. Одно и то же слово на иврите обозначает уверенность и глупость. Самоуверенность является признаком глупости. Ап. Петр чрезмерно полагался на свою собственную силу. Он говорит: Мф.26.35 «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Однако как скоро поколебалась его уверенность. Даже слова служанки не оставили от нее и следа. Апостол трижды отрекся от Христа, потому что не смог отречься от себя. Нужно внимательно наблюдать за собой и помнить слова: Рим. 11.20 «Не гордись, но бойся». Дрожащий тростник зачастую остается стоять там, где крепкий кедр падает. Некоторые «светила», такие как Иуда Искариот, Порфирий, Юлиан Отступник и др. сияли на небосклоне Церкви и все же упали с него. Кто-то из отцов церкви назвал апостолов глазами мира, ногами Христа и сердцем Церкви. Иуда был одним из них, и все же стал предателем Спасителя. Порфирий (3 в.) греческий философ-неоплатоник, ярый противник христианства, автор 15-ти томного труда «Против христиан». По утверждению Августина был когда-то христианином. Юлиан Отступник (4 в.) – римский император, племянник Константина. Отрекся от христианства, стремился возродить язычество, издал эдикты против христиан.) Другие христиане после того, как Бог перестал воздействовать на них Святым Духом, отпали от Господа на некоторое время.
Напр., Томас Кранмер (1489-1556) – доктор богословия, первый протестантский архиепископ Кентерберийский. Добился публикации английского перевода Библии, заложил основы англиканского вероучения. При королеве Марии Тюдор, жестоко преследовавшей протестантов, провел три года в тюрьме, но после жестоких пыток и перед страхом казни на костре подписал несколько заявлений о раскаянии и отречении от своих убеждений. Однако перед самой казнью отрекся от всех своих заявлений и с большим мужеством и достоинством принял смерть на костре. Отвергай самоуверенность. К этому призывает нас и ап. Павел: 1Кор. 10.12 «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Со стороны Бога справедливо предоставить самому себе того, кто полагается на себя. Виноградная лоза, будучи слабой, ищет опору. Разумный христианин, осознавая свою духовную слабость, верой обвивается вокруг Христа. И может сказать словами ап. Павла: Флп.4.13 «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
5. Христианин должен отвергать свое самомнение. В Библии сказано: Иов 11.12 «Пустой человек мудрствует». Человек обычно высокого мнения о себе. Царь Шапур называл себя «братом солнца и луны». Шапур II (309-379) – шах Ирана. Римский император Коммод (161-192) требовал для себя почестей, как для Бога. И называл себя «золотым Геркулесом». Подобные примеры можно было бы приводить еще долго. Все, рассматривающие себя в увеличительное стекло самолюбия, выглядят в собственных глазах больше, чем они есть на самом деле. Они очень высокого мнения о своих способностях, своем уме и внешности, а к другим относятся с презрением. Отвергайте самомнение. Ап. Павел пишет: Рим.12.3 «Всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать». Вспомним еще стих: Прит.3.7 «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла». И ап. Павел предостерегает: Флп.2.3 «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя».
Для того чтобы тебе отвергнуть все высокомерные, надменные помыслы о себе, поразмышляй над следующим. Самомнение – грех не маленький. Иоанн Златоуст называет его «матерью зла». (Иоанн Златоуст (ок. 347-407) – один из величайших отцов Церкви, толкователь Библии, блестящий проповедник и неустрашимый обличитель, епископ Константинополя. Оставил после себя огромное литературное наследство.) Это своего рода идолопоклонство, преклонение перед самим собой. Как же мы далеки от знаний, которыми обладает сатана. Сатана – разумный дух. Он потерял святость, но не знания. Он достаточно умен, чтобы «прельщать народы» (Отк.20.3). Стоит ли тогда тщеславиться, кичиться своими знаниями и уповать на себя в искушении, в то время как сатана превзошел нас в этом отношении! Наше невежество больше нашего знания. Нам не стоит мнить о себе, как будто мы что-то знаем. Но следует смириться из-за того, чего мы не знаем. Хотя мы обладаем знанием, но грех затмевает его. Мы не столько украшены знаниями, сколько изуродованы грехом. Надменное самодовольство вызывает отвращение и умаляет в личности всякое достоинство. Чем больше человек ценит себя, тем меньше ценят его люди и Бог. Человека, пусть даже и выдающегося, но самовлюбленного, никто не любит. Он как больной чумой врач. Хотя им и восхищаются за его профессионализм, однако никто не испытывает желания приблизиться к нему. Те, кто возомнил о своих достоинствах, стоят на пути скорого падения. Бог либо лишит их рассудка (Ис.29.14), либо перестанет благословлять их труды, либо допустит им впасть в большой грех. Господь позволил ап. Петру, такому самоуверенному, как будто у него благодати было больше, чем у остальных апостолов, очень сильно упасть. Господь иногда допускает самовлюбленным, самодовольным людям не просто отпасть, но отпасть окончательно. Плиний (Плиний Старший, ок.23-79, римский писатель энциклопедист, ученый и государственный деятель) говорит: «Голуби гордятся своими перьями, но, взмывая ввысь в последний раз, они воспаряют так высоко, что становятся добычей ястреба». Так и люди, взмывая в самодовольстве ввысь, становятся добычей князя, господствующего в воздухе (сатаны). Пусть все эти рассуждения побудят нас к самоотречению.
Господь! Просим, дай нам понять, что там, где растет самодовольство, не может процветать благодать! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за наставление, что мы должны приучать себя к самоотречению, что мы должны предпочесть спасение и счастье своей души любым мирским интересам. Что мы обязаны самовольно брать на себя крест, предназначенный для нас и безропотно нести его вслед за Христом. Просим, напомни нам в начале каждого нового дня, что этот день нужно отдать Богу, прожить для Его славы и постоянно вспоминать, что сделал для нас на Кресте Спаситель Иисус Христос. Помоги нам посвятить себя Богу каждый день, а не один раз в жизни. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.